Подготовка к ЕГЭ по биологии презентация

Содержание

Рекомендации Учите терминологию. Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по биологии
Консультация 2


Слайд 2Рекомендации
Учите терминологию. Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче

ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
Визуализируйте понятия. Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
Поддерживайте систематичность занятий.
Задавайте вопросы. Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора....

Слайд 3Задание 27
Пример 1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ТТТГЦГАТГЦЦЦГЦА.
Определите последовательность

аминокислот в полипептиде и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могут произойти в гене в результате мутации в, если в белке третья аминокислота заменилась на аминокислоту ЦИС? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ поясните, используя таблицу генетического кода.

Слайд 4Решение
Эта задача легко раскладывается на элементы, которые составят правильный ответ. Лучше всего

действовать по проверенному алгоритму:
определяем последовательность аминокислот во фрагменте;
пишем, что произойдет при замене одной аминокислоты;
делаем вывод, что имеет место вырожденность генетического кода: одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом

Слайд 5Пример 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28.
Определите хромосомный набор

и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II.
Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Слайд 6Решение
Перед нами классическая, всем известная задача по цитологии.
Здесь важно запомнить: если

в задаче просят определить хромосомный набор и число молекул ДНК, к тому же показывают цифры — не ограничивайтесь формулой: обязательно указывайте числа.
В решении обязательны этапы:
указать начальное число молекул ДНК. В данном случае это 56 — так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется;
описать анафазу мейоза I: к полюсам расходятся гомологичные хромосомы;
описать анафазу мейоза II: число молекул ДНК — 28, хромосом — 28, к полюсам расходятся сестринские хроматиды-хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

Слайд 7Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны?

Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
Решение. Задача сформулирована прозрачно, ответ прост и легко разбивается на компоненты:
клетки пыльцевого зерна и спермии имеют гаплоидный набор хромосом;
клетки пыльцевого зерна развиваются из гаплоидных спор — митозом;
спермии — из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки), тоже митозом. 

Слайд 8Пример 4. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул

ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I.
Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
Решение. Задача решается по ранее описанному алгоритму.
В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК 120, хромосом — 60;
после мейоза I—соответственно 60 и 30.

Важно отметить в ответе, что перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, а число хромосом не изменяется; мы имеем дело с редукционным делением, поэтому число ДНК уменьшается в 2 раза.

Слайд 9Пример 5. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните,

из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Решение. Это тот самый тип задачи, где ответ легко раскладывается на три элемента:
указываем набор хромосом заростка n, гамет — n;
обязательно указываем, что заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза, а гаметы — на гаплоидном заростке, путем митоза;
поскольку точное число хромосом не указано, можно ограничиться формулой и писать просто n.

Слайд 10Пример 6. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК

в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ.
Решение. Как вы могли заметить, в подобных задачах точно просматривается число критериев ответа. В данном случае они такие: определить набор хромосом; определить его в определенных фазах —и обязательно дать объяснения.
Логичнее всего в ответе давать пояснения после каждого числового ответа.
Например: даем формулу: перед началом мейоза набор хромосом и днк равен 2n4c;
в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК;
в анафазе мейоза число хромосом не изменяется и равно 2n4c;
в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c. Следовательно, на этом этапе мы имеем 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

Слайд 11 Тестовая часть. Блок 2 Клетка как биологическая система
Сколько половых хромосом содержит

соматическая клетка мухи дрозофилы, если в этой клетке содержится 8 хромосом?
Ответ: 2
Установите соответствие между характеристиками и фазами деления клетки:
Характеристики Фазы деления
А) обмен участками хромосом 1) метафаза митоза
Б) выстраивание хромосом по экватору клетки 2) анафаза митоза
В) формирование веретена деления 3) профаза I мейоза
Г) набор хромосом и число молекул ДНК – 4c4n
Д) деление центромер хромосом
Ответ: 3, 1, 3, 2, 2

Слайд 12Блок 3. Организм как биологическая система.
Установите соответствие между организмами и системами:


Характеристики Организмы
А) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения 1) инфузория – туфелька
Б) обновление наследственного материала путём конъюгации 2) хламидомонада
В) отсутствие оплодотворения
Г) образование множества гамет путём митоза
Д) образование зооспор

Ответ: 2, 1,1,2,2

Слайд 13Блок 4. Система и многообразие органического мира.
Установите соответствие между признаками и

типами червей, для которых они характерны:
Признаки Типы червей
А) наличие первичной полости тела 1) Круглые черви
Б) наличие только продольных мышц 2) Плоские черви
В) наличие брюшной нервной цепочки 3) Кольчатые черви
Г) наличие кровеносной системы
Д) тело листовидной или лентовидной формы
Е) заполнение промежутков между органами
соединительной тканью (паренхимой)
Ответ: 1, 1, 3, 3, 2, 2

Слайд 14Блок 5. Организм человека и его здоровье.
Установите соответствие между характеристиками и

слоями кожи:
Характеристики Слои кожи
А) наличие мышечных волокон 1) дерма
Б) защита от ультрафиолетовых лучей 2) эпидермис
В) расположение потовых желёз
Г) расположение рецепторов
Д) выработка меланина
Е) образование ногтевых пластин

Ответ: 1, 2, 1, 1, 2, 1

Слайд 15Часть 2.
Почему большая кровопотеря опасна для человека? Ответ поясните.
Ответ:
В первую

очередь произойдет падение артериального давления и снижение притока крови к сердцу. Это вызовет наступление кислородного голодания головного мозга, что приведёт к нарушению работы ЦНС с последующим нарушением работы организма и смертельному исходу.
Кровь снабжает клетки организма кислородом, питательными веществами. Выводит вредные продукты метаболизма и СО2. Большие кровопотери приведут к нарушению всех процессов обмена веществ.

Слайд 16Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной

регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.
Ответ:
1)Разные носители сигнала. Гуморальная осуществляется с помощью биологически активных
в-в (гормонов), нервная – с помощью нервных импульсов.
2) Разный способ доставки сигналов: гуморальная – через кровь, нервные импульсы – по нервным волокнам.
3)Различное действие сигналов. Сигнал гуморальной регуляции поступает ко всем органам и тканям. А при нервной локален, чётко адресован.
4)Различная скорость воздействия. При гуморальной регуляции ответ наступает медленнее и действует дольше, чем при нервной.

Слайд 17Блок 6. Эволюция живой природы.
Установите соответствие между ароморфозами и типами животных,

для которых они характерны:
Ароморфозы Типы животных
А) вторичная полость тела 1) Кольчатые черви
Б) дифференцированная пищеварительная трубка 2)Плоские черви
В) выделительная система
Г) кровеносная система
Д) брюшная нервная цепочка
Е) наличие паренхимы между органами
Ответ: 1, 1, 2, 1, 1, 2

Слайд 18Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых

эти органы сформировались:
Органы животных Эволюционные процессы
А) конечности пчелы и кузнечика 1) дивергенция
Б) ласты дельфина и крылья- ласты пингвина 2) конвергенция
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки
Ответ: 1, 2, 2, 2,1, 2

Слайд 19Часть 2. Задание 23.
Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на

рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.


Слайд 20Ответ
1) грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью наземного

типа (пояс конечности и свободная конечность из трех отделов: плеча, предплечья, кисти);

2) имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей;

3) сходство с рыбами по форме тела и плавников;

4) название процесса — конвергенция; это формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.

Слайд 21Интернет- ресурсы
https://grclip.com/video/
https://grclip.com/video/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика