15 НОЯБРЯ 2013 Г.
Решетова Екатерина
Старший научный сотрудник
Институт экономики транспорта и транспортной политики
Решетова Екатерина
Старший научный сотрудник
Институт экономики транспорта и транспортной политики
Транспортная инфраструктура России хронически недоинвестирована
Фундаментальное увеличение инвестиций
в транспортный комплекс становятся все более жестким императивом российской экономики
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ
Федеральный закон РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ
Федеральный закон РФ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ
Федеральный закон «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 июня 2009 г. № 145-ФЗ
Проект Федерального закона "О государственно-частном партнерстве"
Высшая школа экономики, Москва, 2013
фото
фото
Законодательному закреплению идеи ГЧП в Российской практике уже более 20 лет (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе")
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Привлечь инвесторов к участию в строительстве транспортных сооружений чрезвычайно трудно:
физическая (линейная) природа проектов,
потребность в значительных земельных ресурсах фактически исключают конкуренцию на этом рынке,
необходимость кредитного финансирования
высокие процентные ставки банковского кредитования (12% и более)
Там, где есть спрос бизнеса, проблема привлечения частных инвестиций решается довольно легко: частный бизнес активно приходит и развивается в настоящее время, например, в терминальную и логистическую сферы, морские порты, перегрузочные узлы, складские комплексы и т.п.
4
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (1/3)
Методическое руководство Всемирного банка «Платные дороги. Современные тенденции участия частного сектора. 2000 г.»: «частная компания должна брать на себя операционные риски в течение периода эксплуатации, либо сумму строительных и операционных рисков в течение контрактного периода».
5
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (2/3)
В странах Западной Европы платная трасса является даже не второй, а одной из многих альтернативных возможностей проезда
6
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (3/3)
К инструментами поддержки инвестора в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта относятся также:
льготные условия выделения средств из федерального дорожного фонда (иных государственных источников);
долевое – до 90 % – софинансирование строительства;
упрощение процедуры доступа к новым источникам финансирования: долгосрочным кредитам, негосударственным пенсионным фондам, облигационным займам и т.п.
Поступления от сбора платы за проезд во всех случаях сопоставимы по порядку величин с гарантированными процентными доходами инвестора-исполнителя
8
с учетом прогнозных доходов по Программе ГК «Автодор» на долгосрочный период 2010 - 2019 гг.
В настоящее время имеется несколько проектов, реализуемых на основе механизма ГЧП:
Проекты, реализуемые на основе федерального законодательства
Проекты, реализуемые на основе регионального законодательства
Развитие аэропорта «Пулково»
Западный скоростной диаметр (после 2010 г.)
10
Укрупненная структура поступлений в сегмент дорожного хозяйства, контролируемый ГК «АВТОДОР» за 2012 г.
Структура поступлений в сегмент дорожного хозяйства, контролируемый ГК «АВТОДОР» за 2010 – 2012 гг., млн. руб.
11
Экономическое существо сделки:
– государство осуществляет финансирование строительства участка на 89,5%;
– государство осуществляет финансирование ремонта и эксплуатации участка - 100%;
– государство берет на себя трафиковые риски;
– компания-исполнитель получает более 100% поступлений от эксплуатации участка на платной основе в качестве ежегодного дохода на свои инвестиции.
12
фото
фото
Процентные доходы инвестора, взятые нарастающим итогом, превысят (на обозримую перспективу) прогнозные годовые сборы платы за проезд не только по обходу Вышнего Волочка, но и по совокупности всех платных участков дороги М-11
13
фото
фото
Общая стоимость реализации проекта увеличивается на 28 млрд. руб. или на 30 % по сравнению с бюджетным финансированием строительства и эксплуатации Объекта на период до 2027 года
14
Изменение организационных форм строительства и взаимодействия участников ГЧП, направленные на оптимизацию суммарных затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог в течение их жизненного цикла
15
Схема дополнительной мотивации инвестора – бонусы –в случае превышения фактического объема сбора платы над прогнозным.
Схема обеспечения качества сервиса – штрафы – за нарушение требований к содержанию и эксплуатации объектов.
17
Заключение контрактов КЖЦ на весь комплекс работ по созданию объекта
Включение в контракты КЖЦ создание (в случае необходимости) сети бесплатных альтернативных дорог и проездов и их дальнейшую эксплуатацию
Заключение контрактов КЖЦ на весь комплекс работ по созданию объекта (в т.ч. примыкания и развязки)
Включение в контракт этапа подготовки территории, в т.ч. выноса коммуникаций и оптимизацию проектных решений
Обеспечение максимальных ставок по кредитам государственных банков на уровне, не превышающем 5,5 % годовых, в целях снижения финансовой нагрузки для инвесторов.
6. Внесение необходимых изменений в нормативные базы смежного законодательства: налогового, бюджетного, в законодательство о госзакупках, в Федеральном законе № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
18
7. Реализация КЖЦ с учетом раннего входа инвесторов в проект
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть