Система и многообразие органического мира презентация

Содержание

4.1. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд(порядок), класс, тип(отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения

Слайд 1Раздел 4 Система и многообразие органического мира  


Слайд 24.1. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные

систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд(порядок), класс, тип(отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Систематика (широкое понятие) - создание единой системы живого мира на основе выделения системы биологических таксонов (групп), выстроенных по определенным правилам.
Классификация – разделение организмов на группы по определённым признакам (например, по родству, сходству строения и т.д.).
Основные задачи систематики: 1) Создание полной системы живого мира, на основе эволюции (исторического развития). 2) Выяснение общих свойств, а также отличительных особенностей у таксонов (систематических групп организмов). 3) Помогает ориентироваться в разнообразии живых существ, т.е. определять место организма в системе живого мира
Видовые названия двойные или бинарные, т.е. состоят из родового названия – Берёза и видового эпитета – белая. Примеры: Смородина красная, Смородина чёрная.
Международный язык ботаников – латинский, поэтому все растения имеют латинские названия.


Слайд 3Значение работ Линнея и Ламарка


Слайд 4Современная систематика
Принципы систематики: сходство и родство


Слайд 5Вирусы
Были открыты в 1892 г. Дмитрием Иосифовичем Ивановским. Он обнаружил вирусы,

которые вызывали заболевание табака. Особенности вирусов:
1. Размер: 15-300 нм (10 −9 м, устаревшее название - миллимикрон - 10−3 микрона; обозначения: ммк).
2. Состоит из молекулы ДНК или РНК, которая окружена белковой оболочкой — капсидом.
3. Вирусы как форма жизни очень разнообразны. Они разделяются на РНК- и ДНК-содержащие.
4. Вирус способен существовать длительное время (покоящаяся стадия – кристалл)
5. Устойчив к внешним воздействиям.
6. Не может самостоятельно воспроизводится, поэтому должен найти для этого клетку-хозяина.


Слайд 6Вирусы
7. Существуют вирусы – бактериофаги. Они поселяются в клетках бактерий и

вызывают их гибель. Так можно лечить бактериальные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, холеру и др.)
8. Вирусы способны переносить клетки-онкогены, которые встраиваются в геном клетки и преобразуют ее в раковую.



Слайд 7Функционирование вирусов
Вирус прикрепляется своим капсидом к оболочке клетки.
Нуклеиновая кислота (ДНК или

РНК) вируса впрыскивается в клетку и направляется в ядро (капсид при этом остается на поверхности клетки).
Вирусная ДНК (РНК) встраивается в ДНК клетки, заставляя ее производить те белки и тот строительный материал, который необходим вирусу.
Через некоторое время клетка погибает, а новые вирусные нуклеиновые кислоты «одевают» новые капсиды и поражают другие клетки.

Слайд 8Вирусные болезни
Грипп
Герпес
СПИД (вызывается ВИЧ)
Оспа натуральная
Свинка (эпидемический паротит)
Корь
Краснуха
Полиомиелит
Ветрянка
Гепатит
Энцефалит
Бешенство


Слайд 94.2. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии

– возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы


Слайд 10Распространены повсеместно.
Являются самыми древними организмами на Земле (появились около 3,5

млрд. л.н. в Архейской эре).

Общая характеристика бактерий.

Бактерии горячих источников (живут при температуре +70-90о С

Цианобактерии – одни из самых древних на Земле


Слайд 11Размеры – микроскопические.
Являются одноклеточными,
безъядерными (прокариотами).
Строение бактерий.
Клеточная стенка
Жгутики
Мембрана
Нуклеоид
Цитоплазма
Рибосомы


Слайд 12Строение бактерий: форма клетки
Вибрионы
(холерный)
Кокки (возбудители
пневмании, ангины)
Бациллы
(кишечная палочка,
туберкулёзная)
Спириллы, спирахеты
(Спириллюм, возбудитель сифилиса)


Слайд 13Цианобактерии, пурпурные серобактерии
Получают энергию от окисления неорг. вещ-в: железобактерии,

нитрофицирующие бактерии

Извлекают питательные вещества из мертвого орг-го материала (молочно-кислые
бактерии,
бактерии гниения)

Тесно связаны с жизнью других, чаще высших орг-мов (клубеньковые бактерии)

Живут и питаются внутри живого орг-ма

Питание бактерий


Слайд 14При неблагоприятных условиях образуют споры (они не являются клетками для размножения,

а только нужны для перенесения неблагоприятных условий)

Спорообразование

В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С, выдерживают длительное высушивание, долго сохраняют жизнеспособность.
Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.


Слайд 15Жизнедеятельность бактерий: дыхание
Аэробные бактерии - живут в кислородной среде
Используют кислород воздуха

для окисления органических веществ
(холерный вибрион, бактерии туберкулеза)

Анаэробные бактерии - живут в бескислородной среде и получают энергию в результате брожения (клостридиум)


Слайд 18Бактериальные заболевания
Тиф, холера, туберкулёз, столбняк, дифтерия, хламидиоз, скарлатина, сифилис
Меры профилактики:
• Делать

прививки и вакцины от бактериальных заболеваний
• Соблюдать правила личной гигиены, поддерживать чистоту в помещении (проветривать помещение, делать влажную уборку, проводить дезинфекцию)
• Следить за качеством воды и продуктов питания, термическая обработка пищи, медицинских инструментов (кипячение, пастеризация, стерилизация).
• Антибиотики и другие лекарственные препараты
• Использовать ультрафиолетовый свет
• Использовать вещества-окислители (йод, хлор, перекись водорода)


Слайд 194.3. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов

питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников


Слайд 201. Общее с растениями – неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных веществ,

размножение спорами, наличие клеточной стенки.
2. Общее с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы, имеют хитин в составе клеточной стенки, запасное питательное вещество - гликоген, продукт обмена - мочевина.
3. Особое – имеют мицелий, состоящий из гиф и плодовое тело для размножения.

Общая характеристика грибов


Слайд 211. Особенности строения.
Тело образовано мицелием, состоящим из тонких нитей – гиф.

У дрожжей мицелий отсутствует, тело состоит из одиночных клеток. У некоторых грибов (мукор) тело состоит из одной сильно ветвящейся клетки. Стенка клеток образована хитином.


Плодовое тело
шляпочных грибов

Клетки
дрожжей

Мицелий
мукора

Строение грибов


Слайд 22
Бесполым путём
Половым путём
Почкованием
Спорами
Частями грибницы

Размножение грибов
Почкование дрожжей
Образование половых клеток


Слайд 23Питание грибов гетеротрофное
3. Сапрофиты (шляпочные, плесени) - поселяются на мёртвых остатках

растений и животных, разлагают мертвую органику

2. Паразиты (головнёвые, трутовики) - поражают преимущественно растения, развиваясь внутри органов или на поверхности листьев

4. Хищники - ловят обитающих в почве нематод и амёб с помощью гиф, а затем высасывают их содержимое

1. Симбионты (шляпочные) – связаны с высшими растениями (микориза) или водорослями (в лишайниках)


Слайд 24
Микориза (грибокорень) – симбиоз грибницы шляпочных грибов с корнями деревьев. Грибы

поглощают из почвы воду, а деревья снабжают гриб органическими веществами.
Симбиоз – взаимовыгодное существование организмов.

Микориза


Слайд 25Многообразие грибов


Слайд 26Пластинчатые грибы
Трубчатые грибы
Белый гриб
Подосиновик
Маслёнок
Груздь
Сыроежка
Рыжик
Шляпочные грибы


Слайд 27Значение грибов в природе
Участвуют в почвообразовании
Являются пищей для животных
Образуют симбиоз с

высшими растениями.
Вызывают заболевания животных и растений.

Слайд 28Значение грибов для человека (+)
Являются продуктом питания (белый гриб, лисичка).
Используются для

производства лекарств (пеницилл).
Используются в пищевой промышленности и микробиологической промышленности (дрожжи).


Слайд 29Значение грибов для человека (-)
Вызывают порчу продуктов (мукор).
Вызывают заболевания с/х растений,

домашних животных (стригущий лишай).
Вызывают заболевания человека (грибок ногтей).
Вызывают отравления человека (бледная поганка, мухомор)



Слайд 30Лишайники
1) Являются комплексными организмами, т.е. состоят из водорослей и грибов, поэтому

их относят к Царству Растений и Царству Грибов
2) Разнообразны по цвету, особенностям строения, их 20 тысяч видов
3) Лихенология – наука о лишайниках
4) Обитают повсеместно
5) Являются симбионтами


Слайд 31Лишайники
6) Размножение бесполое (частями слоевища) и специальными группами клеток.







7) Рост очень

медленный: от 0,25 до 7 мм в год.
8) Лишайники – долгожители, живут 50-100 лет
9) Неприхотливы к природным условиям обитания
10) Чувствительны к загрязнению воздуха.


Слайд 32Накипные
Листоватые
Кустистые
Эверния
Омфалина
Ксантория
Многообразие лишайников по строению слоевища


Слайд 33Значение лишайников в природе
1) Питание для животных (ягель – олений мох).
2)

Первым заселяет бесплодные места и участвует в почвообразовании.
3) Разрушают горные породы, способствуют почвообразованию

Слайд 34Значение лишайников для человека
1) Продукт питания (цетрария - исландский мох, манна).
2)

Используются для производства лекарств.
3) Используют в парфюмерии.
4) Являются индикаторами - показателями чистоты воздуха.

Манна

Исландский мох


Слайд 354.4. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение

растительного организма, его целостность

Растения (350 тыс. в)
1. Способны к фотосинтезу (автотрофы).
2. В клетках есть пигменты и фитогормоны.
3. Клетка окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой.
4. Обязательный продукт обмена – клеточный сок.
5. Неограниченный рост.
6. Активно не передвигаются

Слайд 361. Образовательная ткань (меристема)
Строение: клетки мелкие, тонкостенные, нет вакуолей и хлоропластов,

крупные ядра, постоянно делятся. Межклетников нет.
Функции: образование клеток, рост растения
Местоположение: точки роста растения, например, верхушки корня и стебля.



Клетки с ядром


Слайд 372. Основная ткань
Строение: живые клетки с тонкими стенками, в которых содержатся

хлоропласты и питательные вещества. Часто есть большие межклетники, заполненные воздухом.
Функции: фотосинтез, хранение питательных веществ, газообмен.
Местоположение: мякоть листа

Клетки с
хлоропластами

Межклетники


Слайд 38Устьица
Строение: клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами. Есть

устьица. Функции: защитная, испарение воды, газообмен
Местоположение: поверхность (эпидермис) листьев и травянистых стеблей


3. Покровная А) Эпидермис или кожица


Слайд 39Строение: клетки мертвые, с плотными оболочками, есть чечевички в пробке
Функции: защитная,

газообмен (через чечевички или трещины коры)
Местоположение: покрывают стебли и корни многолетних растений

3. Покровная Б) Пробка и кора

Кора

Пробка

Чечевички


Слайд 404. Проводящая ткань: А) Древесина (Ксилема)
Строение: клетки мертвые, поперечные оболочки между

ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом
Функции: транспорт воды и минеральных солей из корня в другие органы. Восходящий ток вещ-в

Сосуды
с утолщениями
на стенках


Слайд 414. Проводящие ткани: Б) Луб (Флоэма)
Ситовидная
трубка
Ситовидная пластинка
Строение
Клетки живые, старые, оболочки

пронизаны отверстиями, в цитоплазме имеются каналы
Функции
Транспорт органических веществ из листа в другие органы. Нисходящий ток веществ

Поперечный разрез

Продольный разрез


Слайд 42Клетки - сосуды мертвые,
вытянутые в длину
Клетки- ситовидные трубки - живые,

вытянутые, без ядра

(от греч. «xylon» — срубленное дерево) — водопроводящая ткань растений, образующая древесину, образуются годичные кольца.

(от греч. «phloios» — кора) —служит для транспортировки продуктов фотосинтеза от листьев к другим органам (корням, плодам и т. д.).

4. Проводящая ткань


Слайд 435. Механическая ткань
Строение: мёртвые клетки с толстыми одревесневшими оболочками - волокна.
Функции:

опора растения
Местоположение: рядом с проводящими тканями, например в жилках листа, в стебле

Клетки с толстыми стенками


Слайд 444.4.3. Вегетативные органы цветковых растений. Корень


План характеристики ОРГАНА растения.

1.Определение органа
2.Основные функции

органа.
3.Анатомические признаки (внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с функциями)
4.Видоизменения органов.


Слайд 45Органы растений
Орган – это часть тела, имеющая определённое строение и функции.
Растение

= корень + побег (стебель + листья + почки).



Слайд 46Функции (значение) корня
Укрепляет растение в почве.
Всасывает из почвы и проводит воду

с минеральными солями.
Запасает питательные вещества.
Является органом вегетативного размножения растения.
Участвует в дыхании.
Осуществляет симбиоз с другими организмами (микориза с грибами).

Слайд 473. Виды корней
Придаточные корни образованы побегом и его частями.
Главный корень развивается

из зародышевого корешка.
Боковые корни возникают на любом корне в качестве бокового ответвления.


Слайд 484.Типы корневых систем
Стержневая корневая система
Есть главный корень + боковые + могут

быть придаточные.
У двудольных –подсолнечник, одуванчик, смородина

Мочковатая корневая система
Главный корень не выделяется, есть боковые и придаточные.
У однодольных ‑ овёс, рожь, подорожник.

Есть главный
корень

Нет главного
корня


Слайд 495. Внутреннее строение корня (зоны, ткани, функции)


Слайд 50Видоизменения корней
Надземные видоизменения:
1.Воздушные - поглощают влагу и кислород из воздуха (орхидея,

монстера).
2.Дыхательные – обеспечивают дополнительное дыхание растения (болотный кипарис).
3.Ходульные - удерживают растения на зыбком грунте (растения тропиков – мангры и панданус).
4.Цепляющиеся или корни-прицепки - для прикрепления (плющ, монстера).
5.Корни – подпорки или столбовидные - подпирают растения (фикус бенгальский или баньян).
Подземные видоизменения
6.Корнеплоды (утолщение главного корня) - запас питательных веществ (морковь, свёкла).
7.Корневые шишки или корнеклубни (утолщение придаточных корней) запас пит. веществ (георгин, батат).
8.Корневые клубеньки – содержат на корнях азотфиксирующие (улавливающие из воздуха азот для питания растений) бактерии (горох, бобы).

Слайд 514.4.4. Побег
Верхушечная почка.
Боковые почки.
Узел – место,

откуда отходит лист.
Междоузлие – расстояние между двумя узлами.
Пазуха – угол между стеблем и листом (почкой).ер

Слайд 52Видоизменённые надземные побеги:
Колючки (боярышник, дикая яблоня, груша)
Усики (виноград, тыквенные: огурц, тыква,

арбуз)
Уплощение стебля - филлокладии (иглица)

Слайд 535) Видоизменённая почка (зачаточный побег: кочан капусты).
Название «капуста» происходит от латинского

слова «капут», что означает «голова». Это плод?
Если плод, то в нём должны быть семена. Внимательно посмотрите на разрез капусты. Семян нет, но чётко вырисовываются все части вегетативного побега. Значит, кочан капусты - это разросшаяся почка.

Видоизмененный лист

4. Видоизменённые надземные побеги:


Слайд 54Видоизменённые надземные побеги:
4) Суккулентный стебель (кактус, алоэ)
5) Бутылочный стебель (баобаб)


Слайд 55Видоизменённые подземные побеги (луковица, клубень, корневище)


Слайд 56Почка
Почка - это зачаточный побег
Значение почек:
Образование побегов.
Рост растений в длину.
Ветвление


Слайд 57Расположение почек на стебле
Очерёдное Супротивное

Мутовчатое

Дуб
Липа

Сирень
Ясень

Жимолость
Элодея


Слайд 58Стебель – это осевая часть побега
Функции стебля:
Проводит питательные вещества
Является опорой для

других органов, запасает питательные вещества
Является органом вегетативного размножения.

Слайд 59Внутреннее строение стебля

Чечевички



Сердцевина
Сосуды древесины
Древесина
Камбий
Луб
Пробка
Кожица
Лубяные волокна
Ситовидные трубки

Кора


Слайд 60

Внутреннее строение стебля


Слайд 61Годичное кольцо- прирост древесины за год
По годичным кольцам можно:
1.Подсчитать возраст дерева или

побега
2.Определить в каких условиях жило растение
3.Установить колебания погодных условий за многие годы

Слайд 62Определение и значение листа
Лист – это вегетативный орган растения, основная функция

которого – образование орг. веществ.
Значение листа
Фотосинтез.
Испарение воды (транспирация).
Газообмен.
Вегетативное размножение.
Запас питательных веществ.

