Слайд 1Оплата за неаудиторную (внеурочную) деятельность учителя и распределение стимулирующей части ФОТ
как показатели, отражающие компетентностный подход и формирование надпредметных образовательных результатов
Слайд 2Точка зрения…
«Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им
уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания»
«Новая система оплаты труда призвана повысить эффективность расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану здоровья детей и воспитательную работу"
В.В.Путин
Слайд 3
И.М.Реморенко
«Первое и главное в НСОТ - зависимость заработной платы от
качества и результативности труда. Во всех новых подходах аспекты учета результативности труда на первом месте.»
Слайд 4
А.Фурсенко
«Новая система оплаты труда – не самоцель, а инструмент, с одной
стороны, улучшающий качество образования, с другой – повышающий качество жизни учителей»
Слайд 5Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (декабрь 2008 - декабрь 2009 г.):
- изучение нормативно-правовой
базы, позволяющей реализовать проект;
- дискуссионные площадки, семинары, работа проблемных групп - выработка предложений по видам неаудиторной деятельности учителя, исходя из запросов и возможностей школы;
- активное обсуждение проекта (переговорные площадки: родительская общественность, представители Учредителя, Управляющий совет, администрация «пилотной» школы);
2. Организационно – реализационный. (декабрь 2009 года – август 2010 г.):
- разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта;
- создание электронной базы данных критериев и индикаторов результативности деятельности;
обучение системных администраторов для отслеживания результативности деятельности учащихся и учителей;
- внесение необходимых изменений в нормативную базу школы. Разработка локальных актов всех уровней.
3. Практический (август 2010 – май 2011 г. ):
- введение новой модели оплаты труда за неаудиторную (внеурочную) деятельность и выплат стимулирующего характера за результативность деятельности.
- коррекция возможных сбоев в новой модели;
- отслеживание результативности проекта и снятие «рисков» в условиях резкой дифференциации в оплате труда педагогов.
4. Штатный (сентябрь 2011 г.)
Выработка методических рекомендаций для ОУ при работе в новых условиях.
Слайд 6Механизм введения НСОТ на уровне ОУ
1) Изучение нормативно-правовой базы перехода на
НСОТ
2) Разработка и принятие нормативно-правовых документов на школьном уровне
3) Определение соотношения ФОТ педагогического и учебно-вспомогательного персонала
4) Определение соотношения базовой и стимулирующей части ФОТ
5) Определение порядка оплаты за неаудиторную нагрузку
6) Определение порядка распределения стимулирующей части ФОТ
Слайд 7Изучение нормативно-правовой базы по новой системе оплаты труда (НСОТ) учителей и
отраслевой системе оплаты труда (ОСОТ)
Нормативно-правовая документация федерального, регионального, муни-ципального и школьного уровней;
Публикации в СМИ о новой системе оплаты труда;
Опыт регионов (31 субъект) РФ и муниципальных образований Краснодарского края по введению НСОТ
Слайд 8Новая система оплаты труда (НСОТ)
Нормативно-правовые документы федерального уровня
-Статья144 Трудового Кодекса РФ;
-Закон
РФ «Об образовании»;
-Федеральный Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статься 26.14)
Слайд 9Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 53);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2006 года № АФ-213/03 «О подготовке и направлении вариантов модельных методик»
Слайд 10Введение отраслевой системы оплаты труда
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 29 декабря 2007 г. N 818
"Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях"
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 29 декабря 2007 г. N 822
"Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях"
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 апреля 2008 г. N 167н
"Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения"
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н
"Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583
"О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"
Слайд 11Нормативно-правовые документы регионального уровня
Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 828-КЗ «Об
образовании»;
Постановления главы администрации Краснодарского края:
- от 09.02.2006 № 83 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Краснодарского края»;
- от 25 декабря 2006 года № 1167 «Об эксперименте по применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
Слайд 12Приказ ДОН от 10.08.2007 № 2871 «Об утверждении примерного перечня дополнительных
видов работ, относящихся к внеурочной деятельности учителя, для включения в базовую часть фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений»;
Приказ ДОН от 13.08.2007 № 2904 «Об утверждении примерного положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
Слайд 13Приказы ДОН:
- от 15.08.2007 № 2915-1 «Об утверждении примерного положения
о распределении стимулирующей части ФОТ руководителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
- от 28 сентября № 3284 «О проведении мониторинга правовых актов, принятых по новой системе оплаты труда»;
Постановления главы администрации Краснодарского края:
- от 18 января 2008 года № 17 «О подготовке к введению отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Краснодарского края»;
Слайд 14от 25 января 2008 года № 32 «О продлении эксперимента по
применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
от 11.11.2008 № 1134 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 25 января 2008 года № 32 ……….» (уточнение методики);
от 17.11.2008 № 1152 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края»
Слайд 15от 27.11.2008 № 1218 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников
государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края»;
- от 18.02.2009 № 96 «О продлении эксперимента по применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края»
Слайд 16Нормативно-правовые документы муниципального уровня
1)Постановления глав МО:
о переходе на нормативно-подушевое финансирование и
новую систему оплаты труда;
о продлении эксперимента по применению новых моделей оплаты труда (2008, 2009 гг.);
2) Приказы МОУО:
- «Об установлении групп по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений»;
Слайд 17- об утверждении Положения «О создании и распределении централизованного фонда стимулирования
руководителей ОУ»;
- об установлении ежемесячных выплат и выплат за результаты труда из централизованного фонда руководителям ОУ
Слайд 18Существующая структура заработной платы по НСОТ с учётом её согласования с
ОСОТ
Слайд 19Компенсаци-онные выпла-ты - до 5 %
Заработ-ная плата учителя
Базовая часть –
80-70%
Оплата за аудиторную деятельность –
80-70%
Оплата за неаудиторную (внеурочную) деятельность - 20-30%
Стимулирующая часть –
20-30%
Ежемесячные выплаты
10 %
1) стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы
2)стимулирующая надбавка за выслугу лет
3) Повышающие коэффициенты
Выплаты за результа-ты труда – 10 %
по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
за качество выполняемых работ;
за интенсивность и высокие результаты работы.
Слайд 20Существующие противоречия согласования НСОТ и ОСОТ
1. Установление повышающих коэффициентов:
1.1. За квалификационную
категорию.
Должности педагогических работников/квалификационная категория
Учитель, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, воспитатель в ГПД, преподаватель-организатор ОБЖ, социальный педагог, мастер производственного обучения, старший вожатый и т.д.
Повышающий коэффициент
0,15 - при наличии высшей квалификационной категории
0,10 - при наличии I квалификационной категории
0,05 - при наличии II квалификационной категории
(Как быть в случае отказа от квалификационных категорий?)
1.2. За наличие почетного звания, ученой степени:
0,075 – за учёную степень кандидата наук, или за почётное звание «Заслуженный», «Народный»
0,15 - за ученую степень доктора наук
1.3.Персональный повышающий коэффициент - до 1,5.
Слайд 212. Установление стимулирующих надбавок к окладу (должностному окладу) ставке заработной платы
(ежемесячно):
2.1. За выслугу
При стаже педагогической работы от 1 до 5 лет - 5 %
При стаже педагогической работы от 5 до 10 лет -10 %
При стаже педагогической работы свыше 10 лет -15 %
Может ли выслуга служить показателем качества работы учителя?
Как согласуется выплата за выслугу лет и пенсия по выслуге лет при стаже работы свыше 25 лет?
2.2. За интенсивность и высокие результаты работы (до 200% по суммарным показателям) – по всем группам персонала
Слайд 22«Стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы педагогическим иным работникам
из числа учебно-вспомогательного персонала рекомендуется устанавливать:
за стабильно высокие показатели результативности работы, высокие академические и творческие достижения;
за разработку и внедрение новых эффективных программ, методик, форм (обучения, организации и управления учебным процессом), создание районных экспериментальных площадок, применение в работе достижений науки, передовых методов труда, высокие достижения в работе;
за выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения);
за сложность и напряженность выполняемой работы (в том числе водителям);
за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей.» ( из Положения об оплате труда)
Слайд 23Показатели премирования
При премировании учитывается:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей
в соответствующем периоде;
инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
проведение качественной подготовки и проведения мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;
качественная подготовка и своевременная сдача отчетности;
участие в течение месяца в выполнении важных работ, мероприятий
Слайд 24Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет
тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития.
Может ли учитель, не умеющий освоить новую технологию, научить своего ученика осваивать новые технологии?
(Всероссийский Форум «Модернизация образования» «Институционализация инновационных механизмов модернизации образования», 2008 год)
Слайд 25Проблемы при определении показателей и критериев при оплате за неаудиторную (внеурочную)
деятельность
в базовую часть оплаты труда в основном включены те виды неаудиторной (внеурочной) деятельности учителя, которые ранее оплачивались за счёт надтарифной части ФОТ (заведование элементами инфраструктуры, руководство МО и т.д.);
несбалансированное соотношение доли ФОТ при оплате за неаудиторную (внеурочную) деятельность и стимулирующих выплат (10% и 20% соответственно), не учитывающее, что именно временные затраты и качество неаудиторной (внеурочной) деятельности учителя влияет на изменение качества образования и, как следствие, на результат образовательной деятельности.
Слайд 26Проблемы при определении показателей и критериев распределения стимулирующей части ФОТ
при распределении
стимулирующей части ФОТ очень часто учитывается процесс, а не результат;
отсутствие чётких критериев и индикаторов оценки деятельности учителя, направленной на повышение качества образования и формирование компетенций учащихся, которые бы учитывались при распределении стимулирующей части ФОТ (как ежемесячных, так и разовых выплат);
возникают сложности при определении зачёта учителю достижений учащегося в итоговой аттестации, олимпиадах, так как не всегда именно учитель, преподающий данный предмет способствовал улучшению результата ученика;
Слайд 27не во всех ОУ отработана система
мониторинга результативности деятельности учителя. Очень часто за мониторинговые исследования принимают разовые показатели, а, как известно, мониторинг — это система наблюдений за объектом не менее, чем за 3 прошедших года, и сравнение результатов с исходными данными, и, как следствие, анализ сложившейся ситуации с указанием путей выхода;
в ОУ нет специалистов, которые могли бы провести мониторинговые
исследования беспристрастно, не учитывая межличностные отношения
Выход: создание электронной базы данных ( «Умная школа»)
Слайд 28Вывод:
Необходим общепринятый подход к разработке как критериев неаудиторной (внеурочной) деятельности учителя,
так и показателей, критериев распределения стимулирующей части ФОТ, являющихся отражением компетентностного подхода и формирования надпредметных образовательных результатов.
Другими словами, оплата за неаудиторную (внеурочную) деятельность учителя должна отражать процесс, условия, направленные на достижения результатов, которые, в свою очередь, оплачиваются за счёт стимулирующей части ФОТ.
Слайд 29«Индивидуальные достижения обучающегося (далее – ИДО) – это совокупность образовательных достижений,
позволяющих обучающемуся успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизнедеятельности.
Результативность труда учителя– это качество труда учителя, установленное на основе ИДО, в формирование которых учителем внесен личный вклад.
Слайд 30При оценке качества ИДО выявляется соответствие установленным требованиям следующих показателей:
предметные
(академические) достижения;
общие компетентности;
социально-личностные достижения.
И это в полной мере отражает компетентностный подход.
Слайд 31Группы надпредметных образовательных результатов,
то есть ключевых компетенций
1.Коммуникативные (понимание текстов, работа
с информацией, выступление, написание текстов).
2.Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
3.Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
4.Исследовательские (естественнонаучные и гуманитарные методы исследования).
5.Работа с числами (вычисление, использование математических методов для решения практических задач).
6.Организационные (координация деятельности людей для достижения общей цели).
7.Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
8.Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из различных источников и т.д.).
9.Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие своего «Я»).
10.Решение проблем.
Слайд 32Чтобы реализовать вышеуказанные компетентности у ребёнка, учителю потребуются совершенно иные собственные
компетенции по сравнению с теми, какие были достаточны в своё время для достижения академических результатов. И, в результате, потребуется выработать новые ценности и принципы работы и общения с учениками, новые принципы и подходы к аттестации.
Слайд 33Показатели качества индивидуальных достижений обучающегося (ИДО) в сопоставлении с результативностью труда
учителя и критерии их оценки
Слайд 36Распределение стимулирующей части в ОУ
Слайд 40Пути преодоления возникающих проблем
Детальное ознакомление педагогического коллектив с базовыми документами
Сбор
информации об отношении работников к будущим изменениям
Обсуждение на МО содержание документов и выявление возможных рисков при переходе на НСОТ
Психологические тренинги «Сохранение благоприятного психологического климата в коллективе»
Создание инициативной группы для разработки Положений о базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда
Публикация положения для всеобщего ознакомления
Внесение письменных предложений членами коллектива для доработки проектов
Внесения дополнений в проекты
Согласование с профсоюзным комитетом и управляющим советом
Публикация «Положений» на школьном сайте
Информирование о деталях «Положений» на общем собрании трудового коллектива
Слайд 41
Результаты реализации проекта
Отход от традиционной подхода к оценке деятельности учителя;
Вариативность
форм организации внеурочных видов занятости учащихся;
Индивидуализация обучения;
Замена точечного контроля только академических достижений непрерывным мониторингом индивидуальных достижений учащихся (в их сравнении с самим собой)
Расширение образовательного пространства учащегося и учителя;
Переход к оплате видов деятельности учителя, непосредственно влияющих на результат (качество) образования.
Переход в другой системе аттестации педагогических и руководящих кадров.
Учёт всех достижений учащихся при поступлении в ссузы и вузы.