Этика отношений человека и природы презентация

Содержание

Природоохранная эстетика новое направление на стыке эстетики, этики, экологии и охраны природы, изучающее эстетическую ценность ландшафтов, природных явлений, объектов флоры и фауны, виды красоты природы, особенности эстетического восприятия природы, а также

Слайд 1Этика отношений человека и природы


Слайд 2Природоохранная эстетика
новое направление на стыке эстетики, этики, экологии и охраны природы,

изучающее эстетическую ценность ландшафтов, природных явлений, объектов флоры и фауны, виды красоты природы, особенности эстетического восприятия природы, а также разрабатывающее способы сохранения природной красоты.

Слайд 3Важнейшими задачами являются:
1) помощь в создании теоретических основ охраны природы;


2) разработка эффективных методов эстетического воспитания;
3) разработка способов защиты красоты природы;
4) разработка критериев оценки эстетической ценности ландшафта.

Слайд 4Как научное направление, ПЭ сформировалась 80 - 90-х гг. XX века.

Европа, в отличие от Древнего Востока, не сразу научилась видеть красоту природы. В поэмах Гомера люди и боги эстетически оценивались 800 раз, пейзажи - 70 раз, флора и фауна - 24 раза. Сафо воспевала в своих поэмах красоту людей и очень редко - красоту природы. Аристотель свой первый трактат по эстетике посвятил исключительно поэзии. В Библии также мало восхвалений красотам природы.

Слайд 5Китайская и японская культура имеют давние традиции эстетического оценивания природы. В

результате в живописи и поэзии были давно сформировано направление "горы - воды". Го Си в своем трактате "Высокое послание лесов и потоков" писал, что красота природы заключена в её непрерывной изменчивости. Уже в VIII - IX вв. японские поэты определили для себя пейзажи особой эстетической ценности - горное Есино, бухта Сиогама на о. Хонсю, побережье Нанива в Осаке. В то же время сформировались японские понятия красоты: "саби" - красота старого природного объекта (векового дерева, замшелого пня); "юген" - красота незавершенности; "мудзе ноби" - красота непостоянства.

Слайд 6Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11в. Гугун, Пекин.


Слайд 7Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.


Слайд 8Го Си. Осень в долине реки. Фрагмент свитка. 11в. Галерея Фрир,

Вашингтон.

Слайд 9В целом в Европе восхищения красотой природы вплоть до сер. XX

в. отсутствовало. В картинах художников Возрождения самостоятельное изображение дикой природы отсутствует.
Высказывание Ж. Бюффона: "Как отвратительна эта дикая умирающая природа! ..... осушим её болота, оживим её мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них канавы... Как прекрасна культурная природа!"
В России против восхищения красотой дикой природы выступали Чернышевский, Белинский, Добролюбов, Писарев. По мнению Чернышевского любование природой уводит человека от решения важных социальных вопросов. Писарев писал, что "эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного процесса".

Слайд 10М. Горький: «объективно красоты природы не существует»
"строительство коммунизма важнее красоты«

Учения

о красоте природы в СССР приравнивалось к вредной буржуазной идеологии.

Слайд 11Джон Рескин (1819 – 1900)


Слайд 12Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского

торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран. Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».
Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве», «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное», «Английское искусство», «Современные художники», а также «Природа готики» знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Слайд 13Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов, например, в статье «Прерафаэлитизм»,

а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».
Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля. Рёскин восхвалял готический стиль за его трепетность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы" готического возрождения" во главе с Уильямом Моррисом видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности что видятся Рёскину в искусстве, — ценности силы, твердости и вдохновения.
Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре, выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец. Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» из второго тома «Камней Венеции» 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Слайд 14Альберт Швейцер (1875 – 1965)


Слайд 15Швейцер родился в Кэйзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии;

ныне — территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В 1884—1885 гг. Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885—1893).
В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки.
В 1894—1895 годах — солдат в германской армии, при этом продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 гг. Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берет уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года защищает в Страсбурге диссертацию и получает степень доктора философии, а в 1900 г. ещё и звание лиценциата теологии. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 г. он начинает преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей знакомится со своей будущей женой Еленой Бреслау.
В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году выходит его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые едет на гастроли в Испанию. В 1908 году выходит его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принимает активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году сдает экзамены на медицинском факультете и выпускает в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году женится на Елене Бреслау. В 1913 году заканчивает диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получает степень доктора медицины.

Слайд 1626 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских

сестер, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой как немецких подданных отправляют во французские лагеря. В 1918 — освобожден по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер становится отцом — Елена родила ему дочь Рену. В 1919—1921 годы работает в городской больнице в Страсбурге, выступает с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920—1924 годах он читает лекции в Швеции и других европейских странах, становится почетным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году выходит его главное философское сочинение «Философия культуры» в 2-х томах.
В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 новая больница была построена и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.
В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работает в Африке и периодически посещает Европу для чтения лекций, органных концертов, издательства своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почетные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.
После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.


Слайд 17Цитаты
«Цель человеческой жизни — служение, проявление сострадания и готовность помогать людям».
«Чем

глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь — это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе».
«Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный».
«Судьба всякой истины — сначала быть осмеянной, а потом уже признанной».
«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.»
«Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой».
«Любовь нельзя ограничить системой правил и предписаний: приказы любви абсолютны».
«Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична».
«Знать друг друга — не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.»
«Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему».
«Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление».
«Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь».
«Нет более высокой религии, чем служение человечеству. Величайшее кредо — труд ради общего блага.»
«Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами».
«То, что обычно считается оптимизмом, — не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете».
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.»
«Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»

Слайд 18Олдо Леопольд (1887 – 1948)
Олдо Леопольд (1887-1948) - известный американский природоохранник,

ученый-эколог, писатель, президент Экологического общества США, один из основателей Общества дикой природы. Родился в штате Айова, закончил Йельский университет. Всемирную известность получил как создатель экологической этики. Велик его вклад и в развитие природоохранной эстетики, а также идеи дикой природы.
Взгляды Олдо Леопольда опередили жизнь и, как часто бывает, не были поняты современниками. Свой классический труд - сборник эссе под названием "Календарь песчаного графства", где были изложены основные идеи экологической этики, при жизни Леопольд так и не смог опубликовать - издатели считали их бесполезными или слишком радикальными.
Жизнь замечательного американского экофилософа и природоохранника оборвалась трагически в 1948 году - он умер от сердечного приступа, сражаясь с лесным пожаром.
Слава, как и в случае с другим выдающимся американским экофилософом - Генри Торо, пришла к Олдо Леопольду после его смерти - лишь в 1960-х годах. Это потом его книга была названа в США "Священным манускриптом американской природоохраны". Хотя первый тираж раскупался едва-едва.
Следует отметить, что в предисловии к русскому изданию "Календарь песчаного графства» научный редактор, известный советский официальный природоохранник профессор А.Г. Банников также практически ничего не сказал об экологической этике О. Леопольда. Тогда в СССР это направление этики, как, впрочем, и сейчас в России, Украине и других странах СНГ, было почти неизвестным.
Про мнению Леопольда, "этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения".
"Перестаньте считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически".


Слайд 19О. Леопольд вслед за Г. Торо одним из первых стал указывать

на необходимость охраны не только самой дикой природы, но и ее свободы. Его афоризм "чего стоят сорок свобод без единого белого пятна на карте?" теперь часто цитируют современные экофилософы.
О. Леопольд был одним из первых в США, кто создал первую "территорию дикой природы" и дал определение этому термину. Он определил дикую природу как участок, сохраненный в натуральном состоянии, где можно охотиться и рыбачить, с большой площадью в две недели перехода и где нет дорог, искусственных сооружений и других творений человека.
А что сделал Олдо Леопольд для развития природоохранной эстетики? Он первым подчеркнул важность наличия эстетически заметных животных и растений в ландшафте, придающих ему жизненность и порядок.
Леопольд постоянно подчеркивал, что человечество еще не научилось по достоинству ценить эстетическую ценность дикой природы: "Наша способность воспринимать красоту в природе, как и в искусстве, в начале ограничивается красивостью. Мало-помалу, поднимаясь с одной ступени красоты на другую, мы постигаем высшие ценности, для которых в языке еще нет слов. И красота журавлей, по-моему, заключена именно в этих высших качествах, пока недоступных словам".

Слайд 20По Леопольду в природе красиво только то, что экологично. "Вещь правильна,

когда у неё есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества". Поэтому, виды, обитающие на вашей родине, должны считаться эстетически более ценными, чем экзотические, а дикие - красивее одомашненных.

Слайд 21И. Сепанмаа: "То, что противоречит экологическим законам, не может быть прекрасно,

... то, что отвечает экологическим законам, должно по определению быть более красивым"...

Слайд 22В оценке красоты природы действуют те же правила, что и в

оценке произведений искусства. Красивому объекту придается статус модели. Общественность его одобряет, выделяя в качестве объекта для подражания.

Слайд 23У. Тернер и К. Фридрих открыли европейцам красоты Альп, И. Шишкин

и А. Васнецов - красоту русских лесов, Р. Кент - красоту полярных широт.

Слайд 24Уильям Тернер (1775 – 1851)


Слайд 25Уильям Тёрнер родился в 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Отец

художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской».
Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии марину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика.

Слайд 26Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией,

природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи».
Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён».
Живописец скончался 19 декабря 1851 г.


Слайд 27У. Тернер. Переход Ганнибала через Альпы


Слайд 28У. Тернер. Последний рейс корабля «Отважный»


Слайд 29У. Тернер. Дождь, пар и скорость


Слайд 30Зейферт, Карл Фридрих (1809 – 1891)
Учился в Берлинской академии художеств и

Э. Бирмана. Для писания этюдов неоднократно путешествовал по Швейцарии, Тиролю, Венгрии, Италии и Сицилии.
В 1853 участвовал вместе с Э. Папе в украшении живописью Нового берлинского музея.
Пейзажи этого художника, изображающие в основном мотивы южной природы, передают её в идеализированном виде, хотя в общем верно характеризуют каждую местность; колорит его силен, кисть сочна.
Наиболее удачными в ряду его картин считаются: «Гора Юнгфрау, в Швейцарии», «Таорминский театр», «Лазоревый грот на острове Капри» (1860, находится в Берлинской национальной галерее), «Дан-дю-Миди» и «Мессинский пролив» (1863).

Слайд 31Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898)


Слайд 32Иван Шишкин один из известных русских писателей пейзажистов живописец рисовальщик родился

13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Слайд 33Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во

всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—1885 гг., издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.
В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом бору». Толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании ) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Слайд 34И. Шишкин. Утро в сосновом лесу


Слайд 35И. Шишкин. Туман в сосновом лесу


Слайд 36И. Шишкин. Бурелом


Слайд 37Васнецов, Аполинарий Михайлович (1856 – 1933)


Слайд 38Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе

Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:
Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама.
В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
В картине «Родина» (1886, ГТГ) А.М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Слайд 39А. Васнецов. Родина. 1886


Слайд 40А. Васнецов. Северный край


Слайд 41Кент Рокуэлл (1882 – 1971)


Слайд 42Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 года в городе Тарритаун (штат

Нью-Йорк, США). Ранние годы провёл в Нью-Йорке и его окрестностях. Получил архитектурное образование в Колумбийском университете. Учился живописи у известных американских художников: Уильяма Чейза, Кеннета Хейза Миллера и Эббота Тейера. Также учился в студии Роберта Генри.
Ранние картины Кента с пейзажами Нью-Гэмпшира и горы Монаднок в 1904 году приняли участие в выставке Общества Американских Художников. В 1905 году предпринял своё первое серьёзное путешествие и на пять лет обосновался на острове Монеган в штате Мэн. Первые мэнские пейзажи Кента были выставлены в Нью-Йорке в 1907 году и получили положительные отзывы критиков. В 1914—1915 Кент путешествовал по Ньюфаундленду, в 1918—1919 отправился на Аляску, на Лисий остров, с девятилетним сыном, тоже Рокуэллом. Там он создал серию картин и гравюр, посвящённых этому краю, а также написал свою первую книгу — «В диком краю», которая была издана в 1920 году. Впоследствии Кент совершил путешествие на Огненную Землю и трижды посещал Гренландию.
В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская компания RR Donnelley пригласила Кента иллюстрировать одну из их книг. Художник выбрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некоторое время пребывавший в забвении, но незадолго до того заново открытый критиками. Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году.
С конца 1930-х годов Кент стал политическим активистом. В 1939 он стал членом социалистической организации International Workers Order и стал автором логотипа этой организации. Кент выступал против фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира, был одним из инициаторов и авторов Стокгольмского воззвания (март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир; был членом Всемирного Совета Мира (с 1955 года).
Политическая активность Кента и рост популярности в США абстрактного экспрессионизма привёл к тому, что известность художника в его родной стране практически сошла на нет. Тем не менее, социалистические взгляды Кента принесли ему популярность в СССР и благосклонность советских властей. В 1957 году он стал председателем Национального совета американо-советской дружбы. В 1960 году Кент пожертвовал несколько сотен своих картин и рисунков советскому народу и вскоре (в 1962) стал почётным членом Академии художеств СССР, а ещё через пять лет был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Призовые деньги Кент потратил на благотворительность в пользу пострадавших в ходе Вьетнамской войны.
Умер Рокуэлл Кент в Платсберге, штат Нью-Йорк, 13 марта 1971 года.

Слайд 43Кент Р. Ранний ноябрь. Северная Гренландия


Слайд 44Кент Р. Охота на тюленей в северной Гренландии


Слайд 45Кент Р. Гренландский берег


Слайд 46Красота природы делится по восприятию на следующие виды: зрительная, звуковая, обонятельная,

вкусовая и тактильная.

Самой известной и распространенной является зрительная красота, которая практически всегда доминирует над другими её видами. Нередко на первый план выходит звуковая красота (пение птиц, насекомых, лягушек, музыка дождя - "фортепиано природы", П. Неруда).

"Пение людей надоедает, пение птиц - никогда"
И. Кант


Слайд 47Один из главных принципов природоохранной эстетики гласит: "Наибольшей эстетической ценностью обладает

дикая природа".

С позиции природоохранной эстетики дикая природа является уникальной эколого-эстетической системой, образованной гармоничным сочетанием живой и неживой природы, а также живущая по своим экологическим законам.

Слайд 48Природа имеет две эстетические степени: возвышенная и прекрасная.
Высшей эстетической ценностью обладает

ПРИРОДА ВОЗВЫШЕННАЯ. Такой может быть только дикая природа, лишь в малой степени затронутая человеком. ПРИРОДА ПРЕКРАСНАЯ обладает меньшей эстетической ценностью. Такой может быть как дикая, так и окультуренная природа.

Слайд 49Красота животных и растений оценивается по следующим критериям. О. Леопольд выделял

виды - эстетические индикаторы, представляющие собой отличительный знак данного ландшафта. Чем более диким является животное, тем оно более эстетически ценно. Выделяют также флагманские виды - виды, известные и популярные среди широких слоев населения.

Слайд 50Принцип самодостаточности красоты природы
Красота природы самодостаточна и нужна прежде всего

самой природе для её развития и эволюции. Человек не имеет морального права считать, что всё в природе, в том числе и красота, создана только для его корысти.

Слайд 51Принципы природоохранной эстетики
1. Прекрасно то, что отвечает экологическим законам (Принцип О.

Леопольда). Объект красив, когда у него есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию.
2. Дикая природа - эталон красоты (Принцип Д. Рескина). Наибольшей эстетической ценностью обладает дикая природа. Все, приближающееся к ней, стремится к красоте, все, удаляющееся от неё, склоняется к безобразию.
3. Принцип эстетического уважения. Человек не должен навязывать природе свои вкусы, что ведет к её опошлению и фальсифицированию. Следует ценить и уважать природу такой, какой она есть.
4. Принцип эстетической незаинтересованности. Природный объект должен цениться ради своих эстетических свойств, бескорыстно, а не как средство достижения удовольствия.
5. Все в природе красиво и целесообразно. В природе не существует некрасивых видов животных и растений, как и некрасивых ландшафтов.
6. Принцип защиты эстетически ценных мест. Все природные места, имеющие эстетическую ценность, должны быть взяты под охрану.

Слайд 52Шкала эстетической оценки участка (по данным ВО «Леспроект»)


Слайд 53Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных

на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Слайд 54Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика

- междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Слайд 55Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:
1) люди действуют

или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой;
2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.
Задачи экологической этики:
1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;
2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Слайд 56С 1970-х гг. Экологическая этика стала преподаваться в США с 1970-х

гг. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. - в других развитых странах.
Философы Сингер, Риган и Линзи в 1970-х - 80-х гг. было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовано Движение за освобождение диких животных. Тэйлор разработал универсальные этические правила и принципы, Калликот и Ролстон - понятия о ценностях дикой природы.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.
В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

Слайд 57В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение

составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.
Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным. До сих пор Россия остается единственной европейской страной, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 о безболезненном забое сельскохозяйственных животных.
Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в высшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко. Преподавание Экологической этики в вузах ведется пока на уровне элективных курсов.

Слайд 58Ценности природы
Ценности природы бывают внутренними и внешними. Внутренняя ценность - это

ценность "для себя". Она заключается в стремлении любого живого организма к жизни, к продолжению существования, к размножению. Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.
Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно рассчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.
Возможны конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.
Природа является нашим моральным партнером в силу обладания внутренней ценностью. Часть моральных партнеров, способных к нравственным размышлениям и поступкам, являются моральными агентами, т.е. имеющими свои обязанности перед вами. Природа моральным агентом не является, т.е. имеет только права, но не имеет обязанностей ни перед человеком, ни друг перед другом.

Слайд 59Права природы
Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности,

а также ввиду факта своего существования. Права природы - это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.
Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.
Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Слайд 60Красота природы самодостаточна и нужна прежде всего самой природе для её

развития и эволюции. Человек не имеет морального права считать, что всё в природе, в том числе и красота, создана только для его корысти.
(Принцип самодостаточности красоты природы)

Манипулирование красотой природы является её удушением. Некрасивые с точки зрения человека виды живых существ (жабы, летучие мыши), а также природные ландшафты (пустыни и болота) нельзя украшать. Если человек начинает украшать дикую природу, то она сразу теряет свою подлинность, т.е. становится фальшивой.

Слайд 61Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным

понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Слайд 62За живыми существами признаются следующие права:
1. Право на жизнь;
2. Право на

естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;
3. Право на необходимую для жизни долю земных благ;
4. Право на защиту законом.

Слайд 63Правила обращения с природой
1. Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если

мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.
2. Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
3. Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.
4. Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.
5. Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика