Слайд 1Тема 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ
2.1. Основы семиотики— лекции
1-2.
2.2. Строение знаковых систем — лекция 3.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
2.3 Семиотическая концепция проектирования АСОИУ
2.4. Концептуальное проектирование.
2.5. Метафорическое проектирование.
2.6. Парадигматическое проектирование.
Слайд 2Лекции 1-2.
ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ
Семиотика как наука :
Объект семиотики.
Определения
семиотики.
Место семиотики в системе научного знания.
История семиотики:
Древнегреческие философы о языке.
Божественная теория происхождения языка.
XVII-XVIII вв.
Фердинанд Де Соссюр.
Слайд 3Литература
Основной материал лекции представлен в книгах:
А. Соломоник.
Семиотика и лингвистика.
М.:
Молодая гвардия, 1995.
— С. 17–33.
Семиотика: Антология.
Сост. Ю.С.Степанов.
М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
— С. 5–42.
Слайд 4СЕМИОТИКА КАК НАУКА
ОБЪЕКТ СЕМИОТИКИ
объекты семиотики:
в языке, математике, художественной
литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений.
предмет семиотики — информационная система
↓
знаковая система
↓ ↓ ↓
общество ←→ природа ←→ человек
↓
(его организм, мышление, психика)
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (1)
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т.1–4.
–
М.: Рус. яз., 1989–1991.
Семiотика – врачебная наука о признаках болезни.
Советский энциклопедический словарь.
– М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с.
Семиотика – (греч. – σημειωτικη)
наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем ( гл. образом естественных и искусственных);
– (мед) учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах).
Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (2)
Словарь по кибернетике
/ Под ред. В.М.Глушкова.
— К.: Гл.
ред. Украинской Советской Энциклопедии, 1979. — 624с.
Семиотика – (от греч. – σημειον – знак, признак)
наука об общих свойствах знаковых систем, т.е. систем конкретных или абстрактных объектов (знаков), с каждым из которых сопоставлено некоторое значение. К знаковым системам относятся естественные языки, искусственные языки (языки информационные, алгоритмические языки, языки программирования, языки международного общения типа ЭСПЕРАНТО), языки науки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире и т.д. Семиотика включает три основных раздела: синтактика, семантика , прагматика.
Слайд 7ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (3)
Русский язык. Энциклопедия
/Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – 2-е изд.,
перераб. и доп.
– М.: Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.
Семиотика – (от греч. – σημειον – знак, признак)
1) Научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых(семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы действующие в человеческом обществе (гл. обр. язык, а также некоторые явления культуры: обычаи, обряды, кино и т.д.); в природе (коммуникация в мире животных); или в самом человеке (напр. Зрительное или слуховое восприятие предметов, психологические категоризации, логические рассуждения);
2) Система того или иного объекта, рассматриваемая с т.зр. Семиотики в 1-ом значении: С. алфавита; конкретного фильма; лирики А.Блока; говорят о семиотике общества в целом и культуры. (Ю.Степанов)
Слайд 8ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
↓ ↓
ЖИВОТНЫЕ ЛЮДИ
↓
СЛОЖНЫЕ И СОВЕРШЕНННЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ:
человеческая
речь и письмо,
искусство,
показания контрольных приборов,
медицинская диагностика,
сигнальные устройства и т.д.
МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (1)
Слайд 9наука — представлена в форме знаковых систем,
человеческая цивилизация — невозможна без
знаков,
человеческий разум — неотделим от знаков,
интеллект — тождественен функционированию знаков.
знаки изучаются с точек зрения ученых:
лингвистов, логиков, философов, психологов, биологов, антропологов, психиатров, эстетиков, социологов, кибернетиков и др.
НЕТ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЗНАКОВ!
МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (2)
Слайд 10Семиотика — это наука в ряду других наук.
Семиотика — инструмент
наук.
Семиотика — шаг в унификации науки, поскольку она закладывает основы любой другой частной науки о знаках — такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и эстетика.
Семиотика — объединяет ряды наук:
МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (3)
Слайд 11ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ —
ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА НАУКИ:
↓
формальной структуры,
отношений к обозначаемым объектам,
отношений к пользователям языка.
Семиотика создает общий язык, применимый к любому конкретному языку или знаку, а значит, применимый и к языку науки, и к особым знакам, которые в науке используются.
МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (4)
Слайд 12ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
↓
спор между «натуралистами» и «конвенционалистами»
о происхождении слов
(имен)
↓
Суть спора — поиск ответа на вопросы:
Связаны ли „имена", названия вещей, с самими вещами?
Или же имена эти лишь простое соглашение (конвенция) между людьми о том, что данное имя должно означать?
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД:
имена (слова) суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемыми предметами не связаны.
ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ:
ПЛАТОН (1)
(427-347 гг. до Н.Э.)
Слайд 13Диалог «Кратил»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ:
ПЛАТОН (2)
(427-347 гг. до Н.Э.)
Слайд 14ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ:
ПЛАТОН (3)
(427-347 гг. до Н.Э.)
Сократ:
ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ «ИНСТРУМЕНТОМ»:
«Выходит, имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок — орудие распределения нити».
«Следовательно, ткач будет хорошо пользоваться челноком, то есть как должно ткачу. А учитель будет хорошо пользоваться словом»
«Отыскав для каждого дела орудие, назначенное ему природой, человек должен и тому, из чего он создает изделие, придать не какой угодно [образ], но такой, какой назначен природой»
наименование вещей должно производиться «законодателем, а уж этот-то из мастеров реже всего объявляется среди людей». Ведь «законодатель... должен уметь воплощать в звуках и словах имя, причем то самое, какое в каждом случае назначено от природы»
ВЕЩЬ ОТРАЖАЕТ СВОЮ ИДЕЮ, ИМЯ — ЕЕ ИДЕАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
Слайд 15ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ:
ПЛАТОН (4)
(427-347 гг. до Н.Э.)
Сократ (продолжение) :
«ЕСТЕСТВЕННОСТЬ»
СЛОВ:
Одни из них воспроизводят предмет по звуку, издаваемому предметом в реальной жизни, другие — по его визуальной стороне.
«ЕСТЕСТВЕННОСТЬ» СЛОВ — НЕ БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
...«ты ведь не хочешь, чтобы и мы также отделались от нашего предмета, сказав, что первые имена установили боги и потому они правильны...»
«естественность» имён — результат огромных усилий лучших умов, направленных на поиски соответствий между лингвистическим инструментарием и обозначаемыми объектами, а в дальнейшем и их идеальными формами.
Мысль Платона о знаковом континуум и иерархии знаков —
эпицентр современных семиотических построений
Слайд 16ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: АРИСТОТЕЛЬ
(394-322 гг. до Н.Э.)
«De Interpretatione» (Об
истолковании):
«Язык — результат соглашения,
так как имена не возникают из природы вещей»
«Речь представляет наши мысли,
а письмо представляет речь»
«Слова речи являются символами идей в мозгу,
а написанные слова представляют речь»
Слайд 17БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (1)
Библия: Книга Бытия 2:19
«И образовал Господь Бог
из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их.
И как назовет человек всякое живое существо,
так и имя его»
Слайд 18БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (2)
Библия: Книга Бытия 11:1-9
«На всей земле был
один язык и одно наречие.
Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»
Слайд 19БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (3)
Лютер:
Дар Языка утверждает высшую Правду тесной
связи между языком и актом Создания.
Наделение именами животных акт творения, утверждение подлинного места человека во всем этом процессе, утверждение гармонии микро и макрокосмоса и в то же время символ контроля человека, так как в именах он "познавал животных".
Бомэ:
«То, что Адам предстает в образе Бога, а не одного из животных, отражается в его знании природы всех существ; он ведь наделяет их именами в соответствии с их сутью, формой и содержанием. Он понимает язык природы, раскрывающийся во всей полноте в произнесенном слове; и в имени каждого существа заложена его сущность».
Слайд 20БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (4)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРИИ:
Поиск праязыка, существовавшего
до вавилонского смешения наречий.
Выявление элементов праязыка, которые могли сохраниться в каждом из живых диалектов.
Поиск того, какой из существующих языков ближе других стоял к первоначальному, данному Богом.
Слайд 21XVII-XVIII вв.:
РЕНЕ ДЕКАРТ (1)
(1596-1650)
«Рассуждения о методе для хорошего направления разума и
отыскания истины в науках»
(Discours de la methode de bien conduire sa raison, 1730)
В основе нашего мышления лежат врожденные представления: идеи числа и фигур,
логические и математические понятия и формулы.
Из врожденных идей возникает у человека язык:
«Те, у кого мышление хорошо развито и кто правильно манипулирует своими мыслями, дабы сделать их ясными и доступными, легко может выразить желаемое, даже если он говорит только на языке Нижней Бретани и никогда не занимался риторикой»
Слайд 22XVII-XVIII вв.:
РЕНЕ ДЕКАРТ (2)
(1596-1650)
врожденные идеи — результат Высшей силы
↓
предпосылки для развития
языка, орудия четкого и ясного мышления
Хочешь четко мыслить — должен развить в себе
заложенную от Бога искру!
↓
Любой живой язык — инструмент для выражения заложенных заранее логических и математических предпосылок
↓
Философский язык — основа нашего умственного развития
он адекватно выражает самые глубинные и фундаментальные основы мысли
Слайд 23XVII-XVIII вв.:
РЕНЕ ДЕКАРТ (3)
(1596-1650)
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ РЕНЕ ДЕКАРТА:
М.Мерсен (Франция),
епископ Джон Уилкинс (Англия),
Лейбниц (Германия),
ученые Академии в Пор-Рояле (Франция)
…
наше время — Ноам Хомский.
Слайд 24XVII-XVIII вв.:
ДЖОН ЛОКК (1)
(1632-1704)
Исходные постулаты сенсуалистов:
Всякое знание возникает в мозгу на
базе ощущений, получаемых человеком от окружающей среды при помощи органов чувств.
Вся работа мозга по ориентировке в мире, любое познание питается ощущениями извне, а вовсе не врожденными идеями.
Хьюм:
«Нет в мозгу ничего, кроме того, что получено в результате ощущений от наших органов чувств».
Слайд 25XVII-XVIII вв.:
ДЖОН ЛОКК (2)
(1632-1704)
«Опыт о человеческом разуме», глава 3. «О словах»
(1690).
Слова представляют собой случайные и условные обозначения вещей, данных нам в ощущениях и представленных в мозгу как идеи:
«Слова... не что иное, как символы наших идей. Они вовсе не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями, ибо тогда был бы один язык для всех; они произвольно выбранные обозначения идей. Их используют как понятные символы для выражения идей; а идеи, ими выражаемые, и есть их подлинное и непосредственное наполнение».
Слайд 26XVII-XVIII вв.:
ДЖОН ЛОКК (3)
(1632-1704)
ЛОКК ВВЕЛ ТЕРМИН ЗНАК
Знаки — «символы наших идей».
Идеи — «подлинное и непосредственное наполнение» знака.
Знаки — орудие развития человека в особое высшее существо на земле.
«Животные не обладают способностью к абстракции и созданию общих Идей, так как они не используют Слова или иные обобщающие знаки».
Слайд 27XVII-XVIII вв.:
ДЖОН ЛОКК (4)
(1632-1704)
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЖОНА ЛОККА:
Ф. де Соссюр — основоположник семиотики.
Л.Блумфильд: «Единственно справедливыми обобщениями, касающимися языка, являются выводы конкретного языкового анализа».
Р.Робине: «Структуралисты так называемой «блумфильдовской» эпохи свели представления о языковых универсалиях до минимума и поставили описание наблюдаемых в языке форм во главу угла. Так они выводили частные категории и классы для каждого конкретного языка»
Слайд 28XVII-XVIII вв.:
ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1)
(1646-1716)
«...слова вовсе не так произвольны и случайны, как
это представляется некоторым, поскольку вообще нет ничего случайного в мире, и только наше незнание не позволяет иногда выяснить скрытую от нас причину».
«... существует нечто естественное в связи между обозначаемыми вещами и звуковой формой слов, оно сохраняется в словах и в движениях артикуляционных органов».
«Языки явно имеют естественную природу, основанную на звуках, которые наш ум воспроизводит в результате воздействия на него обозначаемого предмета».
«Слова не только символы наших идей, но также и вещей».
Слайд 29XVII-XVIII вв.:
ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (2)
(1646-1716)
«Даже допустив, что языки наши существенно изменились, мы
не можем не согласиться, что в их основе лежит что-то примитивное, первоначальное. Это отражается даже в новых словах, которые вроде бы родились случайно, но в результате некоторых физических причин».
Лейбниц занимался этимологией языков:
от китайского, языков Азии — на Востоке до баскского — на Западе и даже языков субтропической Африки.
Цель:
найти «некий философский язык», который бы «помог в анализе нашего мышления». Такой язык мог уже существовать в природе, или быть изобретен.
Слайд 30XVII-XVIII вв.:
ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (1)
(1715-1780)
«Очерк о происхождении человеческого знания»
(Essai sur L'origine
des connoissances humaines, 1746)
У людей есть две предпосылки для мышления:
«сила привычки и сила размышления... Сила привычки достаточна для удовлетворения всего абсолютно необходимого при сохранении вида. Инстинкт состоит из привычки и не включает размышление... Сила размышления, имеющаяся у нас помимо привычки, отвечает за наше мышление»
«мышление...это не более, чем знание того, как оперировать процессом рассуждения». Оно базируется на «связи идей», которая осуществляется при помощи общих знаков: «...язык — наиболее яркий пример таких связей, и его мы составляем произвольно».
МЫ САМИ СОЗДАЕМ ЯЗЫК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ
Слайд 31XVII-XVIII вв.:
ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (2)
(1715-1780)
Виды знаков:
1. Случайные (непроизвольные) знаки, возникающие стихийно.
2.
«Естественные» знаки — «крики, коими природа наделила нас, чтобы выражать радость, страх, боль, огорчения и т.д.».
3. Утвержденные, произвольные знаки — «кои мы избрали для себя, и которые имеют лишь конвенциональную связь с нашими идеями».
«Намеренное использование даже нескольких простых знаков расширяет возможность Мозга и способность к размышлению; а это, в свою очередь, улучшает сами знаки, увеличивает их число и делает их применение привычным для нас. Мозг и использование знаков будут развиваться к взаимной выгоде и в направлении прогресса обоих слагаемых».
«Если идеи, составляющие мысль, возникают в мозгу симультанно, вовне они появляются последовательно; именно наш язык снабжает нас инструментом анализа наших мыслей».
Слайд 32ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (1)
(1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Первое положение.
«Знак» не только то, что представляет
нечто иное (а не самое себя), но еще и связь между двумя вещами:
«Лингвистический знак объединяет... понятие и акустический образ».
То, что отображается в знаке — signifie (обозначаемое),
его акустический образ — signifiant (то, что обозначает).
«Язык можно сравнить с бумажным листом. Мысль составляет одну сторону листа, а звуковой образ — вторую. Так же, как нельзя взять ножницы и разрезать одну сторону, не повредив вторую, в языке невозможно изолировать звуковую сторону от содержательной, мысль отделить от звучания».
Слайд 33ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (2)
(1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Второе положение.
Языковой знак — произволен, и развертывается
линеарно.
«Слово — произвольный знак и нуждается в пояснении. Нельзя понимать его так, как будто бы сигнал полностью зависел от выбора говорящего (мы увидим, что пользователь языком не волен произвольно изменить знак, установленный в лингвистическом сообществе). Это означает, что знак немотивирован, произволен по отношению к обозначаемому, что между ними нет естественной связи».
Слайд 34ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (3)
(1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Третье положение.
Все знаки языка образуют систему (семиотическую
систему):
«Язык — это система, в которой все элементы тесно связаны между собой, и значение каждого элемента зависит от симультанного соотношения других элементов».
«Язык — это система сопоставимых весов, не определяемая ничем, кроме временного соотношения значений своих компонентов... в каждый момент она зависит от соотнесенных между собой компонентов системы».
Слайд 35ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (4)
(1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Четвертое положение.
Существуют два подхода в изучении языка:
диахронный (исторический) и синхронный.
Принципиально возможно выделить второй подход:
Язык — в каждый данный момент система в сиюминутном равновесии всех ее элементов.
«Всегда и всюду существует этот сложный баланс слов, поддерживающих Друг друга во взаимном переплетении. Иначе говоря, язык — больше форма, чем содержание».
Слайд 36ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (5)
(1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Пятое положение.
Лингвистика может рассматриваться как часть науки,
которую можно назвать semiology (современное название — семиотика) и которая «будет изучать природу знаков и законы ими управляющие»
Главный вклад Соссюра в лингвистику:
...«если мне в какой-то мере удалось более точно определить место лингвистики среди других дисциплин, это произошло потому, что я соединил ее с семиотикой».