Слайд 1
Подготовка к ЕГЭ
по биологии в 2016 г.
Спирина Е.В. –
председатель
предметной комиссии
Слайд 2ЕГЭ – основная форма оценки качества образования
получение объективной оценки качества
образовательных достижений по биологии;
использование результатов для выявления типичных ошибок, недостатков, сильных и слабых сторон в преподавании;
установление обратной связи на разных уровнях и управление системой образования.
Слайд 3Модель ЕГЭ по биологии
концепция, принципы и технологические решения ЕГЭ в
целом себя оправдали и не претерпели серьезных изменений;
объект контроля остался прежним:
- 70% заданий проверяют материал по разделу «Общие биологические закономерности»;
- 15% - по разделу «Человек и его здоровье»;
- 15% - по разделам «Растения», «Бактерии.
Грибы. Лишайники», «Животные».
Слайд 4Модель ЕГЭ по биологии
объект контроля составляет взаимосвязь знаний:
эмпирических (сведения
об объектах изучения растений, животных, человека, их жизнедеятельности, месте и роли в природе);
теоретических (теории, законы, закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы);
прикладных (биотехнология, здоровый образ жизни, охрана окружающей среды).
Слайд 5Модель ЕГЭ по биологии
включает задания разного типа:
с выбором одного
верного ответа (базового и повышенного уровня);
с кратким ответом: с множественным выбором, на установление соответствия, определение последовательности (повышенного уровня);
с развернутым ответом (повышенного и высокого уровня).
Слайд 6Задания с выбором одного ответа
представляет собой вопрос;
содержит незаконченное утверждение,
а ответ является окончанием;
предполагает решение простейших задач по цитологии, генетике, экологии;
предусматривает работу с текстом и рисунком;
на отрицание («НЕ», «НЕЛЬЗЯ»);
на выбор верного или не верного суждения.
Слайд 7Задания с выбором ответа позволяют
использовать машинную обработку результатов (объективность контроля);
проверить большой объем содержания, широкий спектр знаний;
затратить немного времени на их выполнение и проверку;
выявить умения находить определения биологических понятий, терминов, законов, теорий, характеристику объектов и процессов, признаки их сходства и отличия.
Слайд 8Задания с кратким ответом
(на множественный выбор, установление соответствия и последовательности)
проверяют усвоение учебного материала на повышенном уровне;
выявляют умения:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать элементы содержания в разных взаимосвязях;
- находить существенные признаки объектов и процессов, сравнивать и определять их последовательность.
Слайд 9Задания с развернутым ответом
число заданий увеличено с 6 до 7 за
счет выделения отдельной линии заданий (35) на работу с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.), что контролирует не только знания, но и умение работать с рисунком, извлекать из него необходимую информацию;
выделена линия заданий (36) на анализ биологической информации, нахождение ошибок и их исправление.
Слайд 10Особенности экзаменационной модели ЕГЭ 2016
вариант состоит из 2-х частей;
задания представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С;
оптимизирована структура экзаменационной работы: уменьшено число заданий с 50 до 40; сокращено число заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25; увеличено число заданий с развернутым ответом с 6 до 7.
Слайд 11Особенности КИМ ЕГЭ 2016 г.
Каждый вариант содержит 40 заданий
Экзаменационная работа состоит
из 2 частей
Часть 1 - 33 задания
25 заданий с выбором 1 ответа (1 балл);
3 – с множественным выбором (2 балла);
4 – на установление соответствие (2 балла);
1 – на определение последовательности (2 б.)
Слайд 12Часть 2 - 7 заданий
со свободным развернутым ответом
1 задание
– на 2 элемента (2 балла),
№34 – практикоориентированное
6 заданий – на 3- 4 элемента (3 балла).
№35 – задание с рисунком
№36 – анализ текста
№37 – задание по основной школе
(Растения, Животные, Человек)
№38 – задание по эволюции и экологии
№39 –задача по цитологии
№40 – задача по генетике
Слайд 13Экзаменационная работа включает
7 содержательных блоков
1. Биология – наука о живой
природе. (1 .)
2. Клетка как биологическая система (6)
3. Организм как биологическая система (6)
4. Система и многообразие органического мира (7)
5. Организм человека и его здоровье (8)
6. Эволюция живой природы (6)
7. Экосистемы и присущие им закономерности (6)
Слайд 14Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»
Достижения биологии
Разделы биологии,
предмет изучения
Методы исследования
Роль ученых в биологии
Общие признаки биологических систем
Основные уровни организации живой природы
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной научной картины мира.
Слайд 15Второй блок
«Клетка как биологическая система»
Строение и функции клетки
Химический состав
Метаболизм
(фотосинтез, энергетический обмен),
Ген и генетический код, матричные реакции
Многообразие клеток
Деление клеток (митоз, мейоз)
Слайд 16Третий блок
«Организм как биологическая система»
Индивидуальное развитие организмов
Стадии развития зародыша
позвоночных
Вирусы, их строение и жизнедеятельность
Законы генетики, закономерности наследственности и изменчивости
Решение задач по генетике.
Основы селекции организмов и биотехнологии
Слайд 17Четвертый блок
«Система и многообразие органического мира»
Многообразие, строение, жизнедеятельность и
размножении организмов
различных царств живой природы ( растений, грибов, бактерий, животных);
Умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к
определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-
следственные связи между строением и функцией органов и систем органов.
Слайд 18Пятый блок «Организм человека и его здоровье»
Строение и жизнедеятельность организма
человека
Нервная и гуморальная регуляция процессов
Гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оказание первой помощи.
Взаимосвязь органов и систем органов человека.
Особенности строения, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Анализаторы
Высшая нервная деятельность человека.
Слайд 19Шестой блок «Эволюция живой природы»
Вид, его критерии и структура
Движущие силы
эволюции
Результаты эволюции: приспособленность и образование видов
Направления эволюции: ароморфозы, идиоадаптация и общая дегенерация
Развитие органического мира
Этапы антропогенеза
Слайд 20Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»
Экологические факторы
Взаимосвязи организмов и окружающей
среды
Цепи питания
Характеристики экосистем
Саморегуляция, саморазвитие и смена экосистем
Круговорот веществ в биосфере
Влияние деятельности человека на биосферу
Основы устойчивого развития биосферы.
Слайд 21Документы, регламентирующие
разработку КИМ ЕГЭ
кодификатор – перечень проверяемых знаний и умений;
спецификация–
описание экзаменационной работы 2016 года;
демонстрационная версия – эталон экзаменационной работы;
инструкции для учащихся;
эталоны ответов на задания части 1 и 2;
критерии оценивания заданий и рекомендации по проверке заданий со свободным развернутым ответом (часть 2).
Сайт WWW.fipi.ru
Слайд 22Рекомендуемые материалы для подготовки к ЕГЭ
Сборники экзаменационных заданий с грифом
ФИПИ издательств: АСТ.Астрель, Интеллект-Центр, Вентана-Граф, Дрофа, Русское слово, Национальное образование.
Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий www.fipi.ru.
Демонстрационные варианты ЕГЭ 2011, 2012, 2013, 2014, 2015
Слайд 23Блок 1. Биология – наука о живой природе
Содержание этого блока
проверялось только одним заданием базового уровня в части 1.
К числу наиболее сложных следует отнести задания, в которых требовалось указать минимальный уровень организации живого. Назвали уровень, на котором происходит фотосинтез (клеточный), только 54% участников, матричный синтез белка (клеточный) – 37%; метод биологии, изучающий строение и функции белка (биохимический), – 45%; метод исследования степени распространения наследственных заболеваний человека (популяционно-статистический) – 27%; уровень организации колонии тлей на листьях смородины (популяционно-видовой) – 46%; метод генетики для определения генотипа родительских форм (гибридологический) – 39%, метод создания сортов растений с кратным увеличением набора хромосом в клетках (полиплоидизация) – 38%, гибридизация – 55%.
Слайд 24У некоторых сортов декоративных растений в махровых цветках отсутствуют тычинки и
пестики. Как получают и сохраняют такие сорта растений?
Элементы ответа:
1) сохранение растений с мутацией махровости и получение сорта путем искусственного отбора;
2) сохранение махровости у растений такого сорта обеспечивается вегетативным размножением или внутрисортовым скрещиванием.
Слайд 25Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров.
Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?
Элементы ответа:
1) человек вывел породу в результате искусственного отбора, на основе наследственной изменчивости;
2) в природе птицы с длинными перьями в хвосте не имеют возможности выжить, так как длинный хвост мешает летать, уходить от преследований хищников.
Слайд 26Блок 2. Клетка как биологическая система
Наибольшие трудности у участников вызвали
вопросы о различии состава ДНК и РНК, о кроссинговере и конъюгации, процессах, протекающих в митозе и мейозе, свойствах генетического кода. Традиционно сложными для участников ЕГЭ были вопросы по метаболизму в клетках, различным типам деления клетки, соответствия триплета на ДНК и антикодона на тРНК. Выпускники не знают, что триплет на ДНК соответствует кодону на иРНК, который, в свою очередь, соответствует антикодону на тРНК. Следовательно, чтобы правильно найти соответствие триплета на ДНК и антикодона на тРНК, следует дважды по принципу комплементарности найти соответствующие нуклеотиды.
В заданиях линии 39 предлагалось два типа задач по цитологии: 1) на применение знаний о генетическом коде; 2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках разных организмов.
Слайд 27В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами
ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
Слайд 28Схема решения задачи включает:
1) по антикодонам тРНК найдём участок иРНК, на
котором синтезируется фрагмент белка: УУЦУУАЦЦУАУУГУУ;
2) по кодонам иРНК найдём последовательность аминокислот в белке: фен-лей-про-иле-вал;
3) по фрагменту иРНК найдём участок ДНК: ААГААТГГАТААЦАА; по участку одной цепи найдём вторую цепь: ТТЦТТАЦЦТАТТГТТ.
Слайд 29С5. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный
набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в метафазе мейоза II и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Схема решения задачи включает:
1) в метафазе мейоза II набор хромосом – n, число ДНК – 2с;
2) анафазе мейоза II набор хромосом – 2n, число ДНК – 2с;
3) в метафазе мейоза II набор хромосом гаплоидный в результате редукционного деления мейоза I, но хромосомы двухроматидные;
4) в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом и равно числу ДНК
Слайд 30С5. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры
и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
Элементы ответа:
1) хромосомный набор споры – n (гаплоидный);
2) споры образуются из диплоидной зиготы путём мейоза;
3) хромосомный набор гамет – n (гаплоидный);
4) гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза
Слайд 32Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина
льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Схема решения задачи включает:
1) гаметы и споры имеют гаплоидный набор хромосом – n;
2) гаметы развиваются на взрослом растении – гаметофите путём митоза;
3) споры образуются из клеток спорофита (спорангия) путём мейоза
Слайд 34С5. Какой хромосомный набор характерен для заростка и взрослого растения папоротника?
Объясните, из каких клеток они развиваются.
Слайд 35Схема решения задачи включает:
1) заросток папоротника имеет гаплоидный набор хромосом –
n;
2) взрослое растение папоротника (спорофит) имеет диплоидный набор хромосом – 2n;
3) заросток развивается из гаплоидной споры;
4) взрослое растение развивается из оплодотворённой яйцеклетки –
зиготы
Слайд 36Жизненный цикл хвоща
Спорофит
Спороносный
колосок
Споры
Заросток
(одно- или
двудомный)
Антеридии
Зигота
Архегонии
сперматозоиды
яйцеклетки
Слайд 37Жизненный цикл плауна баранца
Спорофит
Спороносный
колосок
Споры
Заросток
(однодомный)
(1-15 лет)
Антеридии
Зигота
Архегонии
сперматозоиды
яйцеклетки
Слайд 39Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны?
Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Элементы ответа:
1) клетки пыльцевого зерна сосны и спермин имеют набор хромосом - n (гаплоидный);
2) клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор митозом;
3) спермии сосны развиваются из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки) митозом
Слайд 41Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового
растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Элементы ответа:
1) в спермиях набор хромосом — n; в клетках эндосперма семени – 3n;
2) спермий формируется из гаплоидной споры (генеративной клетки) в результате митоза;
3) эндосперм формируется при слиянии двух ядер центральной клетки зародышевого мешка (2n) и одного спермия (n).
Слайд 42С5. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев
пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Элементы ответа:
1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n;
2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;
3) хромосомный набор спермиев – n;
4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза
Слайд 44Блок 3. Организм как биологическая система
Трудности вызвали лишь отдельные задания.
Так, например, выпускники плохо знают способ питания молочнокислых бактерий, не могут выбрать правильный ответ в задании, где требуется определить, что образуется в результате оплодотворения у растений. Вместо зиготы выбирается зародышевый мешок. Оказались слабо сформированы такие понятия, как генотип, геном, фенотип, альтернативные гены, аутосомы, геномные и генные мутации. Традиционно плохо участники отвечают на вопросы, связанные с методами изучения генетики человека, о сцепленном наследовании генов. Вызвали затруднения и отдельные задания по эмбриогенезу. Так, например, только 26% участников ответили на вопрос: из какого зародышевого листка образуется мышечная ткань. На вопрос: где образуются семена у картофеля? – только 27% выпускников ответили «в плодах», большинство выбрали ответ «в столонах».
В одном из заданий линии 34 требовалось объяснить, для чего в селекции используется искусственное оплодотворение у растений и животных. В ответе необходимо было указать, что этот метод используется для создания сорта (породы) и получения большого числа потомков от одного производителя.
Слайд 45С2. Назовите стадию эмбрионального развития ланцетника, изображённую на рисунке. Какие структуры
обозначены цифрами 1 и 2? Из каких зародышевых листков формируются эти структуры?
Элементы ответа:
1) нейрула – стадия формирования у зародыша нервной трубки;
2) 1 – нервная пластинка, формируется из эктодермы;
3) 2 – первичная кишка, формируется из энтодермы
Слайд 46В заданиях линии 40 предлагались генетические задачи в основном на дигибридное
скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков.
Кроме составления схем скрещивания и определения генотипов родителей и потомства, по условию задачи необходимо было объяснить причины представленных в условии результатов. Экзаменуемые должны были обосновать полученный результат и объяснить, какой закон имел место в конкретном случае.
Слайд 47Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек - как
аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врождённая близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.
Элементы ответа:
1) генотипы родителей: мать aaBb х отец Aabb
G гаметы аВ, ab Ab, ab;
2) генотипы потомства: 2 - близорукие без веснушек Aabb,
1 - нормальное зрение с веснушками ааВb, вероятность рождения близоруких детей с веснушками АаВb -25%;
3) проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.
Слайд 48При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с
растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.
Схема решения задачи включает:
1) 1 скрещивание:
Р яркая окраска и усики х бледная окраска и без усиков
ААВВ aabb
G АВ ab
F1 АаВb - яркая окраска цветков и усики;
2) 2 скрещивание:
Р АаВb х АаВb
G АВ, ab АВ, ab
F2
1 ААВВ, 2АаВb - яркие цветки и усики,
laabb — без усов, бледные цветки;
3) в F1 проявляется закон единообразия гибридов, в F2 - закон сцепленного наследования, сцепления генов АВ и ab приводят к появлению 2-х фенотипических групп.
Слайд 49У кур полосатая окраска перьев доминирует над отсутствием полос (ген сцеплен
с полом), а наличие гребня - над его отсутствием (аутосомный признак). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной бесполосой курицы с гребнем и гетерозиготного петуха с полосатым опереньем без гребня? У кур гомогаметными являются самцы, а гетерогаметными - самки. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение фенотипов в потомстве. Объясните, какие законы имеют место в данном случае.
Элементы ответа:
1) генотипы родителей: ♀ BbXaY х ♂ bbХАХа
G гаметы ВХa, bХа, BY, bY bХА, bХа;
F1:
25% BbXAXa, BbXAY - полосатое оперение с гребнем,
25% bbXAXa, bbXAY - полосатое оперение без гребня,
25% BbXaXa, BbXaY - бесполосое оперение с гребнем,
25% bbXaXa, bbXaY - бесполосое оперение, без гребня;
3) проявляются законы независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования признаков
Слайд 50По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака
(доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7, и объясните формирование их генотипов.
Схема решения задачи включает:
1) признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении;
2) генотипы родителей: отец - XaY, мать - ХАХА или ХАХа; F1: дочь (1) - ХАХа - носитель гена, так как наследует Ха-хромосому от отца;
3) F2: дочь (6) - ХАХА или ХАХа, сын (7) - XaY; признак проявился, так как наследует Ха-хромосому от матери.
Слайд 51При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим
морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.
Схема решения задачи включает:
1) 1 скрещивание:
Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные.
ААВВ х aabb
G АВ ab
F1 АаВb - семена гладкие, окрашенные;
2) 2 скрещивание:
Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные
АаВЬ х aabb
G АВ, Ab, аВ, ab ab
F2
АаВb - семена гладкие окрашенные,
aabb - семена морщинистые неокрашенные,
ааВbb - семена морщинистые, окрашенные,
Aabb - семена гладкие, неокрашенные;
3) в F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов АВ и ab при кроссинговере.
Слайд 52Блок 4. Система и многообразие органического мира»
Слабо усвоенным оказался материал
о признаках, лежащих в основе классификации цветковых растений, отличительных признаках основных групп растений и животных, особенностях жизнедеятельности организмов разных царств. В частности, вызвали затруднения вопросы об органах дыхания у насекомых, моллюсков разных классов, определение по рисунку зон корня, хотя этот материал относится к базовым знаниям и представлен во всех учебниках.
Трудности вызвали задания, в которых требовалось сопоставить строение и размножение мхов и папоротников, особенности органов дыхания у представителей моллюсков, развитие насекомых с полным и неполным превращением на конкретных примерах, определить принадлежность представителей позвоночных к определенным классам, соотносить признаки птиц и пресмыкающихся у археоптерикса.
Самые низкие показатели выполнения заданий данного блока связаны с практико-ориентированными заданиями (34). Участники ЕГЭ затруднились объяснить, как происходит заражение таежным энцефалитом, причины отсутствия семян в метелках кукурузы, роль грибницы в жизни грибов, суть опыта по выделению кислорода растениями при фотосинтезе.
Слайд 53С1. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему
плоды образуются только в початке? (20%)
С1. Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко заболевают тяжёлой болезнью – таёжным энцефалитом? Объясните, как происходит заражение. (29%)
Элементы ответа:
1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды – зерновки;
2) метёлка состоит из мужских цветков, которые образуют пыльцу, участвующую в оплодотворении
Элементы ответа:
1) в это время в тайге активизируются таёжные клещи, которые, питаясь кровью зверей и птиц, становятся переносчиками возбудителей энцефалита;
2) клещи, попавшие на кожу человека, присасываются к ней и со слюной вносят в неё возбудителей энцефалита
Слайд 54Средние показатели выполнения заданий линий 35 и 36 составили более 32%,
что несколько выше заявленного уровня сложности, однако отдельные задания выполнили от 2% до 9% участников. Например, определили бактериофаг по рисунку 54% экзаменуемых, но сумели описать особенности жизнедеятельности только 5%. Определили по рисунку цветочную почку 61%, назвали части почки 13%, но ответили на вопрос, какая ткань обеспечивает рост и развитее почки, только 6% экзаменуемых.
При выполнении заданий линии 36 вызвали затруднения задания, где требовалось раскрыть особенности строения земноводных в связи с выходом на сушу, скелета птиц в связи с полётом, признаки членистоногих, грызунов, обеспечившие их широкое распространение на земле. Максимальное число баллов на подобные задания получили в среднем только 5% участников.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о слабо сформированных умениях сравнивать разные отделы растений и типы животных, выявлять их ароморфные признаки, определять по рисунку ткани и органы растений, раскрывать их функции.
Слайд 55Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности
между особями «пчелиной семьи»?
Элементы ответа:
1) матка - плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи;
2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок;
3) рабочие пчелы - бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища
Слайд 56С2. Рассмотрите рисунок. В чём сходство и различие в размножении
изображённых на
рисунке животных? В чём сущность такого типа
размножения?
Элементы ответа:
сходство:
1) размножение бесполое;
2) в бесполом размножении участвует только одна родительская
особь; образуются особи, идентичные исходной родительской;
различие:
3) инфузория размножается путём митотического деления клетки,
гидра размножается почкованием
Слайд 57Как называются органы птицы, обозначенные на рисунке буквой А? Какие функции
они выполняют? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) Под буквой А обозначены воздушные мешки, которые участвуют в дыхании.
2) Воздушные мешки защищают внутренние органы от перегрева (участие в терморегуляции).
3) Уменьшают плотность тела, что облегчает полёт.
Слайд 58Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш
ответ. Назовите органы,
обозначенные на
рисунке буквами А и Б, и объясните их роль
в жизни растения.
Элементы ответа:
1) класс Двудольные, сетчатое жилкование листьев, цветок пятичленного типа;
2) А – цветок – генеративный орган, который обеспечивает образование плодов и семян (половое размножение);
3) Б – видоизменённый побег – ус (столон) обеспечивает вегетативное размножение и расселение
Слайд 59С3. В песчаных пустынях обитает большое число видов пресмыкающихся, а земноводные
там практически отсутствуют. Объясните почему. Приведите не менее трёх причин.
Элементы ответа:
1) в пустыне кожа земноводных высохнет, что затруднит их дыхание, так как дыхание земноводных в основном происходит через кожу, а пресмыкающиеся дышат только лёгкими;
2) у земноводных кожа голая, и организм будет терять много воды, а у пресмыкающихся кожа покрыта роговыми образованиями и предохраняет от испарения;
3) оплодотворение у земноводных внешнее, связано с водой;
оплодотворение пресмыкающихся внутреннее, не зависит от воды; развитие зародыша происходит в яйце, защищённом плотными оболочками.
Слайд 60Блок 5. Человек и его здоровье
Наиболее низкие результаты (18–24%) получены
на отдельные задания базового уровня: распознавание по рисунку нервной и эпителиальной ткани, тип соединения костей конечностей, условия формирования и сохранения пассивного иммунитета, определение места впадения крупных лимфатических сосудов, особенности выработки условного рефлекса, поступления веществ в клетки из тканевой жидкости, процессы регуляции теплоотдачи у человека.
Из практико-ориентированных заданий экзаменуемые затруднились ответить на вопросы о влиянии алкоголя на печень, угарного газа на кровь, определить причины разрушения витамина С при соприкосновении с воздухом.
Участники затруднились установить по рисунку строение кожи, описать функции эпидермиса и подкожной клетчатки, строение почки и функции ее частей. Сложными оказались и задания, в которых требовалось: объяснить особенности дыхательных движений у человека при спокойном вдохе и выдохе, транспорта газов кровью, регуляции кровяного давления в процессе работы и в спокойном состоянии; установить отделы нервной системы, участвующие в этом процессе, причины введения инсулина человеку только в виде инъекций.
Слайд 61С2. На рисунке представлены слои кожи человека, обозначенные буквами А и
В. Назовите их. Какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1) А – эпидермис; В – подкожная жировая клетчатка;
2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента;
3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела, является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при ушибах
Слайд 62С3. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном
состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
Элементы ответа:
1) в спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается;
2) во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается;
3) в изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы
Слайд 63Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырёх
функций.
Элементы ответа:
1) вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении;
2) обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей - барьерная роль;
3) в клетках печени синтезируется и запасается гликоген;
4) является местом разрушения эритроцитов.
Слайд 64С3. В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную
микрофлору. Укажите не менее трёх значений этих бактерий.
Элементы ответа:
1) участвуют в расщеплении клетчатки;
2) способствуют синтезу витаминов группы В;
3) подавляют развитие гнилостных бактерий, нормализуют среду в кишечнике и его функционирование
Слайд 65Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели
кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге;
2) в аорте давление наиболее высокое, оно создаётся силой сокращения стенки левого желудочка сердца;
3) в полых венах давление самое низкое за счёт ослабления энергии, сообщаемой крови сердцем при сокращении
Слайд 66С1. Зимой у людей часто усиливается шелушение кожи открытых участков тела.
Назовите возможные причины этого явления.
Элементы ответа:
1) воздействие низкой температуры и холодного ветра на открытые
участки тела приводит к иссушению и шелушению кожи;
2) сокращение потребления
С1. Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот, и почему нарушается их восприятие при насморке?
Элементы ответа:
1) свойства пищи во рту оценивают вкусовой, осязательный и
обонятельный анализаторы;
2) при насморке воспаление слизистой оболочки носоглотки нарушает работу обонятельного анализатора, запах и вкус пищи могут не ощущаться
Слайд 67Назовите мышцы, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Какие функции
они выполняют? Какой мышечной тканью они образованы?
Элементы ответа:
1) 1 - скелетные мышцы-сгибатели (двуглавая), 2 - скелетные мышцы-разгибатели (трёхглавая);
2) обеспечивают движение руки - сгибание и разгибание;
3) образованы поперечнополосатой мышечной тканью.
Слайд 68Определите, какая кость на рисунке обозначена цифрой 1. Назовите отдел скелета
верхних конечностей, к которому её относят, и тип её соединения с другими костями. У каких позвоночных впервые появляется конечность подобного типа?
Элементы ответа:
1) цифрой 1 обозначена локтевая кость;
2) эта кость является частью предплечья;
3) с другими костями соединяется подвижно с помощью сустава;
4) конечность подобного типа впервые появляется у земноводных
Слайд 69Блок 6. Эволюция живой природы
Выявлены отдельные понятия, закономерности, слабо освоенные
выпускниками и требующие серьезной подготовки: установление признака, на основании которого особей относят к одному виду, изменчивости, приводящей к сохранению особей с полезными свойствами; определение атавизмов на конкретных примерах, экологического видообразования при разделении популяции по срокам размножения, экологических критериев вида; признаки морфофизиологического прогресса на примерах. Значительные затруднения вызвали задания в разных вариантах, где требовалось установить первично- и вторично водных животных.
Слабо сформированы у выпускников учебные умения сравнивать и сопоставлять эволюционные процессы, признаки организмов: дивергенцию и конвергенцию; ароморфозы и идиоадаптации на примерах у пресмыкающихся, растений; науки, изучающие различные доказательства эволюции. К типичным ошибкам, повторяющимся из года в год, следует отнести неумение экзаменуемых устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.
В линии 35 существенные затруднения вызвали два похожих задания разных вари-антов. По изображению пород голубей и разновидностей капусты требовалось определить эволюционные процессы и вид отбора, обеспечившие выведение этих разновидностей, и установить, изменения каких органов были взяты за основу.
Слайд 70Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают
животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
Элементы ответа:
1) атавизм - возврат к признакам предков;
2) многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;
3) примеры: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.
Слайд 71Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните,
какие факторы эволюции этому способствуют.
Элементы ответа:
1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;
2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;
3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида
Слайд 72Большинство плоских червей - внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения
и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни? Укажите не менее трёх особенностей.
Элементы ответа:
1) покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина;
2) органы прикрепления, позволяющие закрепиться в органах хозяина;
3) высокая плодовитость, развитие со сменой хозяев и сред обитания.
Слайд 73Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см2 и даёт в год
более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трёх аргументов.
Элементы ответа:
Ограничивают размножение, распространение, увеличение численности одуванчика следующие факторы:
1) внутривидовая борьба за средства к существованию: территория, свет, вода и др.;
2) межвидовая борьба за существование: конкуренция с другими растениями, поедание травоядными животными и др.;
3) борьба с неблагоприятными условиями среды: засуха, морозы, наводнения и др.
Слайд 74Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Вызвали затруднения задания на
установление абиотических факторов среды, определение консументов и продуцентов в экосистемах и цепях питания, выбор правильного суждения об агроценозах
В некоторых случаях участники экзамена не смогли обосновать последствия обработки деревьев ядохимикатами, приспособленность растений к жизни в тундре и объяснить, почему каменный уголь относят к веществам биогенного происхождения и невосполнимым ресурсам.
Слайд 75Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого
газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
Элементы ответа:
1) свет – источник энергии для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;
2) углекислый газ и вода необходимы для синтеза глюкозы, при их недостатке снижается интенсивность фотосинтеза;
3) все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры
Слайд 76В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе
живые организмы?
Элементы ответа:
1) кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;
2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе энергетического обмена образуется вода и
углекислый газ;
3) бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ
Слайд 77Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.
Элементы ответа:
1) углекислый газ в
процессе фотосинтеза преобразуется в органические вещества, которые запасаются в растении;
2) органические вещества используют гетеротрофные организмы в цепях питания;
3) органические вещества окисляются до углекислого газа, который выделяется в атмосферу в процессе дыхания.
Слайд 78Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит
к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
Элементы ответа:
1) сокращение численности волков сопровождается повышением
численности оленей;
2) высокая численность оленей приводит к истощению их
кормовой базы – ягеля
Слайд 79С4. Какую роль играют кишечнополостные в морских биоценозах? Приведите не менее
трёх значений.
Элементы ответа:
1) питаются мелкими плавающими животными и регулируют их численность;
2) служат пищей многим животным;
3) образуют коралловые острова и рифы, создавая жилища для морских обитателей;
4) очищают воду от органических взвесей
С4. В чём состоит отличие хемотрофов и фототрофов от гетеротрофов? Какова их роль в экосистеме? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) фототрофы и хемотрофы относят к автотрофным организмам,
так как они синтезируют органические вещества из неорганических, используя световую энергию или энергию окисления неорганических веществ;
2) в экосистеме они выполняют роль продуцентов и являются начальным звеном в цепях питания;
3) гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами,
выполняя роль консументов и редуцентов, нередко завершая пищевую цепь
Слайд 80В хвойных лесах длительное время обитают популяции жуков-усачей, одни из которых
имеют светло-коричневую, а другие - тёмно-коричневую окраску. Какие жуки-усачи будут преобладать в еловых, а какие - в сосновых лесах? Что является фактором отбора и какая форма естественного отбора поддерживает существование двух популяций жуков? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) сосновые леса более светлые, поэтому в них преобладает популяция жуков, которые имеют светло-коричневую окраску, так как они менее заметны;
2) еловые леса более тёмные, поэтому в них сохранится популяция жуков, которые имеют тёмно-коричневую окраску, так как они менее заметны;
3) фактором отбора служат птицы, уничтожающие более заметных особей;
4) проявляется действие стабилизирующего естественного отбора.