Парфенова Е.В.
E-mail
(домашний)
parfenow_19892011@mail.ru
(рабочий)
mkdou6@obrchepeck.ru
2013 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №6»
г. Кирово-Чепецка Кировской области
Развитие речи на занятиях с использованием продуктивной деятельности, как компенсаторное обеспечение детей с нарушением зрения.
Слайд 2 Введение
Общее личностное становление человека как основная
цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности. Опосредующая роль речи в психическом развитии, ее важное значение в процессах социализации, обучения, воспитания, самореализации и саморазвития обуславливают пристальное внимание педагогов к проблемам развития активной речевой деятельности детей.
Слайд 3Программа «От рождения до школы»
В программе «От рождения до школы» в
соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23.11.2009г.) в качестве одной из приоритетных задач выделено стимулирование коммуникативной активности детей в разных видах деятельности.
Слайд 4Развитие компенсаторной функции речи
У детей с нарушением зрения развитие речи имеет
свои особые трудности. У семи слабовидящих детей неизбежно возникает разрыв между словом и образом. Закрепленные в слове понятия и свойства, связи и отношения предметов окружающего мира адекватно отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов.
Слайд 5Развитие компенсаторной функции речи
Поэтому в отношении слова и образа у нормального
видящего и слепого ребенка имеют количественное, а не качественное различие. Вследствие выявления характерных недостатков речевого развития у детей с нарушением зрения после речевой диагностики и наблюдения речевой деятельности детей в течении своей работы данный опыт приобретает исследовательский характер. Целью этого опыта является развитие компенсаторной функции речи.
Слайд 6Развитие компенсаторной функции речи
Для этого в группе воспитатель создает ряд условий:
Участие
в формировании представлений всех органов чувств (полисенсорное развитие) через систему занятий тифлопедагога, воспитателя, логопеда.
Связь чувственных представлений со словом через рассматривание и обследование многообразной окружающей обстановки и специально подобранных объектов.
Богатая и разнообразная речевая среда, которая дает образцы языка (речь взрослых, литература, телевидение).
Речевая практика самих детей в специально созданных ситуациях и под контролем взрослых.
В связи с этим, была разработана система развития речи на занятиях с использованием продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд), как компенсаторное обеспечение детей с нарушением зрения.
Слайд 7Характеристика системы занятий
Система развития речи на занятиях по изодеятельности, как компенсаторное
обеспечение детей с нарушением зрения включает в себя пять периодов:
I период – обогащение словарного запаса;
II период – сопровождающая речь;
III период – завершающая речь;
Главная задача II и III периода развивать у детей умение правильно строить простые предложения.
IY период – предваряющая речь;
Y период – закрепление навыков самостоятельной речи.
Главной задачей IY и Y периода – это развивать умение детей изменять структуру предложения, строить сложноподчиненные и сложносочиненные, увеличивать наполняемость предложений.
Слайд 8I период - обогащение словарного запаса
Главная цель занятий этого периода –
выявление активного и пассивного словаря, а в дальнейшем его активизация, обогащение. Для обогащения словарного запаса можно применять множество разнообразных приемов:
название и обследование предметов или материалов, с которыми ребенок будет работать на изодеятельности;
их качеств и признаков;
их цвет, расположение в пространстве;
действия с ними;
нахождение обобщающих понятий;
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
После закрепления словесных понятий начинается работа по расширению словаря, выбираем разнообразный материал для занятий.
Например: пластилин – это материал для лепки, он – мягкий, теплый, липкий, пластичный, разноцветный, мнущийся. Его можно: мять, жать, комкать, сплющивать, оттягивать, отщипывать, катать, примазывать и т.д.
Слайд 9I период -обогащение словарного запаса
Пластилин – пластилиновая – ое – ый.
Пластилинчик. Что можно вылепить из пластилина? – игрушки, фрукты, овощи, грибы, птиц, животных, насекомых, транспорт и т.д.
Кисти
Баночки
Салфетки
Карандаши
Краски
Фломастеры
Цветная бумага
Приводя эти примеры мне хотелось показать возможности обогащения словаря с помощью обычного набора изобразительных средств в лепке, аппликации, рисовании.
Слайд 10II период – сопровождающая речь
На всех занятиях существует только одна форма
речи
детей – сопровождающая.
Речь, сопровождающая действие, это такая речь, когда
ребенок говорит по поводу совершаемого действия. Например,
«Я разрезаю квадрат», «Я приклеиваю звезду», «Я леплю
мячик» и т.д.). Она является наиболее доступной, и, как
правило, не вызывает трудностей у детей.
Постоянная зрительная опора на тот или иной элемент
поделки (работы) сопряженная с работой руки обеспечивает
наибольшую ситуативность детской речи. Дети легко и
свободно называют все производимые ими действия.
Например: «Я обвожу круг», то есть оречевляют их.
Слайд 11II период – сопровождающая речь
На всех занятиях существует только одна форма
речи детей –
сопровождающая. Речь, сопровождающая действие, это такая речь,
Когда ребенок говорит по поводу совершаемого действия («Я разрезаю
квадрат», «Я приклеиваю звезду», «Я леплю мячик» и т.д.). Она
является наиболее доступной, и, как правило, не вызывает трудностей
у детей.
Постоянная зрительная опора на тот или иной элемент поделки
(работы) сопряженная с работой руки обеспечивает наибольшую
ситуативность детской речи. Дети легко и свободно называют все
производимые ими действия. Например: «Я обвожу круг», то есть
оречевляют их.
Не изменяя формы речи (сопровождающей), в пределах
пользования постоянной зрительной опорой на производимое
действие, нужно постепенно усложнять речь детей. Это достигается
изменением характера вопросов воспитателя.
Слайд 12II период – сопровождающая речь
Воспитатель: «Что ты делаешь?». Ребенок: «Я закрашиваю
солнышко». Ребенку всякий раз задается вопрос о производимом
действии, на который он должен ответить, характеризуя действие, что
создает у него ощущение самостоятельной речи. Например:
Воспитатель: «Смотрите, я сгибаю листок пополам. А ты Леша, что
делаешь?» - «Я тоже сгибаю листок пополам», - отвечает Леша.
С каждым занятием ответы детей постепенно усложняются, и
увеличиваются их самостоятельность. Если раньше ребенок повторял
за воспитателем или говорил по-своему короткую фразу: «Я склеиваю
полоски», - то позже он старается ответить более подробно: «Я
склеиваю клеем бумажные полоски» или «Я склеиваю красивые,
блестящие ленточные бумажки». Такие полные ответы всячески
поощряются, а это является новым стимулом для появления еще
большей самостоятельности в следующих ответах детей. Постепенное
усложнение речи достигается, с одной стороны, путем определенный
системой вопросов воспитателя, с другой – соответствующим
подбором занятий по изодейтельности.
Слайд 13III период – завершающая речь
Для третьего периода характерен более сложный период
речи – речь, завершающая действие, т.е. такая речь, когда ребенок описывает уже выполненную работу или какую-то ее часть («Я наклеил звезду», «Я согнул бумагу», «Я приложил…» и т.д.)
Регулируя интервалы, проходящие между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, можно достичь различной сложности завершающей форму речи. Это позволяет так же развивать логическое мышление и память детей, т.к. они должны запоминать и рассказывать весь последовательный ход изготовления работы.
На всех занятиях этого периода дети пользуются двумя видами речи: сопровождающей и завершающей.
Слайд 14IV период – планирующая речь
В четвертом периоде активируется новая, наиболее
сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает о том, что он намеревается сделать («Сначала я обведу мишку по трафарету, а потом его буду раскрашивать», «Я скатаю колбаску прямыми движениями, потом согну полукругом и приложу к чашке».) В конце третьего периода дети восстанавливают в памяти весь последовательный ход проделывания работы и подробно рассказывают этапы своей деятельности, т.е. иначе говоря они заново планируют свою работу, как если бы им пришлось выполнять ее второй раз.
А это требует умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно строить свое высказывание, употреблять слова в их точном значении, т.е. владеть конкретной речью.
Слайд 15V период – закрепление навыков самостоятельной речи
В этом периоде происходит
закрепление навыков свободного пользования всеми видами речи. На последних этапах занятий дети подробно рассказывают об изготовлении своей работы, задают вопросы воспитателю, товарищам, отвечают на их вопросы, свободно высказываются по собственному желанию. Дети говорят о материале, с которым работают, о качестве сделанной работы (цвете, форме, величине, пропорциях), оценивают качество своей работы и работ товарищей. Воспитателю нужно использовать любую возможность для увеличения речевой активности детей, стремиться к тому, чтобы в этом периоде дети рассуждали, делали свои заключения, самостоятельно формировали свои мысли. В таких условиях у слабовидящего ребенка развивается свободное речевое общение по любому поводу и контекстная разговорная речь.
Слайд 16Вывод
Изложенный опыт развития речи детей на занятиях по изодеятельности, как компенсаторное
обеспечение детей с нарушением зрения имеет положительный результат. Он позволяет развивать у детей с нарушением зрения способность к речевому общению настолько, что в дальнейшем это не вызывает у них особых затруднений.
После занятий по данному опыту при последующем обучении в массовой школе речь этих детей отличается от речи многих других учащихся своей выразительностью, четкостью и логичностью.
Компенсаторная функция речи не ограничивается познавательной деятельностью – она имеет огромное значение для формирования личности ребенка с нарушением зрения в целом. Только благодаря речи слабовидящие дети могут поддержать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноценными членами, активно участвующими в общественно-полезной деятельности.
Слайд 17Литература
«От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду
подготовленная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
П.Г.Литвак «Психология слепых и слабовидящих». Издательство КАРО г.Санкт-Петербург 2006г. (стр. 139-152) гл. 7.
Л.С.Волкова «Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения». Дефектология. 1982г. № 3.
Н.А.Чевелева «Преодоление заикания у детей» Москва. 2001г. ООО «Издательство Гном и Д». – 128с.
М.И.Земцова «Пути компенсации слепоты» Москва., 1956г. гл. I и IХ. Изд-во АПН РСФСР.
Солнцева Л.И. «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста». Москва. Педагогика, 1980г.