Слайд 1В.А.Власенко, 2010
«Формирующее оценивание»
Слайд 2Добрый день!
Поговорим об оценивании?!…
Как ученик…
Как учитель…
Использованы фото участников тренинга «Оценивание
в образовании», 2009 г.
Слайд 4В.А.Власенко, 2010
Степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им
учитель
у хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев;
у слабо успевающих - в 11% случаев.
По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев.
Слайд 5Причины необъективности педагогической оценки:
педагогический субъективизм;
недостаточная разработанность критериев оценивания.
В.А.Власенко, 2010
Слайд 6В.А.Власенко, 2010
Задание
Примите участие в составлении Инструкции по технике безопасного оценивания
https://spreadsheets.google.com/ccc?key=0Aqmx19bnKQcddEdqcnJ2dTE4YkpaaFQ4aXVncDVwcXc&hl=ru&authkey=CK7Ps8MD
Слайд 7В.А.Власенко, 2010
«Если традиционные способы оценивания не могут зафиксировать наличие необычных, узкоспециальных
знаний, то ещё в меньшей степени они способны улавливать формирование навыков особого рода, мотивов и привычек, способов мышления и видов деятельности, способных составить в будущем арсенал компетентного учёного, историка, социолога, фотографа, репортёра, повара или родителя.»
Джон Равен
Слайд 8Внешние ресурсы:
информация,
люди, группы, организации
и т.д.
Внутренние ресурсы:
знания,
умения,
навыки,
способы деятельности
психологические особенности ,
ценности
и
т.д.
Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
В.А.Власенко, 2010
Слайд 9Ключевые компетентности: ФОРМИРОВАНИЕ
Внешние ресурсы:
Опыт включения в деятельность
Внутренние ресурсы:
знания, умения, навыки,
способы деятельности
психологические особенности, ценности
и т.д.
Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов
МЕТОД ПРОЕКТОВ
В.А.Власенко, 2010
Слайд 10В.А.Власенко, 2010
Оценивание: современные тенденции
Слайд 11Ключевые компетентности: ОЦЕНКА
Внутренняя (формирующая) оценка
использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию,
процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами)
Внешняя (суммирующая) оценка
основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)
В.А.Власенко, 2010
Слайд 13В.А.Власенко, 2010
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося
и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Слайд 14“Оценка может быть полезной для обучения, если с её помощью получают
информацию, которая используется учителями и учащимися при оценке себя и друг друга, для изменения того, как осуществляется преподавание и приобретение знаний. Такая оценка становится «формирующей», когда полученная в её ходе информация ложится в основу адаптации преподавания к потребностям в обучении.”
Assessment for Learning: Putting it into practice, Black et al, 2003
В.А.Власенко, 2010
Слайд 1610
Изменение практик оценивания
В личностно-ориентированном обучении используются иные, по сравнению с традиционным,
практики оценивания.
Тесты и контрольные работы используются, но теперь это не единственные методы оценивания учеников .
Различные методы оценивания используются на разных этапах работы над проектом и могут преследовать различные цели.
Например:
Учитель и ученики обмениваются мнениями в ходе ученических конференций
Оценочные листы и критерии оценки помогают ученикам понимать, что от них ожидается и управлять процессом своего обучения
Самооценка и рефлексия мотивируют процесс метапознания и ответственность за результаты обучения
Критерии оценки позволяют определить качество материалов и форму их представления, при их оценке учителями и сверстниками.
Слайд 17В.А.Власенко, 2010
Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и
оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Слайд 18В.А.Власенко, 2010
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять,
что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Слайд 19В.А.Власенко, 2010
Результатами применения формирующего оценивания является:
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в
наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.
Слайд 20В.А.Власенко, 2010
Субъекты оценивания
Учащийся
личные достижения
прогресс
приращение знаний, умений и навыков
проблемы, которые нужно
решать
Педагог
личные достижения
задачи, которые были решены
задачи, которые не были решены
Слайд 21В.А.Власенко, 2010
Основные принципы формирующей оценки
Слайд 22В.А.Власенко, 2010
Общие принципы
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания
и т.п. по поводу их деятельности.
Обратная связь должна побуждать к размышлениям и помогать измениться как ученику, так и учителю.
Критерии (цели/результаты обучения) доводятся до учащихся.
Оценка учениками собственных результатов и оценка их достижений одноклассниками.
Слайд 23В.А.Власенко, 2010
Принципы для учителей
Учителя избирательно подходят к аспектам, по которым они
предоставляют комментарии;
Учащиеся должны получать чёткие указания относительно того, что они достигли и того, как улучшить свои результаты.
Учителя комментируют конкретные, положительные стороны работы ученика;
Учителя отмечают усилия и качество, - не обтекаемо и не в общих чертах, а связывая усилия с приобретением конкретных навыков или понимания;
Учителя используют информацию, полученную в составе другой информации, для коррекции планов обучения на будущее.
Слайд 24В.А.Власенко, 2010
Принципы для учеников
Приветствуются комментарии и оценка учениками своей работы до
её сдачи и последующего обсуждения с учителем;
Мотивация учащихся: они должны понимать цели обучения и разделять стремление достичь их;
Ученики заслуживают похвалы, когда в собственных комментариях делают упор на учебные цели задания;
Ученикам даётся время, чтобы предпринять необходимые действия с учётом комментариев в отношении своей работы.
Слайд 25(из Dweck, 1986)
В.А.Власенко, 2010
Слайд 26В.А.Власенко, 2010
Оценка – письменная и устная
Выражение «Обратная связь в интересах обучения»
лучше раскрывает смысл явления, нежели просто «Обратная связь», ибо подразумевает процесс анализа и последующие действия.
Ученики должны чётко понимать, что от них ожидается: точно ли они знают, что нужно делать?
Оценка работы должна даваться в сравнении с исходными ожиданиями.
Необходимо обучить учеников навыку работы с оценкой и комментариями и отводить специальное время, чтобы ученики могли отреагировать на оценку.
Слайд 27В.А.Власенко, 2010
Примеры стратегий предоставления «обратной связи»:
Предоставление ученикам возможности выразить своё
понимание учебных задач и того, что им необходимо сделать;
Поощрение обмена мнениями между учителем и учеником (напр., «Я назову тебе одно положительное качество в твоей работе, а потом ты назовёшь мне одно…”);
Контекст для оценки:
Контекстуальное утверждение: «Мне понравилось твоё описание….……….. персонажа»
Слайд 28В.А.Власенко, 2010
Алгоритм создания системы формирующего оценивания
Выявление планируемых результатов
Организация деятельности учителя по
планированию и достижению субъективно значимых результатов
Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи
Слайд 29В.А.Власенко, 2010
Использование целей обучения для проведения формирующей оценки
Выявить цели обучения, намеченные
на урок.
Отметить возможности для учеников продемонстрировать достижение этих целей.
Акцентировать результат, стараясь найти свидетельства достижения целей.
Предоставить ученикам возможность обсудить результаты осуществлённых действий.
Зафиксировать то, что вы отметили как заслуживающее внимания.
Пересмотреть план преподавания с учётом следующих шагов в процессе обучения.
Слайд 30Учебная задача в плане учителя: Рассмотреть последовательность повествования, выявить и обозначить
основные элементы рассказа:
Сообщается учащимся:
Учебная задача: Мы учимся выстраивать последовательность повествования в наших рассказах и рассказах других.
Критерии успеха: Мы смогли выстроить последовательность повествования для рассказа, если можем составить план своего рассказа.
КОММЕНТАРИЙ (только устно): Выстраивание последовательности – важное умение для чтения, письма и занятий математикой.
В.А.Власенко, 2010
Слайд 31Учебная задача в плане учителя: Уметь умножать и делить на два.
Использовать это умение.
Сообщается учащимся:
Учебная задача: Мы учимся использовать умножение и деление на два в повседневной жизни.
Критерии успеха: Можно показать несколько способов умножать и делить числа на два.
КОММЕНТАРИЙ (только устно): Это пригодится вам в повседневной жизни, например, когда вы покупаете два одинаковых предмета (и т.п.)…
В.А.Власенко, 2010
Слайд 32Учебная задача в плане учителя: Знать числа до 10
Сообщается учащимся:
Учебная задача:
Мы учимся произносить или узнавать числа, которые записываем.
Критерии успеха: Мы можем сказать кому-то другому, как называются все эти числа.
КОММЕНТАРИЙ (только устно): Тебе будет нужно узнавать числа на автобусах, дверях и т.п. …
В.А.Власенко, 2010
Слайд 33Какие выгоды даёт вовлечение учащихся в оценку собственных результатов?
В.А.Власенко, 2010
Слайд 34“Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно
чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения.”
Inside the Black Box,
Black & Wiliams, 1998
В.А.Власенко, 2010
Слайд 35Оценка сверстниками имеет следующие преимущества:
обсуждение идёт на привычном для учащихся языке
и они принимают критику своей работы друг от друга;
поскольку комментарии поступают от группы, учитель обращает на них больше внимания, чем при индивидуальном общении, что также придёт мнению учеников больше веса;
задача учителя упрощается, так как он может знакомиться с мнением пар и групп, и отсутствует необходимость обходить весь класс.
В.А.Власенко, 2010
Слайд 37О чём имело бы смысл подумать при корректировке методики преподавания?
В.А.Власенко, 2010
Слайд 38В.А.Власенко, 2010
В чем заключается общая цель оценивания?
На каких этапах проекта необходимо
оценивание?
Какие задачи на каждом этапе решает оценивание?
Слайд 39Формирующее оценивание
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся
анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
Мотивировать метапознание
Слайд 40Цели формирующего оценивания
В.А.Власенко, 2010
Слайд 41В.А.Власенко, 2010
Создание плана оценивания
Насколько помогает мышление высокого уровня при обеспечении учащихся
целевыми стандартами?
Какие методы оценивания используются для демонстрации понимания учащихся?
Каким образом учащихся информируются об ожидаемых результатах проекта?
Список оценочных методов и средств, используемых для отражения прогресса и проверки понимания.
Каким образом оценочные методы информируют учителя и поддерживают самоуправление учащихся в процессе самостоятельной и групповой работы?
Какие дополнительные методы и средства могут быть использованы для отражения прогресса и окончательного оценивания данного проекта?
Слайд 42В.А.Власенко, 2010
График оценивания
Слайд 44В.А.Власенко, 2010
Планирование стратегий оценивания
План оценивания обеспечивает направленность проекта на цели обучения
План
оценивания должен быть разработан до определения проектных мероприятий и задач
Стратегии оценивания должны быть достаточно открытыми с тем, чтобы охватить объем работы учащихся, который сфокусирован на ожидаемые результаты
План оценивания содержат методы и инструменты, которые определяют четкие ожидания и стандарты качества «продуктов» и работы
Определяет «контрольные точки» мониторинга проекта и стратегия для информирования учителя и сосредоточивания внимания учеников на проекте
План должен вовлекать учеников в постановку целей, обзор и управление их процессом обучения во время проекта и в само-размышление после завершения проекта
Слайд 45В.А.Власенко, 2010
Планирование стратегий оценивания
Какие стратегии можно использовать для оценки готовности
учащихся к выбранной учебной теме?
Каким образом вы будете привлекать учащихся в понимании ожиданий и критериев проекта?
Как вы можете помочь вашим учащимся эффективно планировать и выполнять задания без принуждения?
Какие виды оценивания вы можете использовать с тем, чтобы помочь учащимся сотрудничать с их одноклассниками и давать эффективные отзывы?
Слайд 46В.А.Власенко, 2010
Планирование стратегий оценивания
Какие стратегии отчетности и мониторинга вы можете
использовать для поощрения самоуправления и прогресса учащихся во время самостоятельной и групповой работы? Как вы можете помочь ученикам не отходить от темы в ходе выполнения проекта? Какие инструменты мониторинга и отчетности вам необходимо создать?
Какие стратегии оценивания помогут ученикам поразмышлять над своим обучением (мета познание) и поможет вам проверить их понимание? Какие виды оценивания вам необходимо создать?
Какие стратегии вы можете использовать для оценивания окончательного понимания и демонстрации обучения? Каким образом вы и ваши ученики узнают, что достигли цели обучения?
Слайд 47Итоговое оценивание
Отчет по итогам работы над проектом. – После окончания
работы
Демонстрировать понимание и сформированные навыки
Проследить связи между проектами и предметами
Осуществить рефлексию обучения в ходе работы над проектом
Уточнить учебные цели
Позволяет получить важную информацию:
Учитель: найти слабые места, над которыми нужно продолжить работу
Учащийся: также может выявить проблемные зоны и определить цели для дальнейшего обучения
Слайд 48Критерии оценки
Критерии оценки - это инструмент оценивания, который содержит шкалу для
измерения значимых разделов работы.
Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу
Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться
Критерии оценки включают:
Фиксированную измерительную шкалу
Список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах
Слайд 49Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат
конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчает процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Слайд 50Зачем нужны критерии оценки?
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий,
критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся
Слайд 51Разработка критериев оценки
Определите наиболее важные учебные концепции
Определите то, по каким критериям
будет производиться оценка
Что необходимо оценить?
Разработайте описания для каждого критерия и уровня
Используйте ясные и понятные описания
Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерии
Обсудите критерии оценки с учащимся в начале работы над проектом
Оцените итоговый продукт на основе критериев оценки
пример
Слайд 52Опишите то, чего вы хотите получить в итоге
Чем более конкретно вы
будете описывать качества продукта по каждому разделу, тем легче будет учащимся определить эти качества
Если я скажу своему мужу, что я хочу духи на день рождения, может быть я получу то, что хочу
Если я скажу ему, что я хочу Шанель, то мои шансы получить то, что я хочу, возрастут
Если я покажу ему бутылочку с этикеткой, то мои шансы еще больше возрастут!
Слайд 53Как разработать критерии оценивания?
В.А.Власенко, 2010
Слайд 54В.А.Власенко, 2010
Задание 2
Перейдите на сайт Оценивание проектов
http://educate.intel.com/en/AssessingProjects
Краткий обзор и преимущества
Просмотрите
руководство
Перейдите в раздел Рабочее пространство
Войдите или зарегистрируйтесь
Просмотрите оценивания, которые вам хотелось бы попробовать и поместите их в свою библиотеку.
Отредактируйте эти оценивания, с тем, чтобы они соответствовали вашим учебным задачам.
Создайте собственное оценивание
Разработайте критерии оценивания учебного задания задания в проекте или в учебной ситуации.