Слайд 1
Библиотеки и издательства в новой медийной среде
Новая экосистема электронной книги
и трансформация
книжного рынка
Костюк К.Н.
Генеральный директор ООО «Директ-Медиа»
Будва, октябрь 2013
Слайд 2Книга между культурой и технологией
Экосистема – комплекс условий и технологий, позволяющий
системе существовать и воспроизводить себя.
Экосистема печатной книги (Галактика Гуттенберга):
= Культура воспроизведения и восприятия текста
+ Технологии печатного книгоиздания
+ Рынок и логистика книжной продукции
+ Навигация в книжном информационном потоке
Слайд 3I. Восприятие текста.
Книга в экранной культуре
Визуализация текста не имеет эволюции:
Книга всегда
была экраном
Менялись технологии компоновки текста (перелистывания):
Книга-Свиток (Папирус)
Книга-Кодекс (Гуттенберг)
Книга-Экран (Планшет)
Слайд 4Размер имеет значение
Экран – способ оформления визуальной информации.
Экран – а
не «материальный носитель» является визуальной средой знакового сообщения.
«Материальный носитель» = носитель экрана, а не знаковых начертаний.
Цифровая революция – не революция носителей, а эволюция экранов.
Слайд 5Книги будут читать так!
Современные дисплеи AMOLED + RETINA имеют разрешение 233
dpi (печать 300 dpi). Это (а не E-ink) – завершение технической эволюции экрана в имитации книжной страницы
Слайд 6Электронная книга состоялась
Формирование технологических условий формирования электронной экокультуры книги завершены!
В 1920
году в университеты поступят представители поколения «нулевых» – которые не встречали бумажных газет, не читают бумажных книг.
Будут ли они читать книги в электронном виде?
Главная задача для адаптации книжного рынка к экокультуре электронного чтения:
перевести весь ассортимент книг в цифровой вид
перевести образование на цифровые рельсы
Слайд 7II. Трансформация технологий производства книги
Бумажная печать = машинная технология Гуттенберга
= масштабирование
бизнеса, возврат инвестиций и модель продаж привязаны к тиражу
Книга = предмет = товар
Бумажные книжники – рабочие гуттенберговой фабрики
Цифровая печать = ИТ-технология обработки данных
Воспроизведение книги = обмен данных по сетевым информационным каналам
Продажа книги = услуга доступа к каналу
Книга = сообщение
Цифровые книжники – связисты (обеспечивающие коммуникацию между автором и читателем)
Слайд 8Снижение тиражей.
Смерть массовой книги
47% книг в Росси имеют тираж менее
500 экземпляров
Слайд 9Кросс-платформенная среда обитания книги
ПК – перемещение книги в программную среду.
Книга
становится частью единой электронной библиотеки (ЭБС).
Книга становится частью базы данных, описывающей и управляющей поведением людей (CRM).
Книга становится частью комплексных цифровых сервисов (LMS).
Планшет, ридер – комфортное чтение книги
Смартфон – «книга всегда с тобой»
Бумажная книга – новый формат цифровой книги по технологии Print on Demand
Революция – не в том, что бумажная книга становится цифровой, а в том, что цифровая может быть бумажной
Слайд 10Сверхзадача электронной дистрибуции
Ключевой момент перехода от бумажной к цифровой книге: когда
ассортимент выпускаемых книг будет сопоставим.
Сегодня цифровой канал несет в себе лишь 10% выпускаемых книг.
Пока новая медиасреда не предложит издателям понятной бизнес-схемы монетизации контента, переход книги из бумаги в цифру не состоится.
Слайд 11III. Навигация в книжном мире
Магазин / библиотека =
Визуальный каталог
Дисперсия книги
Интернет-магазин /
Электронная библиотека =
Интеллектуальный (полнотекстовый) поиск
Электронная книга не мыслима вне электронной библиотеки, вне множества
В электронной библиотеке смываются границы книг, книга становится частью единой базы данных, главой «всецелой» книги
Слияние книг в гипертексте
Слайд 12Книга как гипертекст
Все связано со всем; каждая книга связана с каждой
Книги
образуют множество не предметной рядоположенностью (полка), а смысловым единством (тема) (=Книги продаются не названиями, а темами; рынок расщепляется на сегменты)
Книги читаются не одна после другой, а одна одновременно с другой (= Книги больше не читаются целиком)
Гипертекст не несет информацию, а обслуживает информационного потребителя. (Книга как гипертекст = синтез текста и сервиса)
Слайд 13Центральная роль агрегатора
Книга вырвана из традиционной ниши и становится частью новой
медиасреды. Эту работу и миссию совершает агрегатор:
Агрегатор отвечает за интерфейс электронной книги (= отвечает за воспроизведение и восприятие книги).
Агрегатор собирает не книги, он аккумулирует аудитории (= отвечает за навигацию и логистику книги)
Агрегатор – последняя точка, где собираются авторы, издатели и ИТ-разработчики (= отвечает за преемственность книжного рынка и работу новых бизнес-моделей)
В новой медиасреде агрегатор не издает книги, но обеспечивает функционирование ее экосистемы.
Слайд 14«Университетская библиотека онлайн» на новой платформе
Наша миссия – быть электронной библиотекой
будущего уже сегодня!
Что несет в себе новая платформа:
Агрегацию национального книжного ассортимента
Навигацию нового типа: предметных профилей и интеллектуального поиска
Сервисный центр работы с электронной книгой
Слайд 15«Университетская библиотека онлайн» как национальный агрегатор
14-18 000 новых книг ежегодно.
Доля
«Университетской библиотеки онлайн» от ежегодного поступления новой литературы в сегменте учебно-научной литературы: 20-25%
Данные Отраслевого доклада ФАПМК 2011-2013
Наша цель – дать доступ ко всему репертуару литературы, выпускаемой в стране в сегменте вузовского образования
Слайд 16Альтернативная концепция:
100 книг
Альтернативная концепция: покупать только то, что нужно.
Одна
дисциплина – один учебник.
Информационное обеспечение вуза = 100 книг.
Давайте превратим вуз в школу! Вся страна – 100 учебников.
У этой концепции нет будущего. Болонский процесс предполагает не выучивание базовых знаний, а формирование компетентного специалиста, свободно обращающегося в информационной среде.
Наш ответ: точечное комплектование!
точечно на выбор
пакетно по издательским коллекциям
комплексно по по предметным профилям
Слайд 17Индивидуальные траектории работы пользователей
Проблема: перегруженность сайта контентом, не нужным конкретному пользователю.
Наше
решение:
1. Специализация профиля пользователя. Для этого создаются «предметные профили», интегрирующие ресурсы по определенному комплексу дисциплин:
Гуманитарные науки
Экономика и право
Технические науки
Естественные науки
3. Персонализация навигации сайта. На главную страницу (после авторизации) выносятся Личный кабинет, собственные курсы, последние прочитанные книги.
Слайд 18Страница научного профиля
По каждому научному профилю информация на странице:
Новинки и последние
поступления (+ подписка на новинки)
Самые популярные издания и авторы
Книги раздела с сортировкой
Поиск по разделу
Слайд 19Дайте мне книгу и оставьте в покое!
Сервис «Моя библиотека» в Личном
кабинете пользователя: ничего лишнего
Слайд 20Поиск – сердце платформы
Целевой поиск:
по автору; по дисциплине; поиск учебников
(по ОКСО); по названию; по жанру.
Расширенный поиск
Поиск по разделу
Поиск по книге
1
2
3
4
5
Слайд 21Интеллектуальный (фасетный) поиск
Эргономика выдачи: Крупное название, автор
Фасетный поиск: агрегация результатов по
Авторам, Датам издания, Дисциплинам, Жанрам, Издательствам
Слайд 22ЭБС как сервисный центр работы с книгой
Новые сервисы для преподавателя:
Показатели «РИНЦ»;
Сервис
публикации трудов преподавателя;
Детектор плагиата от Эфорус.
Новые сервисы для библиотекаря:
Сервис Книгообеспеченности;
Калькулятор издательских коллекций и точечной закупки.
Новый сервис для читателей:
Цитатник или Мастер рефератов.
Слайд 23ЭБС как Learning Management System
Ключевой сервис работы с книгой: «Учебная работа
в группах». Книга становится для преподавателя центром интерактивного учебного курса: объединяет вокруг себя тесты, мультимедиа, практические задания.
Слайд 24Сервис самопубликации
Мы собираем не книги, а аудитории.
Преподаватель не «выпускает» книгу, а
разворачивает ее в работе.
Слайд 25Конструктор тестов для учебника
ЭБС не как собрание книг, а как полное
завершение цикла работы книги: книга – учитель – ученик.
Тесты по вузовским учебникам.
Более 100 тестов. 400 вопросов по всем разделам.
Слайд 26ЭБС как агрегатор МУЛЬТИМЕДИА
Новые блоки:
Раздел Аудиокниги – более 4 000 книг
образовательной и художественной литературы
Арт-портал «Мировая художественная культура» – 150 000 аннотированных репродукций
Справочный портал «Классика энциклопедий» – около 100 классических и специальных энциклопедий и справочников (в 1,5 раза больше Википедии)
Раздел «Цифровые карты» – более 5 000 учебных и специализированных картографических ресурсов
«Экспресс-подготовка к экзаменам» – более 1 000 шпаргалок для экзаменов
Слайд 28ПЛАНШЕТЫ И РИДЕРЫ
Цифровой кабинет образует единый центр для работы с книгой
с ПК, планшетами и ридерами, используя единый аккаунт и подписку (работа в облаке):
ПРИЛОЖЕНИЕ для ANDROID
ПРИЛОЖЕНИЕ для IPAD
Слайд 29Детектор Плагиата
powered by Ephorus
Эфорус (Голландия) – европейский лидер в системах
предотвращения плагиата.
Система «Детектор плагиата» –
1) как самостоятельный сервис управления контентом вуза
2) как интегрированный сервис «УБ онлайн»
Простота
Эффективность
Доступность
Слайд 30
Библиотеки и издательства в новой медийной среде
Благодарю за внимание!
ООО «Директ-Медиа»
Костюк
Константин
Генеральный директор
+7 (495) 334-72-11
+7 (495) 333-12-42
Отдел продаж
manager@directmedia.ru
Бесплатный тестовый доступ
Может сбоить: два месяца отладка!