Слайд 1Первая и вторая сигнальные системы.
Работу выполнила: Сычева Ирина Ивановна 210м/c
Слайд 2Содержание:
Понятие о сигнальной системе
Этапы становления сигнальных систем
Взаимодействие двух сигнальных систем
Нарушения второй
сигнальной системы
Заключение
Слайд 3Понятие о сигнальной системе:
Сигнальная система –
набор условно-рефлекторных связей организма с окружающей средой, который впоследствии служит основой для формирования высшей нервной деятельности.
Слайд 5 Первая сигнальная система – комплекс рефлексов на
конкретный раздражитель, например на свет, звук и т. д. Осуществляется за счет специфических рецепторов, воспринимающих действительность в конкретных образах. В данной сигнальной системе играют большую роль органы чувств, передающие возбуждение в кору больших полушарий, кроме мозгового отдела Рече двигательного анализатора.
Слайд 6 Вторая сигнальная система формируется на основе первой
и является условно-рефлекторной деятельностью в ответ на словесный раздражитель. Она функционирует за счет речи двигательного, слухового и зрительного анализаторов. Ее раздражителем является слово, поэтому она дает начало абстрактному мышлению. В качестве морфологического субстрата выступает речи двигательный отдел коры больших полушарий.
Слайд 7 Вторая сигнальная система обладает высокой скоростью иррадиации, характеризуется
быстротой возникновения процессов возбуждения и торможения.
Слайд 8Этапы становления сигнальных систем:
Для становления
сигнальных систем необходимы четыре этапа:
1) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция, появляется в течение первого месяца жизни;
2) этап, при котором на словесный раздражитель появляется непосредственная ответная реакция, возникает во втором полугодии жизни;
3) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает словесная реакция, развивается в начале второго года жизни;
4) этап, при котором на словесный раздражитель есть словесная ответная реакция, ребенок понимает речь и дает ответ.
Слайд 9Взаимодействие двух сигнальных систем:
Физическая структура знака не
зависит от объекта, который он обозначает. Одни и те же явление, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках. Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.
Слайд 10Нарушения второй сигнальной системы:
Среди наиболее распространенных нарушений
функции второй сигнальной системы различают:
1. агнозию,
2. афазию,
3. аграфию,
4. амнезию.
Слайд 11 1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов.
Она делиться на:
зрительную,
слуховую.
Зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, а слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга.
Слайд 122. Афазия — нарушение речи, при котором человек или совершенно не
может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции). Афазия связана с заболеванием левой половины головного мозга (доминантного полушария) у правшей. Часто сопровождается затруднениями в чтении и письме.
Слайд 133. Аграфия — это приобретенная потеря способности писать, несмотря на то,
что сила и координация движений кисти руки сохранены в норме. Относится к языковым нарушениям, обычно бывает связана с заболеванием теменной доли головного мозга.
Слайд 144. Амнезия — (забывание слов) это частичная или полная потеря памяти
вследствие физической травмы, заболевания, приема некоторых лекарственных препаратов или психологической травмы.
Два типа амнезии:
антероградная амнезия,
ретроградная амнезия.
Слайд 15 Антероградная амнезия – это амнезия на события,
которые последовали после травмы.
Ретроградная амнезия – это амнезия на предшествовавшие травме события.
У некоторых больных одновременно могут наблюдаться оба типа амнезии.
Слайд 16Заключение:
Для выработки сигнальных систем необходимы:
1) способность выработки
условных рефлексов на комплекс раздражителей;
2) возможность выработки условных рефлексов;
3) наличие дифференцировки раздражителей;
4) способность к обобщению рефлекторных дуг.
Таким образом, сигнальные системы – основа для высшей нервной деятельности, которые сложны по своей структуре и работе.