Слайд 1Тема 2.2. Воспитательный потенциал семьи
«Семья есть микрокосм того общества, которое ее
создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность. Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество»
(Н.В. Шелгунов (1824 – 1891гг.),
русский общественный деятель, публицист и философ)
Слайд 2План лекции:
Семья как единство биологического и социального факторов развития человека.
Воспитательные возможности
семьи.
Стили семейного воспитания.
Слайд 31. Семья как единство биологического и социального факторов развития человека
«Индивидом рождаются,
личностью становятся, а индивидуальность отстаивают»
1. Биологический фактор - конституционально-генетические предпосылки появления определенных черт характера и свойств личности, особенности протекания внутриутробного периода развития
Биологизаторский подход абсолютизирует влияние биологического фактора. Наследственность определяет весь ход развития ребенка. Социальная среда – лишь фон, на котором проявляются генетически обусловленные задатки ребенка.
Теория рекапитуляции: развитие человеческого эмбриона повторяет основные этапы эволюции (филогенеза).
Биогенетический закон (Э.Геккель, 19в.): онтогенез представляет собой сокращенное повторение антропогенеза.
Слайд 4
«Воспитание может все» (Гельвеций К.)
2. Социальный фактор (микро-, мезо-, макро-)
Социологизаторский подход
(Джон Локк, 17 в.) абсолютизирует влияние социального фактора (ребенок tabula rasa). Соответственно, возможности воспитания неограничены. Эти представления получили широкое распространение.
Слайд 5
«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок
можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди»
(В.Г. Белинский)
Слайд 6
Л.С. Выготский: Единство биологического и социального факторов развития личности.
Наследственность присутствует
в развитии всех психических функций человека, но имеет разный «удельный вес». Так, элементарные функции (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольные – память, мышление). Чем сложнее функция, тем дольше путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности.
Слайд 7
«…Внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия»
(С.Л. Рубинштейн)
Слайд 8
Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все
внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн).
Особенность влияния семьи в том, что она определяет и генетические предпосылки развития личности ребенка («внутренние условия»), и создает социальные условия для его развития.
То есть семья – это воплощенное единство биологического и социального факторов развития личности ребенка.
Слайд 9Семья как институт первичной социализации ребенка
Слайд 10Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в
совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:
репродуктивная (рождение детей);
хозяйственно-экономическая (ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);
воспитательная (создание условий для формирования личности каждого члена семьи и, прежде всего, ребенка (детей); систематическое воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
нравственно-психологическое обеспечение (создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи), семья как «защита»);
коммуникативная (организация внитрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);
рекреативная (организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семьи).
Слайд 11Типы семей
В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка),
многодетные (более 3-х детей).
В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети) – нуклеарная семья, межпоколенные (прародители, родители и дети).
В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные, внебрачные.
В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучная и неблагополучная.
Формы неблагополучия: явная и скрытая.
Слайд 12Факторы, обеспечивающие особую роль семьи в развитии личности
непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих
воздействий (с момента появления на свет до последних дней);
воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности ;
взаимодействие в семье людей разного возраста, пола, имющих разную область интересов и деятельности способствует духовному обогащению каждого члена семьи, передаче и усвоению опыта;
взаимная направленность формирующих воздействий (влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот – «Воспитание есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети» писал Л.Н. Толстой);
в семье благоприятные возможности для учета индивидуальных особенностей, актуального психического состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи.
Слайд 132. Воспитательные возможности семьи
Воспитательный потенциал семьи – совокупность психологических (личностные особенности
родителей, структура, характер и стиль супружеских и детско-родительских взаимоотношений, способность и готовность семейного сообщества реализовать свои функции), социальных (профессиональный и социальный статус родителей), материальных, жилищно-бытовых и пр. условий для воспитания ребенка
Слайд 14
Негативные тенденции в развитии современной семьи:
перенос социализирующих функций на другие институты
социализации,
нарушение связей и взаимопонимания между поколениями и членами семьи;
рост числа неполных и неблагополучных семей.
Слайд 15Характеристика семей с высоким уровнем воспитательного потенциала (Максимов):
Родители правильно понимают цель
и задачи воспитания в семье.
Высокий уровень психолого-педагогической культуры. Активно занимаются самообразованием.
Правильно и осознанно и адекватно применяют методы и приемы воспитания.
Осознают ответственность за воспитание детей. Занимаются воспитанием систематически. Создают в семье необходимые условия.
Наличие взаимопонимания между членами семьи. согласованность внутрисемейных отношений.
Родители являются примером и авторитетом для детей.
Активны и инициативны в воспитании.
Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями ОУ.
Слайд 16
Типы семей с низким воспитательным потенциалом (Гонеев):
Педагогически несостоятельные (48%) – родители
проявляют определенную активность в воспитании детей, но их воздействия непоследовательны и неосновательны. Внутрисемейное общение носит ограниченный, поверхностный характер. Общеобразовательный и нравственный уровень родителей невысокий. Часто родители воссоздают обстановку, в которой воспитывались сами.
Педагогически пассивные (34%) – родители не проявляют ной активности в воспитании ребенка. Часто отношения между родителями напряженные. внутрисемейные отношения носят эпизодический, деструктивный характер.
Антипедагогические (18%) – родители своим поведением и отношением формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей, неуважительное, пренебрежительное отношение к другим людям, к моральным нормам и ценностям. Доминируют меркантильные интересы.
Слайд 173. Стили семейного воспитания
Стиль семейного воспитания – совокупность типичных для данной
семьи (родителя) способов и средств решения воспитательных задач, определяющих характер детско-родительских отношений.
Слайд 18Авторитарный – основан на подавлении самостоятельности и инициативы ребенка, требовании послушания,
жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия. (насилие порождает насилие!)
Либеральный (попустительский) – провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий.
Демократический – предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимистический взгляд на возможности и перспективы ребенка, стимулирует его самостоятельность, активность, целеустремленность.
Слайд 19
«Конвенция о правах ребенка», принятая ООН В 1989 году и признающая,
что «ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания», декларирует необходимость защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» (статья 19).
В этой норме международного права прямо указывается на недопустимость проявления авторитаризма – диктата – насилия по отношению к ребенку, подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при авторитарном и либеральном подходах.
Слайд 20
Э.Г. Эйдемиллер, опросник «АСВ»:
Гиперпротекция (Г+) – родители уделяют воспитанию ребенка очень
много сил, времени, внимания (но!!! В основе могут лежать глубокие нарушения супружеских отношений, некомпетентность в общении на равных, одиночество).
Гипопротекция (Г-) – ребенку уделяют очень мало внимания (В основе опять же могут лежать глубокие нарушения супружеских отношений, некомпетентность в общении на равных, одиночество, а также личностная и нравственная неразвитость родителей).
Потворствование (У+) – максимальное и некритичное удовлетворение любых потребностей ребенка.
Слайд 21
Игнорирование потребностей ребенка (У-) (Синягина рассматривает как проявление моральной жестокости).
Чрезмерность требований-обязанностей
(Т+) (требования к ребенку не соответствуют его возможностям).
Недостаточность требований-обязанностей (Т-) (ребенок не привлекается к делам по дому и учебе).
Чрезмерность требований-запретов (З+) («все нельзя»).
Недостаточность требований-запретов (З-) («все можно»).
Чрезмерность санкций (С+) (строгие наказания, жестокое обращение).
Минимальность санкций (С-) (не используют наказания).
Слайд 22Ошибки воспитания
- обусловлены личностными особенностями родителей, конфликтными отношениями между ними и
отношением родителей к детям.
Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям.
Непринятие индивидуальности ребенка (непонимание особенностей развития своего ребенка) и его эмоциональное непринятие (эмоциональная холодность).
Слайд 23
Неравномерный характер воспитания в различные периоды развития детей со стороны одного
или обоих родителей (напр, недостаток материнской заботы в первые годы жизни ребенка и чрезмерная забота в последующие годы.
Несогласованный подход в воспитании между родителями и другими членами семьи (контраст запретов, ограничений и потакающе - разрешающего отношения).
Непоследовательность воспитания (неровность и противоречивость отношения к ребенку каждого родителя в отдельности).
Неустойчивость в обращении с детьми (повышенный тон, крик, физические наказания, эмоциональная неровность).
Тревожность в воспитании: постоянное, чрезмерное и необоснованное беспокойство о ребенке.
Слайд 24Взаимодействие педагога с семьей
Педагог должен уметь:
применять адекватные методы изучения и
анализа воспитательного потенциала семьи;
прогнозировать возможные результаты развития личности ребенка в условиях конкретной семьи в конкретных обстоятельствах ее развития;
планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности его корректировки;
устанавливать педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах взаимоотношения с семьей, обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семьи, использовать ее социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач;
оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.
Слайд 25
Спасибо за внимание и
понимание!