ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ презентация

Содержание

Высшая школа экономики, Москва, 2013 ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РФ фото фото Объем бюджетного финансирования дорожного хозяйства из бюджетов всех уровней, в %% к ВВП Транспортная инфраструктура России хронически

Слайд 1Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ
Х

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ
15 НОЯБРЯ 2013 Г.

Решетова Екатерина

Старший научный сотрудник

Институт экономики транспорта и транспортной политики


Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2013
ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РФ
фото
фото
Объем бюджетного

финансирования дорожного хозяйства из бюджетов всех уровней, в %% к ВВП

Транспортная инфраструктура России хронически недоинвестирована

Фундаментальное увеличение инвестиций в транспортный комплекс становятся все более жестким императивом российской экономики


Слайд 3В 61 субъекте РФ приняты региональные законы.
В Санкт-Петербурге уже существует

опыт реализации дорожных проектов на основании регионального законодательства:
Закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»
Постановления Правительства Санкт-Петербурга ПП № 346 от 31.03.2009 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге», ПП № 347 от 31.03.2009 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» и последующих изменений к ним в связи с реализуемыми ГЧП проектами

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ
Федеральный закон РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ
Федеральный закон РФ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ
Федеральный закон «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 июня 2009 г. № 145-ФЗ
Проект Федерального закона "О государственно-частном партнерстве"

Высшая школа экономики, Москва, 2013


фото

фото

Законодательному закреплению идеи ГЧП в Российской практике уже более 20 лет (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе")

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО



Слайд 4Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
ГЧП как инструмент финансирования транспортных проектов в

России до сих пор не развит

Привлечь инвесторов к участию в строительстве транспортных сооружений чрезвычайно трудно:
физическая (линейная) природа проектов,
потребность в значительных земельных ресурсах фактически исключают конкуренцию на этом рынке,
необходимость кредитного финансирования
высокие процентные ставки банковского кредитования (12% и более)

Там, где есть спрос бизнеса, проблема привлечения частных инвестиций решается довольно легко: частный бизнес активно приходит и развивается в настоящее время, например, в терминальную и логистическую сферы, морские порты, перегрузочные узлы, складские комплексы и т.п.

4


Слайд 5Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
Эксплуатационные (трафиковые)
Статья 38 (пункт 3.5) №257-ФЗ

предусматривает «обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных концессионным соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств».
Противоречит мировому опыту!

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (1/3)

Методическое руководство Всемирного банка «Платные дороги. Современные тенденции участия частного сектора. 2000 г.»: «частная компания должна брать на себя операционные риски в течение периода эксплуатации, либо сумму строительных и операционных рисков в течение контрактного периода».

5


Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
Технические (сетевые)
Статья 37 Федерального закона №257-ФЗ

- норма о трехкратном перепробеге по альтернативному бесплатному маршруту позволяет
перевести в категорию платных практически любую автомобильную дорогу на европейской части территории РФ
осуществлять строительство платных дорог на Крайнем Севере в условиях неразвитой низовой сети дорог

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (2/3)

В странах Западной Европы платная трасса является даже не второй, а одной из многих альтернативных возможностей проезда

6


Слайд 7Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
Финансово-экономические (Ценовые)
Гарантированная норма доходности на инвестиционные вложения

(на сегодняшний день порядка 12,5 %) – не только вполне комфортный возврат на безрисковые вложения, но и обеспечивает превышение процентных доходов инвестора, взятых нарастающим итогом, относительно прогнозных доходов от сбора платы за проезд.

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ (3/3)

К инструментами поддержки инвестора в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта относятся также:
льготные условия выделения средств из федерального дорожного фонда (иных государственных источников);
долевое – до 90 % – софинансирование строительства;
упрощение процедуры доступа к новым источникам финансирования: долгосрочным кредитам, негосударственным пенсионным фондам, облигационным займам и т.п.


Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
СРАВНЕНИЕ ДОХОДОВ ИНВЕСТОРА (ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ДОЛЕ ЕГО

УЧАСТИЯ) С ПОСТУПЛЕНИЯМИ ОТ СБОРА ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД 1 КМ ДОРОГИ, МЛН. РУБ.

Поступления от сбора платы за проезд во всех случаях сопоставимы по порядку величин с гарантированными процентными доходами инвестора-исполнителя

8

с учетом прогнозных доходов по Программе ГК «Автодор» на долгосрочный период 2010 - 2019 гг.


Слайд 9Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Концессионное соглашение на строительство скоростной автомобильной

дороги Москва – Санкт-Петербург (15 км – 58 км) в обход г. Химки
Концессионное соглашение на строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (км 258 - км 334) в обход Вышнего Волочка
Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск (обход Одинцово)
Западный скоростной диаметр (до 2009 г.)

В настоящее время имеется несколько проектов, реализуемых на основе механизма ГЧП:

Проекты, реализуемые на основе федерального законодательства

Проекты, реализуемые на основе регионального законодательства


Развитие аэропорта «Пулково»
Западный скоростной диаметр (после 2010 г.)


Слайд 10Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ТИПОВОГО КОНТРАКТА
Доля частных инвестиций

в инфраструктурные проекты остается крайне незначительной даже в лучшей из наиболее продвинутых отечественных практик

10


Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
СТРУКТУРА ПОСТУПЛЕНИЙ В СЕГМЕНТ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ

ГК «АВТОДОР»

Укрупненная структура поступлений в сегмент дорожного хозяйства, контролируемый ГК «АВТОДОР» за 2012 г.

Структура поступлений в сегмент дорожного хозяйства, контролируемый ГК «АВТОДОР» за 2010 – 2012 гг., млн. руб.

11


Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото
фото
ДОЛГОСРОЧНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, СОДЕРЖАНИЕ,

РЕМОНТ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ КМ 258 – КМ 334 (ОБХОД ВЫШНЕГО ВОЛОЧКА)»

Экономическое существо сделки:
– государство осуществляет финансирование строительства участка на 89,5%;
– государство осуществляет финансирование ремонта и эксплуатации участка - 100%;
– государство берет на себя трафиковые риски;
– компания-исполнитель получает более 100% поступлений от эксплуатации участка на платной основе в качестве ежегодного дохода на свои инвестиции.

12


Слайд 13Высшая школа экономики, Москва, 2013
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАТНЫХ УЧАСТКОВ ДОРОГИ М-11

(НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ), МЛРД. РУБЛЕЙ

фото

фото

Процентные доходы инвестора, взятые нарастающим итогом, превысят (на обозримую перспективу) прогнозные годовые сборы платы за проезд не только по обходу Вышнего Волочка, но и по совокупности всех платных участков дороги М-11

13


Слайд 14Высшая школа экономики, Москва, 2013
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОЖНОГО МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ Р. ЛЕНА

В РАЙОНЕ Г. ЯКУТСКА

фото

фото

Общая стоимость реализации проекта увеличивается на 28 млрд. руб. или на 30 % по сравнению с бюджетным финансированием строительства и эксплуатации Объекта на период до 2027 года

14


Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2013
ВЫВОДЫ
фото
фото
Ждать значительного притока инвестиционных денег в строительство

капиталоемких дорожных объектов не приходится: ставка кредита в 10-12% годовых является для таких проектов, по сути дела, запретительной.
Обеспечение притока частных инвестиций в строительство линейных сооружений до настоящего времени заканчивалось в основном кредитами государственных банков.
Реализация проекта становится привлекательной для потенциального Концессионера исключительно в случае принятия масштабных компенсационных мер со стороны государства, а также государственных гарантий того, что проект окажется эффективным, и инвестиции окупятся.

Изменение организационных форм строительства и взаимодействия участников ГЧП, направленные на оптимизацию суммарных затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог в течение их жизненного цикла


15


Слайд 16Высшая школа экономики, Москва, 2013
фото
фото
ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ КЖЦ


Слайд 17Высшая школа экономики, Москва, 2013
фото
фото
СТРУКТУРА ПЛАТЕЖЕЙ ИНВЕСТОРУ В РАМКАХ МОДЕЛИ КЖЦ

(ВКЛЮЧАЯ ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ И ОПЛАТУ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ)

Схема дополнительной мотивации инвестора – бонусы –в случае превышения фактического объема сбора платы над прогнозным.
Схема обеспечения качества сервиса – штрафы – за нарушение требований к содержанию и эксплуатации объектов.

17


Слайд 18Высшая школа экономики, Москва, 2013
фото
фото
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БУДУЩИХ

ПРОЕКТОВ КОНЦЕССИЙ И КЖЦ (1/2)

Заключение контрактов КЖЦ на весь комплекс работ по созданию объекта
Включение в контракты КЖЦ создание (в случае необходимости) сети бесплатных альтернативных дорог и проездов и их дальнейшую эксплуатацию
Заключение контрактов КЖЦ на весь комплекс работ по созданию объекта (в т.ч. примыкания и развязки)
Включение в контракт этапа подготовки территории, в т.ч. выноса коммуникаций и оптимизацию проектных решений
Обеспечение максимальных ставок по кредитам государственных банков на уровне, не превышающем 5,5 % годовых, в целях снижения финансовой нагрузки для инвесторов.
6. Внесение необходимых изменений в нормативные базы смежного законодательства: налогового, бюджетного, в законодательство о госзакупках, в Федеральном законе № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

18


Слайд 19фото
фото
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПРОЕКТОВ КОНЦЕССИЙ И КЖЦ

(2/2)

7. Реализация КЖЦ с учетом раннего входа инвесторов в проект


Слайд 20фото
фото
Спасибо за внимание
Решетова Екатерина
Старший научный сотрудник
Института экономики транспорта и

транспортной политики НИУ ВШЭ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика