Слайд 1II МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАУЧНЫХ КНИГ»
НОМИНАЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рассказы о синонимах
Автор:
Логачёва Ксения,
ученица 7 «а» класса МБОУ СОШ № 3,
с. Александров Гай Саратовской области
Руководитель: Курова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай
Саратовской области
Слайд 2Содержание
1. Цели и задачи работы ( слайд 3).
2. Содержание книги (слайды
4-7).
3. Синонимы в художественные произведениях (слайд8).
4. Использование схем для группы синонимов (слайды 9-10).
5. Рисунки М. А. Салина и Т. В. Варенцовой (слайды 11-12).
6. Выводы (слайд 13).
7. Использованная литература (слайд 14).
Слайд 3Цели и задачи работы
1.Познакомиться с книгой В. И. Кодухова «Рассказы о
синонимах»
2.Расширить знания о синонимах.
3.Написать рецензию на книгу для школьной газеты «Язык мой – друг мой»
Слайд 4Содержание книги
Книга состоит из десяти глав-рассказов.
В первом рассказе говорится о том,
что такое синонимы и почему они возникают.
В следующем рассказе разъясняется, чем отличаются синонимы друг от друга.
Далее речь идёт о переносных значениях слов и синонимии в языке художественных произведений.
Слайд 5Содержание книги
Четвёртый, пятый и шестой рассказы посвящены словам иностранным, устаревшим и
диалектным, их отношению к синонимике русского языка и уместности употребления в литературной речи.
Слайд 6Содержание книги
Следующие два рассказа повествуют о синонимии в области имён собственных
и о грамматической синонимике: синонимике морфем, грамматических форм и синтаксических конструкций.
Слайд 7Содержание книги
Девятый рассказ о том, что такое культура речи, какие основные
требования предъявляются к хорошей речи и как можно научиться говорить правильно, точно и выразительно.
Последний рассказ о словарях синонимов, их составителях, о книгах, в которых говорится о синонимах.
Слайд 8Синонимы в художественных произведениях
И вот из ближнего посада
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек
отрада,
Приехал ротный командир;
Вошёл… Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам её послал.
Какая радость: будет бал!
Девчонки прыгают заране…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Слайд 9Использование схем для групп синонимов
Слайд 10Использование схем для групп синонимов
Обозначая в разных условиях общения одного и
того же человека, разные имена (полные, уменьшительно-ласкательные) становятся как бы речевыми синонимами.
Слайд 11Рисунки М. А. Салина и
Т. В. Варенцовой
Объясняя значение устаревших слов,
художники создают такой рисунок:
Слайд 12Рисунки М. А. Салина и
Т. В. Варенцовой
Рассказ о том, что
фамилии действительно существовавших лиц нередко становятся названием открытия или изобретения, вида деятельности, свойств характера, художники представили рисунками:
Слайд 13Выводы
1.Книга В. И. Кодухова помогает учащимся овладевать богатством русского языка, правильно
употреблять в речи синонимы.
2.Книга написана простым, доступным языком, так что прочитанное легко запоминается.
3.Необычные названия («Смеётся ли море?», «Когда петуха можно назвать кочетом?» и др.) привлекают внимание читателя, вызывают интерес, желание прочитать книгу.
Слайд 14Использованная литература
1.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклас. Чтения
учащихся. – М.: Просвещение, 1984.
2.Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. (П. 5 «Рецензия на книгу»). – М.: Дрофа, 2010.
3.Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся . (Гл. «Отзыв и рецензия»). Сост.: Т. А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. М., «Просвещение», 1989.