1 презентация

«Будущее нельзя предугадать, но его можно спланировать» Citigroup «Не только цели, но и пути их достижения должны быть верными» К. Маркс

Слайд 1 Стоимость бизнеса – основной результат развития банка. Факторы повышения стоимости
Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации
ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА

Лаптырев Д.А.

Москва 21 мая 2011г.

Круглый стол «Стоимость бизнеса: цель или результат»


Слайд 2«Будущее нельзя предугадать, но его можно спланировать» Citigroup
«Не только цели, но и пути

их достижения
должны быть верными» К. Маркс

Слайд 3Рыночная оценка стоимости Банка
Рыночная стоимость (капитализация) Банка может быть приоритетным целевым

показателем, отражающим интегральную оценку его деятельности

Банк

Инвесторы
(стратегические и
портфельные)

Рейтинговые
агентства

Клиенты

Акционеры

Результаты оценки

Рыночная стоимость банка (P/BV*)
Рейтинговая оценка банка
Имидж банка

Регулятор

Фондовый
рынок

Конкуренты


* Показатель P/BV – отношение рыночной капитализации банка к собственным средствам (капиталу) по данным финансовой отчетности

Субъекты оценки

Объекты оценки


Слайд 4Факторы, влияющие на стоимость банка
Приведенный перечень факторов наиболее часто используется аналитиками,

консультантами и инвесторами при оценке стоимости кредитных организаций, но не является исчерпывающим

Стоимость
банка

=

Базовая стоимость банка

Рыночная стоимость активов за вычетом обязательств

+

-

Факторы определяющие премию (или дисконт) к базовой стоимости банка:
реализуемая модель (структура) бизнеса;
диверсификация бизнеса, в том числе:
доля бизнеса с розничными клиентами;
доля бизнеса со средним корпоративным клиентским сегментом;
размер банка и его филиальной сети;
участие банка в финансовых группах;
организация бизнеса и система управления;
качество системы управления;
профессионализм топ-менеджеров;
уровень информационной прозрачности;
использование международных стандартов

Определяется на основе анализа текущих и прогнозных финансовых показателей банка

Определяется на основе финансового и качественного анализа бизнеса банка с использованием данных по сопоставимым сделкам слияния и поглощения


Слайд 5Начальная оценка текущей стоимости Банка по информации о сопоставимых иностранных банках*
Результаты анализа

24 сопоставимых банков: связь показателей ROE и P/BV, данные за 2006 год

Диаметр круга пропорционален стоимости банка (P)

Одним из факторов инвестиционной привлекательности банка является его текущая и ожидаемая в среднесрочной перспективе доходность;
Наибольшие темпы роста P/BV имеют место при изменении ROE в интервале 12-18%.

Зависимость среднего значения P/BV от ROE


* - Модель и результаты расчетов автора


Слайд 6Зависимость оценки стоимости банка от размера капитала и страны происхождения
Мультипликаторы,

используемые для оценки стоимости банков, зависят от страны происхождения;
В рамках одной страны наибольшие значения мультипликаторов имеют банки среднего размера.

* - По данным Брокеркредитсервис


Слайд 7Величина премии (дисконта) к стоимости 20 крупнейших европейских банков по сравнению

со средним уровнем мультипликатора P/BV*

В течение последнего десятилетия премия для крупнейших европейских банков по отношению к среднему уровню непрерывно снижалась, а с 2005 года эти банки стали оцениваться с дисконтом;
Начиная с 2006 года величина дисконта составила около 20%

* - Источник: исследования Citigroup


Слайд 8Изменение стоимости банков во во времени
Значения мультипликатора стоимости P/BV для отдельных

сделок по приобретению банков в Центральной и Восточной Европе

Польша

Источник: банк Уралсиб

Румыния

Словакия

Словения

Россия

Чехия

Болгария

Босния и
Герцеговина

Черногория

Хорватия

Сербия

Украина

По мере развития рынков средняя величина мультипликатора стоимости P/BV достигает своего максимума, а затем снижается, стремясь к уровням развитых рынков


Слайд 9- 2005 год
- 2007 год
- 2006 год



Площадь круга пропорциональна стоимости банка

(P)

Зависимость среднего значение P/BV от ROE:
по сделкам за 2007 год;
по сделкам за 2006 год;
по сделкам за 2005 год.

Инвестиционная привлекательность российских банков (приобретения стратегическими* инвесторами российских банков 2005-2007 гг.)**

Росбанк

Пробизнесбанк

МДМ-банк

Оргрэсбанк

КМБ-Банк

Инвестсбербанк

ММБ

ПСБ

Сибакадембанк

Транскапиталбанк

Центр-инвест

Уралтрансбанк

Мончебанк

Промсвязьбанк

Импэксбанк

МДМ Банк Урал

Дельтакредит

Городской ипотечный банк

Кредит Урал Банк

Абсолют-банк

СКБ-Банк

Колыма банк

Экстробанк


** - Модель и результаты расчетов автора

* - Более 80% объемов и числа сделок – с иностранными инвесторами

Приобретения банков стратегическими инвесторами:
Количество сделок – 24
Объем – более 5 млрд. долл. США
Средний размер сделки – более 200 млн. долл. США

Среднее значение мультипликатора P/BV для российских банков составило: 2005 год – 2,8 (6 сделок с общим объемом более 800 млн. долл. США ), 2006 год – 3,2 (12 сделок с общим объемом более 2,9 млрд. долл. США), 2007 год – 3,2 (6 сделок с общим объемом более 1,4 млрд. долл. США).
Наивысший P/BV демонстрируют банки с долей среднего клиентского сегмента более 20% и розницы более 30% в структуре бизнеса.


Слайд 10







-12
-10
-8
-6
-4
-2
0
2003
2004
2005
2006
2007
%

Дисконт
Оценка факторов, влияющих на капитализацию банка Участие в финансовых группах
*) Источник: исследования

Citigroup

При принятии решения об инвестировании в капитал финансовых и промышленных групп необходимо учитывать возможное негативное влияние на рыночную оценку стоимости банка

Проведенные Citigroup масштабные исследования финансовых конгло-мератов из числа мировых лидеров (период 1995-2005 гг.) показали, что текущая капитализация финансовой группы, как правило, оценивается с дисконтом к суммарной стоимости входящих в группу бизнес-единиц (банков и финансовых компаний);
У отдельных конгломератов размер дисконта достигает 20%;
Начиная с 2003 года наметилась тенденция к снижению рыночной капитализации конгломератов по отношению к простой сумме стоимостей их отдельных структур;
Средний по выборке размер дисконта достиг 6-8% и имеет на 2006-2007 гг. тенденцию к дальнейшему росту до 10-12%.

Премия

Дисконт

Премия/дисконт к суммарной стоимости отдельных бизнес-единиц банковских конгломератов по годам*

Премия/дисконт к суммарной стоимости отдельных бизнес-единиц на 2005-2007гг.*


Слайд 11Оценка факторов, влияющих на капитализацию банка Размер банка и его филиальной сети
По

данным ведущих западных консультантов, наибольшей привлекательностью пользуются средние по размерам (для рассматриваемого рынка) банки. Статистика сделок на российском рынке это подтверждает.


Наличие небольшой сети практически не влияет на рыночную стоимость банка

Средний размер сети может оказывать заметное положительное влияние на капитализацию банка

Значительный размер сети крупных (для рассматриваемого рынка) банков может негативно влиять на премию P/BV

Взаимосвязь размера сети продаж и стоимости банка


3 группа
Многофилиальные западные банки (с учетом зарубежной сети) c числом филиалов более 1000**

Стоимость банка и его размеры*

Крупные банки
(капитал – более
10 млрд. руб.)

Средние банки
(капитал –
от 1 до 10 млрд. руб.)

Мелкие банки
(капитал – менее
1 млрд. руб.)

Корреляция между стоимостью банка и числом его филиалов

- 0,57

2 группа
Российские банки с числом филиалов – от 20 до 100*

1 группа
Российские банки с числом филиалов менее 20*

0,84

- 0,20




*) Рассматриваемые банки представлены на слайдах №№5,10
**) По данным: The Banker, Bloomberg, Citigroup



P/BV = 2,7

P/BV = 3,4

P/BV = 2,0

Средние значения P/BV по группе банков


Слайд 12Оценка факторов, влияющих на капитализацию банка 1.Уровень бизнеса в различных клиентских сегментах

Лидеры

среди российских банков по величине премии (P/BV) имели на момент продажи значительную долю бизнеса со средними корпоративными клиентами: Оргрэсбанк – 84% (P/BV – 3,7), Возрождение – 54% (P/BV – 4,0), Импэксбанк – 40% (P/BV – 2,9), Инвестсбербанк – 32% (P/BV – 3,7), Пробизнесбанк – 32% (P/BV – 5,0);

3 группа
Универсальные банки с низкой (менее 5,0%) долей бизнеса в среднем корпоративном клиентском сегменте (Росбанк, ММБ, Промстройбанк, Промсвязьбанк)

Среднее значение показателя P/BV
по группе банков

Группы банков с различным уровнем бизнеса в среднем корпоративном и розничном клиентских сегментах

2,8

1 группа
Банки с высокой долей бизнеса (более 25%) в среднем корпоративном и розничном клиентских сегментах (Возрождение, Импэксбанк, Инвестсбербанк)

2 группа
Розничные банки с низкой (менее 5%) долей бизнеса в среднем корпоративном клиентском сегменте (GE Money Bank, РусФинанс Банк, Городской ипотечный банк, Уралтрансбанк)

3,5

3,3




4 группа
Крупный банк. В настоящее время доля бизнеса со средним корпоративным клиентским сегментом составляет примерно 2,5% в суммарном бизнесе Банка, а доля розничного бизнеса приблизительно 4%.

?



Слайд 13 Ведущие европейские банки стремятся к созданию сбалансированного розничного бизнеса,

предполагающего примерное равенство между объемом привлеченных средств физических лиц и объемом выданных кредитов частным лицам.
Доля кредитов физическим лицам в активах банков составляет более 10%.


* По МСФО по итогам 2005 года
** Источник: Bloomberg, The Banker

Оценка факторов, влияющих на капитализацию банка 2. Уровень бизнеса с розничными клиентами – международный опыт

Мировой опыт развития банков, и прежде всего в странах Восточной Европы, показывает, что средства физических лиц занимают значительное место в формировании ресурсной базы банка, составляя в среднем около 30% от общего объема обязательств.

В развитых странах банки с крупной клиентурой оцениваются в среднем с P/BV равным 2,0, а розничные банки – 3,4, что соответствует увеличению премии на 70%**


Слайд 14

Структурные показатели бизнеса, влияющие на величину мультипликатора P/BV* (по данным биржевых

котировок акций российских банков)

Выявлено наличие влияния структуры бизнеса Банка на величину его рыночной стоимости;
Текущая структура бизнеса крупного российского Банка может послужить снижению мультипликатора P/BV по отношению к среднерыночному значению.

*-Модель и результаты расчетов автора (объем бизнеса=активы+обязательства)
** - отчетность по РСБУ за III квартал 2007

Доля кредитов небанковскому сектору, %

Доля бизнеса с физлицами, %

Доля выпущенных ценных бумаг, %

Доля клиентского бизнеса банка, %

Доля бизнеса на финансовых рынках, %

Доля вложений в ценные бумаги, %

Доля выданных межбанковских
кредитов, %

Текущее значение показателя



Снижение стоимости

Увеличение стоимости

Структурные показатели


Слайд 15 вызывающей доверие корпоративной стратегией и качеством ее реализации;
ориентированностью команды

топ-менеджеров на повышение стоимости акционерного капитала.

Оценка факторов, влияющих на капитализацию банка Система управления

Что оказывает наибольшее влияние на стоимость компании (P/BV) ?

* По данным McKinsey

Среди факторов, определяющих уровень менеджмента, наибольший вклад в создание стоимости компании вносит профессионализм команды топ-менеджеров

Иностранные инвесторы готовы выплачивать премию за высокий уровень корпоративного управления. Среднее значение премии для России составляет 38%*.
Инвесторы, оценивая различные факторы с точки зрения принятия инвестиционных решений, как наиболее значимые выделяют*:

Уровень менеджмента является одним из факторов, оказывающих влияние на стоимость компании, который определяется*:

Уровень информационной прозрачности

Использование международных стандартов (прежде всего МСФО)

Качество управления рисками

71%

42%

37%

Процент инвесторов, которые отнесли нефинансовые показатели к числу наиболее важных


Слайд 16Основные выводы
Выбор стоимости бизнеса в качестве показателя, определяющего результат достижения

долгосрочных целей банка предполагает учет значительного числа факторов при разработке стратегии его развития;
На рыночную величину мультипликатора P/BV влияют структурные показатели бизнеса:
- кредиты небанковскому сектору, бизнес с физлицами, клиентский бизнес в целом, выпущенные ценные бумаги – положительно;
- вложения в ценные бумаги, межбанковские кредиты и бизнес на финансовых рынках – отрицательно.
Заметная доля бизнеса со средними корпоративными и розничными клиентами повышает капитализацию банка.
Размер банка (капитал) и его филиальной сети влияют на капитализацию неоднозначно. Наибольшую стоимость имеют средние для каждого рынка по размерам и числу филиалов банки.
Участие в финансовых и промышленных группах может дать дисконт при оценке стоимости бизнеса до 20%.
Значительное внимание инвесторы уделяют нефинансовым показателям деятельности (корпоративное управление, прозрачность, риск-менеджмент и др.)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика