Слайд 1Формирование благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае
Взгляд бизнеса
Доклад подготовлен: Светлана
Дроздова, Дмитрий Царёв
I Международный конгресс Бизнес-Клуба «Диалоги» совместно с ДВФУ
«СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ»
Слайд 2Чтобы двигаться вперед, нужен план.
Чтобы поставить разумные цели, необходим прогноз
Георгий
Малинецкий
Слайд 3Приморский край
(уроки истории)
1860-1905 начало интенсивного заселения
Льготы
переселенцам:100 десятин земли на семью, право приобретать землю в собственность, свобода от повинностей, бесплатный проезд
Решали вопрос с топливом: с 1870-х велась геологическая разведка угля, выдавались отводы под рудники
Действовал Добровольческий флот– время в пути 2 месяца вместо 2-х лет
Формируется банковско-кредитная система
Торговый баланс пассивный: 70% - ввоз, 30% - вывоз. Быстро возрастает роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров.
Сформировались крупные предпринимательские хозяйства с многоотраслевой структурой (пример – Янковские)
Менее 20 тыс жителей в 1861 г. - 144,5 тыс. жителей в 1897 г.
В связи с оторванностью от Центральной России стояла задача самообеспечения
Приоритет - Сельское хозяйство (молоко, мясо, мед, крупы, масло и пр.), 235,5 тыс. га -площади посевов
Закладывается транспортная сеть (Уссур. жел. дорога, КВЖД, сеть грунтовых дорог и почтовых трактов)
Стекольное пр-во, изготовление фарфора
Промыслы (пушной, морской, китобойный, охота, сбор дикоросов)
Строительство и машиностроение, кирпичное и цементное производство
Добывающая и перерабатывающая промышленность (уголь, лес, золото, полиметаллич. руда, лес)
Оленеводство, плантации женьшеня
Слайд 4Приморский край
(уроки истории)
1905 – 1917 интенсивное хозяйственное освоение
Прирост населения 20
– 40 тыс. человек в год
Население 640 тыс. жителей к 1917-му
С 1909 г. работал Комитет по заселению ДВ, время Столыпинских реформ
Росли расходы на оборону и развитие 1909 г. – 55 млн. руб, а к 1914 г. -105 млн. руб. ежегодно
Приток дешевых рабочих рук (китайцы, корейцы)
355 тыс. га посевных площадей
172 фабрик и заводов
к 1917 г. добывалось 600 тыс. тонн угля
Решением экономических вопросов занимались собрания Владивостокского биржевого комитета и съезды местных предпринимателей: лесопромышленников, рыбопромышленников, сельских хозяев и т.д.
Формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей
На процесс заселения Приморья, его социально-экономическое развитие существенно влияла политика российского правительства и международная ситуация в АТР
Строительство Транссибирской железной дороги, военных объектов, запуск КВЖД и др. – за счет крупных государственных средств и капиталов «Торговых домов» (частные фирмы).
Сформирована система народного образования (включая Восточный институт)
Работала сеть медицинских учреждений
Интенсивно разрабатывались природные ресурсы
В обрабатывающей промышленности развивалась отрасли, которые обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли: мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная, деревообработка и др.
Появились первые электростанции.
Владивосток выделяется как крупный торгово-транспортный центр: перевалка 11 млн. тонн груза в год
Слайд 5Приморский край
(уроки истории)
Периоды Порто-Франко *
* приморская гавань, пользующаяся правом беспошлинного
ввоза заграничных товаров и вывоза местных
В 1862- 1899 гг во Владивостоке действует режим Порто-франко, активизируется торговля: открываются торговые дома Кунста и Альберса, Купера и др.
С 1881 г. действовала 50 - вёрстная полоса беспошлинной торговли на русско-китайской границе. На южной границе с Китаем не было нищих деревень и станиц
С 1990 г. введены пошлины, за исключением пищевых продуктов, машин для производственных и сельскохозяйственных предприятий и запасных частей к ним.
1904-1909 гг. временно введен режим Порто-франко, торговля окрепла, торговый оборот Владивостока стал бездефицитным
Слайд 6Приморский край
(уроки истории)
1918-1923 Гражданская война и интервенция
Главенство частного и иностранного
капитала, зарубежных монополий
В 1918 Приморье было оккупировано американскими, японскими, английскими войсками.
Открывались филиалы иностранных банков и промышленные предприятия с иностранным капиталом.
В 1923 г.
57,9% предприятий принадлежали иностранному капиталу,
90% добычи рыбы – в руках японских рыбопромышленников
Слайд 7Приморский край
(уроки истории)
1924-1954 переход к плановой экономике
1924г. - денежная реформа,
национализация, ввод государственной монополии на внешнюю торговлю
Соотношение государственных и частных компаний 46% и 53% соответственно (1% - кооперативы)
Восстановлены угледобыча, железнодорожный и морской транспорт, торговый флот и пр.
Восстановлен Добровольный флот
Дальзавод – предприятие всесоюзного значения
Гос. предприятия переведены на хозрасчет
Численность населения 1243, 8 тыс. чел. (1955 г.)
С 1926 года – взят курс на индустриализацию и плановую экономику
Экономика развивается экстенсивным путем
Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность, насильственная коллективизация
Вытеснение частного капитала
Ведется политика сырьевого развития: Капитальные вложения делались в угольную, лесную, рыбодобывающуью и золотодобывающую промышленность как позволяющие быстро накопить средства для проведения индустриализации
Создание собственной энергетической базы
К концу периода действует система народного образования и подготовки кадров
Массовые репрессии –решение масштабных задач переустройства общества в условиях экономической и политической изоляции СССР
Слайд 8Приморский край
(уроки истории)
1954-1991 – Индустриализация
1958-1992 гг Владивосток – закрытый город,
морская база советского флота
Наибольшее значение имели: рыбная, лесная промышленность, добыча цветных металлов, морской транспорт
Основной объем капиталовложений государство осуществляло в освоение сырьевых и энергетических ресурсов территории, оборонно-промышленный комплекс. Самоокупаемость и экономическая целесообразность производственных систем не брались в расчет
В структуре экспорта преобладали лес (около 54%) и рыба; машины и оборудование составляли 2-3%
Осуществлялись капиталовложения в развитие науки, велись как фундаментальные, так и прикладные исследования
Развивалась система народного образования, профтехучилищ
С 1988 г. – устойчивое уменьшение объема перевозок международного транзита (кризис в АТР)
Слайд 9Приморский край
(уроки истории)
1991-2008- радикальные экономические преобразования в России
С 1992 г.
численность населения края ежегодно уменьшается на несколько десятков тыс. чел. *
Растет уровень преступности*
Посевные площади в 2006 г. - 350,2 тыс. га (на уровне 1917 года)*
Транспортная система стагнирует*
Объем основного капитала уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40% (ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Жаркова Н.И. Научный руководитель - д.э.н., профессор, Шмидт Ю.Д. Тихоокеанский государственный экономический университет)
*(по данным Примстата)
Криминальный характер рыночных отношений (дикий капитализм)
Перестройка межрегиональных связей
Хаотичное формирование новой экономики (торговля, услуги, дикая добыча природных и био-ресурсов)
Развитие торговли подержанными японскими автомобилями и "челночной" торговли с Китаем
Спад и остановка производств
Рост экспорта сырьевых товаров
Вырублены все лучшие кедровые леса. Если площадь спелых и перестойных кедровников составляла в 1966 г. 91,8 %, то в 2000 г. этот показатель всего 6,7 %.**
**ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Дюкарев В.Н1). , Манько Ю.И1)., Б.С. Петропавловский 2)
1) Биолого-почвенный институт ДВО РАН, 2) Ботанический сад-институт ДВО РАН
Слайд 10Приморский край
(историческая справка)
2008- н.в. – интенсивные инвестиции в инфраструктуру, новая
концепция развития
Численность населения стабильно уменьшается (миграция и отрицательная демография).
Уровень жизни населения дальневосточных районов на 25 % ниже общероссийского – это основная причина миграции.
По объемам инвестиций в основной капитал Приморский край занимает первое место в ДВФО. Однако инвестиционный поток в Приморье связан с реализуемыми в регионе инфраструктурными проектами в рамках подготовки к саммиту АТЭС
Идет процесс формирования новой концепции развития ДВФО
Слайд 11Приморский край на протяжении более 1000 км граничит с Китаем, 30
км - с Северной Кореей, через Японское море выходит к морским границам Японии и Южной Кореи, к другим странам АТР.
Население 1 950 483 чел – 1,36 % населения России
Площадь 165,9 тыс. км2 – 0,97 % площади России
Слайд 12*На сегодняшний день уровень жизни в Приморском крае в среднем на
25% ниже, чем в Центральных районах России
(анализ социально-экономических показателей федеральных округов, данные Росстата, 2011 г.)
В 2008 году в Институте проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН прошла конференция "Горизонт – 2030", посвященная проектам и перспективам развития транспортной инфраструктуры России. На конференции директор этого института академик С.Н. Васильев сказал:
«Следует изменить отношение к Сибири, Дальнему Востоку, Северу и перестать рассматривать их как "мост" или "кладовую". Под мостом жить неудобно, а из кладовой просто берут, что надо, а потом запирают двери и гасят свет. Эти края должны быть таким же домом, каким являются многие другие регионы страны»
Слайд 13Владивосток – «окно России в АТР»,
Приморский край – «ворота в Азию»
Чтобы «прорубить окно в Европу» Петру I понадобился развитый, сделанный на основе лучших технологий форпост на Балтике, и был построен Санкт-Петербург. Сейчас Россия поворачивается лицом к Азиатско-Тихоокеанскому региону. И всё чаще встаёт вопрос о развитии большого, 5 миллионного форпоста на Тихом океане, обсуждается вопрос развития и строительства Большого Владивостока и конкурирующий проект «Большой Иркутск».
Г. Малинецкий
Слайд 15Геополитическая ситуация
Высоки социальные и экономические контрасты между районами
соседних стран. Численность и плотность населения, его прирост в соседних китайских, корейских и даже японских районах более чем в 10 раз опережают дальневосточные. Выше уровень жизни и темпы и уровни экономического развития. *
*П. Я. Бакланов Дальний Восток России
Слайд 16Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года
Цитата:
«Миссия Приморского края в Российской Федерации заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие Российской Федерации с АТР за счет наиболее продуктивного включения в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.
Цель развития Приморского края – повышение конкурентоспособности экономики Приморского края и обеспечение высокого уровня качества жизни.»
Слайд 18Официальные программы
Те программы развития*, которые уже приняты в Приморском крае, ориентированы
на промышленность и продолжают сырьевой сценарий освоения нашей территории. Минимальный акцент сделан на повышение качества жизни, социальное и культурное развитие общества, систему образования и научных исследований, здравоохранение и медицину, устойчивое развитие региона и рациональное природопользование.
*
Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года Утверждена Законом Приморского края от 20 октября 2008 года №324-КЗ
Краевая целевая программа «Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае» на 2011-2015 годы УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Приморского края от 30 июня 2011 года № 177-па
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации N 2094-р от 28 декабря 2009 г.
Слайд 19Десятки миллиардов долларов вкладывается в развитых странах в то, чтобы через
10–20 лет научиться обходиться без нефти и газа. Над этим работают тысячи талантливых людей. И скорее всего они добьются успеха.
На слайде – один из ведущих инвестиционных проектов Приморского края.
Слайд 20
Пик добычи нефти и природного газа будет пройден в ближайшие годы.
Анализ, проведенный в ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, показывает, что и более сложные модели согласуются с выводами, которые делаются на основе модели Хабберта.*
*Глаголев А.И., Демин С.С., Орлов Ю.Н. Долгосрочное прогнозирование газового рынка: опыт сценарного программирования. – М.: Института энегродиалога «Восток–Запад», 2003. – 128 с.
Слайд 21Закон "Об инновационной деятельности на территории Приморского края" принят в 2008
г. Стратегии инновационного развития нет до сих пор.*
* Интерес представляет Аналитическая справка по состоянию инновационного развития Приморского края, фонд «Новая Евразия», 2006 г.
Слайд 22Концепция стратегии развития инновационной сферы Приморского края на период 2006-2011 гг.
(осталась на стадии проекта)
Основные положения Концепции:
Приморский край – инновационный терминал РФ в направлении стран АТР
Развитие наукоемких производств в рыболовстве и рыбопереработке, марикультуре, фармакологии и лесной промышленности
Тем не менее, сегодня в Приморье названо 69 крупных инвестиционных проектов, среди них ряд инновационных: «Агропромышленный биотехнологический комплекс по производству кормов, производству и переработке коровьего молока с полной утилизацией отходов», Создание научно-производственного комплекса ДВФУ по направлениям «Энергосберегающие технологии» и «Нетрадиционная энергетика» и ряд других.
Самый больной вопрос здесь – кадры. Остро ощущается недостаток управленцев, способных реализовать задуманное; квалифицированных специалистов, владеющих передовыми технологиями отрасли; просто рабочих рук.
Слайд 23Кадровый голод
Планируется, что реализация пакета инвестиционных проектов согласно Стратегии
социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года создаст более 74 тысяч новых рабочих мест
Информация о ситуации на рынке труда Приморского края по состоянию на 19 сентября 2012 года*
Численность безработных граждан - 19031 человек (на 2632 человека меньше, чем в 2011 г.)
Уровень регистрируемой безработицы 1,77%.
Число вакансий составило 53374 единицы.
Более, чем по 1000 вакансий в профессиях: врач, дояр, овощевод, подсобный рабочий, штукатур, маляр, уборщик, арматурщик, бетонщик, каменщик и др.
*Данные Управления государственной службы занятости населения Приморского края
Слайд 24Единственная особая экономическая зона в Приморском крае – о. Русский
Слайд 25Инвестиционный климат
Среди 183 стран
Россия занимает 120 место*
по простоте осуществления предпринимательской деятельности
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов*
Прогноз экспертов: отток капитала на 2012 г. - 65 млрд. долл
*Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса
Слайд 26Оценка инвестиционного климата
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010-2011 годах
Приморский край занял 22 место по инвестиционному потенциалу среди 83 субъектов Российской Федерации, по инвестиционному риску – 50 место
Формула инвестиционного климата: Инвестиционная деятельность. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. — 432 с
Слайд 27Инвестициям в регион способствуют:
высокая квалификация менеджмента, в том числе органов региональной
администрации;
уровень доходности инвестиций;
развитость ресурсно-сырьевой базы и инфраструктуры регионов;
определенность региональной инвестиционной политики;
разработанность региональной законодательно-правовой базы;
отрегулированность налогообложения и ставок таможенных платежей;
гарантии субъектов Российской Федерации;
информационная прозрачность компаний;
низкие инвестиционные риски: криминальные, экологические, социальные, политические, финансовые, законодательные
Слайд 28Уровень преступности
Инвестиционная привлекательность напрямую зависит от данного показателя
Приморский край по
количеству преступлений находится на лидирующих позициях в России. По результатам проводимых исследований преступности в городах России с населением свыше 100 тысяч человек, Владивосток занял 6 место в рейтинге*
*А. Аникин «Ваш информационный партнер», № 16 (222), сентябрь 2011 г.
Оперативная обстановка на территории Приморского края за январь-июнь 2012 года по отношению к этому же периоду 2011 г.:
На 1,7% больше зарегистрировано преступлений (с 22100 до 22480)
На 36,9% больше зарегистрировано дорожно-транспортных происшествий (с 1398 до 1914)**
**По данным Управления по координации правоохранительной деятельности в Приморском крае
Слайд 29Проблемы иностранных инвесторов в России,
2010-2011 гг.
Слайд 30Слайд презентации администрации края о переводе 80% бюджета на госпрограммы
по итогам
2011 г.
«Чиновники считают, что результатом их деятельности является своевременное и полное расходование бюджетных денег, действуют так, как они привыкли» (http://primamedia.ru/news/economics/12.05.2012/205325/tselevie-programmi-v-primore-rabotayut-neeffektivno-ekspert.html )
Слайд 31Эффективность менеджмента администрации края
Приморский край:
В доходной базе регионального бюджета около 20%
- безвозмездные поступления (из средств федерального бюджета)
В 2011 году удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти ухудшилась до 20,7% против 22,6% в 2010 году.
Успешная реализация инвестиционного проекта в первую очередь зависит от действий местных администраций Необходима их заинтересованность в привлечении инвесторов, так как это инструмент создания новых рабочих мест, расширения доходной базы региональных и местных бюджетов.
Слайд 32
Оценка лёгкости ведения предпринимательской деятельности
Всемирным банком по заказу Минэкономразвития России проводится
исследование в 30 субъектах Российской Федерации по методике Doing Business. Результаты этой работы позволят региональным властям выявить проблемные участки инвестиционного климата, а также выработать и реализовать мероприятия по их устранению, с учётом международного опыта.
Регионы, участвующие в исследовании отмечены красной точкой
Слайд 33
Оценка лёгкости ведения предпринимательской деятельности во Владивостоке (среди 30 городов России)
Доклад «Ведение бизнеса в России — 2012» ЕБРР
Легкость регистрации предприятия - 18
Легкость получения разрешений на строительство - 22
Легкость подключения к системе электроснабжения - 23
Легкость регистрации собственности – 3
Общий рейтинг – 15 место из 30 возможных
Слайд 34Агентство стратегических инициатив
Агентство стратегических инициатив разработало стандарт региональной политики для развития
бизнес среды, предусматривающий единые правила поддержки бизнеса в субъектах Российской Федерации. В том числе:
Утверждение инвестиционной стратегии и меморандума региона
Принятие регионального закона о защите прав и механизмах поддержки инвесторов
Принятие регионального закона об оценке регулирующего воздействия
Создание совета по улучшению инвестиционного климата
Создание структуры по привлечению инвестиций (региональной корпорации развития)
Создание центров профессиональной подготовки, подтверждения квалификации
Постоянное информационное сопровождение инвестиционной политики региона
Указанные в Стандарте требования при надлежащей реализации являются минимально достаточными и будут способствовать улучшению инвестиционного климата в российских регионах
В связи с наличием данного стандарта, интерес представляет Доклад администрации Приморского края «Инвестиционный климат Приморского края по итогам 2011 года»
Слайд 35Краевая целевая программа «Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае» на 2011-2015 годы
УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Приморского края от 30 июня 2011 года № 177-па
Задачи:
совершенствование законодательства Приморского края в области инвестиционных отношений;
привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;
организация работы по устранению (снижению) административных барьеров при реализации частных проектов и проектов государственно-частного партнерства;
формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Приморского края.
Слайд 36Меры по формированию и продвижению положительного инвестиционного имиджа Приморского края
Финансируются за
счет средств Краевого бюджета:
Организация ежегодного Тихоокеанского экономического конгресса
Организация работы по оценке инвестиционной привлекательности Приморского края в рейтинговых исследованиях российских и зарубежных рейтинговых агентств
Слайд 37СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Приморского края до 2025 года
Утверждена Законом Приморского
края от 20 октября 2008 года №324-КЗ
предлагает 2 сценария развития Приморского края
Слайд 38Сценарий №1. «Инерционный»
Развитие транспортно-логистической специализации
Плюсы
Динамичное развитие транспортно-логистической и транзитной
функций
Развитие торговой инфраструктуры, максимизация товарных потоков
Развитие морских перевозок, судостроения и судоремонта
Минусы
Потеря технологического потенциала, в результате чего Приморский край будет обречен на функцию двойной периферии (и в Российской Федерации, и в АТР)
Кадровый дефицит
Низкий уровень развития городской среды
Усиление территориальных диспропорций
Высокие политические и конкурентные риски и др.
Слайд 39Целевой сценарий №2. «Новая индустриализация». Развитие перерабатывающих производств и локомотивом к
ним – транспортно-логистического комплекса
Плюсы
Предполагает активную позицию органов государственной власти Приморского края и представителей бизнеса
Формирование новых специализаций хозяйственных отраслей
Повышение инвестиционной активности
Удлинение цепочек добавленной стоимости
Развитие перерабатывающих производств
Минусы
Снижается экологическое качество развития региона – теряются способности сохранять достаточный природно-ресурсный потенциал в течение длительных периодов времени; непрерывно сохранять и воспроизводить высокое качество окружающей среды
Нет гарантий устойчивого развития в долгосрочной перспективе
Высок уровень политических и конкурентных рисков
Слайд 40СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Приморского края до 2025 года
Утверждена Законом Приморского края
от 20 октября 2008 года №324-КЗ
Цитата: «внутренние риски сценария «Новая индустриализация»: потеря статуса инновационно-технологического центра, а также потеря технологического лидерства. В настоящее время наблюдается низкий уровень использования научных разработок и слабая инновационная активность предприятий и организаций реального сектора экономики…»
Слайд 41Необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих
мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны
Обязательным условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в России в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.
Слайд 42Сценарий №3 – развитие Приморского края как инновационно-технологического центра
Плюсы
Инновационное развитие –
стратегия ведущих государств мира
Концентрация «человеческого капитала» (Владивосток-центр сотрудничества в АТР),
Развитие низкоемких в плане природных ресурсов отраслей: туризма, конгрессно-выставочной деятельности, экономики услуг (логистических, банковских и пр.)
Устойчивое развитие в долгосрочной перспективе
Минусы
В основном долгосрочные инвестиции
Реализация длительна по времени
Требует высочайшего уровня менеджмента государственных и частных структур
Слайд 43Снятие инфраструктурных ограничений
Доклад и рекомендации ЕБРР
Инфраструктурные ограничения - один из наиболее
существенных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат
В 2011 году:
введена административная ответственность за основные нарушения в сфере присоединения к электрическим сетям и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения: несоответствие предлагаемого потребителю проекта договора требованиям законодательства; нарушение сроков представления потребителю проекта договора на подключение к инфраструктурным сетям; необоснованный отказ потребителю в заключении договора.
Результаты проделанной работы:
Тариф на технологическое присоединение к электросетям для потребителей до 15 Киловатт (около 85% подаваемых заявок на подключение) снижен с 7 тыс. руб. (в среднем) до 550 рублей.
Сетевые компании раскрывают на собственных официальных web-сайтах информацию о технологическом присоединении к электрическим сетям (в том числе сведения о свободных мощностях и статистику получаемых заявок и заключаемых договоров).
Слайд 44Упрощение строительных процедур
Рекомендации ЕБРР
Сократить сроки предоставления земельных участков в среднем до
трех недель за счет отмены излишних согласований, введения электронного делопроизводства, установления четкого порядка рассмотрения заявлений;
Повысить открытость земельного рынка путем размещения сведений о земельных участках, предоставление которых допускается, на публичной кадастровой карте, открытой для бесплатного ознакомления;
Ввести запрет на предоставления земельных участков без аукционов (за исключением участков объектов государственного и муниципального значения), разрешить проводить аукционы по предоставлению государственных и муниципальных земельных участков по требованию заинтересованных лиц, что должно повысить предложение земельных участков на открытом рынке;
Установить особый порядок размещения линейных объектов на условиях публичных сервитутов, что в отдельных случаях должно сократить и удешевить оформление прав на землю в 5-12 раз в зависимости от вида объекта;
Сократить в среднем на 180 дней срок изменения вида разрешенного пользования земельного участка за счет упразднения института категории земель;
Установить административную ответственность за необоснованный отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
Исключить избыточные и дублирующие процедуры при проведении экспертизы промышленной безопасности.
Слайд 45Совершенствование таможенного администрирования
Доклад и рекомендации ЕБРР
Качество таможенного администрирования напрямую влияет
на оценку условий ведения бизнеса
С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший основные нормы таможенного администрирования:
срок выпуска товаров сокращен до 1 дня;
с 25 до 7 сокращено количество документов для экспорта несырьевых товаров;
на 20% (с 50 до 40 млн. рублей) снижен объем финансовых гарантий для таможенного представителя, а для таможенного перевозчика на 60% (с 20 до 8 млн. рублей);
срок оплаты таможенных платежей увеличен с 15 дней до 4 месяцев.
В развитие Таможенного кодекса в ноябре 2010 года был принят закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:
законодательно закреплен перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами для экспорта и импорта;
с 20 до 4 часов сокращен срок выпуска несырьевых товаров, количество необходимых документов сокращено с 14 до 7;
упрощен ввоз и вывоз научных коммерческих образцов;
установлена фиксированная стоимость (5000 рублей) для не облагаемых ввозными пошланами товаров, вне зависимости от их стоимости;
законодательно закреплен перечень оснований для продления с 1 до 10 дней срок выпуска товаров;
введена возможность поставки товаров в производство получателем груза до завершения таможенного оформления.
Рекомендации:
Разработка и принятие системы показателей оценки эффективности таможенных органов, увязывающей материальное поощрение сотрудников Федеральной таможенной службы с качеством их работы.
Установление единообразия законодательства стран-членов Таможенного союза, прозрачности таможенного администрирования, а также создание равных условия ведения бизнеса для хозяйствующих субъектов и повышение позитивное восприятие интеграционных процессов.
Слайд 46Налоговое стимулирование
Доклад и рекомендации ЕБРР
Налоговая политика должна быть нацелена на
создание условий для обеспечения поддержания стабильного экономического роста, реализацию стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, перевооружение существующих, повышение инновационной активности и инвестирование в человеческий капитал
Выполнено:
– временно разрешено уменьшать налоговую базу по налогу на имущество организаций на сумму капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры;
– освобождено от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию;
– определен перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР в целях налогообложения, налогоплательщики освобождены от обязанности восстанавливать расходы на НИОКР при постановке на баланс нематериальных активов, полученных в результате таких НИОКР;
– предусмотрена возможность списания в налоговом учете стоимости нематериальных активов инновационной направленности в течение двух лет.
Слайд 47Налоговое стимулирование
Доклад и рекомендации ЕБРР
в части поддержки малого и среднего
бизнеса:
– повышена предельная величина доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН с 20 млн. руб. до 60 млн. руб.;
– совокупный тариф обязательных страховых взносов для малого бизнеса снижен с 26 до 20% (при снижении общего совокупного тарифа с 34 до 30%).
в части стимулирования инвестиций в человеческий капитал:
– расширен перечень расходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, в части расходов на обучение работников с одновременным освобождением данных выплат от налогообложения по НДФЛ и ЕСН;
– разрешено признавать расходы на подготовку кадров в отношении лиц, с которыми трудовой договор будет заключен после прохождения обучения;
– временно разрешено относить на расходы возмещение работникам затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья;
– предоставлена возможность включать в состав расходов затраты на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам, наряду со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, в размере, не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда.
в части поддержания социально значимых секторов и совершенствования налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, отраслей и видов производств:
– установлена ставка 0% по налогу на прибыль для организаций в сфере образования и здравоохранения;
– базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств снижена в два раза с 1 января 2011 г.
Слайд 48Налоговое стимулирование
Доклад и рекомендации ЕБРР
в части совершенствования амортизационной политики:
– введена
возможность начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам), что позволило списывать на расходы большую часть затрат на приобретение основных средств в начальный период их эксплуатации;
– увеличен размер «амортизационной премии» до 30 % первоначальной стоимости основных средств, относящихся к активной части производственных фондов;
– существенно сокращены сроки полезного использования ряда основных средств;
– предоставлена возможность применять к основной норме амортизации основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, а также основных средств, используемых для проведения НИОКР, повышающий коэффициент;
- приобретенное начиная с 1 января 2011 г. имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб.
Слайд 49Налоговое стимулирование
Рекомендации ЕБРР
Рекомендации:
решение ряда вопросов связанных с налогообложением финансовых
инструментов, а также деятельностью инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра;
в целях развития промышленного потенциала страны и повышения инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики, проработать различные варианты изменения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли;
с целью стимулирования развития бизнес-проектов, организуемых с нуля, проработать вариант введения для них налоговых каникул по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
проработать вопрос постепенного перехода к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной части (движимой) основных средств для всех налогоплательщиков в целях стимулирования их к инвестированию в обновление и модернизацию производственных фондов;
с целью более справедливого распределения налоговой нагрузки повысить фискальную нагрузку на сверхпотребление;
в целях обеспечения стабильности и предсказуемости фискальной политики государства рассмотреть вариант введения моратория на 3-5 лет на изменение базовых налоговых ставок.
Слайд 50Снижение административных барьеров
Доклад ЕБРР
Административные барьеры сегодня являются ключевой проблемой в развитии
предпринимательства.
С 2009 года 69 видов предпринимательской деятельности переведены с разрешительного на уведомительный порядок. Введена возможность подачи уведомления в электронном виде;
количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 89 до 49, унифицирован порядок лицензирования;
введен запрет на проведение плановых проверок чаще, чем 1 раз в 3 года, количество проверок субъектов предпринимательства сократилось на 25 %;
Проведение проверок малых и средних предприятий возможно только по согласованию с органами прокуратуры, число проверок сократилось в 2 раза;
ограничены сроки проведения проверок: не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;
расширен перечень уполномоченных государственных органов власти по регистрации и учету уведомлений о начале осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности;
исключены полномочия полиции по составлению протоколов по 79 составам административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.
Слайд 51Развитие транспорта
Приморский край – лидер в ДВО по коммерческому грузообороту. Доля
транспортных услуг в ВРП приморского края почти в 2 раза выше среднероссийского уровня*
*Ишаев В.И., Минакир П.А. Дальний Восток России: проблемы и возможности экономического развития. Владивосток: ДВО РАН, 1998.
Необходимо развитие водного, ж/д, автомобильного транспорта и логистики, удешевление перевозок, хранения и перевалки грузов.
Организация международных транспортных транзитных линий с таможенным обслуживанием на уровне международных стандартов.
В экономической географии показывается, что если протяженность шоссейных дорог на территории ниже некоторой величины, то проложенные там железные дороги не могут втянуть эту территорию в культурную, экономическую, иную деятельность. В развитых странах значение этой константы равно 1:30, в России примерно 1:6,3.
!Декларируется ,что реализация "сырьевых проектов" в регионах Сибири и Дальнего Востока будет стимулировать развитие транспортной инфраструктуры (Стратегия развития Приморского края до 2025 года) а может, наоборот, завод в чистом поле не построить? Нет дорог – нет производства, обороноспособности и прочего.
Слайд 52Уровень развития малого и среднего бизнеса
В развитых странах на малых и
средних предприятиях сосредоточена основная часть занятого населения. На долю компаний с численностью занятых менее 20 человек в 2002 г. приходилось до 94,2% занятых в Австралии и Чехии. В США этот показатель составлял 80,6%. Для сравнения, в России в том же году на субъекты малого бизнеса приходилось лишь 21,7% занятых. *
В России в 2010 году в малом и среднем бизнесе занято 28,2 % экономически активного населения (Российский статистический ежегодник, 2011)
*Л.А.Гуляева СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В Приморском крае в 2010 году число занятых в малом и среднем бизнесе – 300 091 человек (Данные федеральной службы статистики http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog-spn.html )
Это 27,7% экономически активного населения края (по данным Примстата за 2010 г. в Приморском крае 1081,4 тыс. чел. экономически активного населения)
Слайд 53Поддержка малого и среднего бизнеса (МиСБ)
Сегодня шансы инвестиционных вливаний имеют только
крупные проекты. На них ориентированы организации и фонды инвестирования и экономического развития ДВФО (речь о Фонде развития Дальнего востока и Байкальского региона, Российском фонде прямых инвестиций, инвестиционном фонде «Дайва» ЕБРР и др.).
Единственная существующая с 2008 года в Приморском крае программа поддержки МиСБ: помощь оказана 342 предприятиям – капля в море (http://domino.primorsky.ru/www/rpp.nsf ). Данная программа поддерживает только производство товаров и услуг, оставляя в стороне торговлю. Хотя сбыт – важнейшая часть любого бизнеса.
В Приморском крае инвестиции в основной капитал в МиСБ в 2011 г. составили 0,44% от оборота (для сравнения, в Хабаровском крае этот показатель почти в 6 раз выше). Важно, что в 2009 году инвестиции в основной капитал составляли 1% от оборота. (рассчитано по данным федерального портала малого и среднего предпринимательства)
На начало сентября 2011 г. остатки привлеченных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей края в кредитных организациях составили 121 млрд. рублей. (по данным Приморскстата)
Слайд 54Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Упрощение визового режима. Режим нахождения
на территории ПК без визы до 5 дней, значительно упростит Первый Визит во Владивосток, что в перспективе увеличивает возможность инвестиционного интереса
Удобные международные авиарейсы. Необходимо допустить к перелетам во Владивосток иностранные авиакомпании из разных авиационных альянсов, с классами самолетов выше А320, новыми и безопасными (это действительно является препятствием для визитов РУКОВОДСТВА из Азии, принимающего решения, откуда собственно и ожидается инвестиционный поток)
Список рекомендуемых партнеров. Для инвестора на период входа важно наличие надежного партнера. Сейчас некоторые рекомендации даются консульскими учреждениями и администрацией. В перспективе нужен некий репутационный список предпринимателей (в том числе с применением интернет-голосования жителей), готовых к совместным проектам с инвесторами
Упрощение получения земельных участков, разрешительной документации. На сегодня там полная бюрократия.
Упрощение подключения к сетям. Тоже бюрократия, обдираловка и шантаж.
Для Приоритетных Проектов, обеспечить подключение к энергообеспечению, коммунальным сетям, транспортную доступность за счет средств государственного финансирования.
Список приоритетных инвестиционных проектов с подробным паспортом по каждому. Понятные критерии и прозрачные правила отбора.
Обновление требований в строительстве к проектным работам и нормам. Российские СНИПы являются морально и технологически устаревшими, не отвечающими современным технологиям, они не позволяют привлекать Иностранные Проектные бюро.
Слайд 55Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Развитие Научно-технологических центров
Потенциальные инноваторы в крае не информированы о работах друг друга, некоторые разработки не доведены до уровня производства, сложность и наукоемкость отдельных проектов не позволяет их внедрить без участия создателей.
Решение: базы данных инновационных проектов, свободные инновационные площадки, венчурные фонды, механизмы коммерциализации НИОКР, региональный технопарк высоких технологий.
В Приморском крае в 2011 было выдано более 2 тысяч патентов (пресс-служба Администрации края).
Что соизмеримо с количеством патентов, полученных отдельными фирмами ведущих стран. Так, в 1999-2000 гг. были получены патенты: компанией IBM - около 2700, VEC - более 1850, CANON - около 1800, Sony - более 1430. *
*Тихомиров С. А. К ВОПРОСУ АНАЛИЗА СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
Слайд 56Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Развивать въездной туризм в крае:
Санаторно-курортный
Экологический
Сельский
(домохозяйства, пасеки)
Владивосток - окно России в АТР (транзитные путешественники, программы на 1-2 дня)
Научный (археология, натурализм)
Климат Приморского края -не как самостоятельный солирующий фактор, а как дополнение к другим видам ресурсов турбизнеса
Для туристических компаний развивающих въездной туризм применить меры законодательного и налогового стимулирования
Строительство атомной электростанции в Приморском крае резко снизит туристическую привлекательность региона и увеличит отток населения !
Объективно есть возможности в течение 10-15 лет увеличить количество въезжающих в г. Владивосток туристов со средним сроком пребывания 3-5 дней до 1-1.2 млн. человек ежегодно. Вклад в ВРП составит 20-30 млрд. рублей в год. Порядка 10-15 тысяч новых рабочих мест.
Привлекательные для туристов события:
кинофестиваль «Меридианы Тихого»
карнавал « День Рыбака»
конгрессная и выставочная деятельность
проект «Приморское Кольцо», «Примринг» сформирует поток туристов от 100 тыс. чел. в 2016 году до 300-500 тыс. чел. в 2020 году
ралли международного класса на внедорожниках, квадроциклах и мотоциклах по малозаселенной территории Приморского края - « Русское ралли»
международные и национальные парусные регаты
чемпионаты мира по аквабайку и другим водно-техническим видам порта
чемпионаты по подледному лову рыбы и пр.
Слайд 57Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Присоединение к Владивостоку новых территорий:
Артемовский городской округ и Надеждинский район. Сохранившемуся между Владивостоком и Артемом лесу площадью около 200 кв. км. придать статус национального парка.
На новых территориях спроектировать комплексную малоэтажную жилую застройку, деловые кварталы, технологические и промышленные площадки для размещения предприятий и производств с учетом лучшего мирового опыта градостроительства.
Постепенное и планомерное освоение новых территорий (как минимум 100000 гектаров) даст бюджету города прямых и косвенных доходов в размере 2-3 триллионов рублей в течение 10-20 лет.
Слайд 58Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Целевое выделение на льготных условиях
земельных участков площадью 50-100 гектаров для комплексной деловой и культурной застройки для каждой экономически развитой страны АТР: Япония, КНР, Республика Корея, Сингапур, Австралия, Канада, США.
На новых территориях целесообразно размещение производственных кластеров глубокой переработки по следующим отраслям:
нефтехимический технопарк по глубокой переработки нефти и газа с получением продукции с высокой добавленной стоимостью
технопарк, специализирующийся на глубокой переработке продукции сельского хозяйства и животноводства (включая переработку продукции рыбной отрасли, марикультуры, производство медицинских препаратов на основе сырья растительного и животного происхождения)
технопарк по лесопереработке
машиностроительный технопарк
логистический технопарк
технопарк по производству товаров народного потребления
Для производств, размещенных на территории технопарков, должны быть предусмотрены льготные условия по налогу на основные средства и землю, налогу на прибыль на срок 5-7 лет.
Строительство жилья для людей, привлекаемых из других регионов для работы, на условиях частно-государственного партнерства.
Слайд 59Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Меры по закреплению и увеличению
численности населения в Приморском крае
гражданам, прожившим в Приморском крае не менее 20 лет, присваивается статус « Коренной житель Тихоокеанской России» с дополнительными льготами и преференциями.
комплексное малоэтажное строительство на условиях частно-государственного партнерства. Поселки необходимо обеспечивать качественной инфраструктурой.
с лицами, поступающими в ВУЗы на бюджетной основе, заключаются договора обязательной работы по распределению на срок 5 лет.
необходимо разработать и реализовать действенную программу по привлечению соотечественников из-за рубежа для постоянного проживания в Приморском крае. Особенно привлекательные условия должны быть для благополучных семей с детьми.
необходимо разработать и реализовать программу по формированию положительного имиджа Приморского края. На настоящий момент, поток негативной информации о Приморском крае и Владивостоке в российских СМИ значительно превышает поток позитивной.
на примере Приморского края необходимо показать достижимость целевых показателей эффективности деятельности местной и федеральной власти. Требуется детальная разработка и реализация так называемых «дорожных карт» по достижению двадцатого места в рейтинге инвестиционной привлекательности и созданию ста тысяч новых, высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест (100 тыс. - доля Приморского края в 25 млн. озвученных Президентом страны)
Слайд 60Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Административно-территориальная реформа
Учитывая особую геополитическую значимость
Владивостока, ему необходимо придать статус города федерального значения, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга. Разместить здесь Министерство по развитию Дальнего Востока (Тихоокеанской России), «бэк-офисы» Минэкономразвития, Министерства транспорта и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, штаб-квартиру создаваемой «Восточной госкорпорации».
Слайд 61Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
В связи с быстрой деградацией
(из-за хозяйственной деятельности) уникального природно-экологического комплекса Приморского края, необходимо территориям, подвергшимся минимальному антропогенному и техногенному воздействию, придать статус национальных парков, охраняемых природных территорий. Это позволит сохранить среду обитания для будущих поколений и привлекательность края для экологического туризма. Желательная площадь заповедников, заказников, национальных парков - 30-40 % от всей территории края.
Слайд 62Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Энергетика – альтернативные источники энергии,
«чистые технологии». Малые предприятия.
Публичное обсуждение (референдум) необходимости строительства АЭС, экономический и экологический проекты
Слайд 63Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Сервис для инвесторов
Размещение информации
об инвестиционной привлекательности Приморского края на федеральном и международном уровне
Аналитические отчеты об инвестиционной привлекательности, участие в рейтингах
Качество проработки предлагаемых инвестиционных проектов
Консолидация норм права, регулирующих инвестиционную деятельность, для удобства использования нормативной правовой базы
Достаточная законодательная база, в том числе на объекты интеллектуальной собственности
Слайд 64Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Развитие сельского хозяйства
По оценкам специалистов регион способен полностью обеспечить себя овощами. Картофелем ,яйцами, мясо-молочной продукцией, рыбными продуктами. *
*П. Я. Бакланов Дальневосточный регион России
Запись на одном из форумов в Интернете:
И что если Приморский край не житница то можно загибать? И проблема то не в рынке! Причины:
1. Приморский край - зона рискованного земледелия. Необходима разработка страховых программ, программ льготного налогообложения.
2. Льготные ЖД тарифы на привоз кормов для животноводства.
3. Сложности в получении новых земель в аренду при этом разрабатываются правительственные программы, по которым иностранцы (из КНДР, КНР) смогут получать землю за бесценок.
4. Сложности в сертификации. Общался с начинающей фермершей. В год она может выращивать 6 тонн свёклы. При этом сертификация стоит около 6 тыс руб. Таким образом в себестоимости сертификация занимает более 10% (при оптовых ценах), цифры не точные. Разговор был 2 года назад. Но картина понятна.
5. Близость КНР в следствии чего в огромных количествах завозится дешевая китайская низкокачественная продукция, с которой сложно конкурировать. (здесь можно сказать, что это рынок, но я бы говорил о коррупции в таможне).
6. Низкое качество работы полиции. В следствии чего прогрессирует воровство.
Слайд 65Предложения бизнеса*
По данным интервью предпринимателей Приморского края
Создание свободной таможенной зоны –
во многих развитых странах (Корея, Финляндия, страны Балтии, Германии) есть зона где можно хранить товар не растамаживая его, например, финский город-порт Котка*
_________________________
Для чего это нужно клиенту – хранение без уплаты таможенных платежей и выборка по мере необходимости нужного товара, миксование товара в нужном ассортименте, возможны варианты, когда поставщик может дать отсрочку до момента пересечения границы – т.е. товар, хранящийся на данной территории, принадлежит де юре поставщику.
_________________________
*Котка, – город на берегу Финского залива, один из самых крупных портов Финляндии, крупный экспортный центр с населением около 50 000 человек.
Слайд 66ВАЖНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ПРОПУСТИЛИ
ЭКОЛОГИЯ
Слайд 67Среди стратегических документов, адресованных развитию Дальнего Востока нет ничего об Экологии
Превратить
край в свалку – легко. Восстановить экосистемы – невозможно
Слайд 68ДОКЛАД об экологической ситуации
в Приморском крае в 2011 году
(подготовлен
администрацией Приморского края)
Цитата: «Мы должны признать объективность конфликтности сложившихся на сегодня в крае методов использования природных ресурсов, нашего подхода к окружающей среде и требований сохранения уникальной природы Приморского края. …»
Слайд 69Рекомендации Законодательного собрания
«Разработать краевую целевую программу охраны природы
и рационального использования природных ресурсов Приморского края на основе Долговременной программы охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края (экологическая программа)» -
это рекомендации депутатских слушаний по вопросу охраны окружающей среды и рациональному природопользованию в Приморском крае. Приняты 15 июня 2005 года на депутатских слушаниях комитета Законодательного Собрания по продовольственной политике и природопользованию и не выполнены до сих пор
Слайд 70Экологическая программа Приморского края до 2025 года – ее нет
Необходимы инвестиционные программы природоохранного назначения, решения поставленных в них задач, направленных на охрану окружающей среды
Слайд 71НАЧНЕМ думать о будущем, которое только начинается
С. Бир
Как это сделал премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, когда мечтал о том, что Сингапур станет играть большую роль в политике и экономике Юго‑Восточной Азии и за ее пределами
Сегодня Сингапур – лидер в области высоких технологий в Юго‑Восточной Азии, ее коммерческие ворота и научный центр...
Светлана Дроздова
Дмитрий Царёв