ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА КОНСТРУКЦИЯ?! презентация

Содержание

Два иллокутивных употребления – вопросительное и восклицательное Что случилось? Что за крик? Это тонет ученик! (С.Михалков) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (А.С.Грибоедов)

Слайд 1ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА КОНСТРУКЦИЯ?!

МНОГОЗНАЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ
«что плюс за плюс именная группа»


В СВЕТЕ ДАННЫХ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА

В.И.Подлесская, РГГУ

Слайд 2Два иллокутивных употребления – вопросительное и восклицательное
Что случилось?
Что

за крик?
Это тонет ученик! (С.Михалков)

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (А.С.Грибоедов)

Слайд 3Основная задача –
показать, что мы имеем дело именно с конструкцией
(«синтаксической

фраземой» , Богуславский-Иомдин 1982)
с неоднословным комплексом, обладающим синтаксическими, семантическими и дискурсивными характеристиками, которые не могут быть композиционально выведены из свойств, входящих в этот комплекс компонентов.

Слайд 4Угадай, какой это запредмет? (Петя Подлесский, 4 года)


Слайд 5План:
Синтаксические и семантические свойства конструкции, некоторые ее параллели в других языках
Количественный

и качественный анализ корпусных данных


Слайд 6
Синтаксис
«что за» конструкции


Слайд 7Предлог не управляет падежом ИГ, а является «прозрачным» для внешнего падежа


а.

Что за книгу (ACC) ты читаешь?

б. Что за книга (NOM) лежит на столе?


а. Какую книгу ты читаешь?
б. Какая книга лежит на столе?






Слайд 8Что за не обладает морфосинтаксическим единством: может расщепляться, в том числе,

сказуемым



А что это ты читаешь за книгу?


Слайд 9Падеж именной группы ограничен только именительным и винительным
В сети обнаруживаются

исключения:
Что за человеку (DAT) он доверил свою находку?
Что за человеком (INS) нужно быть, чтобы изменять любимой
Падежи, отличные от именительного и винительного, легче допускаются в восклицательных предложениях, содержащих негативную оценку, чем в нейтральных вопросительных:
?Что за дрянью (INS) нас накормили!
? ? Что за супом (INS) нас накормили?

Слайд 10Безусловно запрещены любые предложные сочетания

В какой книге ты это прочитал?

что за книге ты это прочитал?

Слайд 11Структурно, семантически и исторически (Danylenko 2001) близкие конструкции:
В германских языках

(немецкий, нидерландский, норвежский, шведский, идиш)
В славянских языках (украинский, белорусский, польский, чешский)
В балтийских языках (литовский, латышский)

Слайд 12NB: Соответствующая германская конструкция допускает все падежи, а также предложные сочетания



Mit was für ein-em Hund
с что за DEF-DAT собака

hast du gespielt?
AUX.PERF.2SG ты играть.CONV

букв. ‘Со что за собакой ты играл?’


Слайд 13Эффект расщепления was-für конструкции – предмет продолжительной дискуссии (Thank you, Barbara!)

Was

für Bucher hat Johannes gelesen?
что за книги AUX.PERF.3SG читать.CONV

Was hat Johannes für Bucher gelesen?

‘Что за (какие) книги прочитал Йохан?’

Слайд 14На возможность размещения сказуемого между частями вопросительной «что за» группы в

русском языке влияет:


переходность вершинного предиката
синтаксическая роль вопросительной группы
семантический тип предиката


Слайд 15Легче всего расщепляются сказуемым прямые дополнения, а подлежащие переходных глаголов практически

не допускают расщепления


а. Что за книгу ты купил? =>
Что ты купил за книгу?

б. Что за человек купил эту книгу? => *Что купил эту книгу за человек


Слайд 16Предикаты стадиального уровня (stage-level, «явления» по Т.В.Булыгиной) способствуют расщеплению. Предикаты индивидного

уровня (individual-level, «качества») препятствуют расщеплению.

Что за книга там лежит? =>
Что там лежит за книга?

Что за люди являются членами избирательных комиссий? =>
*Что являются членами избирательных комиссий за люди?


Слайд 17Ограничения на расщепление нуждаются в исследовании, но:
Размещение сказуемого между частями вопросительной

группы практически не встречается в реальном дискурсе.
Основная часть что-за-конструкций, представленных в корпусе, не имеют глагольного сказуемого (Что за крик?), а имеющиеся глагольные сказуемые (Что за вопрос тебе достался?) семантически и синтаксически весьма однообразны.

Слайд 18
Семантика
«что за» конструкции.
1. «Что за» вопросы.


Слайд 19Рахилина 1990: что-за-вопрос это вопрос об идентификации уже актуализованного в речи

референта

(слыша крик и желая установить его причину)
можно спросить:
Что за крик?
и нельзя спросить:
*Какой крик?


Слайд 20Рахилина 1990: что-за-вопрос это вопрос об идентификации уже актуализованного в речи

референта

Вот сижу и думаю, какой / *что за подарок ей подарить.

но можно:
Вот сижу и думаю, что за подарок я ей должен подарить.
(вопросительная составляющая связана предикатом должен => например, подарок уже выбран кем-то другим, а говорящему только предстоит этот пока еще ему неведомый подарок вручить)


Слайд 21
Семантика
«что за» конструкции.
2. «Что за» восклицания.


Слайд 22Эмоциональная оценка актуализованного референта
В зависимости от лексического наполнения и контекста конструкция

может выражать как положительную, так и отрицательную оценку:

Что за прелесть эти уездные барышни! (А.С.Пушкин)

Что за вздор вы несёте, Мемозов? — пробурчал Москвич. (В.Аксенов)

Конструкции с положительной оценкой крайне редки и более свойственны книжной речи

Слайд 23Восклицательное прочтение в русском языке не требует специального синтаксиса (только лексика

и просодия), а в германских требует порядка слов «V-last»

[немецкий, на основе Leu 2007:15]

Was verkaufen die für Platten?
что продавать.PRES.3PL они за пластинки
‘Что за пластинки они продают?’
Was die für Platten verkaufen!
что они за пластинки продавать.PRES.3PL
‘Что за пластинки они продают!’


Слайд 24Специализированные восклицательные «что за» конструкции отрицательной оценки с зависимой предикацией

а. условное придаточное («что за» группа обычно расщепленная)
Что он за врач, если не может выписать рецепта!

б. относительное придаточное
Что (это) за врач, который не может выписать рецепта!

в. зависимый инфинитив («что за» группа чаще нерасщепленная)
Что за манера входить без стука!

Слайд 25Возможна ли замена что за на какой в восклицательных конструкциях отрицательной

оценки с зависимой предикацией?

а. С условным придаточным – да:
Какой он врач, если не может выписать рецепта!

б. С относительным придаточным – скорее, нет:
*?Какой это врач, который не может выписать рецепта!

В отсутствие придаточного замена возможна, просодия может задать и положительную, и отрицательную оценку:

Какой это врач!


Слайд 26Возможна ли замена что за на какой в восклицательных конструкциях отрицательной

оценки с зависимой предикацией?

с. С зависимым инфинитивом - смотря какое существительное в составе «что за» группы

Существительные, имеющие валентность, заполняемую инфинитивной группой (способ писать, манера говорить, привычка свистеть, комиссия быть отцом и др.), замену на какой не допускают:

*Какая манера входить без стука!


Слайд 27Возможна ли замена что за на какой в восклицательных конструкциях отрицательной

оценки с зависимой предикацией?

с. С зависимым инфинитивом - смотря какое существительное в составе «что за» группы

Существительные с оценочной семантикой, не имеющие валентности, заполняемой инфинитивной группой, допускают замену на какой:

Что за невоспитанность входить без стука!
Какая невоспитанность входить без стука!


Слайд 28Зависимые в составе именной группы vs. структурные компоненты конструкции: параллель между

зависимым инфинитивом и зависимой предложной группой

«Что за Х», инфинитив – составляющая внутри ИГ

Что за / * какая [манера [входить без стука]]!

«Что за / какой Х У-овать», инфинитив – компонент конструкции

[Что за / какая невоспитанность] входить без стука!

«Что за Х», группа с предлогом (e.g.без) – составляющая внутри ИГ

Что (это там) за / * какой (это там) [парень без баяна]?

«Что за / какой Х без У», группа с предлогом (e.g.без) – компонент конструкции

[Что за / какая свадьба] без баяна!


Слайд 29
«Что за» конструкция по данным Национального корпуса русского языка


Слайд 30Выборки
Основная выборка (ОВ, подкорпус со снятой омонимией):
Слово 1: что; расстояние

между словами: 1..4;
Слово 2: за; расстояние между словами: 1..2;
Слово 3: S&nom
165 вхождений

Вспомогательная выборка (ВВ, подкорпус живой речи с неснятой омонимией:
Слово 1: что; расстояние между словами: 1..4;
Слово 2: за; расстояние между словами: 1..2;
Слово 3: S&(nom|acc)
439 документов (включая побочные результаты)

Слайд 31
Структура «что за» конструкции по данным корпуса


Слайд 32ОВ: 165 «что за» = 130 безглагольных + 36 глагольных =

16 быть + 16 других непереходных глаголов + 4 переходных (FUNC’и)


А что за работа ?
не пойму, что он за человек был
что за глубокая обида его терзала



Слайд 33В безглагольных конструкциях между «что» и «за» – только редуцированное выражению

подлежащего (нуль / местоимение). Уточнение подразумеваемого референта – в левой или правой периферии конструкции.

Из 130 безглагольных конструкций подлежащее выражено в 57 (в т.ч. 47 это и 5 он)

Я не знал, что это за песня
Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек


Слайд 34В безглагольных конструкциях между «что» и «за» – только редуцированное выражению

подлежащего (нуль / местоимение). Уточнение подразумеваемого референта – в левой или правой периферии конструкции.

Именительный темы и прономинальая копия в составе что-за-конструкции:

А Троица / это что за праздник?

Конструкции с постпозитивным уточнением:

Что это за жизнь — триста семьдесят пять рублей в месяц!
Ну, что за ветошь: возлюби ближнего своего? (Юрий Трифонов)


Слайд 35165 «что за» = 92 контактных + 73 дистантных Чем расщепляется? НЕполнозначной

лексикой.

Что бывает между что и за?

Это (это же, это еще и др.) 46 (из 73)
У + Род.п.
Личные и указательные местоимения
Частицы же, мол, еще и др.

Что у тебя за поза, Леля!

Это что ещё за гражданка!


Слайд 36165 «что за» = 92 контактных + 73 дистантных Чем расщепляется? НЕполнозначной

лексикой.

Расщепление глаголом крайне редко.

В ОВ только глагол быть (5 случаев):

А что там была за коммунальная квартира ?
И что у вас будут за дети?

В ВВ 1 случай расщепления полнозначным глаголом:

Мы знаем / что там работали за люди.


Слайд 37
Семантика «что за» конструкции по данным корпуса


Слайд 38Типы иллокуций в ОВ
Косвенный вопрос (41 из 165):
...описывал, какая люстра в

столовой шулепниковской квартиры… и что за конфеты были к чаю

Вопрос (50 из 165):
А это что за топорик?

Восклицание (74 из 165):
Смотри-ка, пожалуйста, что за Тиль Уленшпигель нашёлся!


Слайд 39Семантика вопроса: поиск дескрипции по имеющемуся ярлыку или поиск ярлыка по

имеющейся дескрипции

Поиск имени объекта, его места в классификации, связями с другими уже известными объектами

«Что за старушка?»— спрашиваю у девки-прислуги. «А это, говорит, самой той барышни, что вы тот раз везли, матушка родная будет». (В.Г.Короленко)


Слайд 40Семантика вопроса: поиск дескрипции по имеющемуся ярлыку или поиск ярлыка по

имеющейся дескрипции

Поиск существенных свойств референта, позволяющих его идентифицировать:

Девушка / что это у вас за лак? — Для ногтей. — Я имею в виду чей? — Советский
Что это за критик Латунский?— спросил Воланд (М.А.Булгаков)


Слайд 41Семантика восклицания: отрицательная оценка
В ВВ исключений нет. В ОВ 5 случаев

положительной оценки – все из классической литературы:

Что за жизнь, Господи, что за розовое существование! (И.А. Гончаров)

Слайд 42Семантика восклицания: отрицательная оценка
Отрицательная оценка может быть частью толкования существительного, входящего

в конструкцию, ср. низость, глупость, мучение, безобразие:

Господи, что за мука, подумала Светлана
Что за низость! — воскликнула Муза

Слайд 43Семантика восклицания: отрицательная оценка
Экспрессивное выражение удивления + негативная оценка - бред,

чепуха, глупости, ерунда и проч. Восклицание Что за Х! = вопрос «Почему этот [неожиданный, нежелательный] Х имеет место?» или «Что этот [неожиданный, нежелательный] Х значит?»:

Это что ещё за бред?— спросил, морща лицо, Воланд (М.А.Булгаков)
Что за чертовщина?!— говорила соседке-продавщице Дарья Матвеевна

Слайд 44Семантика восклицания: отрицательная оценка
Отрицательная оценка при поддержке интонации может выражаться и

конструкцией как таковой, если входящее в ее состав существительное само по себе отрицательной коннотации не имеет.

Что (это) за Х = «плохой Х» или «не Х»:

Ну что за пенсия у наших пенсионеров
=> «низкая пенсия»
Ну что у него за жизнь?
=> «плохая жизнь»

Слайд 45Семантика восклицания: отрицательная оценка
Как «плохой Х» или как «не Х» интерпретируются

и «что за» конструкции отрицательной оценки с зависимой предикацией - условным или относительным придаточным, зависимым инфинитивом (12 из 165), а также конструкции отрицательной оценки с зависимой предложной группой (1 из 165):

В самом деле, что за женщина, которая бросается с своей откровенностью к человеку, которого не знает?
Что же он за руководитель, если боится переехать в Грозный?
Что за манера обращаться со мной, как с безмозглым щенком!
Что за Новый год без подарков?

Слайд 46ВЫВОД
Прототипическим вариантом что-за-конструкции следует признать нерасщепленную последовательность вопросительного слова, предлога за

и существительного в именительном падеже без глагольного сказуемого в функции вопроса об идентификации или экспрессивного выражения отрицательной оценки:
Это что за остановка?, Что за шутки!.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика