Тема 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ презентация

Содержание

Слайд 1Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ

2.1. Основы семиотики— лекции

1-2.
2.2. Строение знаковых систем — лекция 3.













ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

2.3 Семиотическая концепция проектирования АСОИУ
2.4. Концептуальное проектирование.
2.5. Метафорическое проектирование.
2.6. Парадигматическое проектирование.


Слайд 2Лекции 1-2. ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ
Семиотика как наука :

Объект семиотики.
Определения

семиотики.
Место семиотики в системе научного знания.

История семиотики:

Древнегреческие философы о языке.
Божественная теория происхождения языка.
XVII-XVIII вв.
Фердинанд Де Соссюр.



Слайд 3Литература
Основной материал лекции представлен в книгах:

А. Соломоник.
Семиотика и лингвистика.
М.:

Молодая гвардия, 1995.
— С. 17–33.

Семиотика: Антология.
Сост. Ю.С.Степанов.
М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
— С. 5–42.

Слайд 4СЕМИОТИКА КАК НАУКА ОБЪЕКТ СЕМИОТИКИ
объекты семиотики:
в языке, математике, художественной

литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений.

предмет семиотики — информационная система

знаковая система
↓ ↓ ↓
общество ←→ природа ←→ человек

(его организм, мышление, психика)

Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (1)

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т.1–4.

М.: Рус. яз., 1989–1991.
Семiотика – врачебная наука о признаках болезни.


Советский энциклопедический словарь.
– М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с.
Семиотика – (греч. – σημειωτικη) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем ( гл. образом естественных и искусственных);
– (мед) учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах).

Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (2)
Словарь по кибернетике
/ Под ред. В.М.Глушкова.
— К.: Гл.

ред. Украинской Советской Энциклопедии, 1979. — 624с.
Семиотика – (от греч. – σημειον – знак, признак) наука об общих свойствах знаковых систем, т.е. систем конкретных или абстрактных объектов (знаков), с каждым из которых сопоставлено некоторое значение. К знаковым системам относятся естественные языки, искусственные языки (языки информационные, алгоритмические языки, языки программирования, языки международного общения типа ЭСПЕРАНТО), языки науки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире и т.д. Семиотика включает три основных раздела: синтактика, семантика , прагматика.

Слайд 7ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (3)
Русский язык. Энциклопедия
/Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – 2-е изд.,

перераб. и доп.
– М.: Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.

Семиотика – (от греч. – σημειον – знак, признак) 1) Научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых(семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы действующие в человеческом обществе (гл. обр. язык, а также некоторые явления культуры: обычаи, обряды, кино и т.д.); в природе (коммуникация в мире животных); или в самом человеке (напр. Зрительное или слуховое восприятие предметов, психологические категоризации, логические рассуждения); 2) Система того или иного объекта, рассматриваемая с т.зр. Семиотики в 1-ом значении: С. алфавита; конкретного фильма; лирики А.Блока; говорят о семиотике общества в целом и культуры. (Ю.Степанов)


Слайд 8ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
↓ ↓
ЖИВОТНЫЕ ЛЮДИ

СЛОЖНЫЕ И СОВЕРШЕНННЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ:
человеческая

речь и письмо,
искусство,
показания контрольных приборов,
медицинская диагностика,
сигнальные устройства и т.д.


МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (1)


Слайд 9наука — представлена в форме знаковых систем,
человеческая цивилизация — невозможна без

знаков,
человеческий разум — неотделим от знаков,
интеллект — тождественен функционированию знаков.

знаки изучаются с точек зрения ученых:
лингвистов, логиков, философов, психологов, биологов, антропологов, психиатров, эстетиков, социологов, кибернетиков и др.

НЕТ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЗНАКОВ!


МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (2)


Слайд 10Семиотика — это наука в ряду других наук.
Семиотика — инструмент

наук.
Семиотика — шаг в унификации науки, поскольку она закладывает основы любой другой частной науки о знаках — такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и эстетика.

Семиотика — объединяет ряды наук:

МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (3)


Слайд 11ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ —
ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА НАУКИ:

формальной структуры,
отношений к обозначаемым объектам,


отношений к пользователям языка.

Семиотика создает общий язык, применимый к любому конкретному языку или знаку, а значит, применимый и к языку науки, и к особым знакам, которые в науке используются.

МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (4)


Слайд 12ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

спор между «натуралистами» и «конвенционалистами»
о происхождении слов

(имен)

Суть спора — поиск ответа на вопросы:
Связаны ли „имена", названия вещей, с самими вещами?
Или же имена эти лишь простое соглашение (конвенция) между людьми о том, что данное имя должно означать?

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД:
имена (слова) суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемыми предметами не связаны.

ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (1) (427-347 гг. до Н.Э.)


Слайд 13Диалог «Кратил»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (2) (427-347 гг. до Н.Э.)


Слайд 14ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (3) (427-347 гг. до Н.Э.)
Сократ:
ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ «ИНСТРУМЕНТОМ»:


«Выходит, имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок — орудие распределения нити».
«Следовательно, ткач будет хорошо пользоваться челноком, то есть как должно ткачу. А учитель будет хорошо пользоваться словом»
«Отыскав для каждого дела орудие, назначенное ему природой, человек должен и тому, из чего он создает изделие, придать не какой угодно [образ], но такой, какой назначен природой»
наименование вещей должно производиться «законодателем, а уж этот-то из мастеров реже всего объявляется среди людей». Ведь «законодатель... должен уметь воплощать в звуках и словах имя, причем то самое, какое в каждом случае назначено от природы»

ВЕЩЬ ОТРАЖАЕТ СВОЮ ИДЕЮ, ИМЯ — ЕЕ ИДЕАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ


Слайд 15ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (4) (427-347 гг. до Н.Э.)
Сократ (продолжение) :

«ЕСТЕСТВЕННОСТЬ»

СЛОВ:
Одни из них воспроизводят предмет по звуку, издаваемому предметом в реальной жизни, другие — по его визуальной стороне.

«ЕСТЕСТВЕННОСТЬ» СЛОВ — НЕ БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
...«ты ведь не хочешь, чтобы и мы также отделались от нашего предмета, сказав, что первые имена установили боги и потому они правильны...»

«естественность» имён — результат огромных усилий лучших умов, направленных на поиски соответствий между лингвистическим инструментарием и обозначаемыми объектами, а в дальнейшем и их идеальными формами.
Мысль Платона о знаковом континуум и иерархии знаков —
эпицентр современных семиотических построений


Слайд 16ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: АРИСТОТЕЛЬ (394-322 гг. до Н.Э.)

«De Interpretatione» (Об

истолковании):

«Язык — результат соглашения, так как имена не возникают из природы вещей»

«Речь представляет наши мысли, а письмо представляет речь»

«Слова речи являются символами идей в мозгу, а написанные слова представляют речь»

Слайд 17БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (1)

Библия: Книга Бытия 2:19

«И образовал Господь Бог


из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их.
И как назовет человек всякое живое существо,
так и имя его»

Слайд 18БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (2)
Библия: Книга Бытия 11:1-9

«На всей земле был

один язык и одно наречие.
Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»

Слайд 19БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (3)
Лютер:
Дар Языка утверждает высшую Правду тесной

связи между языком и актом Создания.
Наделение именами животных акт творения, утверждение подлинного места человека во всем этом процессе, утверждение гармонии микро и макрокосмоса и в то же время символ контроля человека, так как в именах он "познавал животных".
Бомэ:
«То, что Адам предстает в образе Бога, а не одного из животных, отражается в его знании природы всех существ; он ведь наделяет их именами в соответствии с их сутью, формой и содержанием. Он понимает язык природы, раскрывающийся во всей полноте в произнесенном слове; и в имени каждого существа заложена его сущность».


Слайд 20БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (4)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРИИ:

Поиск праязыка, существовавшего

до вавилонского смешения наречий.

Выявление элементов праязыка, которые могли сохраниться в каждом из живых диалектов.

Поиск того, какой из существующих языков ближе других стоял к первоначальному, данному Богом.

Слайд 21XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (1) (1596-1650)
«Рассуждения о методе для хорошего направления разума и

отыскания истины в науках»
(Discours de la methode de bien conduire sa raison, 1730)

В основе нашего мышления лежат врожденные представления: идеи числа и фигур, логические и математические понятия и формулы.

Из врожденных идей возникает у человека язык:
«Те, у кого мышление хорошо развито и кто правильно манипулирует своими мыслями, дабы сделать их ясными и доступными, легко может выразить желаемое, даже если он говорит только на языке Нижней Бретани и никогда не занимался риторикой»

Слайд 22XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (2) (1596-1650)
врожденные идеи — результат Высшей силы

предпосылки для развития

языка, орудия четкого и ясного мышления
Хочешь четко мыслить — должен развить в себе
заложенную от Бога искру!

Любой живой язык — инструмент для выражения заложенных заранее логических и математических предпосылок

Философский язык — основа нашего умственного развития
он адекватно выражает самые глубинные и фундаментальные основы мысли


Слайд 23XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (3) (1596-1650)

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ РЕНЕ ДЕКАРТА:
М.Мерсен (Франция),
епископ Джон Уилкинс (Англия),


Лейбниц (Германия),
ученые Академии в Пор-Рояле (Франция)

наше время — Ноам Хомский.

Слайд 24XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (1) (1632-1704)
Исходные постулаты сенсуалистов:
Всякое знание возникает в мозгу на

базе ощущений, получаемых человеком от окружающей среды при помощи органов чувств.
Вся работа мозга по ориентировке в мире, любое познание питается ощущениями извне, а вовсе не врожденными идеями.

Хьюм:
«Нет в мозгу ничего, кроме того, что получено в результате ощущений от наших органов чувств».

Слайд 25XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (2) (1632-1704)
«Опыт о человеческом разуме», глава 3. «О словах»

(1690).

Слова представляют собой случайные и условные обозначения вещей, данных нам в ощущениях и представленных в мозгу как идеи:
«Слова... не что иное, как символы наших идей. Они вовсе не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями, ибо тогда был бы один язык для всех; они произвольно выбранные обозначения идей. Их используют как понятные символы для выражения идей; а идеи, ими выражаемые, и есть их подлинное и непосредственное наполнение».


Слайд 26XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (3) (1632-1704)
ЛОКК ВВЕЛ ТЕРМИН ЗНАК

Знаки — «символы наших идей».


Идеи — «подлинное и непосредственное наполнение» знака.
Знаки — орудие развития человека в особое высшее существо на земле.
«Животные не обладают способностью к абстракции и созданию общих Идей, так как они не используют Слова или иные обобщающие знаки».


Слайд 27XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (4) (1632-1704)
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЖОНА ЛОККА:

Ф. де Соссюр — основоположник семиотики.



Л.Блумфильд: «Единственно справедливыми обобщениями, касающимися языка, являются выводы конкретного языкового анализа».

Р.Робине: «Структуралисты так называемой «блумфильдовской» эпохи свели представления о языковых универсалиях до минимума и поставили описание наблюдаемых в языке форм во главу угла. Так они выводили частные категории и классы для каждого конкретного языка»

Слайд 28XVII-XVIII вв.: ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1) (1646-1716)
«...слова вовсе не так произвольны и случайны, как

это представляется некоторым, поскольку вообще нет ничего случайного в мире, и только наше незнание не позволяет иногда выяснить скрытую от нас причину».

«... существует нечто естественное в связи между обозначаемыми вещами и звуковой формой слов, оно сохраняется в словах и в движениях артикуляционных органов».

«Языки явно имеют естественную природу, основанную на звуках, которые наш ум воспроизводит в результате воздействия на него обозначаемого предмета».

«Слова не только символы наших идей, но также и вещей».

Слайд 29XVII-XVIII вв.: ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (2) (1646-1716)
«Даже допустив, что языки наши существенно изменились, мы

не можем не согласиться, что в их основе лежит что-то примитивное, первоначальное. Это отражается даже в новых словах, которые вроде бы родились случайно, но в результате некоторых физических причин».

Лейбниц занимался этимологией языков:
от китайского, языков Азии — на Востоке до баскского — на Западе и даже языков субтропической Африки.

Цель:
найти «некий философский язык», который бы «помог в анализе нашего мышления». Такой язык мог уже существовать в природе, или быть изобретен.

Слайд 30XVII-XVIII вв.: ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (1) (1715-1780)
«Очерк о происхождении человеческого знания»
(Essai sur L'origine

des connoissances humaines, 1746)

У людей есть две предпосылки для мышления:
«сила привычки и сила размышления... Сила привычки достаточна для удовлетворения всего абсолютно необходимого при сохранении вида. Инстинкт состоит из привычки и не включает размышление... Сила размышления, имеющаяся у нас помимо привычки, отвечает за наше мышление»

«мышление...это не более, чем знание того, как оперировать процессом рассуждения». Оно базируется на «связи идей», которая осуществляется при помощи общих знаков: «...язык — наиболее яркий пример таких связей, и его мы составляем произвольно».

МЫ САМИ СОЗДАЕМ ЯЗЫК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Слайд 31XVII-XVIII вв.: ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (2) (1715-1780)
Виды знаков:

1. Случайные (непроизвольные) знаки, возникающие стихийно.
2.

«Естественные» знаки — «крики, коими природа наделила нас, чтобы выражать радость, страх, боль, огорчения и т.д.».
3. Утвержденные, произвольные знаки — «кои мы избрали для себя, и которые имеют лишь конвенциональную связь с нашими идеями».

«Намеренное использование даже нескольких простых знаков расширяет возможность Мозга и способность к размышлению; а это, в свою очередь, улучшает сами знаки, увеличивает их число и делает их применение привычным для нас. Мозг и использование знаков будут развиваться к взаимной выгоде и в направлении прогресса обоих слагаемых».

«Если идеи, составляющие мысль, возникают в мозгу симультанно, вовне они появляются последовательно; именно наш язык снабжает нас инструментом анализа наших мыслей».

Слайд 32ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (1) (1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Первое положение.
«Знак» не только то, что представляет

нечто иное (а не самое себя), но еще и связь между двумя вещами:
«Лингвистический знак объединяет... понятие и акустический образ».

То, что отображается в знаке — signifie (обозначаемое),
его акустический образ — signifiant (то, что обозначает).

«Язык можно сравнить с бумажным листом. Мысль составляет одну сторону листа, а звуковой образ — вторую. Так же, как нельзя взять ножницы и разрезать одну сторону, не повредив вторую, в языке невозможно изолировать звуковую сторону от содержательной, мысль отделить от звучания».

Слайд 33ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (2) (1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Второе положение.
Языковой знак — произволен, и развертывается

линеарно.

«Слово — произвольный знак и нуждается в пояснении. Нельзя понимать его так, как будто бы сигнал полностью зависел от выбора говорящего (мы увидим, что пользователь языком не волен произвольно изменить знак, установленный в лингвистическом сообществе). Это означает, что знак немотивирован, произволен по отношению к обозначаемому, что между ними нет естественной связи».


Слайд 34ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (3) (1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Третье положение.
Все знаки языка образуют систему (семиотическую

систему):
«Язык — это система, в которой все элементы тесно связаны между собой, и значение каждого элемента зависит от симультанного соотношения других элементов».
«Язык — это система сопоставимых весов, не определяемая ничем, кроме временного соотношения значений своих компонентов... в каждый момент она зависит от соотнесенных между собой компонентов системы».


Слайд 35ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (4) (1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Четвертое положение.
Существуют два подхода в изучении языка:

диахронный (исторический) и синхронный.

Принципиально возможно выделить второй подход:
Язык — в каждый данный момент система в сиюминутном равновесии всех ее элементов.
«Всегда и всюду существует этот сложный баланс слов, поддерживающих Друг друга во взаимном переплетении. Иначе говоря, язык — больше форма, чем содержание».


Слайд 36ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (5) (1857-1913)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Пятое положение.
Лингвистика может рассматриваться как часть науки,

которую можно назвать semiology (современное название — семиотика) и которая «будет изучать природу знаков и законы ими управляющие»

Главный вклад Соссюра в лингвистику:
...«если мне в какой-то мере удалось более точно определить место лингвистики среди других дисциплин, это произошло потому, что я соединил ее с семиотикой».


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика