Слайд 1Дизайн в СССР
В. Татлин.
Проект памятника-дворца Третьего Интернационала.
Слайд 2В Советском Союзе дизайн в 20 годы сначала бурно развивался, но
назывался он не термином «дизайн», а «производст-венным искусством».
Слайд 3В 1921-26 годах в Москве работали Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Слайд 4Пропедевтический курс включал основы формообразования и цветоведения в пластических искусствах, затем
можно было выбрать для изучения изобразительное искусство, архитектуру или производственное искусство (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообрабатывающий факультеты).
Слайд 5Среди преподавателей были выдающиеся дизайнеры А.М.Родченко, В.Е.Татлин и др.
Слайд 6В результате преобразования ВХУТЕМАСа в 1926г был открыт ВХУТЕИН (Высший художественно-технический
институт). Подобное учебное заведение было в 20-е годы и Петрограде (Ленинграде).
Слайд 7Однако, в 30-е годы дизайнерское направление было закрыто, и эти институты
были преобразованы в обычные художественные вузы, где изучали только живопись, скульптуру и архитектуру.
Слайд 8В 30 годы в СССР, однако, «дизайн» продолжал развиваться: строились современные
здания дворцов культуры, станций метрополитена, самолеты, автомобили и т.д.
Слайд 9Снова вернулись серьезно к проблемам производственного искусства в СССР лишь в
60-е годы (во время хрущевской «оттепели»).
Слайд 10В 1962 году постановлением Совета Министров в Советском Союзе в связи
с необходимостью повышения качества продукции была создана государственная система художественного конструирования (так был интерпретирован термин «дизайн»).
Слайд 11Был организован ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы в республиках. Большое
внимание уделялось научно-методическим аспектам.
Слайд 12В течение 10 лет была предложена «аксиоморфологическая концепция» как теоретическая основа
художественного конструирования. По мнению ученых, на вещь можно смотреть двойственно: с точки зрения ее морфологии и аксиологии.
Морфология – это структура, форма предмета, пространственная организованность, которая появляется в результате целенаправленной деятельности человека в соответствии с природными закономерностями.
Аксиология – общественно-человеческая полезность (утилитарная, культурная, эстетическая), значимость, ценность изделия.
Слайд 13
Несколько в ином направлении развивалась деятельность так называемой «Сенежской студии» -
теоретиков студии на Сенеже Союза художников СССР (В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, Е.А. Розенблюм и др).
Слайд 14Кантор сформулировал кардинальные положения концепции Сенежской студии, определив их следующим образом:
творческой
основой художественного проектирования является изобразительное искусство;
художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы;
художественный проект выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида художественного творчества.
Слайд 15в 80-е годы получила достаточно стройную формулировку теория системного проектирования, «системного
дизайна».
Слайд 16
В 1983 году в Ленинграде появилась книга «Дизайн: очерки теории системного
проектирования».
В 1987 году изданы работы ВНИИТЭ «Методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайн-программирования».
Слайд 171987 году также учрежден Союз дизайнеров СССР, объединивший широкий круг специалистов.
Еще одним знаменательным событием этого года стала Московская выставка «Дизайн США». Она была во многом поучительной, так как в нашей стране разрабатывался в основном лишь промышленный дизайн, а другие его аспекты опускались.
Слайд 18С началом Перестройки Российский дизайн влился в общемировой дизайн.
Стали бурно развиваться
ландшафтный дизайн, высокая мода, реклама, дизайн интерьера и т.д.