Слайд 1Лекция № 1.
Тема: ”Высшая нервная деятельность.
Условный рефлекс как основа ВНД“.
Учение И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах.
2. Характеристика условных и безусловных рефлексов.
3. Отличие условных рефлексов от безусловных.
4. Методика выработки условных рефлексов.
5. Виды условных рефлексов, динамический стереотип.
6. Временная связь – основа условного рефлекса,
механизмы образования.
7. Аналитико-синтетическая деятельность коры
головного мозга.
Слайд 2Впервые рефлекторный характер деятельности высших отделов головного мозга как основ у
психической деятельности открыл И.М. Сеченов (1863 г).
И.П. Павлов создал учение об условных и безусловных рефлексах. Условный рефлекс является проявлением высшей формы рефлекторной деятельности. Мы наблюдаем реакцию не на раздражитель, а на сигнал, предшествующий раздражителю.
Слайд 3Безусловные рефлексы – рефлекторные механизмы, сформированные в филогенезе, передающиеся по наследству
для поддержания гомеостаза.
Условный рефлекс – приспособительная реакция организма к меняющимся условиям среды.
Слайд 4
Условные рефлексы лежат в основе нашего поведения, мышления, понимания и приспособления
к окружаюшей среде.
Слайд 5Отличие безусловных и условных рефлексов.
Слайд 6Методика выработки условного рефлекса может быть продемонстрирована на примере слюноотделительного рефлекса.
У животных формируют фистулу слюнной железы.
Опыты проводят после выздоровления.
Животные помещаются в изолированную камеру.
Для выработки положительного пищевого рефлекса животному предоставляют индифферентный (условный) по отношению к слюноотделению раздражитель (свет, звук и т.д.) с последующим (через 4-5 сек) подкреплением пищей (безусловный раздражитель). Наблюдается слюноотделение. Если после нескольких повторений у животных на свет вырабатывается слюна, значит рефлекс выработан.
При выработке оборонительного условного рефлекса в качестве безусловного раздражителя используют электрический ток.
Слайд 8Виды условных рефлексов
І. По месту расположения рецепторов:
1. Экстроцептивные;
2. Проприоцептивные;
3. Интрорецептивные.
ІІ. По природе условного раздражителя:
1. Натуральные;
2. Искусственные.
III. По биологическому значению:
1. Пищевые;
2. Оборонительные;
3. половые;
4. Ориентировочные.
IV. По характеру ответной реакции:
1. Сосудодвигательные;
2. Секреоторные.
3. Моторные;
4. Экскреторные и др.
V. Особый вид рефлекса – рефлекс на время.
VI. По влиянию на протекание процесса:
1. Возбудительные;
2. Тормозные.
Слайд 9VIІ. По методике выработки:
1. Наличные:
а) Совпадающие;
б) Коротко отставленные;
в) Длительно отставленные;
г) Запаздывающие.
2. Следовые.
3. Рефлексы І-го и ІІ-го и более высокого порядков.
4. Суммированные.
5. Генерализованные и дифференцированные.
6. Комплексные (одновременный, последовательный).
7. Динамический стереотип.
8. Подражательные.
Слайд 10В основе образования условного рефлекса лежит временная связь.
Это функциональное объединение
двух или нескольких центров коры и подкорковых структур, обеспечивающих осуществление реакций на условный и безусловный раздражители.
Эта связь может закрепляться или исчезать.
Слайд 11Механизмы образования временной связи
Корковая теория (Павлов И.П.).
а)
Иррадиация возбуждения.
б) Доминантное возбуждение центра.
в) Проторение пути.
Слайд 122. Кора – подкорка – кора (Асратян Э.А.).
3. Конвергентная теория (Анохин
П.К.).
Слайд 13
4. Морфологические изменения в синапсах.
5. Биохимические изменения в синапсах.
6. Участие нейроглии.
Слайд 14Механизм образования временных связей
Слайд 15ВНД - морфологически связана с корой больших полушарий головного мозга, является
важнейшим этапом познания и представляет собой сложный комплекс явлений восприятия, переработки и создания новой информации.
Сложные формы интегративной деятельности мозга человека сводятся к непрерывному анализу элементов внешнего окружающего мира и последующему синтезу в виде целостного воспитания.
Слайд 16На основе аналитико-синтетической деятель-ности осуществляется приспособительное поведение, обеспечивается способность к переработке
знаний и передаче информации от одного к другому, выработка определенных навыков.
Условнорефлекторную реакцию можно рассматривать, как базу индивидуального опыта человека, который позволяет прогнозировать будущие ситуации.
Слайд 17Тема:”Типы высшей нервной деятельности.
І и ІІ сигнальные системы“.
План:
1. Обшие представления
о типологических особенностях высшей нервной деятельности.
2. Темпераменты по Гиппократу.
3. Типы ВНД по Павлову И.П.
4. Генотип и фенотип – основы формирования типов ВНД.
5. Первая и вторая сигнальные системы.
6. Межполушарная ассиметрия.
7. Физиологические механизмы памяти.
Слайд 18Современные представления о типах ВНД в значительной степени отождествляются с четырьмя
типами человеческого темперамента, выделенными древнегреческим врачом Гиппократом (ІV в до н. э.) на основе наблюдения за поведением людей.
Холерический;
Меланхолический;
Флегматический;
Сангвинический.
Слайд 19И.П. Павлов, определил что важную роль в формировании типа высшей нервной
деятельности играют: СИЛА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, КОРКОВЫХ ПРОЦЕССОВ.
Сила – это степень выраженности процессов возбуждения и торможения.
Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения в общей сумме биологических реакций.
Подвижность – скорость возникновения и быстрота смены процессов возбуждения и торможения.
С учетом этих свойств И.П. Павловым были выделены четыре типа ВНД.
Слайд 20Живой тип - сильный, уравновешенный и подвижный.
Характеризуется большой энергией, силой, подвижностью.
Соответствует
сангвиническому типу по Гиппократу.
Слайд 21Спокойный – сильный, уравновешенный, малоподвижный.
Характеризуется достаточной силой процессов возбуждения и
торможения, их относительно низкой подвижностью.
Соответствует флегматическому типу по Гиппократу.
Слайд 22Безудержный – сильный, неуравновешенный, подвижный,
с преобладанием процессов возбуждения.
Соответствует холерическому типу
по Гиппократу.
Слайд 23Слабый (инертный) – неуравновешенный, малоподвижный с преобладанием тормозного процесса над возбудительным.
Соответствует меланхолическому типу по Гиппократу.
Слайд 25Типы ВНД формируются на основе как генотипа, так и фенотипа, т.е.
на генетически заложенные особенности нервной системы накладывается всё многообразие влияний воспитания, условий окружающей среды, ситуаций, в которых находится организм.
Слайд 26И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первая
сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, которые исходят из окружающего мира и внутренней среды организма. Она является общей для человека и животных.
Вторая сигнальная система – словесная, присущая только человеку. Её сигналами служат слова произносимые, услышанные, прочитанные. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к представлениям второй сигнальной системы.
Слайд 27У детей к первому году жизни интенсивно развивается возможность реагировать на
слова, которые заменяют различные сигналы.
Слайд 28
И.П. Павлов выделил специфические типы ВНД, присущие человеку в связи с
наличием речи (ІІ-й сигнальной системы), его мыслительной и творческой деятельностью.
Слайд 29Первый тип – художественный. Люди с ярко выраженной зрительной и слуховой
восприимчивостью окружающей среды, т.е. преобладанием І-ой сигнальной системы, выражено конкретное, образное мышление
(в большей части это художники и музыканты).
Слайд 30Второй тип – мыслительный. Отличается склонностью к логическому и абстактному мышлению,
преобладанием ІІ-ой сигнальной системы (ученые, философы, математики).
Слайд 31
Третий тип - смешанный. Свойства восприятия окружающей среды и мышления выражены
в одинаковой степени.
Слайд 33
Говорить об особых интеллектуальных способностях, связанных с отдельными типами ВНД не
приходится, т.к. талантливые люди встречаются с проявлением характеристик всех типов ВНД.
С другой стороны, можно говорить об индивидуальной предрасположенности каждого человека к одному из типов ВНД.
Слайд 34В височных долях имеется сенсорный центр речи (центр Вернике). При разрушении
этой зоны человек слышит, но не понимает значения того, что слышит.
В лобной доле левого полушария находится моторный центр (Брока), при его разрушении человек тереят способность говорить, но понимает, когда к нему обращаются устно или письменно.
Слайд 35Функции речи:
Слово – “сигнал сигналов”
Средство социального общения
Средство воспитания и самовыражения
Способстует мышлению
Информационная
Участие
в механизмах памяти
Физиология речевой функции включает речевосприятие и речерепродукцию.
Слайд 36Нарушения речи:
Моторная афазия – не может произнести слово
Сенсорная афазия
Амнестическая афазия
Аграфия
Алексия
Акалькулия
Слайд 37Функциональная ассиметрия мозга
Левое и правое полушария отвечают за разные функции, т.е.
существует межполушарная ассиметрия.
Левое полушарие (частично доминируюшее):
Вербальное восприятие (словесное);
Временные отношения;
Анализ стимулов;
Последовательное восприятие;
Легко различимые предметы;
Знакомые предметы;
Установление сходства;
Абстрактное мышление, обобщенное узнавание;
Слайд 38Правое полушарие:
Невербальное восприятие (зрительные);
Пространственные отношения;
Синтетическая деятельность.
Одновременное восприятие;
Конкретное мышление;
Трудно различимые предметы;
Незнакомые предметы;
Установление
различия;
Целосное восприятие.
Слайд 39Тема:”Сон, сновидения“.
План:
1. Сон, виды сна.
2. Механизмы сна.
Слайд 40Сон – состояние организма, которое характеризуется значительным снижением всех функций организма,
частичным отключением сознания.
Виды сна:
1. Физиологический сон:
- полифазный сон у детей;
- монофазный сон у взрослых;
- сезонный сон;
2. Гипнотический сон.
3. Патологический сон:
- наркотический сон;
- сомнамболизм (лунатизм);
- летаргический сон.
Слайд 41Физиологический сон состоит из двух чередующихся фаз:
- медленный или ортодоксальный сон:
быстрый
или парадоксальный сон (15-20%).
Слайд 42Стадии сна:
1. Дремота - исчезновение альфа ритма, 1-7 мин.
2. Появление сонных
веретен на ЭЭГ – до 50% сна.
3. Появление дельта волон, 20%.
4. Парадоксальный сон – бета ритм, вспышки альфа ритма, БДГ.
Слайд 43Теории сна:
Вазомоторная;
Гистологическая;
3. Гуморальная;
4. Теория разлитого торможения И.П. Павлова.
5. Теория В.
Гесса.
6. Теория информационного дефицита.
Слайд 44
Сновидения – всегда сопровождают сон и чаще связаны с фазой парадоксального
сна.
И.М. Сеченов характеризовал их как “небывалые комбинации бывалых впечатлений”.
Слайд 45Память – накопление, хранение, обработка и воспрозведение информации.
Виды памяти:
Видовая;
Индивидуальная.
Кратковременная;
Долговременная;
Механическая;
Логическая;
Сенсорная;
Эмоциональная.
Слайд 47Физиологические механизмы памяти
Память состоит из 3-х процессов:
Запоминание;
Сохранение;
Воспроизведение.
Уровни памяти:
Воспроизводящая – высший уровень;
Опознающая;
Облегчающая.
Слайд 48Теории памяти
1. Условно-рефлекторная;
2. Теория нейронных модели;
3. Ассоциативная;
4. Химическая;
Слайд 50Эмоция (побуждаю, волную) – физиологическое состояние имеющее в ярко выраженную субъективную
окраску, это компонент мотиваций.
Различают понятия:
1. Эмоциональный стресс.
2. Аффект.
3. Настроение.
Классификация эмоций:
1. Положительные, отрицательные;
2. Высшие, низшие.
3. Стенические, астенические.
Слайд 51Теории эмоции:
1. Теория Ч. Дарвина (инстинктивное действие);
2. Биологическая теория П.К. Анохина.
3.
Информационная теория П.В. Симонова.
Э = П (потребность) х (Ин – Ис);
Ин – необходимая информация,
Ис – существующая информация.
4. Теория Г.И. Косицкого.
Э = Ц (Ин Эн Вн – Ис Эс Вс)
Ин Эн Вн – необходимые информация, энергия, время
Ис Эс Вс – существующие информация, энергия, время.
5. Центральная теория.
6. Корково – подкорковая теория.
Слайд 54Мотивации – это эмоционально окрашенные стремления человека и животных к удовлетворению
ведущих потребностей.
Мотивации приводит к целенаправленному поисковому поведению.
Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности человека.
Виды мотиваций:
1. Низшие (биологические, витальные).
2. Высшие:
- социальные.
- идиальные.
Слайд 55Поведенческий акт
Основой поведенческого акта является функциональная система (ФС) П.К. Анохина.
Слайд 56Поведенческий акт включает:
1. Афферентный синтез;
2. Решение;
3. Программа действия и акцептор действия;
4.
Эфферентный синтез (действие, результат действия, параметры результата - обратная афферентация).