Слайд 1Врач и пациент –
вместе или врозь?
Три вещи образуют медицину:
болезнь, больной
и врач.
Любое врачебное искусство будет, однако, напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом.
Парацельс
Слайд 3
Выполнение
рекомендаций
Данные семинара ВОЗ 1994 год
Слайд 4Приверженность
Приверженность (комплаентность) – степень совпадения поведения пациента с рекомендациями врача.
Приверженность лекарственной терапии:
прием, по крайней мере, 80% препарата от должного.
Неприверженность к терапии: прием несоответствующей дозы лекарственного препарата, в неправильное время, перерывы, пропуски визитов к врачу.
Слайд 5Причины изменений
ПАЦИЕНТ
Информированность (истинная или ложная) пациентов в ситуации отсутствия одного
общепризнанного средства
Изменение отношения пациента к своим правам
ВРАЧ
Отсутствие у врача времени из-за высокой загрузки
Узкая специализация, из-за которой происходит лечение органа, а не пациента
Недооценка врачом роли своего психологического воздействия на пациента
Слайд 6Последствия плохой коммуникации
Пациент:
недоверие
растерянность и тревожность
безответственность
ятрогения
неудовлетворенность результатами
лечения
Слайд 7Последствия плохой коммуникации
Врач:
скопление ответственности, необеспеченной полномочиями
манипуляции со стороны пациента
стресс и
выгорание
низкие результаты лечения
Слайд 8 Не только препараты: инвестиции Компании «Лаборатории Сервье» в повышение эффективности лечения
в 2008-2010 гг.
Цель – здоровая нация
2008 г. Проект «Призма»
Что делать?
2009 г. Проект «Врач и пациент»
Какими психологическими средствами?
Шаги решения проблемы приверженности:
Слайд 9
Проект ПРИЗМА
Национальный координатор проекта Ж.Д.Кобалава при организационной поддержке Компании
«Лаборатории Сервье» оценила приверженность пациентов с АГ лечению:
При базовом участии врача
При максимальном участии врача
Слайд 10«ПРИЗМА»: выводы
«Врачам необходимо соотносить свою тактику со степенью готовности пациента к изменениям
поведения: стимулировать к переходу на более высокую ступень, поддерживать в случае рецидива».
«Терапевтическая инертность связана с …недостатком информированности, обучающих и организационных программ, убеждением врача в том, что пациент не будет следовать большинству рекомендаций. Для врача важно выявить собственные барьеры к приверженности и попытаться свести их к минимуму».
«Взаимоотношения врача и пациента, основанные на доверии, уважении и понимании, способствуют повышению приверженности, удовлетворенности пациентов и улучшению состояния здоровья».
Ж.Д. Кобалава , С.В. Виллевальде
«Формирование приверженности к лечению Гиполипидемическими препаратами»
Слайд 11Принять, чтобы действовать
Отрицание или шок
Гнев
Торг
Принятие
Действие
Е. Кюблер-Росс установила,
что большинство больных проходит через пять основных стадий психологической реакции:
Слайд 12Глазами врача
Стадия 1. нужно эмоционально поддержать человека
Стадия 2. дать больному
выговориться
Стадия 3. важно предоставить человеку позитивную информацию
Стадия 4. нужно дать человеку уверенность
Стадия 5. убедить совершать правильные действия
Слайд 13«ПРИЗМА»: выводы
Пути разрешения
проблем приверженности к лечению
Информирование пациента о заболевании и лечении
Оценить
понимание и принятие заболевания пациентом, его ожидания от длительного наблюдения и лечения.
Обсудить имеющиеся сомнения и прояснить непонятные вопросы.
Информировать пациента о рекомендованных изменениях образа жизни, терапии
Выявлять проблемы, которые беспокоят пациента, предоставлять ему возможности выработать стратегию поведения для выполнения рекомендаций.
Подбор индивидуального режима терапии: вовлекать пациента в принятие решений, обсуждать с пациентом возможные побочные эффекты препаратов, поощрять самоконтроль.
Закрепление достигнутого
Обсуждать с пациентом уровень его липидов во время каждого визита.
Поощрять поведение, направленное на достижение контроля липидов.
Убедиться, что пациент понял рекомендации в отношении режима терапии.
Ж.Д. Кобалава , С.В. Виллевальде
«Формирование приверженности к лечению Гиполипидемическими препаратами»
Слайд 14Проблема реализации
Какими психологическими средствами реализовать эти цели
Слайд 15Модели взаимодействия
врач-пациент
Патернализм
Дефолт
Сотрудничество
Потребительство
Контроль пациента
Контроль врача
Слайд 16Смена
патерналистской модели:
В Европе практикуется работа врача «без халата»
В
США заключаются «контракты на здоровье»
Что можно сделать самостоятельно?
Слайд 17Выбор
психологической позиции
Пациент говорит, что у него никак не получится соблюдать
диету, потому что без кофе у него кружится голова, а без бутерброда с маслом и колбасой он уже через полчаса будет чувствовать себя голодным. Врач знает, что без соблюдения диеты все усилия по лечению будут бесполезными. Как ему поступить?
Слайд 18Выбор
психологической позиции
Уговаривать пациента. Подробно расспросить, как именно у него кружится
голова, обсудить, помочь решить трудности, посоветовать.
Информировать о том, на что направлена диета и что будет происходить при ее нарушении.
Сказать, что он должен соблюдать диету, и, в случае ее нарушения, грядет кара. Например, придется принять меры (выписать из больницы, не выдать больничный и т.д.), или наступят страшные осложнения в его состоянии (угроза)
С легкостью отнестись к нарушению диеты, разделив его радость от вкусной привычной пищи.
Слайд 19Транзактный анализ (Э.Берн)
Родитель
Взрослый
Дитя
Как повысить ответственность пациента за лечение
Как противодействовать
манипуляции со стороны пациента
Как обеспечить бесконфликтное общение
дать уверенность
обсудить
вовлекать
поощрять
убедить
информировать
Слайд 20Ошибки
Выбранная позиция в принципе не подходит цели.
Неверная оценка своих
возможностей и ресурсов.
«Застревание» на какой-то из позиций.
Слайд 21Определение позиции
Будете уговаривать пациента. Подробно расспросите, как именно у него кружится
голова, обсудите поможете решить трудности, посоветуете. ОПЕКАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ
Информируете о том, на что направлена диета и что будет происходить при ее нарушении. ВЗРОСЛЫЙ
Скажете, что, по Вашему мнению, он должен соблюдать диету, и, в случае ее нарушения, грядет кара. Например, Вы вынуждены будете принять меры, или наступят страшные осложнения в его состоянии (угроза) КРИТИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬ
С легкостью отнесетесь к нарушению диеты, разделив его радость от вкусной привычной пищи. РЕБЕНОК
Слайд 22Слабые стороны
Конфликтность
Догматичность
Гиперответственность
Безответственность
Хаотичность
Непредсказуемость
Отсутствие эмоций
Отсутствие
Слайд 23Критический родитель
Для пациента
+ Значимо, определенно, ответственно
Пациенту трудно задать волнующие
его вопросы, высказать сомнения
Для врача
+ Быстрота и определенность воздействия
- Необходимость постоянного контроля
Слайд 24Опекающий родитель
Для пациента
+ Комфортно, уютно
Не формируется умение действовать самостоятельно,
без врача пациент чувствует себя беспомощно.
Для врача
+ Позволяет реализовать паттерн опеки, чувствовать себя незаменимым
Постоянные эмоциональные и временные затраты
Возникают чувство ответственности за ситуации, находящиеся вне зоны влияния
Возможно чувство вины.
Слайд 25Взрослый
Для пациента
+ полезно, практично, возможно обсуждение вопросов
мало эмоционального контакта,
может не хватать поддержки, иногда возникает чувство отстраненности
Для врача
+ Достижение долгосрочных целей, баланс ответственности
- Слабый эмоциональный контакт с пациентом
Слайд 26Ребенок
Для пациента
+ легко, интересно
Не понятен практический выход, нет ощущения защищенности
и ответственности врача за происходящее
Для врача
+ Минимальный стресс
- Потеря авторитета, невозможность достичь целей
Слайд 27Оптимальная позиция
Приказать
Успокоить
Пожалеть
Похвалить
Оправдаться
Попросить о помощи
Переложить ответственность
Установить контакт
Вдохновить
Анализировать факты
Убедить
Сравнить варианты
Добиться самостоятельности
Р
В
Д
Слайд 28Когда эффективна родительская позиция
Эффективность родительской позиции
Возможность у врача контроля выполнения
рекомендаций
Слайд 29Когда необходима
взрослая позиция
Необходимость взрослой позиции
Степень самостоятельности решений, принимаемых
пациентом в процессе лечения
Слайд 30Ответственность
*более 80% - количество нарушений при сценарии Родитель – Ребенок
*менее 25% - количество нарушений при сценарии Взрослый - Взрослый
Слайд 32Смысл коммуникации – в реакции
Задача контакта –
обеспечить атмосферу взаимного комфорта и
доверия
Как устанавливать контакт с пациентом
Как сделать так, чтобы пациент доверял доктору
Как поддерживать контакт с пациентом
вызвать доверие
разговорить
понять настрой
Слайд 33Подстройка и ведение
эмоционально поддержать
дать выговориться
Слайд 34Получение информации
Кроме того:
Управление стрессом
оценить понимание и принятие
выявлять проблемы
выявить и
преодолеть свои барьеры
верить в успех
убедиться
предоставить позитивную информацию
прояснить
Как побудить пациента рассказать о себе и о своей болезни то, что поможет доктору назначить нужное лечение?
Как получить достоверную информацию?
Как донести информацию до пациента понятно и убедительно?
Как доктору сохранить целостность при общении с пациентом ?
Слайд 35 «Врач и пациент: вместе или врозь?»
2008 – 2010 год:
проведен
анализ задач врача, для которых нужны психологические методы
написана брошюра, разработано слайдовое сопровождение, сняты иллюстративные видеоролики
проведено обучение для врачей (более 500 человек)
переданы материалы для обучения на местах ( более 50 региональных кафедр, ЛПУ)
Слайд 36Из отзывов участников
Преступление, что в медицинских институтах практически нет психологии! Обучаешься
с опытом, многое упускаешь, очень обидно, что для многого есть инструменты, а мы их не знаем!
Спасибо, теперь знаю, как объяснить своим врачам, что именно они должны делать. Мне обязательно нужны материалы, чтобы дать им!
Если бы я знал это раньше, в моей жизни было бы намного меньше стресса.
Поразительно, насколько результат зависит от наших действий! Сами же создаем проблемы, потом ругаем пациентов.
Какое счастье, что я могу быть на Родительской позиции и не искать аргументы (шутка слушателя-хирурга)
Слайд 37 «Врач и пациент: вместе или врозь?»
2010 - 2011 год планируется:
продолжение
обучения и передачи материалов для обучения на местах
проведение исследований психологических особенностей больных различных нозологий, влияющих на коммуникацию врач-пациент
спецификация методов коммуникации в соответствии с выделенными особенностями, выпуск дополнений к брошюре
Слайд 38
СПАСИБО!
АННА МОНОСОВА
Директор по развитию
Тренинговой компании Ars Vitae
a_monosova@arsvitae.ru
Тел. 937-98-42
ЕКАТЕРИНА
ЭМДИНА
Руководитель проектов по препарату Престариум
Компании Лаборатории Сервье
Ekaterina.Emdina@netgrs.co.ru
Тел. 937-07-00