Слайд 1
Курс по выбору
«Основы функционирования
малого бизнеса»
для студентов 2-го курса
факультета «Финансы
и кредит»
к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ
Резникова Екатерина Валерьевна
Слайд 2Аннотация
В рамках дисциплины «Основы функционирования малого бизнеса» раскрывается сущность
малого предпринимательства, его функции и роль в экономике России и развитых стран, характеризуется состояние малого бизнеса в нашей стране и проблемы его развития, изучается система государственного регулирования малого предпринимательства в РФ.
По итогам изучения данной дисциплины у студентов формируются практические навыки по созданию малых предприятий (выбор вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы, оценка необходимых ресурсов, государственная регистрация и др.) с учетом особенностей экономического механизма их функционирования си и по разработке бизнес-планов (сбор и анализ необходимой информации, расчет финансово-экономических показателей и анализ полученных результатов c использованием информационных технологий).
Слайд 3Целью дисциплины является
формирование у студентов теоретических знаний об основах функционирования
малого бизнеса и практических навыков по созданию малых предприятий
Слайд 4
Задачи дисциплины:
– охарактеризовать состояние малого бизнеса в России и выявить
проблемы его развития; рассмотреть систему государственного регулирования малого бизнеса в Российской Федерации
– определить критерии выбора вида предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы; рассмотреть процедуру государственной регистрации юридических лиц и ПБОЮЛ
– раскрыть сущность малого предпринимательства, его функции и роль в экономике России и развитых стран
– дать оценку производственных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для организации малого бизнеса
– раскрыть особенности экономического механизма функционирования малого бизнеса
– изучить порядок разработки бизнес-плана создания малого предприятия
Слайд 5В результате изучения курса
«Основы функционирования малого бизнеса»
у студентов формируются
навыки по:
- проведению на основе изучения статистических данных анализа экономически и социально значимых проблем развития малого предпринимательства;
- организации бизнеса (выбор вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы, оценка необходимых ресурсов, государственная регистрация и др.)
- разработке бизнес-плана малого предприятия (сбор и анализ необходимой информации, расчет финансово-экономических показателей и анализ полученных результатов, использование информационных технологий)
Слайд 7Тема 1. Сущность, функции и роль малого предпринимательства в экономике России
и зарубежных стран
Теория предпринимательства. Понятия «предпринимательская деятельность», «малое предпринимательство» и «малый бизнес».
Краткая история возникновения и развития малого бизнеса в экономически развитых странах и России.
Экономические, воспроизводственные и социальные функции малого предпринимательства и его роль в экономике России и развитых стран.
Количественные критерии малого бизнеса и его качественные характеристики.
Слайд 8
Тема 2. Малый бизнес в России: состояние, проблемы и перспективы развития
Динамика
основных социально-экономических показателей развития малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе. Отраслевая структура малого бизнеса. Региональная дифференциация в уровне развития малого предпринимательства. Оценка степени инвестиционной и инновационной активности малого бизнеса в стране.
Проблемы развития малого предпринимательства в России: финансовые и организационные (доступа к ресурсам).
Система государственного регулирования малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Формирование в стране благопри-ятного предпринимательского климата. Государственная поддержка субъ-ектов МСП. Программно-целевой подход к государственному регулирова-нию малого и среднего бизнеса.
Слайд 9Тема 3. Алгоритм создания малого предприятия
Критерии выбора сферы и вида предпринимательской
деятельности. Лицензируемые виды деятельности.
Формы создания малого бизнеса: организация нового предприятия, приобретение готовой фирмы, аренда предприятия, франчайзинг.
Оценка потребности в финансовых ресурсах для создания фирмы. Определение структуры источников финансирования и возможностей привлечения заемных средств (банковский кредит, лизинг, бюджетный кредит).
Выбор организационно-правовой формы малого предприятия. Порядок составления учредительных документов. Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Определение места расположения фирмы.
Приобретение необходимой ресурсной базы: поиск помещений, закупка оборудования, формирование материально-производственных запасов. Методы подбора персонала.
Слайд 10Тема 4. Особенности экономического механизма функционирова-ния малого бизнеса
Организация производства на малых
предприятиях. Выбор структуры управления. Логистика в малом бизнесе. Управление кадрами и формирование системы оплаты труда.
Управление затратами на малых предприятиях. Ценовая политика и коммерческая деятельность. Финансовое планирование (бюджетирование) в малом бизнесе.
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Специальные налоговые режимы.
Оценка эффективности деятельности малых предприятий и уровня риска.
Слайд 11
Тема 5. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия
Цели составления бизнес-плана и целевая
аудитория.
Структура бизнес-плана. Резюме. Характеристика выпускаемой про-дукции и оказываемых услуг. Оценка рынка сбыта. Анализ конкуренции и конкурентных позиций. План маркетинга в структуре бизнес-плана. План производства. Организационный компонент бизнес-плана. Финансовые риски реализации бизнес-плана. Финансовый план.
Использование программы Project Expert для подготовки бизнес-планов.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.