Слайд 1Иван Яковлевич Яковлев
1848-1930
Слайд 2Цель
Изучить жизнь и деятельность
ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА ЯКОВЛЕВА
Задачи
Изучить биографию.
Доказать значимость деятельности И.Я.Яковлева
для чувашского народа.
Слайд 3ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Могут ли дети простых людей стать гениями? Что для этого
нужно?
Слайд 4Чувашская деревня Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии(ныне
Тетюшский район Республики Татарстан) дала чувашскому народу гения который работал над национальным подъемом.
Слайд 5Рождение гения
В черновике автобиографии гимназист Иван Яковлев 26 августа 1868 г.
пишет: «Я родился 13 апреля 1848 г., день моего рождения... считается самым счастливейшим. Это был третий день пасхи в том году. По другим известиям моих родичей, я родился 18 апреля... Но это, мне кажется, положительно неправда. Я тут полагаюсь на показания моих родных …»
Слайд 6Кирилловы
После смерти родной матери Яковлева усыновил удельный крестьянин той же деревни
Кошки-Новотимбаево Пахом Кириллов. В 1837 г. от холеры умерли его сыновья Ефрем и Александр. Иван Яковлев стал третьим сыном в этой семье после Андрея и Филиппа.
В доме, где воспитывался Иван Яковлев, жили две семьи: Пахома Кириллова и его сына Андрея. У последнего в 1856 г. родился сын Петр, о воспитании и образовании которого позднее проявил большую заботу гимназист Яковлев. В доме Кирилловых маленький Иван не был чужим. Его окружали дружелюбие и ласка. Членов большой семьи сплачивал коллективный труд. О жизни в этой семье Яковлев писал: «Меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что Пахомовы мне чужие, хотя кое по каким признакам догадывался об этом. Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только когда мне исполнилось лет 17, т. е. когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья».
Слайд 7Путь к знаниям
Летом 1856 г. заведующий Бурундукским удельным училищем священник А.
Баратынский приехал в деревню Кошки-Новотимбаево для набора учеников на новый учебный год. Старосте деревни Питнову он приказал набрать восемь мальчиков, хотя столько и не требовалось, для чего был составлен список кандидатов. Однако их родителям удалось откупиться. Священник записал лишь одного, по имени Иван Яковлев, который по требованию Баратынского был доставлен прямо с поля.
Без согласия на то опекунов Иван Яковлев был взят в удельное училище. Для семьи Кирилловых это был большой удар, особенно для слепого Пахома, которому Иван служил поводырем, верным помощником в хозяйстве. Несколько раз Кирилловы пытались освободить своего приемного сына, но безуспешно.
Слайд 8Первые успехи
Летом 1860 г. Яковлев блестяще окончил удельное училище. Вообще сильные
ученики программу курса проходили за 4 года, а слабые — за 5—10 лет.
О таких учениках журнал «Русская школа» писал: «На экзаменах ревизоры удивлялись памяти чувашских мальчиков, которые оказывались в состоянии заучить несколько учебников без всякого понимания».
Слайд 9Учеба
В 1860 г. Иван Яковлев, окончив училище в числе
лучших, был послан в г. Симбирск для продолжения учебы в уездном училище.
Среди принятых, кроме Яковлева, оказалось еще три чувашских мальчика из удельных крестьян: Афанасий Тихонов, Степан Федоров, Константин Андриянов. Самым молодым из них был Иван Яковлев.
По его окончании все они должны были стать учителями. Однако в конце декабря того же года Иван вместе со всем классом был переведен в только что открытые землемерно-таксаторские классы.
Слайд 10 Стремление к знаниям
В апреле 1864 г. Яковлев успешно окончил землемерно-таксаторские
классы и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. По успеваемости и прилежанию он был в числе лучших.
16 мая 1864 г. он был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань. Сюда он прибыл 5 июня 1864 г. вместе со своим другом, мордвином Григорием Александровым, и поступил в распоряжение местной удельной конторы.
С большим трудом он добился освобождения от службы в удельном ведомтсве, в 1867 г. поступил в V класс Симбирской мужской классической гимназии.
Слайд 11Первые шаги к просвещению
Яковлев зажегся идеей учить нерусских детей. Толчком ее
к практическому осуществлению стала опубликованная 11 мая 1868 г. в «Симбирских губернских ведомостях» заметка о марийских мальчиках, изъявивших желание по окончании сельского училища продолжить образование в городе. Газета сообщала, что в Уфу привезли 10 мальчиков из миссионерских училищ, на содержание их выделено 200 руб. В июне 1868 г. Яковлев выехал в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников
Слайд 12Я родился в среде этих мирных, добрых людей , рано испытавши
их горькую участь, но не мог оставаться хладнокровным в их судьбе и к их будущности…И настоящее безотрадное положение рано заставило меня задуматься над положением моих сородичей.
И.Я.Яковлев
Богатырский дух был у этого человека. Пятьдесят лет тянул к свету свой народ, и в каких условиях.
В.И.Ленин
Слайд 13Становление и развитие чувашской национальной школы
Началась школа Яковлева со съемной квартирной
школы гимназиста (1868) и переводческой комиссии (1970).
А. В. Рекеев, первый ученик
И. Я. Яковлева, переводчик,
на свои средства открывший несколько сельских школ
Слайд 14Зарождение школы родного языка
Обучаясь в гимназии, он приступает к созданию
школы. Симбирская чувашская школа(1871) явилась первой национальной школой в истории чувашского народа.
Слайд 15Учась в университете он создает новый чувашский алфавит, составляет и издает
на нем ряд учебных книг, включая букварь.
Слайд 16В главном корпусе Симбирской чувашской школы прожил со своей семьей с
1885 по 1922 гг.
Слайд 17С 1878 года открывается женское отделение при Симбирской центральной чувашской школе.
Слайд 18С 1890 года- Симбирская чувашская учительская школа.
Преподаватели Симбирской чувашской учительской школы,
сподвижники И. Я. Яковлева в переводе и издании книг.
Стоят (слева направо): В.А.Афанасьев,
Н. М. Охотников, В. Н. Никифоров; сидят:
П. В. Васильев, А. П. Петров, В. И. Скворцов. Симбирск,.
Слайд 19В 1906 открывается двухклассное мужское училище, в 1907- женское двухклассное училище
Слайд 20
Симбирская чувашская школа стала центром культурного возрождения чувашского народа. Из его
стен вышли сотни известных людей, которые воплощали в жизнь завещание И.Я.Яковлева
Слайд 21За заслуги был награжден грамотами
Слайд 22За этими партами учились ученики Я.Я.Яковлева.
Слайд 23
ВЫВОД
И.Я.Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в темное глухое время. В
течение одного человеческого века он создал литературный чувашский язык .
Он был великим возрожденцем чувашского народа. Иван Яковлевич вышел из простой крестьянской земли, но сумел достичь невероятных результатов на своем педагогическом поприще благодаря упорному труду и силе духа.