Слайд 1ДИЗАЙН РЕСТОРАНОВ И БАНКЕТОВ
специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм, специализация 230511
«Гостиничный сервис»
ИСМД, кафедра Дизайна
Вахрушева Людмила Львовна
Основы колористики.
курс лекций
Лекция 4
Слайд 2План лекции
Основы колористики.
Гармонические сочетания родственных цветов, родственно-контрастных цветов,
контрастных цветов по цветовому кругу.
Цветовая звезда И. Иттена.
Цвет в интерьере.
Специфика колористических решений интерьеров объектов общественного питания.
Слайд 3Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на
основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом , цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метаметрия, особенности человеческого глаза и психики.
Метамерия — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.
Слайд 4Цветоведение – это наука о цвете.
Она включает:
восприятие цвета человеческим
глазом и мозгом,
происхождение цвета в материалах,
цветовую теорию в искусстве, и в физике — электромагнитное излучение в видимом диапазоне света (то есть то, что обычно связано со светом).
Слайд 5Цвета можно оценивать и сравнивать, для этого используют как субъективные, так
и объективные критерии:
Субъективно, когда воспринимаемый цвет электромагнитного излучения глазом зависит от его спектрального состава;
Объективно — при измерении цвета с целью объективного описания и количественного определения нашего зрительного впечатления от цвета с помощью величин цветовых измерений, что в настоящее время позволяет нам определять цвета численно и передавать информацию о цветах без образца, только с помощью цифр. Принятые эталоны цветов — последовательности монохроматических излучений фиксированной интенсивности, каждому из которых соответствует определенная длина волны электромагнитного колебания. Монохроматические излучения не могут быть разложены ни на какие другие цвета.
Слайд 10Цвет по Ньютону
Учение Ньютона покоится на мысли о комбинированной природе света,
заключающего в себе цвета. Ньютона не интересует ничто, кроме математически-количественных характеристик: от 400 до 800 биллионов колебаний частицы в секунду.
Цвет Ньютона не нуждается в глазе: ему совершенно безразлично, кто с ним имеет дело — дизайнер, полиграфист, водитель или текстильщик. Свет и тьму, мир красок вообще Ньютон принимал как нечто объективно существующее, не понимая, что их существование — результат зрительных способностей людей.
Слайд 11В 1676 году сэр Исаак Ньютон разложил белый солнечный цвет на
цветовой спектр с помощью призмы. Через узкую щель солнечный свет падал на трехгранную призму, преломлялся и проецировался на экран, на котором возникало изображение цветового спектра в виде непрерывной полосы. Она начиналась с красного цвета, далее шел оранжевый, затем желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Если получившееся изображение пропустить через собирающую линзу, то при соединении всех цветов вместе на выходе опять появляется белый свет.
Слайд 12Цвета спектра создаются световыми волнами различной длины. Каждый цвет спектра может
быть точно задан длиной волны или частотой колебаний.
Слайд 13В XVIII столетии постепенно выяснялось, что всякий цвет можно получить путем
смешения трёх цветовых компонентов в надлежащих пропорциях при условии, что длины их волн достаточно отличаются друг от друга. В этом заключается трихроматичность цвета. М.В.Ломоносов в 1756 г. высказал мысль о наличии в глазу светочувствительных аппаратов трёх видов.
В 1802 г. Томас Юнг выдвинул чёткую и простую теорию, объясняющую трихроматичность: он предположил, что в каждой точке сетчатки должны существовать по меньшей мере три «частицы» – крошечные структуры, чувствительные соответственно к красному, зелёному и фиолетовому цвету. Решающие эксперименты, прямо и недвусмысленно подтверждающие, наконец, идею Юнга, были проведены лишь в шестидесятые годы XX столетия, когда под микроскопом была изучена способность отдельных колбочек поглощать свет с различной длиной волны и были обнаружены три и только три типа колбочек.
Герман Гельмгольц принял и отстаивал теорию Юнга, которая приобрела известность как теория Юнга-Гельмгольца. Именно Гельмгольц объяснил, наконец, феномен, долгое время являвшийся камнем преткновения трехцветной теории зрения и заключающийся в том, что смесь желтой и синей красок даёт зеленую, а смешение жёлтого и синего света дает белый свет. Но даже ему не удалось объяснить коричневый цвет.
Теория цветового зрения
Слайд 14Параллельно теории цвета Юнга-Гельмгольца возникла, и до недавнего времени казалось с
ней несовместимой, вторая научная школа. Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918) предположил, что в глазу и/или в мозгу существуют три оппонентных процесса: один для ощущения красного и зелёного, другой – для жёлтого и синего и третий, качественно отличный от двух первых, – для чёрного и белого. Геринга поразило отсутствие цветов, которые можно было описать как желтовато-синий или красновато-зелёный, а также «взаимное уничтожение» синего и жёлтого или красного и зелёного при их смешении в надлежащих пропорциях – цвет при этом полностью исчезает, т.е. возникает ощущение белого цвета. По Герингу, жёлтый, синий, красный и зелёный могут считаться основными цветами, а третий оппонентный процесс регистрирует соотношение чёрного и белого. Ощущение чёрного и серого порождается не просто отсутствием света, поступающего от некоторого объекта или поверхности, а возникает тогда и только тогда, когда от объекта приходит меньше света, чем в среднем от окружающего фона. Ощущение белого возникает только в том случае, если фон темнее и отсутствует цвет. По теории Геринга, чёрно-белый процесс предполагает пространственное сравнение или вычитание отражающих способностей, в то время как жёлто-синий и красно-зелёный процессы происходят в одном определённом участке поля зрения и не связаны с окружением.
Теория цветового зрения
Слайд 16Ахроматические цвета
Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное
название ахроматических цветов (от греч. α- отрицательная частица + χρωμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — черный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым.
Хроматические цвета
Это цвета, содержащие в себе в том или ином количестве цветовой пигмент. Чем больше пигмента и меньше черной или белой примеси в цвете, тем выше его НАСЫЩЕННОСТЬ. Самые насыщенные - это так называемые чистые цвета
Ахроматические и хроматические цвета
Слайд 19Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же
цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Контраст тонов - явно различные тона
Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий)
Тон ("Hue")
Слайд 20О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о "чистоте" цвета. Это свойство
цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Это понятие связано с насыщенностью.
Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета
Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета
Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
Слайд 21Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например,
комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью.
Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.
Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый
Насыщенность (Saturation)
Слайд 22эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие
в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется "оттенок" (tint). Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется "тень" (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
оттенки (добавляем белый к чистому цвету)
тени (добавляем черный к чистому цвету)
тональности (добавляем серый к чистому цвету)
Оттенок (tint), тональность (tone),
тень (shade):
Слайд 24Желтый, красный и синий - основные цвета (цвета первого порядка),
из
которых могут быть получены все остальные.
Оранжевый, зеленый и фиолетовый - цвета второго порядка. Они получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый).
Желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый - цвета третьего порядка, каждый из которых получается путем смешения цвета первого и второго порядка (красный + оранжевый = красно-оранжевый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, и т.д.).
Цветовой круг
Слайд 25Дополнительные цвета располагаются на цветовом круге друг напротив друга: желтый -
фиолетовый, красный - зеленый, синий - оранжевый, желто-оранжевый - сине-фиолетовый, и т.д. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный к нему цвет. Смешение двух дополнительных цветов дает нейтральный черно-серый тон. Дополнительные цвета необычайно контрастны и очень редко хорошо смотрятся вместе в "неестественных условиях". Красный круг на зеленом фоне выглядит необычайно кричащим, вибрирующим, выпрыгивающим за пределы своей формы. Однако, в природе множество примеров, когда дополнительные цвета отлично смотрятся вместе: красно-зеленая поляна земляники, или желто-фиолетовые цветки орхидеи.
Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом, очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.
Цветовой круг
Слайд 26Цветовой круг Освальда
В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена
цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.
Слайд 28Цветовой контраст
Симультанный контраст – это явление, при котором наш глаз, при восприятии
какого-либо цвета, самостоятельно (симультанно) порождает дополнительный цвет, который в данный момент отсутствует как таковой. Другими словами, смотрим мы на красный цвет, и если рядом нет зеленого, то наш глаз его просто представит. В доказательство тому можно поставить некоторые опыты, например:
На большую ярко окрашенную плоскость нужно положить маленький черный квадрат, накрытый листком папиросной бумаги. Если плоскость красная, то черный квадрат будет казаться зеленоватым, если фиолетовая – желтоватым, если оранжевая – голубым и т.д. Т.е. глаз автоматически будет воспроизводить цвет, дополнительный к исходному.
Или вот так: положите перед собой предмет, достаточно большой, чтобы было на чем сфокусировать взгляд, яркого чистого красного цвета. Постарайтесь не отвлекаться некоторое время, смотрите внимательно на него и только на него. Через некоторое время, закрыв глаза, перед вами предстанет, скорее всего, такой же предмет, но… зеленого цвета, т.е. дополнительного по отношению к красному.
Минусом симультанных цветов является то, что они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности цветовых ощущений.
Слайд 30Цветовые гармонии
Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре
четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.
Верхняя правая четверть (I).
В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.
Нижняя правая четверть (II).
В ней красный цвет переходит в синий.
Нижняя левая четверть (III).
Синий переходит в зеленый.
Верхняя левая четверть (IV).
Зеленый переходит в желтый.
Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.
Слайд 31Рекомендуемая литература
1. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.
2.
Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн: Харвест, 1999.-312с.
3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М: ВЕЧЕ АКТ, 1996.
4. Михайлов С.М. Дизайн архитектурной среды (краткий терминоло-гический словарь – справочник). Казань: ДАС, 1994.
Слайд 32Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения
требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.