Зрительный анализатор презентация

Содержание

Значение зрения Благодаря глазам мы с вами получаем 85% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в

Слайд 1Зрительный анализатор
Посредством глаза, а не глазом
смотреть на мир умеет разум


Слайд 2Значение зрения
Благодаря глазам мы с вами получаем 85% информации об

окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают
человеку до 1000 ощущений в минуту.

Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет,
перемещения.
Глаз способен различить хорошо освещенный предмет
поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25
сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и
значительно меньше.

Теоретически человек мог бы увидеть огонек свечи на
расстоянии 200 км.

Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и
5-10 миллионов смешанных оттенков.

Полная адаптация глаза к темноте занимает 60-80 минут.

Слайд 3
Необходимо разграничивать понятия «зрительный анализатор» и «орган зрения»


Слайд 5Как же устроены наши глаза,
в чем состоит принцип их работы?



Слайд 6Внешнее строение глаза
Глазное яблоко имеет почти сферическую форму,
около 2 см в

диаметре, массой – 6-8 г. Расположено глазное яблоко в глазнице

Слайд 8Внутреннее строение глаза


Слайд 9Роговица (сильная собирающая линза, которая
фокусирует расходящиеся в разные

стороны световые
лучи)

прозрачная жидкость, заполняющая переднюю камеру,
вплоть до радужки.

зрачок - регулирует величину светового потока на
сетчатку, отсеивает боковые, случайные, вызывающие
искажения лучи.

хрусталик тоже линза, как и роговица. Его
принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет
хрусталик способен менять свою оптическую силу –
феномен, называемый аккомодацией. Таким образом,
хрусталик производит более точную дофокусировку.

стекловидное тело – преломляет лучи

сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.

Слайд 10Слезная железа
1 — слезная железа; 2 — слезное мясцо; 3,

4 — слезные канальцы; 5 — слезный мешок; 6 — носослезный проток; 7 — нижняя носовая раковина.

Состав слезной жидкости:
97,8% - вода
1,4% - органические вещества
0,8% - минеральные соли


Слайд 11Функции слезной жидкости
Увлажняет конъюнктиву
(тонкая прозрачная
мембрана, выстилающая


внутреннюю поверхность
век и внешнюю
поверхность глазного
яблока)

Действует как мягкий
антисептик

Вымывает пыль и мелкие
частички

Слайд 12Глазные мышцы
Для управления движением глаза существует 6 мышц:
4 прямые и

2 косые.

Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси

Слайд 13Вспомогательные приспособления для защиты глаза
бровь

веко

ресницы

Брови


Задерживают стекающий пот
Веки и ресницы
Защищают от пыли


Слайд 14Сетчатка
Внутренняя оболочка содержащая фоторецепторы:
палочки
колбочки
палочки
колбочки


Слайд 16Возрастные особенности органа зрения
ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО
У новорожденного достаточно большое,
Зрительная ось проходит латеральнее,

чем у взрослого,
На первом году жизни растет быстрее, чем в последующие годы,
Окончательный размер устанавливается к 20-25 годам, увеличиваясь по сравнению с новорожденным в 3 раза


Слайд 17Возрастные особенности органа зрения
ХРУСТАЛИК
У новорожденного почти круглый,
Особенно быстро растет в течение

первого года жизни, потом рост резко замедляется




Слайд 18Возрастные особенности органа зрения
РЕСНИЧНОЕ ТЕЛО
У новорожденного развито слабо,
Рост и дифференцировка ресничной

мышцы осуществляется достаточно быстро,
Окончательно способность к аккомодации устанавливается только к 10 годам




Слайд 19Возрастные особенности органа зрения
МЫШЦЫ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
У новорожденного развиты достаточно хорошо, поэтому

движения глаз возможны сразу после рождения,
Координация этих движений наступает со второго месяца жизни




Слайд 20Классификация нарушений зрительной функции у детей
В современной педагогической практике во многих

странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.


Слайд 21За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается способность человека

различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения — 0,1, четвертой — 0,4 и т п.


Слайд 22 Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения и соответственно

от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;



Слайд 23абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично,

или парциально, слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

Слайд 24слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное

отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Слайд 25 В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные —

это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.


Слайд 26Причины нарушения зрения
Травмы

Нарушение гигиены зрения

Инфекционные заболевания


Слайд 27Нарушения аккомодации

Близорукость или миопия — это дефект зрения, при котором изображение

падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного переднезаднего размера глазного яблока).

Слайд 28Дальнозоркость (гиперметропия) - это нарушение зрения, при котором изображение предмета формируется

не на сетчатке, а за ней.

Слайд 29Астигматизм - это самая частая причина низкого зрения, часто сопровождающая близорукость

или дальнозоркость. Его причиной является неправильная форма роговицы, что исправляется очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.

Слайд 30Катаракта – помутнение хрусталика глаза.
Единственный, наиболее верный путь избавления от катаракты

- это хирургический, который сегодня усовершенствован до такой степени, что операцию можно проводить даже в амбулаторных условиях.

Слайд 31Нормальное зрение
Так видит цветы человек с катарактой


Слайд 32Глаукома - Традиционное определение понятия глаукомы заключается в том, что этот

термин объединяет большую группу заболеваний глаза, характеризующуюся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления, из-за нарушения оттока водянистой влаги из глаза. Последствием повышения давления является развитие характерных для глаукомы нарушений зрительных функций и атрофии зрительного нерва.

Слайд 33Инфекционные заболевания глаз
Коньюктивит – воспаление слизистой оболочки глаза при попадании в

нее микробов, грибков, вирусов. Иногда коньюктивит называют еще "кроличьи глаза". Это связано с тем, что болезнь часто сопровождается покраснением век.

Различают формы коньюктивита:
- бактериальную (обычно инфицируются оба глаза и сопровождается обильным выделением слизи)
- вирусную (как правило, поражает один глаз и сопровождается слезливостью и легкими выделениями)
Обе эти формы болезни очень заразные и легко передаются при контакте с больным.

Слайд 34Дальтонизм
До 14 месяцев у новорожденных девочек и до 16 месяцев у

мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Формирование цветоощущения заканчивается к 7,5 годам у девочек и к 8 годам у мальчиков.
Около 10% мужчин и менее 1% женщин имеют дефект цветового зрения ( неразличение красного и зеленого цветов или, реже, синего; может быть полное неразличение цветов)

Слайд 35Гемералопия – куриная слепота – расстройство зрения, выражающееся в неспособности видеть

при слабом освещении.

Гемералопия


Слайд 36Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной

системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Слайд 37Читать необходимо,
держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз -

При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия

Нельзя читать лежа -
положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

Правила гигиены зрения


Слайд 38Нельзя читать в транспорте.
Из-за постоянных толчков книга то удаляется от

глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

Слайд 39При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если

вы правша) и соответственно справа, если вы левша;

Мощность настольной лампы 60 - 100 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность.
При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на
37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.
При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы в близи. В результате развивается близорукость.

Слайд 40Берегите глаза от слишком яркого света.
От солнечного света защищайте глаза

солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом.
Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика