Слайд 2Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Слайд 3Дымковская слободка сегодня.
Слайд 4Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке
Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 5Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни.
К ней «примажут»
стан, ручки, головку.
Слайд 6Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем
желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 7Но игрушка еще не готова.
После лепки ее несколько дней сушили,
затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 8Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого
мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
Слайд 9Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя, а для росписи
применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.