Обзор зарубежных подходов к повышению финансовой грамотности населения презентация

Содержание

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Финансовая грамотность - это фото фото фото - способность эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения долгосрочного финансового благополучия (U.S. Financial Literacy

Слайд 1Обзор зарубежных подходов к повышению финансовой грамотности населения
Кузина О.Е.
НИУ ВШЭ
24 апреля

2012 г.

Высшая школа экономики, Москва, 2012
www.hse.ru


Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2012
Финансовая грамотность - это
фото
фото
фото
- способность эффективно использовать

знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения долгосрочного финансового благополучия (U.S. Financial Literacy and Education Commission, 2007).
- базисные знания, которыми люди должны обладать, чтобы выжить в современном обществе (Kim, 2001)
- способность читать, анализировать, управлять и обмениваться информацией о личных финансовых обстоятельствах, которые влияют на материальное положение. Она включает способность различать альтернативные финансовые предложения, обсуждать денежные и финансовые вопросы без дискомфорта (или несмотря на его наличие), планировать будущее и компетентно реагировать на жизненные обстоятельства, которые влияют на повседневные финансовые решения, включая события в экономике в целом (Vitt et al., 2000; Cude et al., 2006).

Слайд 3Высшая школа экономики, Москва, 2012
Понятие финансовой грамотности населения
фото
фото
фото

‘финансовая грамотность’ (financial

literacy)
‘финансовая способность’ (financial capability)
‘финансовое образование’ (financial education)
‘финансовая осведомленность’ (financial awareness)
‘финансовая уверенность’ (financial confidence)
‘финансовая культура’ (finacial culture)
‘финансовая включенность/исключенность’ (financial inclusion/exclusion)

Слайд 4Высшая школа экономики, Москва, 2012
Понятие финансовой грамотности населения, OECD
фото
фото
фото
Осведомленность, знания,

навыки, установки и поведение, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия
• Осведомленность - считают ли респонденты себя осведомленными о финансовых продуктах
• Поведение – пользование финансовыми продуктами, ведение бюджета, случаи дефицита дохода, наличие и достаточность сбережений
• Сравнение цен и условий при покупке услуг, источники информации
• Установки
• Финансовая арифметика (понимание простых и сложных процентов, инфляции, дисконтирования и т.п.)

Слайд 5Высшая школа экономики, Москва, 2012
Понятие финансовой грамотности населения, FSA
фото
фото
фото
Управление деньгами


Долгосрочное планирование
Выбор между различными альтернативами
Поддержание информированности
Наличие мотивации (в первую очередь, менять собственное поведение)

Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2012
Международный опыт. Национальные программы повышения финансовой грамотности
фото
фото
фото
Великобритания

(FSA, HM Treasury)
Австралия (Australian Securities and Investments Commission)
Новая Зеландия (Retirement Commission)
США (Jump$tart Coalition - a non-profit 501c3 organization, US Treasury)
Канада (Canada’s Task Force on Financial Literacy, Department of Finance)
Польша (The National Bank of Poland)
OECD (International Gateway for Financial Education)

Слайд 7Высшая школа экономики, Москва, 2012
Какие программы и мероприятия проводятся
фото
фото
фото
Печатные материалы (листовки,

брошюры и т.п.)
Кампании в средствах массовой информации (образовательные и развлекательные программы edutainment, социальный маркетинг)
Web-сайты
Образовательные программы в школах (обязательные и факультативные курсы, национальные конкурсы, игры и т.п.)
Образовательные программы и семинары для взрослых, включая конкретные целевые группы (работающие, бедные, заемщики и т.п.)
Государственные организации чаще всего используют Web-сайты и брошюры/листовки

Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2012
Оценка эффективности программ по финансовому просвещению -

исследование 2008 г. (1)

фото

фото

фото

Что бы было, если бы этих программ не было?
Какие формы финансового просвещения есть и к каким результатам они приводят? Для каких целевых групп какие формы лучше использовать?
Полученные выводы:
Предварительный вывод пока неутешителен – с помощью программ повышения финансовой грамотности очень трудно изменить установки и поведение людей.
В лучшем случае можно говорить об увеличении знаний и росте субъективных самооценок уровня финансовой грамотности.


Слайд 9Высшая школа экономики, Москва, 2012
Оценка эффективности программ по финансовому просвещению (2)
фото
фото
фото
Американский

опыт оценки эффективности школьных программ ФП – нет существенных различий в уровне знаний школьников, посещавших занятия по ФП, и тех, кто не учился по этим программам. Обнаружено влияние только для самых маленьких школьников.
Пока разработчики школьных программ плохо представляют себе в каком возрасте какой материал нужно давать.
Есть также свидетельства того, что включение финансовых задач в задачи по математике не дает никакой отдачи, а только мешает усвоению знаний по математике.
Наличие эффекта было выявлено для программы School of Finance Certificate in Financial Studies. Однако эта оценка была сделана без применения контрольной группы.


Слайд 10Высшая школа экономики, Москва, 2012
Уровень финансовой грамотности в России
фото
фото
фото
Всероссийские опросы населения,

количество респондентов 1600 человек, ошибка выборки 3,4%

июнь 2008 г. - НАФИ по заказу Всемирного банка
декабрь 2008 г., февраль, август, ноябрь 2010 – инициативные опросы НАФИ
ноябрь 2009 г., ноябрь 2011 г. – исследования НИУ ВШЭ



Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2012
Субъективные оценки уровня финансовой грамотности
% от

всех респондентов (N=1600)

фото

фото

фото


Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2012
Ведение бюджета доходов и расходов домохозяйств %

всех респондентов (N=1600)

фото

фото

фото


Слайд 13Высшая школа экономики, Москва, 2012
Чтение договоров перед подписанием
% от всех

респондентов (N=1600)

фото

фото

фото


Слайд 14Высшая школа экономики, Москва, 2012
Тест на знание того, какие активы защищены

ССВ
% от всех респондентов (N=1600)

фото

фото

фото


Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2012
Программы и проблемы преподавания ФГ в школах

(опрос школьных учителей в США)

фото

фото

фото


Слайд 16Высшая школа экономики, Москва, 2012
Программы и проблемы преподавания ФГ (опрос учителей

в школах США)

фото

фото

фото


Слайд 17Высшая школа экономики, Москва, 2012
Программы и проблемы преподавания ФГ (опрос учителей

в школах США)

фото

фото

фото


Слайд 18101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20
Тел.: (495) 621-7983, факс: (495)

628-7931
www.hse.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика