Происхождение человека. Представления об антропосоциогенезе в современном естествознании презентация

Содержание

Мозг шимпанзе и мозг человека В сумме известные до сих пор структурные и физиологические различия между мозгом человека и шимпанзе кажутся тривиальными, поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере

Слайд 1Тема 8. Часть 2. Происхождение человека. Представления об антропосоциогенезе в современном

естествознании.

2. Эволюция мозга как биосоциальная проблема.
3. Проблема становления человеческого языка как средства коммуникации. Гипотезы речевого филогенеза.


Слайд 2


Слайд 3Мозг шимпанзе и мозг человека
В сумме известные до сих пор структурные

и физиологические различия между мозгом человека и шимпанзе кажутся тривиальными, поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере поведения и психики между этими двумя видами.

Слайд 4Мозг шимпанзе и мозг человека
В 2006 году появилось сообщение, что открыт

ген, ответственный за эволюцию мозга.
Часть генома человека в течение нескольких миллионов лет развивалась в 70 раз быстрее, чем весь генетический код в целом - HAR – области (human accelerated regions - зоны ускоренного развития у человека). Кэтрин Поллард (Katherine Pollard, Калифорнийский университет).


Слайд 5Эволюция мозга
«Мозговой рубикон» 700-750-800 см3
Размер мозга, отличающий:
человека от обезьяны;
нормального человека от

микроцефала;
австралопитеков, не умевших изготовлять орудия труда, от Homo habilis, умевших это делать.
Минимальная масса мозга нормального современного человека 680 г, максимальный объём эндокрана гориллы 752 см3.

Слайд 6Эволюция мозга, слева-направо: Australopithecus, H. erectus, H. neanderthalensis, H. sapiens


Слайд 7Наиболее активно эволюционирующие области мозга гоминид
1) Лобная доля, надкраевая часть
2) Теменная

доля,
надкраевая извилина

3) Височная доля,
общая форма


Слайд 8Вероятные связи изменений лобной доли с поведением
Лобная доля отвечает в основном

за мышление, сознание, способность общаться с другими людьми.
В задней части нижней лобной извилины расположена зона Брока – моторная зона речи.
Прецентральная извилина – зона сознательной двигательной активности.

Слайд 9Погребение старика-инвалида и погребение с цветами: Шанидар 1 и 4 (Ирак), 47-60

тыс.л.

Слайд 10Погребение старика-инвалида: Ля-Шапелль-о-Сен (Франция), 47-56 тыс.л.


Слайд 11Вероятные связи изменений теменной доли с поведением
Теменная доля отвечает в основном

за чувствительность и ориентацию в пространстве.
Надкраевой (передний) участок нижней теменной дольки отвечает за чувствительность рук, определение на ощупь веса, формы, влажности, температуры и рельефа поверхности предметов, производит третичный высший анализ и синтез уже обобщенных и отвлеченных сигналов из соседних областей мозга, отвечает за интеграцию слуховых, зрительных и тактильных ощущений, координацию чувствительности и двигательной активности – трудовую деятельность, обеспечивает самоконтроль.
Угловой (задний) участок обеспечивает ориентировку в пространстве и трудовые действия.
Верхняя теменная долька отвечает за схему тела и интеграцию зрения с движениями всего тела.

Слайд 12Прогресс в изготовлении орудий труда


Слайд 13Вероятные связи изменений височной доли с поведением
Височная доля отвечает в основном

за слух.
В задней части верхней височной извилины расположена зона Вернике – слуховая зона речи.

Слайд 14Древнейшие музыкальные инструменты: Дивье Бабе 1 (Словения), флейта??? 30-34 тыс.л.; Хохле Фелс (Германия),

флейта, 40 тыс.л.н. и Гейссенклостёрле (Германия), флейта, 30-32 тыс.л.н.

Слайд 15Древнейшие музыкальные инструменты: Мезин (Украина), 20 тысяч лет назад, ансамбль музыкальных инструментов

из костей мамонта

Слайд 16Возникновение речи: положение гортани и подъязычная кость


Слайд 17Вероятные связи изменений затылочной доли с поведением
Затылочная доля отвечает в основном

за зрение.

Мозжечок отвечает за координацию движений.

Слайд 18Равитие визуальных образов: Аполло 11 (Намибия), средний каменный век, 26?-28?-59 тыс.л.;

Пронятин (Украина), позднее мустье, около 30-40 тыс.л.н.; пещера Ляско (Франция), мадлен, 15-17 тыс.л.н.; Альтамира (Испания), 14-16 тыс.л.

Слайд 19Эволюция мозга
В современной науке сформировался ряд гипотез: человек стал человеком благодаря


1) жизни в воде;
2) мутациям в клетках мозга гоминид, вызванным жестким излучением вспышки Сверхновой звезды;
3) инверсии геомагнитного поля;
4) тепловому стрессу, приведшему к появлению мутанта среди гоминид.


Слайд 20Мозг
Карл Фридрих Гаусс 2400 (1492)
Оливер Кромвель 2300 (2200)
Иван Тургенев 2012
Сергей Есенин

1920
Жорж Кювье 1872
Людвиг ван Бетховен 1750
Иван Павлов 1653
Иммануил Кант 1600
Дмитрий Менделеев 1571
Лев Троцкий 1568
Леонид Собинов 1567
Константин Станиславский 1505
Андрей Сахаров 1440
Мерилин Монро 1422
Франц Шуберт 1420
Максим Горький 1420
Константин Циолковский 1372
Владимир Ленин 1340


Слайд 21Мозг
Для мозга характерна структурная, функциональная и информационная избыточность, за счет этого

достигается гибкость, устойчивость, надежность функции.
Функциональная единица мозга – не отдельная клетка, а их объединение – нейронный ансамбль.

Слайд 22Мозг
Глиальные клетки: http://postnauka.ru/faq/2992

определяют процессы образования изолирующей оболочки вокруг нейронов.
играют

важную роль в клеточных процессах обучения и памяти. Однако до конца этот клеточный механизм пока не известен.
участвуют в образовании новых синапсов.

Слайд 23Мозг


Слайд 24Проблема становления языка как средства коммуникации.
Коммуникация (от латинского COMMUNICO – делаю

общим, связываю) :
путь сообщения, связь одного места с другим;
общение, передача информации от человека к человеку;
сигнальные способы связи у животных.


Слайд 25Коммуникация
Коммуникация состоит в обмене информацией между индивидуумами, подающими и получающими

сигналы, с использованием видоспецифических кодов, которые обычно служат жизненно важным целям (репродукция, питание, защита) и обеспечивают целостность социальных группировок у общественных животных [Vauclair 1996].


Слайд 26Функции коммуникации
У животных, ведущих общественный образ жизни, коммуникация обеспечивает выполнение целого

ряда жизненно важных функций:
(1) индивидуальная и (или) групповая идентификация,
(2) обозначение иерархического ранга,
(3) синхронизация физиологических процессов во время сезона размножения,
(4) согласование совместных форм активности, таких, как миграция и фуражировка,
(5) распределение информации об изменениях в окружающей среде, таких, как появление опасности или новых источников пищи


Слайд 27Структура коммуникативного сообщения


Слайд 28Коммуникация в мире живого
Биокоммуникация – это общение животных, процесс, благодаря которому

поведение одного животного влияет на поведение другого.

Слайд 29Виды биокоммуникации

Тактильная коммуникация


Слайд 30Химическая коммуникация


Слайд 31Звуковая коммуникация


Слайд 32Зрительная коммуникация


Слайд 33Электромагнитная коммуникация


Слайд 34 Основные категории коммуникативных сигналов

1.Сигналы, предназначенные для полового партнера или конкурента
2.Сигналы,

обеспечивающие контакт между родителями и потомством
3.Сигналы тревоги
4.Сообщения о наличии пищи
5.Сигналы, обеспечивающие контакт в стае
6.Сигналы - «переключатели»
7.Сигналы – «намерения»
8.Сигналы агрессии
9.Сигналы миролюбия
10. Сигналы фрустрации


Слайд 35Язык

Акустическая коммуникация
Языки животных


Слайд 36Что такое язык?
Язык – это система знаков, исторически сложившаяся для того,

чтобы люди могли мыслить и общаться.

Язык – коммуникативная знаковая система, наилучшим образом приспособленная для биологического вида «человек разумный».


Слайд 38Функции языка
М.Ю. Сидорова


Слайд 39Язык как знаковая система
Звуковые сигналы животных - средство экстренной связи для

передачи сообщений как при непосредственном зрительном, тактильном контакте между партнерами, так и при его отсутствии.
Дальность передачи акустической информации определяется четырьмя основными факторами:
1) интенсивностью звука;
2) частотой сигнала;
3) акустическими свойствами среды, через которую передается сообщение и
4) порогами слуха животного, принимающего сигнал.

Звуковые сигналы, передаваемые на большие расстояния, известны у насекомых, земноводных, птиц и многих видов млекопитающих средних и крупных размеров.


Слайд 40Речевой филогенез
Существуют два пути передачи информации от одного индивида к другому.


ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача от родителей к детям информации, закодированной в ДНК. Прогрессивные изменения этой информации называют «соматической эволюцией».
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача информации от одного индивида к другому через нервную систему путем подражания или обучения, с использованием языка или без него. Прогрессивные изменения этой информации называются «экзосоматической» (внетелесной) эволюцией.

Слайд 41 Как достичь наибольшей эффективности при передаче звукового сигнала?
Скорость движения звуковых

волн в данной среде - это скорость звука. Число волн, проходящих в секунду через какую-либо точку пространства, называется частотой звуковых колебаний.
Ухо того или иного вида животных воспринимает звук лишь в ограниченном диапазоне частот, или длин, волн. Волны с частотой ниже 20 Гц не воспринимаются как звуки, а ощущаются как вибрации. Колебания с частотой выше 20 000 Гц (ультразвуковые) также не воспринимаются ухом человека.
Интенсивность (громкость) звука определяют по расстоянию от пика или впадины волны до средней линии. Интенсивность служит и мерой энергии звука.


Слайд 42Верхний предел слуха
Организм Верхний предел слуха, Гц
Гусеница дневного павлиньего

глаза 1000
Гольян обыкновенный 7000
Ящерицы 10'000
Лягушки 10'000
Слон 10'000
Голубь 12'000
Касатка-скрипун 13'000
Человек 20'000
Певчие птицы 20'000
Обыкновенная неясыть 21'000
Шимпанзе 33'000
Лошадь 33'500
Корова 35'000
Курица 38'000
Собака 45'000
Крыса 60'000
Кузнечик 90'000
Мышь 90'000
Летучие мыши 120'000

Слайд 43Нижний предел слуха
Организм Нижний предел слуха, Гц
Слон 17
Человек 20


Корова 23
Лошадь 55
Собака 60
Обезьяна 110
Крыса 650
Мышь 1000
Летучая мышь 3000

Слайд 44Речевой филогенез
Отличия «настоящего» языка от языка животных:
развитый синтаксис;
отсутствие жесткой связи между

сигналом и поведением;
иерархичность построения;
произвольность знаков и открытость.

Слайд 45Анатомические основы
Способность пользоваться синтаксисом имеет анатомическую основу. При повреждении зоны Брока

возникают афазии - частичная или полная неспособности говорить и понимать речь. При повреждении зоны Вернике возникают трудности в понимании слов, хотя речь может оставаться беглой, ее содержание становится пустым.

Слайд 46Анатомические основы
Исследования последних лет в области нейрофизиологии в части описания так

называемых зеркальных нейронов дали дополнительные пояснения по вопросу происхождения синтаксиса.


Рамачандран Вилейанур. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М., «олимп-бизнес», 2006



Слайд 47Гипотезы речевого филогенеза
Гипотеза божественного происхождения языка: язык был создан божественным началом.

Индийские веды (установитель имен –Бог- Всеобщий ремесленник и «господин речи»), Библия.
Гипотеза людей-изобретателей языка: язык создан людьми. Аристотель (слова- признак волнения души, впечатлений о вещи). Руссо (язык возник как результат соглашения между людьми о значении слов).
Гипотеза случайного изобретения языка: связь звуков со смыслом случайно установлена отдельными индивидами случайно, при повторении фиксировалась.
Гипотеза жизненных шумов (речь возникла на основе звуков, сопровождающих обыденное поведение).
Гипотеза звукоподражания: человек обрел язык, подражая звукам окружающей природы. Лейбниц (слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию).
Трудовая концепция происхождения языка: язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность.
Жестовая теория происхождения языка: движение голосовых органов возникло первоначально как часть пантомимического комплекса –тела, рук, лица.


Слайд 48Эксперимент


Слайд 49Доказательство жестовой концепции происхождения языка в опытах зоопсихологов
Аллен и Биатрис Гарднеры


Обучение шимпанзе жестовому языку американских глухих , исследование способности шимпанзе овладевать элементами языка, построенного по правилам английской грамматики.


Слайд 50Речевой филогенез
Проблема связи речи и слова со значением решается по-разному:
А. звук

значения не несет, набор фонов далеко не всегда совпадает в разных языках.
Б. звуки речи в сознании говорящих вызывают какое-либо значение.


Слайд 51Фоносемантика



 
 
  луома-куома-туома

 
 
 бого-того-мога

 


типи-рипи-дрипи -



Слайд 52Итоги:
Процесс антропосоциогенеза обусловлен взаимодействием биологических и социальных факторов. Мозг человека, возникший

в ходе эволюции, отличается функциональной и структурной избыточностью, функционирует как целое. Генетический и лингвистический каналы передачи информации эволюционируют по одним принципам (передача информации с изменением и отбор). Коммуникативные системы животных и человека связаны эволюционно, однако человеческий язык отличается развитым синтаксисом.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика