Слайд 1Архитектура и дизайн XX века
Фрэнк Ллойд Райт
Автор Денисова И.Н.
ГБОУ НПО ПУ
– 1
г.Удомля Тверской обл.
Слайд 2Райт — американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры
в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.
Слайд 3На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся
в сторону рационального, другая — в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды
Слайд 4С самого начала восприятие Райта было органическим. Даже в то время,
когда Райт был одинок как архитектор и не встречал общественной поддержки, когда Америка отвернулась от него, он строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, они составляют единое целое с окружающей природой
Слайд 5Этим стремлением к органическому решению может быть частично объяснено предпочтение, отдаваемое
Райтом естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубоотесанным бревнам.
Слайд 6
.
Открытая планировка с «перетеканием» одной комнаты в другую дает
ощущение простора в интерьерах. Эта особенность имела яркое выражение в ранних постройках архитектора, так называемых домах прерий.
Слайд 7 При строительстве здания для фирмы «Ларкин» в Буффало в 1904 году
был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура.
Райт использовал в своих проектах новые технологии, он один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеянное освещение и панельное отопление.
Слайд 8Интерьеры жилищ того периода, как правило, состояли из коробок, помещенных в
коробках, или рядом с другими коробками; их называли комнатами. Коробки внутри усложненной коробки. Каждая функция жилья была распределена по коробкам.
Эта клеточная ограниченность вызывала ассоциации с камерами заключения, или, в лучшем случае, с уютом спален на верхнем этаже. И Райт начал делать весь первый этаж в виде одной комнаты, выделив только кухню.
Слайд 9В то время не было подобных планировок. Исчезли бесконечные двери и
перегородки.
Слайд 11Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной
протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле.
Слайд 12Не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую
часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.
Слайд 13Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению
одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом.
Слайд 14Дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в
ней, как это имеет место, когда строятся сырые подвалы.
Слайд 15А мысль о том, что кров должен быть существенной чертой жилища,
вызвала к жизни широкую крышу с большим свесом кровли. Райт видел здание не как пещеру, а как кров на открытом месте.
Слайд 16Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т. е.
устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета».
Слайд 17. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По
его выражению, «крыша — это символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца.
Слайд 18Конструкционные строительные материалы — камень, кирпич, дерево, бетон
Слайд 19Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление.
Он говорил: «Свет придает красоту зданиям».
Слайд 20. В одноэтажных жилых домах Райта помещения имеют разную высоту
Слайд 21Райт стремился к простоте, гармонии, целесообразности и единению с природой
Слайд 22
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917
Слайд 23В середине 1930-х годов начинается второй период расцвета его творчества, наиболее
впечатляющим результатом которого стал так называемый дом-водопад.
Слайд 24Этот дом, системой смелых железобетонных консолей продолжающий уступы скал над лесным
ручьем, поражает своей слитностью с романтичным пейзажем
Слайд 25Очаг камина в гостиной выложен валунами, найденными на участке, где был
построен дом, причем некоторые из этих валунов были оставлены и они высовываются сквозь пол гостиной.
Слайд 26Заказчиком сооружения выступил Эдгар Кауфман старший, преуспевающий предприниматель из Питтсбурга. Он
владел некоторыми землями за городом, в том числе и водопадом
Слайд 27Заказчика очень удивило, что дом будет выстроен не у водопада, на
что он рассчитывал, а над водопадом.
Слайд 28Постройке шедевра сопутствовали конфликты между Райтом, Кауфманом и строительным подрядчиком. Недовольство
Кауфмана, в частности, вызывало то, что, находясь внутри дома, водопад можно слышать, а видеть его можно только с балкона верхнего этажа.
Слайд 29
Райт виртуозно использует контрасты широкой гаммы материалов - от грубой каменной
кладки до полированного стекла
Слайд 30. Этот дом был назван критиками самой замечательной жилой постройкой ХХ
века.
Слайд 32Строительство своей северной резиденции «Талиесин» (Taliesin), названной так по имени легендарного
валлийского барда, Фрэнк Ллойд Райт начал в 1911 г.
Талиесин
Слайд 33
Здесь снова прослеживаются характерные для «домов прерий» черты: низкие крыши крытые
гонтом, огромные карнизные свесы, каменные стены, врезающиеся в окружающую среду террасы.
Слайд 34Новым приемом явилось использование в проекте местного известняка, что дополнительно усилило
эффект единства строений и внешней среды: дом словно вырастает из холма.
Слайд 35Талиесин
Талиесин расположен на краю пустыни в штате Аризона
Слайд 37Строительство происходило в 1937 – 1959 г.г.
Слайд 38
Райт прожил 92 года, спроектировал 800 зданий и построил 400
Слайд 39Музей Гуггенхайма – одно из его последних великих творений
Слайд 40Проектируя здание, архитектор ушел от существующих моделей, а предложил зрителям подняться
на лифте на верхний этаж и по внутренней непрерывной спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию, как на самом пандусе, так и в примыкающих к нему залах.
Слайд 41Райт взялся за заказ без особого удовольствия, ему казалось, что строить
музей в Нью-Йорке – дело не очень перспективное. Ведь Райт любил природу и старался в своих творениях объединить архитектуру и натуру. Впрочем, он постепенно увлекся и предложенный им проект поразил современников (дело происходило в 1943 году) своей оригинальностью и необычностью.
Слайд 42К сожалению, ни Райт, ни Гуггенхайм не увидели проект законченным
Слайд 43Список использованных источников
http://www.americancities.ru/index.php/new-york/296-guggenheim
http://art-arhitektor.livejournal.com/5555.html
http://www.arstudia.ru/wright/
Детская энциклопедия Аванта + Искусство том
2