Слайд 1
Половые и гендерные особенности субъектов образовательного процесса и их учет при
его организации
Метлякова Л.А.,
канд.пед.н., доцент
Слайд 2План
1. Описание основных биологически обусловленных типологических отличий мальчиков и девочек.
2. Функциональная ассиметрия головного
мозга и ее влияние на особенности познавательной деятельности мальчиков и девочек.
3. Характеристики отдельных нейропсихологических типов мальчиков и девочек.
Слайд 31 вопрос. Описание основных биологически обусловленных типологических отличий мальчиков и девочек
ПОЛ
– (от англ. sex.) – биологическая характеристика, описывающая типологические различия между мужским и женским полом, обусловленные природой, генотипически неопределенные (нельзя изменить, а можно учитывать)
ГЕНДЕР – социально-биологическая характеристика, трактовка различий мужского и женского пола, обусловленных культурой, воспитанием, образованием, социализацией личности (можно изменить)
Слайд 4Геодакян В.А. (доктор биол.наук, генетик)
Теория асинхронной эволюции полов, дает ответ
на вопрос
«Зачем природе мужчина и женщина?» (взаимодополнение)
Слайд 5Различное природное предназначение мужского и женского пола в сохранении двух противоположных
тенденций в эволюции:
1 тенденция - необходимость сохранить все то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей
Ж. - склонна к сохранению всего накопленного, позитивного.
Слайд 6Различное природное предназначение мужского и женского пола в сохранении двух противоположных
тенденций в эволюции:
2 тенденция - необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменений, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.
М. – к прогрессу, изменению, появлению новых признаков.
Слайд 8МАЛЬЧИКИ и ДЕВОЧКИ
= ДВА РАЗНЫХ МИРА
Слайд 10I. ПО ГЕНОТИПУ
(набор наследственных признаков)
А) поведение
Мальчики склонны к поисковому поведению, экспериментированию.
Следствие: больше вариантов индивидуальностей
Девочки – к социально-одобряемому, стандартному поведению.
Слайд 11I. ПО ГЕНОТИПУ
(набор наследственных признаков)
Б) генетические мутации
у мальчиков – больше генетических
мутаций, чем у девочек отклонений (в развитии речи, познавательных процессов, зрении, слуха и т.д.)
Н-р: на 100 глухонемых девочки приходится 122 глухонемых мальчика
Слайд 12I. ПО ГЕНОТИПУ
(набор наследственных признаков)
в) информация от генотипа
у девочек – генотип передает
по наследству информацию о прошлом (оптимизм закладывается матерью)
у мальчиков – о настоящем (современные отцы учат бороться)
Слайд 13I. ПО ГЕНОТИПУ
(набор наследственных признаков)
г) размеры мозга:
у мальчиков – крупнее, они
продвинуты в развитии, но они наиболее ранимы (психологически больные)
Слайд 15II. ПО ФЕНОТИПУ
(набор признаков, зависящих т внешних условий):
А) изменения под влиянием
внешней среды
девочки наиболее приспосабливаемы к внешним условиям среды, более широкая возможность меняться под влиянием условий внешней среды (изменить девочку гораздо легче)\
мальчики – при всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдает мужской пол. характер формируется до 5-6 лет, изменить нельзя!
Исходя из этого:
мальчики - изобретатели
девочки- исполнители
Слайд 17III. ОТЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ
А) зрение:
девочки – ориентированы на ближнее зрение
(для эмоционального комфорта информацию положить на стол)
мальчики – на дальнее зрение.
Слайд 18III. ОТЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ
Б) слуховое восприятие.
мальчики – до 8 лет острота
слуха в среднем выше, чем у девочек (они лучше слышат)
девочки – после 8 лет слух лучше у девочек (им нужно защищать потомство, лучше слышать своих детей)
! Взрослые мужчины слышат хуже, чем женщины.
Слайд 19III. ОТЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ
В) пространственное мышление.
мальчики – в 5-6 лет
формируются основные видео-пространственные умения (размечать территорию, правильно переходить)
девочки – только к 12-13 годам (дольше объяснять, где что расположено).
! Геометрия девочкам противопоказана до 13 лет.
Слайд 20III. ОТЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ
Г) тактильная чувствительность
девочки – высший уровень развития у
девочек (репродуктивная функция).
Девочек нужно чаще ласкать, особенно до 10-12 лет!
Слайд 22IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
А) направленность обучения
девочки – на социальное
взаимодействие, им не так важен материал, который дается, а сколько социальное подтверждение со стороны педагога (!контакт глаз)
мальчики – на получение информации
Слайд 23IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
Б) время вхождения в занятие (период
врабатываемости)
девочки – готовы к получению новых знаний, максимально через 3-5 минут.
мальчики – врабатываемость через 15-20 мин (следствие: уровень знаний меньше!)
! Мальчиков должны учить мужчины, девочек – женщины.
Существует около 500 гендерных школ.
девочки могут сидеть на занятии 40-45 минут
мальчики – 20-25 минут.
Слайд 24IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
в) тип мышления.
девочки – мышление более
стереотипно, типично (давать шаблонные задания, предлагать вариант решения)
мальчики – более творческое, разнотипное.
!!! Девочки ограничивают активность мальчиков (в подростковом возрасте мальчиков надо стимулировать к мыслительной активности)
Слайд 25IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
г) речевые навыки.
девочки – лучше развиты
(но развита больше исполнительная сторона речи – верно понимают смысл, правильно ставят ударения)
мальчики – лучше развита ассоциативная сторона речи (в 3 кл. более 100 ассоциаций на 1 слово, у девочек – 20-25 ассоциаций). Лучше даются кроссворды.
Слайд 26IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
Д) реакция на оценки взрослых.
девочки –
реагируют абсолютно на все оценки взрослых очень эмоционально, сразу активизируются все центры в г.м. (! начать ругать сначала с одобрения «Но к сожалению, тут ты не доработала…». Негатив сразу их огорчает)
!!!! Оценивать очень позитивно!
мальчики – им важно: кто их оценивает и ЧТО ИМЕННО оценивается в их деятельности (надо быть авторитетом «Мне не понравилось, как ты вымыл именно эту тарелку..»)
!!! Оценивать очень конкретно!
Слайд 27IV. ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
е) усталость к концу урока
девочки –
устают ЭМОЦИОНАЛЬНО (! переходить с одного места на другой)
мальчики – устают РАЦИОНАЛЬНО (в конце занятий – задания на двигательную разгрузку)
Слайд 28ТИП ОТЛИЧИЯ – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Слайд 29V. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
А) устойчивость психики ребенка
девочки – психика более устойчива
мальчики –
эмоциональная сфера более ранима
Слайд 30V. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Б) эмоциональная активность - МАЛЬЧИКИ
мальчики – эмоциональная активность протекает
очень кратко, коротко по времени, но ярко, избирательно реагируют на эмоциональные раздражители. Однако: долго удерживать эмоциональную активность не могут!
Мальчиков: необходимо постоянно подкреплять
Негативная информация для мальчиков – не более 7 минут!
Конструктивно, четко формулировать требуемое для мальчиков.
Слайд 31V. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
в) эмоциональная активность – ДЕВОЧКИ
девочки – выше уровень эмоциональной
активности, когда мягкие позитивные раздражители.
Очень долго удерживают эмоциональную активность. Эмоциональная реакция на все раздражители.
главное для девочек – позитив!
Слайд 32ТИП ОТЛИЧИЯ – ПО СОЦИАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Слайд 33VI. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
А) Предпочитаемые профессии
девочки – предпочитаемые профессии в
сфере «человек-человек», «человек-природа», «человек-худ.образ»
мальчики – могут состояться в любой сфере
Слайд 34VI. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Б) Работа в группе
девочки – ориентируются в
результате групповой деятельности, чтобы:
А) достигнуть эмоционального контакта
Б) выйти и этой деятельности с меньшими потерями для себя
! Девочкам легче в мужском коллективе
мальчики – на решение производственной задачи
Слайд 35VI. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В) Реакция на стресс
девочки – реагируют на
раздражитель
мальчики – на ситуацию (конструктивнее выходят из критических ситуаций)
Слайд 36VI. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
г) Ситуация взаимодействия «Начальник-подчиненный»
девочки – если им
выгодно, они будут подчиняться
мальчики - подчиняются, чтобы решить задачу
Хороший вариант: женщина-руководитель, мужчины – подчиненные
Слайд 37Несуществующие гендерные различия
(одинаково проявляются как у М., так и у
Ж.)
Слайд 38Несуществующие гендерные различия
в умственных способностях: уровень интеллекта обусловлен природой - генами
(передается 70-90 % способностей)
различия в математических, естественно-научных способностях (все одинаково передается)
различия в агрессивности: одинаково у м. и у д., но проявления разные – у мальчиков – больше физические.
различия в уровне эмпатии и эмоциональной экспрессии: умеют сопереживать одинаково, но мальчикам сложно выразить чувства
Слайд 39Функциональная ассиметрия головного мозга и ее влияние на особенности познавательной деятельности
мальчиков и девочек
Слайд 40Функциональная асимметрия головного мозга (ФАГМ)
(от греч. asymmetria - несоразмерность) -
характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга, специализация на выполнение разного
Слайд 43Три важнейших показателя, позволяющих выделить несколько типов ФАГМ:
1. «Рукость» (ведущая РУКА)
2. «Глазость»
(ведущий ГЛАЗ)
3. «Ухость» (ведущее УХО)
Слайд 451 тип – «левополушарники»
МЫСЛИТЕЛИ
правая ведущая рука,
правый глаз
правое ухо
Слайд 462 тип – «правополушарники»
ХУДОЖНИКИ
правая ведущая рука,
левый глаз
левое ухо
Слайд 473 тип – «СМЕШАННЫЙ»
(самые счастливые)
ведущая правая рука
несовпадающие ведущие глаз и ухо:
Либо! правый глаз, левое ухо
Либо! левый глаз, правое ухо
Слайд 484 тип – «яркие правополушарники»
ЛЕВШИ
около 10%,
с 4 летнего возраста
левая рука
левый
глаз
левое ухо
Статистика: 4-7 человек на 100 человек.
Самые ранимые, очень одаренные дети, в то же время – самые сложные в воспитании и обучении дети.
Слайд 50ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
«РУКОСТЬ»
Слайд 51 Определение ведущей руки (диагностика ведущей руки с 4 лет)
1. Раздача карт
(ведущая рука та, что раскладывает карты).
2. Похлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
3. Отвинчивание гайки, накрученной на болт.
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
5. Вдеть иголку в нитку (для малышей - палочку в кольцо).
6. Показать, как зажигают спичку (которая зажигает – ведущая)
7. Открыть, отвинтить пробку на пузырьке.
Проделать движение игры "Сорока – сорока кашу варила…".
Руки «в замок»
«Поза Наполеона» и др.
Слайд 52 Определение ведущей руки (диагностика ведущей руки с 4 лет)
Условия проведения
упражнений:
Объяснять, а не показывать детям;
Предметы располагать таким образом, чтобы их одинаково удобно было взять и правой и левой рукой;
Тестировать малышей в игровой форме, чтобы испытуемые дети не догадывались об истинном назначении этих упражнений.
Слайд 53 Определение ведущей руки (диагностика ведущей руки с 4 лет)
Итог определения
степени праворукости:
если треть заданий или больше ребенок выполнил левой рукой, то степень праворукости – низкая (одинаково могут работать также две руки)
если 7-8 заданий при ведущей роли правой руки, то степень праворукости – высокая.
Слайд 54 Определение ведущей руки (диагностика ведущей руки с 4 лет)
Тест на
скрытое левшество –
«Тест на кручение».
Иотог:
Если по часовой стрелке – скрытое левшество.
Наоборот.
Слайд 55Особенности леворуких детей и детей с низкой степенью праворукости («скрытое левшество»)
1. более
ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны;
2. хуже привыкают к смене обстановки;
3. значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. они более индивидуализируют окружающий мир;
4. при обучении больше ориентируются на чувственные ощущения;
5. обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении, их стихия – индивидуальная работа, когда важна собственная инициатива и интуиция.
6. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ!
Слайд 56ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА
«ГЛАЗОСТЬ»
Слайд 57Определение ведущего глаза (диагностика с 2-х лет)
Тест:
Ребенку дают лист бумаги
с небольшим отверстием (диаметр – 1,5 – 2 см.).
Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним.
При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Слайд 58Особенности левоглазых детей
робкие, нерешительные;
хорошо приспосабливаются к деятельности лишь при малом объеме
групп и неформальных межличностных контактах без строгой подчиненности;
высокая устойчивость к помехам и работоспособность;
склонность к невротическим состояниям;
левоглазые взрослые обычно имеют более высокий интеллект, поэтому очень важно иметь в виду, что если эти дети запаздывают на ранних этапах обучения, то в дальнейшем они не только догонят сверстников, но и перегонят.
Слайд 59ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО УХА
«УХОСТЬ»
Слайд 60Определение ведущего уха
Тест:
ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы
должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру.
Слайд 61Особенности левоухих детей
испытывают трудности при овладении иностранным языком в школе (2
часа в неделю), но очень легко овладевают им при обучении материнским способом", особенно в дошкольном возрасте (метод погружения с 1,5-2 лет: кассеты, фильмы, музыка)
хорошие руководители.
Слайд 62Различия мальчиков и девочек по ФАГМ
Слайд 631 различие
Среди левшей больше мужчин, чем женщин (постоянно создавать условия для
их творения)
Слайд 642 различие
У мальчиков число нервных волокон, соединяющих 2 полушария, меньше, чем
у девочек. Поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии, мальчики – более тугодумные, это сохраняется и во взрослом состоянии. (для мальчиков – информацию нужно доносить точно до определенного полушария)
Нельзя говорить, н-р: «Молодец, какой, разбросал игрушки!» (конкретные замечания)
Слайд 653 различие
До 10 лет у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а
у девочек - правое. С возрастом – мужчины становятся все более левополушарными.
Слайд 664 различие
Неодинаково сказывается утомление на работе мозга детей разного пола.
К концу занятий у мальчиков устает левое полушарие (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правое (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Слайд 67Характеристики отдельных нейропсихологических типов мальчиков и девочек
Слайд 69I. Мальчики-левополушарники (праворукие, с правым ведущим глазом и ухом)
а) с высокой
степенью праворукости
Характеристики педагогов: чаще пассивны, молчаливы, среди них почти нет лидеров; медлительные, нерешительные, серьезные. Учатся успешно, особенно в условиях развивающего обучения. Беспроблемные дети.
Психологические характеристики: средний уровень тревожности, агрессивности, а также образного мышления. Флегматики составляют 40% группы
Ведущий канал восприятия - кинестетики – большинство, встречаются и аудиалы.
Слайд 70I. Мальчики-левополушарники (праворукие, с правым ведущим глазом и ухом)
а) с низкой
степенью праворукости (ЛУЧШИЕ МУЖЬЯ, САМЫЙ БЕСПРОБЛЕМНЫЙ ТИП)
Характеристики педагогов: быстрые, решительные, общительные, очень веселые, лидеры.
Психологические характеристики: средний уровень тревожности, агрессивности, широко развито образное и логическое мышление. Типы темперамента различные.
Ведущий канал восприятия – слуховой.
Учатся хорошо, но отличники крайне редко.
Слайд 71II. Мальчики-правополушарники (праворукие, с ведущим левым глазом и ухом).
Объект особой
заботы!
Характеристики педагогов: Неряшливые несдержанные, равнодушные, капризные, нетерпеливые и даже иногда злобные, упрямые, агрессивные.
Психологические характеристики: Высокий уровень образного мышления (выше он только у левшей), хорошая память, задатки!!! По типу темперамента – сангвиники, флегматики (сильный тип)
Ведущий канал восприятия – кинестет.
У них неплохие задатки, они чувствительны к выбору методик обучения
Слайд 72III. Мальчики смешанного типа (правая рука, левый глаз, правое ухо).
Характеристики
педагогов: очень чувствительные, отзывчивые, уверенные в себе, деятельные, храбрые, смелые, некритичные, неупрямые, не обладающие высоким самомнением.
Психологические характеристики: очень высокая тормозимость на сильный раздражитель.
Ведущий канал восприятия – визуальный.
Очень отходчивы.
Слайд 73III. Мальчики смешанного типа (правая рука, правый глаз, левое ухо).
Объект
особой заботы!!!
Характеристики педагогов: молчаливые, ведомые, инфантильные, ранимые, плаксивые.
Психологические характеристики: высокий уровень пространственно-образного мышления, хорошие показатели речевого общения, высокие показатели переключаемости внимания, хорошая память.
Ведущий канал восприятия – слуховой.
Редко – тревожные дети.
Самое высокое желание идти в школу, которое пропадает к концу 1 кл.
Слайд 74V. Мальчики - левши (левые глаз, ухо, рука)
Психологические характеристики: самый высокий
уровень творческого мышления, повышенная тревожность, агрессивность, хорошие показатели внимания, памяти. Меланхолики, холерики.
Ведущий канал восприятия – кинестетики.
Требует строго индивидуального подхода.
Слайд 76I. Девочки – левополушарницы (правая рука, правый глаз, правое ухо) очень
мало!
Характеристики педагогов: Одни из лучших учениц в школе - старательность, аккуратность, внимательность. Честные, спокойные, беспроблемные. В среднем звене – с учебой могут возникнуть проблемы.
Психологические характеристики: Не выявлено никаких особых проблем, помимо низкого уровня развития пространственного мышления.
Абсолютно не агрессивные, не тревожные девочки. Среди них преобладают флегматики.
Проблема сбережения здоровья!
Ведущий канал восприятия – визуальный.
Слайд 77II. Девочки – правополушарницы (правая рука, левый глаз, левое ухо).
Характеристики
педагогов: Неряшливые, ловкие, не слишком активные.
Психологические характеристики: Хорошая память, пространственное и творческое мышление, очень высокое желание учиться (до начала школьных занятий). Самые низкие показатели переключения внимания.
Чаще встречаются холерики (50%) и меланхолики (33%).
Ведущий канал восприятия – кинестетики.
Требуют инд.пед.подхода.
Слайд 78III. Девочки – смешанного типа (правая рука, левый глаз, правое ухо).
Объект особого внимания!
Характеристики педагогов: скромные, нерешительные, боязливые, закомплексованные, боязливые.
Психологические характеристики: Хорошие показатели образного и логического мышления, средние показатели внимания и памяти.
Ведущий канал восприятия – различный.
Требуют инд.пед.подхода.
Слайд 79III. Девочки – смешанного типа (правая рука, правый глаз, левое ухо).
Лучшие жены (по данным психологических исследований)!
Характеристики педагогов: общительные, нестеснительные, активные, некапризные.
Психологические характеристики: высокий уровень самооценки, хорошие показатели внимания, памяти, высокий уровень логического мышления.
Холерики – внутри очень слабые (важна поддержка близких)
При успеваемости занимают лидирующее место.
Ведущий канал восприятия – визуалы.
Слайд 80Вывод!
Какие рекомендации по воспитанию девочек Вы можете сформулировать?
Слайд 81Вывод!
Какие рекомендации по воспитанию мальчиков Вы можете сформулировать?
Слайд 82Педагогические рекомендации учителям и родителям по учету индивидуальных особенностей мальчиков и
девочек: ОБЩИЕ
не ожидать от ребенка того, что он будет соответствовать нашей педагогической модели воспитанного и образованного человека
педагоги должны стараться превратить свои требования в желания и потребности детей
Слайд 83Педагогические рекомендации учителям и родителям по учету индивидуальных особенностей мальчиков и
девочек: ОБЩИЕ
маленькие дети (до 10 лет) не бывают ленивыми.
лень – это миф, придуманный педагогами для оправдания своей некомпетентности.(Ищем причину – почему ребенку трудно? в чем дело?)
постоянно помнить, что у педагогов и детей разные цели в процессе обучения: педагоги – на результат, дети – на процесс (Хвалить не за результат, а за процесс!)
Слайд 84Педагогические рекомендации учителям и родителям по учету индивидуальных особенностей мальчиков и
девочек: ОБЩИЕ
в развитии детей обязательно создаем стрессовые ситуации. Но при этом помним, что реакция на стресс включает три основные фазы:
фаза тревоги
фаза сопротивления (позитивная)
фаза истощения (разрушительная) нет результата от постоянного сопротивления.
Слайд 85Педагогические рекомендации учителям и родителям по учету индивидуальных особенностей мальчиков и
девочек: ОБЩИЕ
если ребенок 2-3 раза не смог справиться с заданием или проблемной ситуацией, то у него формируется т.н. «выученная беспомощность».
нельзя сравнивать детей между собой («Живущий не сравним!» О.Мандельштам)
признавайте право детей на ошибки (на ошибках учатся)
Слайд 86Педагогические рекомендации учителям и родителям по учету индивидуальных особенностей мальчиков и
девочек: ОБЩИЕ
не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга!
будьте терпеливы и внимательны к левше, он более эмоцинален и раним.
воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному!!!!!!
Слайд 87Литература
1. Берн Шон. Гендерная психология. Спб, 2002.
2. Геодакян В.А. Два пола: зачем и
почему. Спб, 2002.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. Спб, 2002.
4. Клецина И.С. Гендерная социализация, Спб, 1998.
5. Кон И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск, 2001.
6. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
7. Словарь гендерных терминов / Денисова А.А., М, 2002.