и прочих энциклопедистов, а кроме того, многие произведения античности: «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Плутарха (последнего он очень любил) в переводах на французский.
Н. В. Гоголь читал в детстве по большей части то, что было дома, а именно жития святых и прочую литературу религиозно-нравственного содержания.
В доме Островских очень почитали книги Пушкина. При этом сам Александр Николаевич увлекался сочинениями Плутарха.
Льюис Кэрролл на розовой заре своей юности особенно налегал на книги Диккенса, а также богословские сочинения. С детства самостоятельно издавал рукописные журналы и сочинял пьесы для домашних спектаклей.
М. А. Булгаков в 9 лет прочел «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Много читал русской классики, сказок иностранных авторов. Очень любил книгу П. Р. Фурмана «Саардамский плотник» (о Петре Великом), которая упоминается в «Белой гвардии».
И. А. Бунин в своей «Автобиографической заметке» признавался, что читал «что попало» — и старые, и новые журналы, и Лермонтова, и Жуковского, и Шиллера, и Веневитинова, и Тургенева, и Маколея, и Шекспира, и Белинского. Потом пришла настоящая любовь к Пушкину, но наряду с этим увлечение, хотя и недолгое, Надсоном, чему, впрочем, много способствовала его смерть.
Джон Рональд Руэл Толкиен под влиянием матери читал в детстве исключительно литературу религиозного содержания. В подростковые годы начал читать эпические произведения народов Европы на выученных языках (коих было около десяти).