Слайд 1Мальцев
Вадим Александрович
Правда о происхождении жизни
Слайд 2… Большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил
его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
Евр. 3: 3-4
Если Вы изучите объективно все ископаемые свидетельства в пользу эволюции человека, то я думаю, Вы обнаружите, что убедительных или хоть сколько-нибудь разумных доказательств этой эволюции нет. Считается, что они есть, потому что люди хотят в это верить; они веруют в философию, которая требует, чтобы человек произошел от обезьяноподобных тварей.
Иеромонах Серафим (Роуз),
«Православный взгляд на эволюцию»
Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее. Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое.
В.И. Чуйков, «Мемуары»
Правда о происхождении жизни
Слайд 3Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
План доклада:
Введение
Часть 1.
Наука и жизнь,
или Почему теория эволюции несостоятельна в научном плане
Часть 2. Религии и мировоззрения,
или Почему теория эволюции противостоит Творцу и Творению
+ Религиозные (богословские) аспекты противостояния
+ Мировоззренческий (философский, духовный) характер противостояния
Выводы и предложения
Слайд 4Правда о происхождении жизни: Введение
Н.Я. Данилевский:
«Теория эволюции не столько биологическое,
сколько философское учение, купол на здании механического материализма, чем только и можно объяснить её фантастический успех, никак не связанный с научными достижениями» (1885)
К. Буфеев:
«Теория эволюции, несмотря на свою поразительную научную бесплодность, остается практически безраздельно господствующей в современном расцерковленном обществе» (2014)
Дж. Хаксли:
«Согласно эволюционным представлениям, нет ни места, ни необходимости в сверхъестественном. Земля не была создана, она возникла в результате эволюции. То же самое можно сказать и о животных, и о растениях, которые её населяют, включая нас, людей, наше сознание и души, а также наш мозг и наше тело. Эволюционировала и религия…» (1959)
Слайд 5Правда о происхождении жизни: Введение
Н.Я. Данилевский:
«… Ясно, какой первостепенной важности
вопрос о том, прав Дарвин или нет, не для зоологов и ботаников только, но для всякого мало-мальски мыслящего человека. Важность его такова, что я твёрдо убеждён, что нет другого вопроса, который равнялся бы ему по важности, ни в области нашего знания и ни в одной области практической жизни. Ведь это, в самом деле, вопрос “быть или не быть”, в самом полном, в самом широком смысле» (1885)
Дж. Хаксли:
«Дарвинизм, опираясь на рациональные идеи, отверг саму идею Бога как Творца всех организмов…
Мы можем полностью считать несостоятельной любую идею сверхъестественного управления, осуществляемого каким-то высшим разумом, ответственным за процесс эволюции» (1960)
Слайд 6Правда о происхождении жизни: Основные понятия
Теория эволюции (эволюционизм, (нео)дарвинизм, синтетическая теория
эволюции, телеологический, или христианский, эволюционизм) – 1) система взглядов, согласно которой всё многообразие форм живой и неживой материи появилось в результат последовательных превращений одних (более простых) видов в другие (более сложные); 2) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.
Антропный принцип – научный методологический принцип, согласно которому во Вселенной имеются такие соотношения между фундаментальными физическими параметрами, которые привели к образованию разумной жизни («Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель – человек», «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней мог существовать наблюдатель»).
Наука – деятельность по систематизации объективного знания и подготовке общества к его применению в практической деятельности.
Слайд 7Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Ключевые постулаты эволюционизма:
1)
естественный отбор и борьба за существование,
2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми),
3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая,
4) наличие общего предка у всех живых существ.
Идеи Дарвина о развитии жизни привели к принятию идеи ненаправленной эволюции (отсутствие назначения или плана существования / развития жизни), что полностью исключает, в теории, существование Бога как Творца и Промыслителя.
Дарвин Ч. «О происхождении видов путём естественного отбора» (1859)
Слайд 8Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
1. Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены.
Слайд 9Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
1. Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены.
Слайд 10Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
+ «Если бы эволюция была реальностью, мы должны были бы найти буквально миллионы окаменелостей, которые показывали бы, как один вид жизни медленно и постепенно переходил в другой» (биолог и палеонтолог Г. Паркер).
+ «Большинство видов возникает в окаменелостях полностью оформленными и такими же заканчивает свою историю» (профессор геологии и палеонтологии С. Гулд).
Слайд 11Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
- «Лошадиная серия» недостоверна.
Слайд 12Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
1. Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
- биогенетический закон Геккеля не соответствует действительности.
Слайд 13Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
+ действительное разнообразие зародышей живых существ.
Слайд 14Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
1. Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
+ генетические механизмы, лежащие в основе микроэволюции, нельзя экстраполировать для объяснения гипотетической макроэволюции;
+ вероятность появления простейшего нового признака составляет 10-275;
+ за всё предполагаемое время существования жизни на Земле не смог бы появиться ни один сложный признак;
+ «Случайный новый признак очень легко может испортить сложный механизм, но ожидать, что он его усовершенствует, было бы в высшей степени неблагоразумно» (академик Л.С. Берг).
Слайд 15+ биологическая конвергенция – сходство устройства и внешности даже далёких видов,
принадлежащих к разным классам (например, ихтиозавра, акулы, дельфина и пингвина).
Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
1. Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены:
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 16Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
2. Вселенная имеет временное
начало, и её появление имеет причину – нематериальную:
- предположения о безконечности пространства и времени Вселенной не находят подтверждения (расчёты метрики пространства);
недоказанность теории Большого взрыва: «непонятно, какие силы, направленные против общей гравитации Вселенной, обеспечивают ускоренное разбегание галактик. Это не может быть ни одно из известных в природе взаимодействий: ни гравитационное, ни электромагнитное, ни внутриядерное, ни “слабое”; Вселенная неоднородна (при взрыве наблюдалась бы равномерность); многие галактики имеют спиральную структуру и осевое вращение (опять-таки факт упорядоченности)». «Во всяком случае если это можно назвать взрывом, то он абсолютно не похож на любые известные науке взрывы и протекал вовсе не по существующим законам природы».
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 17Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
3. Отсутствие доказательств
сверхпродолжительной истории космических объектов, доступных изучению:
+ продолжительность существования Вселенной и отдельных космических систем и объектов, в первую очередь – Земли и Солнечной системы гораздо меньше, чем по расчётам эволюционистов:
1) судя по скорости вращения звёзд нашей галактики вокруг её центра нашей галактике не больше нескольких сотен миллионов лет (в сравнении с 10 млрд лет по оценке эволюционистов);
2) по количеству сверхновых звёзд нашей галактике не больше 7 тыс. лет;
3) многие кометы имеют возраст не более 10 тыс. лет (вместо 5 млрд лет);
4) если верна гипотеза о свечении Солнца в процессе сжатия его силой тяготения, а не доминирующая гипотеза ядерных реакций внутри светила, то срок светимости Солнца не превышает 10-20 млн лет.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 18Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
3. Отсутствие доказательств
сверхпродолжительной истории космических объектов, доступных изучению:
+ недостоверность утверждений о миллиардолетнем возрасте Земли:
1) Земле не больше нескольких десятков тысяч лет, если измерять этот возраст методом подсчёта количества гелия в атмосфере;
2) если судить по скорости распада и концентрации изотопа углерода-14, нашей планете несколько тысяч лет (вместо 3,8-4,4 млрд лет);
3) магнитному полю Земли не более 20 тыс. лет (вместо 1 млрд лет), если оценивать наиболее вероятные скорости расходования энергии магнитного поля;
4) для накопления имеющегося объёма солей в Мировом океане требуется не более 60 млн лет; возраст океана, подсчитанный методом определения концентрации в воде натрия, составляет 42-62 млн лет (вместо эволюционных 3 млрд лет);
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 19Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
3. Отсутствие доказательств
сверхпродолжительной истории космических объектов, доступных изучению:
+ недостоверность утверждений о миллиардолетнем возрасте Земли:
5) скорость отложения осадочных пород на океаническом дне подсказывает, что они начали накапливаться примерно 5 тыс. лет назад в случае Всемирного потопа и на это ушло не более 12 млн лет, если бы Потопа не было (в сравнении с 3 млрд лет эволюционистов);
6) рассогласованность почти синхронного образования большинства горных систем в мире (около 5 млн лет назад) и «факта» существования континентов на протяжении миллиардов лет.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 20Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
3. Отсутствие доказательств
сверхпродолжительной истории космических объектов, доступных изучению.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 21Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
4. Отложения пород
и окаменелости животных и растений подтверждают историю о Всемирном потопе.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 22Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
4. Отложения пород
и окаменелости животных и растений подтверждают историю о Всемирном потопе.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 23Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
5. Солнечная система
устроена для поддержания жизни на Земле:
+ обоснование антропного принципа убеждает в наличии значительного числа констант (порядка 30-ти), без постоянного действия которых жизнь на Земле не смогла бы появиться и продолжаться до настоящего времени;
+ для существования жизни на космическом объекте требуется соблюдения не менее 20-ти критически значимых условий с оптимальными значениями Вероятность случайного совпадения всех надлежащих условий – 10-15;
+ гипотеза «множественности миров (вселенных)» – попытка материалистов уйти от предоставляемых физикой «неприглядных» доказательств существования Бога (а не воли случая как «приводного ремня» эволюции). Идея «множественности вселенных» – идея о генераторе вселенных, ничем не подтверждаемая на деле.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 24Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
6. Невероятная для случайного
возникновения сложность биологических объектов:
+ вероятность появления функциональной белковой молекулы в случайном наборе аминокислот всего 10-325;
+ вероятность самосборки живой клетки из необходимых атомов даже в самой благоприятной химической среде составляет 10-100 000 000 000;
+ «несократимая сложность» клеток: ни один из элементов любого органоида не может быть исключён из клетки без гибельных последствий для неё.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 25Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
6. Невероятная для случайного
возникновения сложность биологических объектов:
+ бактериальный жгутик – уникальнейшее по человеческим меркам «инженерное» создание
(40 белковых элементов, в отсутствие любой из них он теряет работоспособность);
+ «Если бы можно было показать, что любой существующий сложный организм не мог образоваться с помощью множества небольших изменений, то моя теория потерпела бы крах» (Ч. Дарвин).
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 26Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
7. Молекула ДНК –
самая совершенная из известных информационная система:
+ постепенное усложнение организации животных должно неизбежно привести к росту числа хромосом от бактерий к человеку, т.е. к увеличению объёма информации. Но такой последовательности реально не наблюдается.
Никакой восходящей линии, на верхнем конце которой был бы человек, не наблюдается. Каждый вид сложен по-своему.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 27Аргументы и факты, подтверждающие позицию сторонников Сотворения жизни:
8. Гипотеза происхождения
человека от обезьяны не находит археологических подтверждений:
+ немногочисленные находки останков «промежуточных людей» являются либо подложными, либо ошибочно относимыми к виду человека, либо являются останками человека.
Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Слайд 28Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
8. Гипотеза происхождения человека от обезьяны не находит археологических подтверждений:
+ «Первобытные люди были вполне Hоmо sapiens (людьми разумными) и отличались от обезьян не меньше нас с вами, а их примитивный образ жизни свидетельствует, похоже, лишь об отсутствии материально-технической базы» (С. Вертьянов);
+ генетики доказали, что геномы двух современных людей из разных концов света различаются значительно меньше, чем у двух горилл из одного леса в Западной Африке;
+ примерную давность существования Адама и Евы обычно оценивают в 150-180 тыс. лет, по другим данным – в 6-7 тыс. лет;
+ ДНК не может существовать в природных условиях дольше 10 тыс. лет.
Слайд 29Правда о происхождении жизни: 1. Наука и жизнь
Аргументы и факты, подтверждающие
позицию сторонников Сотворения жизни:
Находки переходных видов за всё время геологических раскопок не обнаружены.
2. Вселенная имеет временное начало, и её появление имеет нематериальную причину.
3. Доказательства сверхпродолжительной истории космических объектов, доступных изучению, отсутствуют.
4. Отложения пород и окаменелости животных и растений подтверждают историю о Всемирном потопе.
5. Солнечная система устроена для поддержания жизни на Земле.
6. Случайное возникновение сложных биологических объектов невероятно.
7. Молекула ДНК является самой совершенной информационной системой.
8. Гипотеза происхождения человека от иного существа не подтверждается.
Слайд 30Время материализма прошло. Мы убеждены в том, что физико-химический аспект ни
в коей мере нe достаточен для изображения фактов жизни, не говоря уже о фактах мышления.
Макс Борн, «Физика в жизни моего поколения»
Дарвинизм противоречит Библии, но он представляет собой не науку, а лишь мнение учёных, противоречащее научно установленным фактам.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Я пришёл к выводу, что дарвинизм является не доказательной научной теорией, а метафизической программой исследований – возможным обрамлением для доказательных научных теорий.
Карл Поппер
Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 31Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Утверждения, основанные на
аргументах естественнонаучной сферы и логики:
1) жизнь возникла по плану Творца, а не сама по себе;
2) развитие в форме адаптации и передачи наследственной информации свойственно внутривидовым процессам и отношениям, а межвидовой эволюции нет и быть не может;
3) противостояние всему множеству аргументов и фактов, подтверждаю-щих сотворение жизни Творцом, является указанием на иррациональный подход сторонников гипотезы эволюции.
Религиозные (богословские) аспекты противостояния:
1) ни одно другое учение Церкви не подвергается таким нападкам со стороны представителей естественной науки, как учение о происхождении мира и человека;
2) в Священном Писании невозможность эволюции обоснована предельно ясно;
3) дарвиновская теория исходно и осознанно противополагалась христианству;
4) дарвинизм – явление в первую очередь не научное, но духовное.
Слайд 32Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Дни Творения:
День
1-й (воскресенье). Небо и земля, вода; день (свет) и ночь (тьма) = отделение света от тьмы. - Быт.1:1-5.
День 2-й (понедельник). Небо (небесная твердь, видимое небо) и вода = разделение вод под и над твердью. - Быт.1:6-8.
День 3-й (вторник). Вместилища (собрания) вод (моря, реки, источники, озёра) и суша (земля) = ограничение вод; растительность (зелень, семена, трава, дерево плодовитое). - Быт.1:9-13.
День 4-й (среда). Светила (солнце, луна, звёзды) = отделение дня от ночи. - Быт.1:14-19.
День 5-й (четверг). Рыбы, пресмыкающиеся в водах и птицы = наполнение воды и небес. - Быт.1:20-23.
День 6-й (пятница). Четвероногие животные (звери земные, скоты, гады / пресмыкающиеся по земле) = наполнение земли; человек (мужчина и женщина) = забота о земле и общение с Богом. - Быт.1:24-31.
День 7-й (суббота). Упокоение Господа Бога «от всех дел Своих». - Быт.2:2-3.
Слайд 33Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 34Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 35Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 36Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 37Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 38Галина Муравник:
«К моменту появления человека на земле (а это произошло
около 150-160 тысяч лет назад) её недра уже были гигантской братской могилой, в которой упокоились представители многочисленных биологических видов. Таким образом, мы неизбежно должны признать, что смерть вошла в мiр не после грехопадения наших прародителей, как порой приходится слышать, а существовала в мipe изначально, не делая исключений ни для кого из обитателей земли».
Святитель Амвросий Медиоланский:
«… Причиной смерти стало непослушание, и потому человек сам для себя сделался причиной смерти, а вовсе не Бог был её виновником. Ведь если врач предпишет больному остерегаться того, что считает для него вредным, а тот не пожелает воздерживаться от запретного и умрёт, то не врач, но скорее он сам будет повинен в собственной смерти. Так и Бог, словно хороший врач, запретил Адаму вкушать от того, что окажется для него вредоносным».
Святитель Григорий Богослов:
«Чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из Рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы – может быть, в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть, в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога. Впрочем и здесь приобретает нечто, именно смерть – в пресечении греха, чтобы зло не стало безсмертным».
Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 39
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего
падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь безсмертного человека, которою он поражён за преслушание Богу».
Блаженный Феодорит Киррский:
«Когда Установитель законов (Господь) связал со смертью преступление, оказалось так, что он прекратил это наказание, управив его во спасение. Смерть настигает всякое живое существо, прекращает действие болезни, избавляет от тягот, от пота освобождает, скорби и заботы изгоняет, завершает телесные страдания. Благодаря такого рода человеколюбию, Судия уничтожил наказание».
Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Галина Муравник:
«К моменту появления человека на земле (а это произошло около 150-160 тысяч лет назад) её недра уже были гигантской братской могилой, в которой упокоились представители многочисленных биологических видов. Таким образом, мы неизбежно должны признать, что смерть вошла в мiр не после грехопадения наших прародителей, как порой приходится слышать, а существовала в мipe изначально, не делая исключений ни для кого из обитателей земли».
Слайд 40Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 41Святитель Иоанн Златоуст:
«Тело и на самом деле тягостно, обременительно и
грубо, не по собственному естеству, а от приставшей к нему позднее смертности; само же тело не есть тленно, но нетленно... Не говори мне о мокроте, желчи, поте, нечистоте и о прочем, на что указывают порицающие тело, потому что это принадлежало не естеству тела, а прившедшей после тленности».
«Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему».
Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Галина Муравник:
«К моменту появления человека на земле (а это произошло около 150-160 тысяч лет назад) её недра уже были гигантской братской могилой, в которой упокоились представители многочисленных биологических видов. Таким образом, мы неизбежно должны признать, что смерть вошла в мiр не после грехопадения наших прародителей, как порой приходится слышать, а существовала в мipe изначально, не делая исключений ни для кого из обитателей земли».
Слайд 42Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
позиции Православия
и
позиции
эволюционистов
диаметрально
противоположны
Слайд 43Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Священномученик Фаддей (Успенский):
«Ни одного живого зерна многовековая мудрость человеческая не смогла создать, а между тем все дивное разнообразие в мiрe неверие пытается объяснить из бессознательных движений вещества».
Священномученик Владимир Киевский:
«Нет нужды опровергать такое учение на научных основаниях, хотя это сделать и нетрудно, так как неверие далеко не доказало своих положений… Но если такое учение находит для себя в настоящее время все более и более последователей, то это не потому … что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращенному и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):
«Дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида, и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека».
Слайд 44Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
2-я ступень –
переход от животных к человеку:
1) самосознание;
2) осознание мира и себя в нём;
3) различение добра и зла (нравственность);
4) способность к любви;
5) способность исследовать мир в его сущности;
6) способность к творчеству (созиданию);
7) свобода воли.
1-я ступень – переход от мёртвого к живому:
1) самопроизвольное стремление к самосохранению;
2) самопроизвольное стремление
к воспроизводству (сохранению рода);
3) самопроизвольное стремление
к усложнению, превращению и многообразию.
одушевление
одухотворение
Непреодолимые для эволюционизма препятствия в организации жизни:
Слайд 45Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Александр Худошин:
«Мы должны
выделить в жизни её Божественное качество – одушевлённость – иначе придётся принять, что все ползающие, плавающие, летающие, бегающие и ходящие существа – только заводные машинки». «Душою человек отличается от земли и глины, но сближается с животными, духом же бесконечно превосходит их. Как эволюция перескочила от простого песка и праха к тому, что стало одушевлено? И как затем взлетела она к новому существу, носящему в себе дух разума, а также совесть – печать небесного Закона? Мало кого почему-то смущают эти две неодолимые ступени или, лучше сказать, две неприступные стены между мёртвым и живым, между живым и духоносным».
Святитель Феофан Затворник:
«Когда мы характеристику человека перенесём в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собой. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходил он яко духовное лицо в животном теле с его животною жизнью и душою».
Священномученик Фаддей (Успенский):
«Жизнь, как они (эволюционисты) говорят, есть громадный сложный механический процесс, неизвестно когда, кем и для чего приведённый в действие... Но если жизнь есть механический процесс, тогда надо отречься от души, мысли, воли и свободы».
Слайд 46Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Мировоззренческий (философский, духовный)
характер противостояния:
1) учение о сотворении человека из праха земного научает кротости и смирению;
2) дарвиновское учение рассматривается Церковью как ересь;
3) эволюция совершенно не нужна для появления жизни на Земле;
4) эволюционисты не допускают возможности чудесного происхождения жизни (признание творения «из праха земного» ставит крест на эволюционизме как явлении):
«Эволюция не доказана и недоказуема. Мы верим в неё потому, что единственной альтернативой является целенаправленное Сотворение,
что, конечно же, неприемлемо» (Артур Кейт);
5) дарвинизм мало отличается от тотемизма диких народов (он есть «научный тотемизм»);
6) теория Дарвина – это начало «звериной философии» (возведение борьбы за существование в принцип и отождествление с ней прогресса);
7) представления о Сотворении и эволюции жизни различаются главным образом как предметы веры (с одной стороны – Символ веры, с другой стороны – человек как «высшее животное» и «мера всех вещей»).
Слайд 47Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Н.Я. Данилевский:
«Дарвиново учение
есть не только и не столько учение зоологическое и ботаническое, сколько вместе с тем, и ещё в гораздо большей степени, учение философское. <…> Дарвинизм … устраняет целесообразность в природе, или лучше сказать объясняет её, не прибегая к посредству идеального начала».
Священномученик Макарий (Гневушев):
«… Всё, что под именем науки входит в обиход теоретической мысли, стремится расшатать основы христианского миросозерцания и убедить человечество прежде всего в необоснованности, в непрочности установленных в христианском обществе понятий об истине, а потом уже в ложности этих понятий. Путь для этого – низведение, отвлечение мысли с высот идеализма в низины реализма, несомненно, более доступного для большинства людей».
Александр Худошин:
«Следствием первородного греха не только смерть была, но и духовная слепота. И если глаза человека продолжали видеть внешнее, то внутреннее его око утратило способность воспринимать духовным образом мир потаённый. <…> Наука, которая сама “произошла”, тщится определить свой исток и все иные истоки и начала исчерпывающим образом. Там, где невозможен эксперимент, она прибегает к безапелляционной философии, опирающейся на ложные аксиомы. Вот способ, которым … формировалось эволюционное учение».
Слайд 48Правда о происхождении жизни: 2. Религии и мировоззрения
Слайд 49Правда о происхождении жизни: Выводы и предложения
Выводы:
1. Теория эволюции не находит научного
подтверждения своим утверждениям.
2. Позиции Православия и позиции эволюционистов диаметрально противоположны.
3. Дарвинизм – явление в первую очередь не научное, но духовное.
4. Вопрос о происхождении жизни – один из ключевых для мировоззрения личности и состояния общества и в силу этого требует соответствующего внимания со стороны Церкви, государства и общества в целом.
Предложения:
1. Тактика малых дел: распространение знания об Истинах Православия и ложности эволюционистских воззрений вокруг себя, в том числе посредством средств массовой информации и социальных сетей, а также через формирование объединений единомышленников и подготовку материалов наглядной агитации.
2. Тактика больших дел: представление церковным и государственным структурам концептуальных документов, основанных на точном понимании соответствующей ситуации в обществе и призванных сформировать объективное отношение общества к комплексу эволюционистских воззрений, в первую очередь в системе образования и средствах массовой информации.