Социально-биологические основы физической культуры презентация

Содержание

Медико-биологические науки Анатомия Физиология Биохимия Гигиена Биология

Слайд 1доцент каф. физического воспитания, канд. мед. наук Хасанова Резеда Рахматулловна
Социально-биологические основы физической

культуры

Слайд 2Медико-биологические науки
Анатомия
Физиология
Биохимия
Гигиена
Биология


Слайд 3Организм – представляет собой единую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся биологическую систему. При

этом функциональная деятельность организма обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут оказывать благоприятные и пагубные эффекты на организм.

Слайд 4Социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических

закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Социальность
Труд

Биологическое начало



Слайд 5Комплексная механизация
Автоматизация производства
Электронный документооборот, внедрение в работу системы Internet
Расширение сферы бытовых

услуг

Развитие транспортной системы

Стойкое снижение двигательной активности (гипокинезия)

Снижение работоспособности, рост заболеваемости


Слайд 6Состояние здоровья человека (работоспособность, продолжительность жизни, репродуктивность (деторождение))
Социальные воздействия
Внешние факторы:
Биологические

воздействия

Бытовые воздействия


Слайд 7Гиподинамия и гипокинезия
Гипокинезия – состояние организма, обусловленное снижением двигательной активности.
Физиологическая гипокинезия

– сон;
Привычно-бытовая гипокинезия – чрезмерное увлечение телевизором, чтением и т. д.
Вынужденная гипокинезия – профессиональную гипокинезию (связана с характером труда: у школьников и студентов), либо вызвана болезнью.
Гиподинамия – отрицательные морфо-функциональные состояния в организме вследствие длительной гипокинезии (атрофические изменения в мышцах, детренированность ССС, изменение водно-солевого баланса и системы крови, и т.д.)
Снижение функциональной активности организма нарушение регуляторных механизмов снижение тонуса мышц снижение выносливости и силовых показателей, снижение работоспособности


Слайд 8Эксперимент
Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного

режима с полноценным питанием. Уже на 8--12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30-43%, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Слайд 9Эксперимент профессора Б.М. Федорова
Воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного

режима:
дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения,
выведение кальция из костей в кровь,
общее нарушение контроля физиологических процессов в организме: недостаток импульсов от рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов) ухудшение работы ЦНС снижение тонуса коры больших полушарий мозга (при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура - «подзаряжение» энергией подкорковых нервных структур головного мозга активация коры больших полушарий, которые выполняют мыслительную деятельность (поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга)
При интенсивном мышлении мышцы лица поневоле напряжены и это помогает концентрации внимания, памяти.

Слайд 10Эксперимент профессора Б.М. Федорова
Воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного

режима:
НО сильное и длительное напряжение крупных мышечных групп чрезмерный приток к нему импульсов с мышечных рецепторов мозг хуже функционирует.
Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга.


Слайд 11Последствия гипокинезии
1) Из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце, увеличения периферического сопротивления

крови затрудняется работа сердца преждевременное развитие атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний.
2) Снижение иммунологической устойчивости организма.
3) Постоянная низкая двигательная активность приводит к распаду белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накопление жира. Ухудшается функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхностным . патологии бронхолегочной системы.
4) Нарушается деятельность системы пищеварения; ухудшается моторика кишечника интоксикация организма, нарушение умственной деятельности


Слайд 12Наиболее быстро атрофируются мышцы живота в результате чего нарушается работа органов

пищеварения, кровообращения и дыхания (сила сердечных сокращений снижается).
Мышцы спины и шеи наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков.
Тренированный организм в покое благодаря грамотному расслаблению мышц расходует меньше энергии, чем не тренированный.


Слайд 13В виду отсутствия знаний о собственном организме: о закономерностях строения и

функционирования отдельных органов и систем, об особенностях протекания процессов жизнедеятельности, невозможно организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки, работоспособности на высоком уровне.

Слайд 14Зачем же изучать социально-биологические основы физической культуры??? Именно достижения в области медико-биологических

наук (анатомии, физиологии, биохимии) лежат в основе формирования принципов работоспособности и методов физического воспитания

Слайд 15В развитии организма выделяют два периода: внутри- (пренатальный - дородовый) и

внеутробный (постнатальный - послеродовый). Внеутробный период является самым продолжительным и делится на несколько блоков в зависимости от возрастных различий.

Слайд 16Юношеский период – 16-21 года – характеризуется созреванием и достижением максимальной

морфофункциональной зрелости (рост и масса тела)

Зрелый период – 22-60 лет – характеризуется незначительными перестройками тела, функциональные особенности определяются особенностями образа жизни, питания и двигательной активностью



Слайд 17Классификация физических упражнений
В зависимости от характера мышечных сокращений: статическая и динамическая

мышечная работа;
Статическое сокращение – при сохранении неподвижного положения тела или его звеньев, либо удержание груза без его перемещения (поддержание поз тела)
Динамическое сокращение – усилия мышц, направленные на перемещение тела или звеньев в пространстве

Слайд 18Классификация физических упражнений
В зависимости от стандартности/нестандартности мышечных сокращений:
Циклические упражнения (работа постоянной

и переменной мощности с различной продолжительностью, деятельность мышц протекает в основном в бескислородных условиях) – ходьба, плавание, гребля, передвижение на коньках, лыжах и т.д.;
Ациклические упражнения (нет слитной повторяемости циклов, стереотипно следующие движения с четким завершением, чтобы выполнить успешно нужно иметь высокую координацию движений) – прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей

Слайд 19Функциональные основы организма Костная система представляет собой скелет кости состоят из неорганических минеральных

солей (кальций и фосфор) придают твердость костям и органических солей (клетки кости и коллагеновые волокна) обеспечивают эластичность и упругость.

Слайд 20Рост и формирование костной системы
Вывод: правильно организованная физическая нагрузка способствует замедлению

процесса старения костей

Слайд 21Кости соединены суставами: выполняют роль демпферов – то есть позволяют снизить инерцию

движения и следовательно позволяют мгновенно останавливать процесс движения

Слайд 22Кровоснабжение мышцы во время физической нагрузки: во время сокращения скелетных мышц приток

артериальной крови замедляется и ускоряется отток по венам; в период расслабления мышцы венозный отток замедляется, а приток артериальной крови повышается.

Слайд 23Процесс окисления – это механизм, который
обеспечивает все энергетические расходы мышечной системы.
Для

эффективной длительной работы мышцы требуется достаточное поступление кислорода.

Недостаток кислорода
В мышцах накапливается молочная кислота сдвиг реакции в кислую сторону нарушение работы ферментов
угнетение/дезорганизация обмена веществ снижение работы мышц

Слайд 24После физической нагрузки мышца должна расслабиться, для этого необходима энергия:

Гидролиз АТФ

выкачивание ионов Ca из органелл мышечных клеток расслабление мышцы

В ходе мышечной работы поочередно происходят процессы сокращения и расслабления, в виду этого скоростно-силовые качества мышц в равной степени зависят от скорости сокращения и способности расслабления

Слайд 25Потребности головного мозга
Потребность в кислороде в 5 раз выше, чем необходимо

сердцу и в 20 раз больше, у мышечной ткани,
Поглощает 18-25% всего кислорода в организме,
Потребляет 60-70% глюкозы организма,

Гиподинамия снижение кровоснабжения головного мозга снижение работоспособности (внимание, объем памяти, логическое мышление)

Слайд 26Умственная блокада – это временное торможение умственного процесса, которое развивается в

условиях высокой напряженности умственного труда, связанного с дефицитом времени. Действие блокады направлено на предохранение развития функционального разобщения в ЦНС

Слайд 27Биологические ритмы
Физиологические факторы:
Смена сна и бодрствования,
Режим питания и его качество,
Состояние здоровья

организма

Социальные факторы:
Смена времени года, суток,
Солнечная активность,
Трудовой режим и отдых, двигательная активность

Слайд 28Зачем же изучать физическое воспитание?
В виду изменений условий обучения (школа/ВУЗ), проживание

в общежитии и т.д. у студентов I курса занятия физическими нагрузками наиболее явно влияют на умственную деятельность

Слайд 29Общие рекомендации, важные для успешного умственного труда (Академик Н. С. Введенский

).
1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.
2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальный равномерный, средний темп.
Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда, т.к. быстрее наступает утомление.
3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.
4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.


Слайд 30У людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, реакции на стандартные нагрузки характеризуются

следующими особенностями:
Короткий период врабатывания,
В процессе выполнения умственной деятельности уровень физиологических сдвигов, связанных с утомлением менее высок,
Период восстановления значительно короткий


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика