Реализация программы библиотеки ООШ №3 Информационно – библиографическая грамотность младших школьников презентация

Содержание

Выполняет функции: Образовательную - информационную

Слайд 121.04.2009г.
Реализация программы библиотеки ООШ №3 «Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»


Слайд 2Выполняет функции:
Образовательную

- информационную
- культурно-просветительскую

Библиотека ориентирована на культурно- просветительскую деятельность и совершенствование информационной
и массовой работы с читателями

Библиотека -
культурно-просветительский центр школы


Слайд 3Состояние фонда библиотеки на 1.01.2009г.


Слайд 5 Программой «Русский язык» на 2005-2010г.г.

«Программой развития библиотеки на 2005-2008г.г.»

Программой «Информационно-библиографических


знаний младших школьников»

В работе библиотеки в 2005/2008г.г.
мы руководствовались:

Роль библиотеки заключалась в оказании информационной и просветительской поддержки школы


Слайд 6Библиотечные уроки — основной вид деятельности по формированию информационной культуры личности

учащегося. При проведении библиотечных уроков мы соблюдали определенные требования:

Принцип системного подхода;
Принцип преемственности;
Последовательное усложнение при подаче материала уроков;
Ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся.

Реализация программы
«Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»


Слайд 7ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ УРОКОВ
Цель занятий — сформировать и развить базовые

умения и навыки по основам информационно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:

Умение правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
Знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
Умение определять по ним примерное содержание книги;
Умение самостоятельно выбирать научно-популярные и художественные книги;
Использовать справочную литературу, периодическую печать.

А также:
Осознание учащегося личной потребности в информации;
Знание различных источников информации;
Умение грамотно формулировать свои вопросы и запросы;
Умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
Умение правильно применить найденную информацию;
Умение критически оценить информацию.


Слайд 8Классы, задействованные в программе
«Информационно – библиографическая грамотность
младших школьников»


Слайд 9



Инсценировки
Конкурсы
Устные журналы



Беседы
Мониторинг
Анкетирование
Книжные выставки
Шоу-программы
Уроки-
презентации

Информационные листки
Обзоры книг

Праздники книги












Формы работы
по информационно-библиографической грамотности


Слайд 10 «Экскурсия в библиотеку»
1 класс
2005/2006г.
Кузина В.И.
Праздник книги:
«Путешествие в Книгоград»
Санькова

А.А.

Цели: Знакомство с библиотекой, познакомить с правилами поведения в библиотеке.


Тема

Тропина О.А.

Литературный праздник
«Великан по имени Чукоша»


Слайд 11 «Элементы Книги»
Уроки информационно-библиографической грамотности

2005/2006г. Кузина В.И.
Урок – игра

«Элементы книги»

Цели: Дать понятие основных элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, иллюстрация.

2007/2008г. Тропина О.А.
- «Средь умных книг, хранящихся на полке»
- « Дружные сестрицы - книжкины страницы»
Практическое занятие - элементы книги


Тема

1 класс


Слайд 12Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» -
«Пушистые домочадцы»
2007/2008г.
Тропина О.А.
Цели:

Познакомить детей с понятием
« периодическое издание», видами этих изданий, их многообразием.

« Периодика для младших школьников»


Тема

1 класс


Слайд 13Цели: Воспитание у детей бережного отношения к книге.
2005/2006г. Кузина В.И.
Инсценировка –


« Суд книжки над неряхой мальчишкой»

«Основные правила обращения с книгой»


Тема

1 класс


Слайд 14 « Знакомство с библиотекой»
2 класс

2005/2006г. Чиркова И.А.
2006/2007г. Кузина В.И.

Библиографический

урок: «Знакомство с библиотекой»

Цели: Дать базовые понятия: абонемент, читальный зал, библиотека,
читательский формуляр, расстановка книг на полках,
пользование закладкой. Права и обязанности читателя.

2007/2008г. Пенина Н.Н.
Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» -
«Пушистые домочадцы


Тема


Слайд 15 «Основные правила обращения с книгой»
2005/2006г. Чиркова И.А.
Инсценировка:
«Суд книжки над

неряхой мальчишкой»

Итоги рейда по проверке учебников

Практическое занятие:
« Как отремонтировать книгу»

Цели: Воспитание у детей бережного отношения к книге.

2007/2008г. Пенина Н.Н.
Беседа «Береги книгу».
Громкое чтение по книге С.Маршака
«Про Скворцова Гришку»


Тема

2 класс


Слайд 16 « Посвящение в читатели»
2005/2006г. Чиркова И.А.
Праздник книги «Посвящение в читатели»


«Все ли мы знаем о книге?»
- «Элементы книги»
- «История книги»

Цели: Воспитание культуры чтения и любви к книге, библиотеке.


Тема

2 класс


Слайд 17 «Дружные сестрицы – книжкины страницы»
Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на

основные ее элементы.

Информационно – библиографический урок
«Дружные сестрицы – книжкины страницы»
(Структура книги)
- Практическое задание:«Сложи книгу»
- Игра – задание «Что я знаю о книге?»
- «Мой личный словарик»


Тема

2 класс


Слайд 18 « Структура книги»
2 класс
2005/2006г. Чиркова И.А.

Библиографический урок: «Структура книги» (урок

– игра)

Практическое занятие: игра « Что ты знаешь о книге?»

Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы.


Тема


Слайд 19Цели: Воспитание культуры чтения и любви к книге, библиотеке.
Знакомство с

историей книги.

« Книга есть учение всякому доброму умению»

2007/2008г. Пенина Н.Н.
Информационно-библиографический урок
« Книга есть учение всякому доброму умению»

2006/2007г. Кузина В.И.
Беседа : «Кто владеет информацией, тот владеет миром»


Тема

2 класс


Слайд 20Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы.
Практическое занятие:

игра « Что ты знаешь о книге?».

« Все ли мы знаем о книге?»

2007/2008г. Пенина Н.Н.
Конкурс «Книжки-малышки о серой мышке»

2007/2008г. Пенина Н.Н.
Информационно-библиографический урок « Все ли мы знаем о книге?»
с практическим занятием (урок-игра)


Тема

2 класс


Слайд 212005/2006г. Тропина О.А.
Библиографический урок «Твои первые энциклопедии» -

«Структура книги. Справочники, словари,

энциклопедии»
(Подготовка читателей к самостоятельному выбору)

Практическое занятие: Информационный поиск нужных сведений
по энциклопедиям, словарям, справочникам

« Твои первые энциклопедии»

Цели: Познакомить детей с понятиями: энциклопедия, справочник,
словарь, рассказать об их структуре, научить ими пользоваться.

2007/2008г. Кузина В.И.
Информационно-библиографический урок « Твои первые энциклопедии»

3 класс


Тема


Слайд 22Цели: Рассказать о роли книги в развитии цивилизации.
Познакомить детей с

одной из древнейших библиотек мира. Объяснить детям, что такое лубок, для чего писали летописи.

«История книг и библиотек»

2005/2006г. Тропина О.А.
Библиографический урок: «История книги» - устный журнал

2007/2008г. Кузина В.И.
Информационно библиографический урок «Древние книги и библиотеки»


Тема

3 класс


Слайд 23 «Строение книги. Как рождается книга, из чего

сделана книга?»

2005/2006г. Тропина О.А.
Библиографический урок «Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга?» (Подготовка читателей к самостоятельному выбору книг)

Практическое занятие: Информационный поиск сведений об авторе,
об издательстве, поиск аннотаций

Цели: Дать более углубленные знания об элементах книги.
Формирование навыков информационного поиска.


Тема

3 класс


Слайд 24Цели: Познакомить детей с понятием
« периодическое издание», видами этих изданий,

их многообразием.

« Периодика для младших школьников» (обзор периодики)

2005/2006г. Тропина О.А.
Обзор детских журналов
«Периодика для младших школьников»

2006/2007г. Чиркова И.А.
Библиографический урок:
«Периодика – детям 1 – 4х классов»


Тема

3 класс

2007/2008г. Кузина В.И.
Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» - «Пушистые домочадцы»
Устный журнал «Новогодний серпантин» (по страницам детских журналов)


Слайд 25Цели: Овладение навыками информационного поиска.
2006/2007г.Чиркова И.А.
Библиографический урок: «Где разыскать Вселенную?»
« Где

разыскать Вселенную?»

Практическое занятие: Информационный поиск нужных сведений по энциклопедиям,
словарям, справочникам


Тема

3 класс


Слайд 262007/2008г. Кузина В.И.
Информационно-библиографический урок :«Незаменимые помощники-словари»
Путешествие по словарям русского языка
«

Незаменимые помощники – словари» (урок презентация)

Цели: Знакомство со словарями.


Тема

3 класс


Слайд 272007/2008г. Кузина В.И.
«Я учусь писать слова» - занятие по словарям русского

языка

« Слово за слово» - занятие по фразеологическим словарям

Практические занятия

Цели: Закрепить знания по поиску информации.


Тема

3 класс


Слайд 281. Формирование запроса
2. Анкета: «Мое расследование»
« Информационный запрос. Что

это такое?»

2006/2007г. Чиркова И.А.
Информационно-библиографический урок «Информационный запрос.
Что это такое?» с практическими занятиями:

3 класс

Цели: Научить правильно сформулировать конкретный запрос.


Тема


Слайд 29
Анкета «Мое расследование»

Анкета, (она поможет вам вести информационный поиск, не утонуть

в информационном море, верно приложить фарватер и пристать к намеченному берегу)
ИМЯ__________________________________ Класс
- Я хочу найти информацию о __________________

- Как еще может писаться это слово?______________

- Связана ли моя тема с какими-нибудь другими?____

- По каким ключевым словам я могу вести поиск?____

- Нужен ли мне иллюстрированный материал? Какой?

-Какие источники я могу использовать? В том числе:
Книги_____________________________________
Журналы и газеты__________________________
Видео_____________________________________
ROM______________________________________
Интернет__________________________________

- Кому предназначена моя информация?____________

- Как я оформлю полученные результаты?__________

2006/2007г. Чиркова И.А.


Информационный запрос

1. Что вы хотите узнать?___________________

2. Что вы уже знаете по данной теме?
(необходимо определить собственный «информационный багаж», на котором в дальнейшем будет строиться
изучение нового)__________________________

3. Как вы предполагаете искать информацию? Какие ресурсы могут быть использованы (книги, журналы, каталоги, электронные базы данных, CD-ROM, телефон)?_________________

4. Можно ли доверять конкретным источникам? Насколько достоверна в них информация?____

5. Необходимо ли использовать при выполнении задания несколько источников? Почему?___________________________________

6. Кому будут представлены полученные результаты?________________________________





Тема

3 класс


Слайд 304 класс
« Справочные издания. Информационный запрос.
Что это такое?»
2005/2006г. Пенина

Н.Н.
Библиографический урок:
«Справочные издания. Словари, справочники, энциклопедии»

Практическое занятие:
- информационный поиск по справочным изданиям
формулирование информационного запроса

Практическое занятие «Информационный запрос, что это такое?»

Цели: Познакомить с разнообразными справочниками, их структурой, назначением, пользованием. Формирование информационного запроса.


Тема


Слайд 31Цели: Знакомство с информационным поиском по каталогам
с основными принципами их

построения.

« Путешествие в мир каталогов»

2006/2007г. Тропина О.А.
Библиографический урок: «Путешествие по каталогам».

2007/2008г. Чиркова И.А.
Информационно-библиографический урок «Путешествие по каталогам»
Практическое занятие: «Поиск и локализация информации по каталогам»


Тема

4 класс


Слайд 32Городской семинар
«Формирование навыков культурного пользователя
в современном информационном пространстве»
2006/2007г.

Тропина О.А.
Опыт библиотеки СОШ №3
- Презентация программы: «Информационно-библиографическая грамотность младших школьников»


Тема

4 класс


Слайд 33«Незаменимые помощники-словари» (урок-презентация )
4 класс
Цели: Знакомство со словарями. Поиск и локализация

информации по каталогам.

2006/2007г. Тропина О.А. 1я группа
Информационно-библиографический урок: «Незаменимые помощники – словари»


Тема


Слайд 34 «Незаменимые помощники - словари»
2006/2007г. Тропина О.А. 2я группа
Урок - презентация:

«Незаменимые помощники – словари»

4 класс

Цели: Знакомство со словарями. Поиск и локализация информации по каталогам.


Тема


Слайд 352007/2008г. Чиркова И.А.
Акция «Напиши письмо Дедушке Морозу»
по страницам журнала «Лапландский

заповедник – почта круглый год».
Викторина.

Акция «Напиши письмо Дедушке Морозу»

Цели: Знакомство с журналом «Лапландский заповедник».


Тема

4 класс


Слайд 36Цели: Знакомство с энциклопедией « Космонавтика».
Путешествие по энциклопедии « Космонавтика»
2005/2006г. Пенина

Н.Н.
Библиографический урок «Созвездие Гагарина»
по энциклопедии «Космонавтика»


Тема

4 класс

Цели: Формирование навыков самостоятельного чтения на
примере книг о природе.

« Структура книги. Углубленное знакомство с книгой»

2005/2006г. Пенина Н.Н.
Библиографический урок «Структура книги»

Практическое занятие: « Из чего состоит книга?»


Тема


Слайд 372007/2008г. Чиркова И.А.
Информационно библиографический урок
«Даль В.И. – великий собиратель слов»


Знакомство со словарем В.И.Даля


Тема

4 класс


Слайд 38Цели: Научить работе с книгой, привить культуру чтения и любовь к

книге.

« Учись быть читателем»

4 класс

2005/2006г. Пенина Н.Н.
Устный журнал: «Учись быть читателем»


Тема


Слайд 39 Информационное сопровождение проекта
« Домашние питомцы»
2007/2008г. Чиркова И.А.
Информационно-библиографический урок
«Твои

первые энциклопедии – «Домашние питомцы», «Звери и птицы»»


Тема

4 класс


Слайд 40Цели: Познакомить с периодическими изданиями о животных
« Свирель», « Свирелька»,

«Друг», « Тошка».

Периодика « О братьях наших меньших»

2006/2007г. Тропина О.А.
Библиографический урок: «Периодика – детям 1 – 4х классов»


4 класс

2007/2008г. Чиркова И.А.
Устный журнал «Новогодний серпантин» (по страницам детских журналов)

Тема


Слайд 41 Работа над проектом « Домашние питомцы»

Тема
4 класс
1. « Тошка и

компания» - поиск информации о домашних питомцах
по картотеке « Мир вокруг нас»;
2. « Путешествие с Почемучкой» -поиск информации по
энциклопедии « Домашние питомцы», «Звери и птицы»;
3. « Хочу все знать!»- поиск информации по каталогам библиотеки.

Определение информационного запроса;
Поиск и локализация информации;
Критическая оценка полученной информации;
Сравнение информации, полученной из различных источников;
Проект «Домашние питомцы» под руководством Чирковой И.А..

Практическое занятие:

Информационный поиск велся по этапам:


Слайд 42Цели: Сравнение информации по разным информационным ресурсам.
«Заключительное занятие»
2007/2008г. Чиркова И.А.
Заключительное

занятие. Повторение изученного.
Практическое занятие – поиск информации по различным источникам.


Тема

4 класс


Слайд 43- Беседы у книжной выставки: «Кто владеет информацией,
тот владеет миром»

(Энциклопедии, словари русского языка)

- Обзоры у книжной выставки: «Подружись с новой книгой»

- Путеводитель по журналу «Читайка»

- Информационный проспект «Незаменимые помощники – словари»
(Путешествие по словарям русского языка 3-4 класс)

- Информационный проспект «Неделя детской книги и театра»,
посвященная 95 летию С.Михалкова

- Информационный стенд: «Если ты в библиотеке хочешь
книги почитать» 1-4 классы

4 класс

Выставки, беседы, проспекты, конкурсы


1 класс

2 класс

3 класс


Слайд 44Мониторинг читательской активности за 2005/2008 г.г.
Эффективность нашей работы определяют
мониторинги читательской

активности

Проанализировано 265 формуляров, из них активных читателей – 222 человека (84%).
Наибольший % активно читающих школьников составляет:
2 – 4 классы на 5% больше, чем в 2005/2006г.
5 – 9 классы на 30% больше, чем в 2005/2006г


Слайд 45Доля пассивных читателей уменьшилась по сравнению с 2005/2006г. на 15%
2

– 4 классы на 9% меньше, чем в 2005/2006г.
5 – 9 классы на 25% меньше, чем в 2005/2006г.
10 – 11классы на 28% больше, чем в 2005/2006г.
С целью привлечения в библиотеку старшеклассников проводились мероприятия: поэтические часы, вечера встречи, уроки мужества, беседы о книгах, библиографические уроки. Рекламировались на информационных стендах периодические издания для старшеклассников. Поэтому на 25% сократилось пассивных читателей в 5-9 классах.

Слайд 46
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры всех участников

образовательного процесса.
Обновляется образование, вводятся новые программы. Но главным остаётся умение детей учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.
При оценки развития информационной грамотности ученика нас больше интересовал ход работы над поиском информации и самостоятельность выводов, чем конечный результат в виде верной или неверной, полной и неполной информации.
В этом и заключалась роль библиотеки. Программа успешно завершена. Работу в этом направлении будем продолжать совместно с педагогами.


Слайд 47
Наши задачи на будущее


Продолжение реализации Национальной программы по
поддержке

и развитию чтения

Содействие формированию благоприятной
для продвижения чтения информационной среды

Совершенствование работы по информационной культуре личности младших школьников



Слайд 48 Информационно - библиографический урок Незаменимые помощники - словари


Путешествие по словарям русского

языка

« Словарь – это вся
Вселенная в алфавите»
А.Франц

Слайд 49
« Я очень даже много знаю
и на вопросы отвечаю –

что есть сейчас,
что было встарь.
Ну, а зовут меня -
Словарь…»

Словарь – это сборник слов по алфавиту. С пояснениями ,толкованиями или переводом значения слов с одного языка на другой.

Слайд 50Словари подразделяются
на 2 основных типа:

1. Энциклопедические –

описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о войнах и революциях.

Слайд 51

2. Языковые (лингвистические) – содержат информацию о морфологических и синтетических свойствах

слова.


Слайд 53Среди них:
Орфографические – в них показано, как слова пишутся;
Словообразовательные – в

них показано, как слова образуются ;
Толковые – в них истолковываются, объясняются значения слов;
Этимологические – объясняют значение и происхождения слов;
Орфоэпические – (словари ударений) показывают, как правильно выговаривать слова;
Фразеологические – объясняют образные выражения;
Словари синонимов – слова близкие по значению, но не совпадающие;
Словари антонимов – противоположные слова.


Слайд 54Энциклопедические издания для младших школьников





Лингвистические словари для младших школьников










Слайд 55Орфографический словарик

В нем показано, как слова пишутся

Например: Абажур,

Абрикос,
Авария,
Авиация.

Мужские имена и отчества:
Александр, Александрович.

Женские имена:
Алевтина, Виктория, Елизавета.

Города:
Алма – Ата, Архангельск, Ереван.


Слайд 56Картинный словарь русского языка




В словарь включены наиболее
употребительные и необходимые
для

общения слова.
Каждое слово представлено
цветным рисунком.

Слайд 57« Русской речи государь, по прозванию словарь»


Слайд 58


Владимир Иванович Даль собрал за свою
жизнь более 200000 слов, 30130

пословиц
и поговорок.
Пословицы, посвященные русскому языку:
«Язык до Киева доведет»
« Не спеши языком – торопись делом»
« Что написано пером, не вырубишь топором»
« Без языка и колокол нем»
« Ласковым словом и камень растопишь»

Слайд 59Толковый словарик русского языка

В словаре кратко и доступно
раскрываются лексические
значения общеупотребительных
слов, сообщаются

сведения об их
происхождении и грамматических
признаках, указаны основные
синонимы и антонимы.

Слайд 60« Какого роду – племени»


Слайд 61Этимологический словарь
Этимология ( в переводе с греческого)
– наука о значении

и
происхождении слов.

Основные разделы:
В мире животных
В мире растений
Во саду ли, в огороде
У самовара
Наш гардероб
Шапочное знакомство
Кое - что о школе
Стыд и позор!

Слайд 62« К словам разнообразным близким, но чуточку разным» « Антонимы – слова

противники»

Слайд 63Словарик синонимов и антонимов

Синонимы – это слова близкие
по значению, но

не совпадающие.

Например: Азбука - Алфавит
Азбука - Букварь
Буря - Ураган - Тайфун – Шторм

Антонимы - противоположные слова.
Например: Белый – Черный
Высокий - Низкий

Слайд 64

« Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком,

Вот почему

всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный»

Слайд 65Уроки информационной грамотности
Путешествие по энциклопедии
«Космонавтика» 6-7 класс
«Словари-сокровищница языка» для 7-8

класов

Слайд 66
Устный журнал «Чародейка-зима» по страницам детских журналов
В рамках «Зимних чтений»

ООШ №3
Библиотека
г.

Полярные Зори

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика