Слайд 1Исследовательская работа
по теме
«Учитесь правильно дышать»
Выполнили: Гранухин Алексей
Черноярова Татьяна
Игнатов Илья - 5«Б» класс
Руководитель
Нина Яковлевна Скалубо,
учитель физической культуры
МБОУ Голицынской СОШ №2
Слайд 2В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с
устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.
Анализ детской заболеваемости в школьных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Современная медицина считает, что правильное дыхание – залог хорошего здоровья.
Наше здоровье в большей степени зависит от того, как мы дышим. Правильное дыхание помогает организму справиться с различными болезнями и позволяет работать в полную силу.
Слайд 3
Дыхание – совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и
выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (тканевое дыхание, клеточное дыхание).
Слайд 4
Внешнее, или легочное дыхание является только частью сложного дыхательного процесса в
организме и дополняет внутреннее или тканевое дыхание.
Слайд 5
В процессе дыхания легкие играют пассивную роль. Они не могут расширяться
и сжиматься активно, так как в них нет мускулатуры.
При спокойном вдохе сокращаются диафрагма, наружные мышцы.
При спокойном выдохе вследствие ослабления дыхательных мышц грудина и ребра, благодаря своей тяжести, опускаются, реберные хрящи распрямляются и опускают ребра к низу, внутрибрюшное давление выпячивает расслабленную диафрагму к верху.
В обычных условиях жизни дыхательные движения происходят без участия сознания. Они совершаются и в глубоком сне и в других случаях, когда деятельность больших полушарий отсутствует.
Слайд 6
Существуют два типа дыхания: грудной, за счет сокращения дыхательном мускулатуры грудной
клетки, и брюшной, за счет сокращения диафрагмы.
Грудной тип преобладает у женщин, брюшной - у мужчин.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса более всего начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным .
В 7-8 лет у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек - грудной. Заканчивается формирование дыхания к 14-17 годам.
Следует отметить, что тип дыхания может меняться в зависимости от занятий спортом, трудовой деятельностью.
Слайд 7
В спокойном состоянии взрослый человек делает от 12 до 24 дыхательных
движений.
Мышечная работа, эмоции, повышение окружающей температуры и пищеварение учащают и углубляют дыхание. Во время сна дыхание более редкое (приблизительно на 1/5).
Глубина дыхания падает с увеличением его частоты. На частоту и глубину дыхания влияет обмен веществ.
Частота дыхания зависит от возраста и состояния организма.
Слайд 8
При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл (от
300 до 800 мл) воздуха, этот объем воздуха называется дыхательным объемом .
Когда человек спокойно лежит или сидит, при каждом дыхательном движении обменивается сравнительно небольшая часть находящегося в легких воздуха 300-500 мл, а нередко и еще меньше. Воздух, обмениваемый в этих условиях, принято называть дыхательным. Его величина зависит от возраста, пола и состояния организма.
Слайд 9
Минутный объем дыхания - это количество воздуха, которое человек вдыхает за
1 мин., он определяется произведением величины вдыхаемого воздуха на число дыхательных движении за 1 мин.
За счет большой частоты дыхания у детей значительно выше, чем у взрослых, минутный объем дыхания.
Ребенок почти не может увеличить дыхательный объем, но он может увеличить частоту дыхания. Таким образом, легочная вентиляция у детей на 1 кг веса значительно больше, чем у взрослых.
Наибольший минутный объем отмечается у человека в возрасте 20-30 лет. К старости объем легочной вентиляции уменьшается.
Слайд 10
В спокойном состоянии взрослый человек вдыхает и выдыхает в среднем 500
мл воздуха (от 300 до 600). Этот объем воздуха называется дыхательным.
Если после спокойного вдоха сделать дополнительный максимальный вдох, то можно набрать в легкие еще 1500 мл воздуха. Этот объем называется дополнительным.
Если до спокойного вдоха сделать максимальный выдох, а потом максимальный вдох, то можно набрать еще 1500 мл воздуха. Этот объем воздуха, который можно вдохнуть только после полного выдоха, носит название резервного воздуха.
Все три объема - дыхательный, дополнительный и резервный - составляют жизненную емкость легких. Она представляет собой наибольший объем воздуха в легких, который может быть набран при однократном вдохе.
У человека жизненная емкость легких равна 3-4 л.
Слайд 11
Жизненная емкость легких является важной характеристикой функционирования дыхательной системы.
Жизненная емкость увеличивается
с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. С 18 до 35 лет она максимальна, а после 35-40 уменьшается. У женщин жизненная емкость меньше, чем у мужчин. Жизненная емкость возрастает с увеличением длины тела (на каждые 5 см роста она возрастает на 400 мл) и объема туловища (который в среднем в 7 раз больше жизненной емкости).
На жизненную емкость легких оказывает большое влияние пол, возраст, рост, климат, высота над уровнем моря, а также состояние здоровья и занятия теми или иными упражнениями.
Измерение жизненного объема легких производится спирометром.
Слайд 12На здоровье органов дыхания также сильно влияют факторы окружающей среды ,
такие как загрязнение воздуха и смог.
Курение еще более значительно снижает эффективность органов дыхания . При курении в легких оседают частицы дыма, не позволяя альвеолам полноценно забирать кислород из вдыхаемого воздуха.
Слайд 13
Учитывая важность дыхания для здоровья нами были проведены познавательные занятия и
исследования в 5«Б» классе Голицынской СОШ №2, так как этот возраст является решающим этапом в формировании здоровья человека. Также в этот период идет активный рост мальчиков и девочек. В этот период организм особенно нужно укреплять.
Слайд 14Работы проводились в несколько этапов.
После изучения теории нами было проведено
специальное анкетирование учащихся для получения дополнительных данных по исследуемому вопросу.
Результаты анкетирования приведены в отдельной таблице для наглядности полученных ответов.
Слайд 15Был проведен «день здорового дыхания» – в этот день про дыхание
нам рассказали ученики 10-го класса и врач-пульмонолог Игнатова Татьяна Петровна.
Также было проведено измерение важных показателей дыхания учеников.
Слайд 16Результаты измерений свели в таблицу и проанализировали.
Слайд 17Анализ показал, что правильно дышать умеют немногие.
У большинства неправильно работает диафрагма,
грудная клетка расширяется плохо, поэтому легкие не могут вместить того воздуха, что могли бы. Не получая достаточного количества кислорода, кровь не может доставлять его в нужном количестве во все другие органы и ткани организма. Это влияет на самочувствие, повышает утомляемость и способствует развитию заболеваний.
Слайд 18Подготовка упражнений по формированию правильного дыхания проводилась нами в определённой последовательности:
1
этап: формирование диафрагмального дыхания
2 этап: обучение умению разделять вдох и выдох через нос и рот, сидя, стоя рука на животе.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма.
Слайд 19Работая в данном направлении были подготовлены комплекс дыхательных упражнений, а также
памятка и рекомендация по его исполнению. Комплекс рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Главными элементами упражнений являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
При выполнении кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также упражнения положительно влияют на работу органов пищеварения.
Слайд 20Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле,
стоя, в движении. Начинать заниматься надо лежа на спине – это наиболее удобное положение.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
Вдыхать бесшумно.
При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранять небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди.
Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании
Слайд 21Главная задача дыхательных упражнений– это научиться правильно, глубоко дышать, максимально наполнять
легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если не делать полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Слайд 22Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом.
Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Слайд 23 Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную
дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитам. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.
Слайд 24Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая
жизнь!
Слайд 26Памятка по проведению дыхательных упражнений:
1. Перед проведением дыхательных упражнений необходимо вытереть
пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
5.Дозировать количество и темп проведения упражнений.
6.Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Слайд 27ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Снег.
Подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы должны быть
округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и дуйте на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте в футбол. Нужно дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
Слайд 284. Волшебные пузыри.
Можно выдувать мыльные пузыри. Также можно дуть на пузыри,
чтобы они долго не падали.
5. Дудочка.
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Слайд 298.«Надуй шарик»
9. «Трубач»
Стоя или сидя, руки согнуты, кисти сжаты, как бы
удерживая трубу, глубокий вдох и плавный выдох.
10.«Подуем на плечо»
Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачиваем голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо - вдох носом, голову влево - выдох, голова прямо - вдох, Опускаем голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох нмосом, поднимаем лицо кверху- выдох через губы, сложенные трубочкой.
11.«Подуй на одуванчик»
Стоя или сидя, делаем глубокий вдох носом, затем - длинный выдох, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.
Слайд 306. Губная гармошка.
Поиграйте на губной гармошке. При этом не обращайте внимание
на мелодию. Важно вдыхать воздух через губную гармошку и выдыхать в нее же.
7. Цветочный магазин.
Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветок, чтобы выбрать самый ароматный цветочек.
Слайд 31
12. «Кто дальше загонит шарик»
Сядьте за стол, положите перед собой два
ватных шарика, дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
13. «Пушок»
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко, дуйте на него, следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох через сложенные трубочкой губы.
14. Упражнения с воздушным
шаром, вертушкой
Воздушный шар или вертушку
держим на уровне лица, сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку, чтобы она вертелась.
15. Упражнения с дудочками,
рожками, свистками, пищалками
Чтобы вдох и выдох были лёгкими,
Помни, что ты дышишь лёгкими.
Дыхательную разминку делать можем!
Она безусловно нам поможет!
Вдохнув, секундочек на 10,
Дыхание можешь задержать,
А на 11-ой секунде -
Спокойно можешь выдыхать!
Белякова Олеся -5 «Б» класс