Листовая пластинка
Черешок
Прилистники
Основание листа
Жилки


Слайд 63
3. Виды листьев
Парноперистые
Непарноперистые


Слайд 64Типы жилкование листьев
1.Перистое (берёза, сирень)
4.Параллельное (рожь, пшеница)
3. Дуговое (подорожник, ландыш)
2.Пальчатое

(клён, каштан)

Слайд 65Прикрепление листьев:

Клён
Берёза
Пшеница
Рожь
Влагалищный
Черешковый
Сидячий
Лён
элодея


Слайд 66Внутреннее строение листа

Кожица
1) Эпидермис
III. Жилка
II. Мякоть
I. Кожица
2) Устьице
1)Столбчатая
паренхима
2)Губчатая
паренхима
2) Луб
1) Древесина

3) Волокна


Слайд 67Строение устьиц
Устьица могут находится на разной стороне листа в зависимости от

условий среды, например, у наводных с верхней стороны листа (кувшинка), а у наземных – с нижней стороны.

Слайд 68
Признаки классов растений


Слайд 69Видоизменения листа


Слайд 704.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение. Семя.

Плод



Слайд 71Многообразие цветков
1.По строению
околоцветника
Свободно-
лепестные
Сростно-
лепестные
Правильные
Неправильные
2. По наличию
главных органов
Обоеполые
Раздельнополые
Пестичные
Тычиночные
С простым
околоцветником
С двойным
околоцветником
Без
околоцветника
3. По симметричности
Однодомные
Двудумные


Слайд 72Виды цветков по строению околоцветника
Сростнолепестные
(колокольчик , ландыш, вьюн)
Раздельнолепестные
(лютик, шиповник, тюльпан)


Слайд 73Виды цветов по строению околоцветника
С простым околоцветником (чашечка или венчик) ‑

лилия.


С двойным околоцветником (чашечка + венчик) –яблоня


Слайд 74Виды цветков по наличию главных органов
Однополые (тычинки или пестики) – ольха,

облепиха

Обоеполые (тычинки + пестики) – яблоня, вишня


Слайд 75Виды растений с однополыми цветками
Двудомные растения – тычиночные и пестичные цветки

образуются на разных растениях (ива, тополь, облепиха, осина, крапива).

Однодомные растения – тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении (огурец, тыква, дуб, берёза, ольха, кукуруза).


Слайд 76Формулы цветка
Ч – чашечка.
Л – лепестки.
Т – тычинки.
П – пестик.
* ‑

правильный цветок.
↑ ‑ неправильный цветок
Цифра рядом с буквой обозначает число компонентов, если в скобках, то сросшиеся.
∞ ‑ много компонентов.







Пример формулы цветка:
* Ч 5 Л 5 Т 5 П 1


Слайд 77Соцветия
Соцветие – это группа цветов, которые располагаются в определённом порядке на

одной цветоножке.


Слайд 78Простые соцветия
Простые – когда цветы расположены на главной оси
Кисть (черёмуха, ландыш).
Колос

(подорожник).
Початок (кукуруза).
Корзина (ромашка).
Головка (клевер).
Щиток (яблоня, груша).
Зонтик (примула, лук).


Слайд 79Сложные соцветия
Сложное соцветие – когда цветы располагаются на боковых осях
Сложный зонтик

(морковь, укроп).
Метёлка (сирень, овёс).
Сложный колос (рожь, пшеница).
Сложный щиток (рябина, боярышник).


Слайд 80Значение соцветий:
Придают большую яркость и ароматность цветоносной части побега – лучше

привлекают насекомых.
При опылении ветром - больше вероятности попадания пыльцы на цветки.
Образуется больше плодов и семян.
Т.о. значение соцветий: лучшее опыление + больше плодов = лучше размножение.

Слайд 81Плод
1. Плод – орган полового размножения растения, образующийся из цветка.
Из семязачатков

завязи пестика образуются семена, а из стенок завязи пестика образуется околоплодник



Слайд 83Значение плода
1). Половое размножение.
2). Образование, защита и распространение семян.
3). Питание для

животных.
4). Источник питания, лекарственных веществ, сырьё для промышленности.


Слайд 84Строение плода
1) Семена (зародыш + запас пит. веществ + кожура)
нужны для

размножения
2) Околоплодник (может быть сухим или сочным)
нужен для защиты и распространения семян

Семя

Околоплодник


Слайд 85Виды плодов (по количеству семян)
Односемянные
(одно семя в семени)
Многосемянные
(много семян в семени)


Слайд 86Виды плодов (по околоплоднику)
Сухие
(околоплодник сухой)
Сочные
(околоплодник сочный)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика