Слайд 1Место деловой разведки в обеспечении экономической безопасности бизнеса.
Митрофанов А.А.
руководитель
Центра Аналитических исследований группы компаний «МИГ».
Слайд 2Повестка дня
Понятие экономической безопасности и деловой разведки
Роль бизнес-разведки в принятии управленческого
решения
Бизнес-разведка и безопасность бизнеса
Слайд 3Безопасность, как философская и экономическая категория
Безопасность субъекта, безопасность его деятельности
- совокупность условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе своей самореализации, и которые он в состоянии контролировать.
Безопасность, в общем виде, - есть специфическая совокупность условий деятельности. Именно поэтому говорят о "безопасных условиях деятельности", о нахождении кого-либо или чего-либо "в безопасных условиях" и т.д.
Находиться в безопасности - значит находиться в безопасных условиях, то есть в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации.
Слайд 4Обеспечение безопасности
Обеспечение безопасности - процесс создания благоприятных условий деятельности, процесс овладения
субъектом необходимыми условиями собственного существования.
Обеспечение безопасности - процесс реализации свободы субъекта как способности контролировать условия собственного существования.
Слайд 5Важнейшие условия экономической деятельности
Важнейшие условиях существования субъекта экономической безопасности, это –
ресурсы, требующиеся для удовлетворения потребности в самореализации субъекта (в выживании, существовании и развитии), и деятельность других субъектов безопасности (т.е. для рыночных условий – конкурентов в широком смысле).
Слайд 6Угрозы экономической деятельности
Угрозы экономической деятельности возникают из-за конфликта интересов субъектов экономических
отношений по поводу обладания или контроля над ресурсами.
Чтобы обеспечить собственную безопасность необходимо ясное понимание конкурентов (в широком смысле) - источников угроз, их интересов, потребностей в ресурсах, а также наличия, количества и качества ресурсов, уже контролируемых конкурентом или имеющемся на рынке в том или ином виде.
Слайд 7Определение деловой разведки
Деловая разведка (конкурентная разведка, competitive intelligence, business intelligence) –
постоянный процесс сбора, накопления, структурирования, анализа данных о внутренней и внешней среде компании и выдачи высшему менеджменту компании информации, позволяющей ему предвидеть изменения в этой среде и принимать своевременные оптимальные решения по управлению рисками, внедрению изменений в компании и соответствующие меры, направленные на удовлетворение будущих запросов потребителей и поддержание прибыльности.
Слайд 9Цели создания службы корпоративной разведки
управление рисками бизнеса;
раннее выявление угроз, уязвимостей,
возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;
обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных оптимальных управляющих решений
(по С.Кузнецову)
Слайд 10Задачи службы корпоративной разведки
сбор важной для Корпорации информации на регулярной
основе;
автоматический предварительный анализ потока собираемых сведений (классифицирование);
своевременное информирование руководителей и персонала Корпорации о критически важных событиях, обеспечение подготовки возможных вариантов решений, а также оценка сценариев развития событий;
управление отношениями с клиентами;
оперативный анализ неструктурированной и структурированной информации (извлечение новых знаний);
синтез новых знаний для менеджмента корпорации.
Слайд 11Базовая процедура управления общими рисками предприятия
Слайд 12Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Определение организационного контекста –
Задачи деловой разведки – изучение обстановки и бизнес-процессов, выявление ключевых тематик и взаимосвязей. Взаимодействие с топ-менеджментом компании, получение от него однозначного понимания о имеющемся «вкусе к риску» - граничных условий для последующей оценки. Мониторинг изменений в бизнес процессах и «вкусе к риску».
Слайд 13Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Идентификация рисков –
Задачи деловой разведки – выделение из исторического контекста и результатов коммуникации с топ-менеджментом компании влияющих факторов. Мониторинг появления новых факторов и исчезновения старых.
Слайд 14Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Оценка рисков –
Задачи деловой разведки – оценка вероятности проявления тех или иных факторов риска и подверженность компании тому или иному риску. Мониторинг тенденций изменения подверженности риска.
Слайд 15Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Установление приоритетов рисков –
Задачи деловой разведки – классификация рисков с точки зрения их значимости, объединение рисков, имеющих сродство, в группы по видам. Мониторинг тенденций изменения значимости групп рисков.
Слайд 16Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Выбор способа обращения с
рисками –
Задачи деловой разведки – разработка совместно с другими службами компании возможных альтернативных сценариев управления отдельными группами рисков. Прогноз их эффективности, представление менеджменту рекомендаций для выбора наиболее эффективного плана управления рисками на уровне компании. Мониторинг и оценка отклонений реальных результатов от запланированных и выработка предложений по их коррекции.
Слайд 17Применение подходов ДР на разных этапах Базовой процедуры
Наблюдение за факторами риска
–
отслеживаются факторы, входящие в модель деятельности, и в случае появления тенденции их выхода за определенные границы выполняется корректировка деятельности организации по сценарию, составленному на этапе планирования. В случае необходимости вносят изменения в содержание процедуры управления рисками, критериев и алгоритмов их оценки.
Слайд 18Источники информации
Источниками информации для деловой разведки являются все источники, к которым
она может получить доступ тем или иным способом, включая сотрудников собственной корпорации.
Группы информационных источников:
1. Опубликованные документы открытого доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламные издания и т.п.).
2. Сведения, находящиеся в неопубликованных (конфиденциальных) документах, имеющихся на фирме, а также данные, которыми располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговых исследований, данные о планах, достижениях или неудачах конкурентов, полученные в ходе контактов на выставках или конференциях, при общении с реальными или потенциальными клиентами, торговцами и т.д.).
3. Сведения, поступающие от внешних "агентов ДР", например, работающих в научных центрах, в других фирмах, в органах управления и т.д., а также сведения, полученные с помощью специальных технических средств и других действий, называемых «промышленным шпионажем».
4. Фирмы, оказывающие услуги в сфере ДР на коммерческой основе, консультанты
Слайд 19Силы ДР
Сотрудники Службы ДР
Планировщики и целеполагатели.
Оперативники.
Поисковики-аналитики.
Аналитики-консультанты.
Инженеры-программисты.
Сотрудники других подразделений компании
Внешние консультанты, «агенты»
ДР
Компании, предоставляющие услуги ДР
Слайд 20Средства ДР
Технологические средства: компьютерные сети с выходом в интернет, корпоративные информационные
системы, системы управления базами данных, специальные программы поиска данных, обработки данных, мониторинговые и прогнозирующие системы, средства раннего предупреждения о кризисах, ситуационные центры, программы отображения информации, автоматизированной отчетности и распространения информации.
Финансовые средства.
Организационно-правовые средства.
Слайд 21Выводы
Деловая разведка, понимается как аналитическое обеспечение важных управляющих решений, которые принимают
менеджеры высшего уровня управления, - это один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими российскими руководителями и предпринимателями. Несмотря на это, технологии разведки все шире применяются службами экономической безопасности для выполнения своих задач.
Слайд 22Выводы
Высокая эффективность службы деловой разведки может быть достигнута лишь в условиях
высокого доверия к ней со стороны руководства фирмы. Такое доверие может быть оправдано только при правильном подборе руководителя службы ДР и обеспечения ее необходимыми ресурсами для реализации различных вариантов сбора и аналитической обработки исходных данных.
Слайд 23Выводы
Главное направление развития ДР - широкое использование электронной документации, особенно из
многочисленных, и, в первую очередь, крупных; электронных баз данных, корпоративных информационных систем, использующих интернет-технологии, специальных компьютерных программ, прогнозирующих комплексов, систем мониторинга и отображающих и ситуационных центров.
Слайд 24Выводы
Участие ДР в обеспечении деятельности служб экономической безопасности позволяет резко повысить
эффективность их деятельности по управлению общими рисками предприятий, управлению оптимальным расходованием корпоративных ресурсов на локализацию угроз бизнесу компании.