Слайд 2Биомеханика – это наука о
применении принципов механики
для изучения строения
и функций живых организмов. Благодаря этому становится возможным рассчитать нагрузки, которые испытывает человек. И при сохранении равновесия, и при движении тело функционирует по принципам механики, поэтому важно понимать действие законов механики при перемещении грузов, как одушевленных, так и неодушевленных.
Слайд 3Равновесие – это способность предмета или человека двигаться и не падать.
Слайд 4Основание – это площадь опоры, необходимая для сохранения равновесия.
Чем больше
основание, тем больше устойчивость. Для сохранения равновесия центр тяжести должен проходить через основание.
Слайд 5Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает все предметы.
Центр тяжести – это точка в теле человека, через которую проходят все действующие силы. У людей центр тяжести проходит на уровне второго крестцового позвонка.
Слайд 6Если человек поднимает руки вверх – центр тяжести перемещается выше
Слайд 7В положении сидя – центр тяжести выходит за пределы физического тела.
Слайд 8Если пациент упал на колени – центр тяжести находится сзади него,
поэтому пациента необходимо наклонить назад
Слайд 9и центр тела совпадают, поэтому, перемещая пациента в кровати, подушку необходимо
убрать.
В положении лежа без подушки – центр тяжести
Слайд 10При любом перемещении необходимо учитывать
6 главных параметров:
1)
задача (выполняемая работа);
2) груз;
3) окружающая среда;
4) медработник, выполняющий
данную работу;
5) организация труда;
6) обучение.
Слайд 111. Задача (выполняемая работа) - учитывается:
нужна ли эта работа?
продолжительность
этой работы;
временные ограничения (за какое время ее надо
сделать?);
заданный ритм;
чередование работы и отдыха;
возможность помощи (люди, оборудование);
действия часто повторяющиеся или длительные?
расстояние, на которое перемещается груз или
пациент;
рабочая поза;
расстояние между грузом и телом м/с (ноги м/с
обязательно под грузом!!!);
вероятность неожиданного действия.
Слайд 122. Груз или пациент – учитывается:
вес, масса сопротивления передвижения;
неподвижный
пациент или в движении;
физические габариты пациента; =>
ограничение по видимости (из-за его
толщины или высоты);
положение центра тяжести;
легко захватить руками (есть ли ручки или
ремни?);
механическое состояние, то есть у пациента
есть ли раны, повреждения?
Есть ли загрязнения поверхности?
Слайд 133. Окружающая среда – учитывается:
размеры и пространство, включая пространство для
ног;
планировка (если часто приходится переставлять мебель – это не
эргономично!);
высота, на которой ведутся работы (столы, кровати, стулья,
каталка → кровать);
полы или территория, на которой ведется работа (скользкие,
влажные, неровные, лестницы);
жара, холод и влажность (они ускоряют усталость => более частый
отдых);
освещение (особенно ночью в палате);
оборудование (доступное, удобное, совместимое по высоте и
ширине, содержится в рабочем состоянии);
видимость и обзор;
одежда и обувь (без пряжек, острых пуговиц => не травмировать
пациента);
одежда у пациента – которую можно быстро снять при недержании
и удобно захватить!
Шум, вибрация, пыль, бактерии, вентиляция.
Слайд 144. Индивидуальные возможности работника:
физическое состояние: возраст, пол, физическая выносливость
антропометрия;
состояние здоровья: зрение, слух (каждый слышит и видит, что
хочет);
ловкость, координация;
социальные условия: традиции и практика (прижать к себе);
мотивация;
взаимодействие с оборудованием;
усталость (к концу рабочего дня – мы слабее, чем в начале);
знание, навык, опыт, предыдущее обучение;
какой рукой привычнее работать (левой → правой);
суточные ритмы;
навыки общения;
привычные позы;
умение работать в команде.
Слайд 155. Организация труда:
менеджмент (умение привлечь людей,
приобрести
оборудование);
снабжение оборудованием (проверка и
передача по смене, если не ровный стол,
стул и т.д.);
оплата и условия труда;
алгоритмы перемещения, принятые в этом
медучреждении (ЛПУ);
передача информации о пациенте,
окружающей среде.
Слайд 166. Обучение:
оно должно быть по существу;
под наблюдением;
должно быть
оценено обучение –
обязательно!!!
Слайд 17Для безопасной работы необходимо:
иметь большую площадь опоры;
груз,
который мы поднимаем надо держать
как можно ближе к центру тяжести (так, чтобы
собственный вес и вес груза проходили через
площадь опоры, тем самым, удерживая
равновесие и снижая нагрузку на
позвоночник);
держать прямую позу – осанку (чем больше
наклон и груз, тем труднее мышцам
позвоночника удержать нас от падения, тем
больше нагрузка на позвоночник).
Слайд 18Правила работы в группе:
старайтесь выбирать членов бригады одного роста (иначе
наибольшую нагрузку будет испытывать сестра, имеющая самый низкий рост);
самая сильная в физическом плане сестра должна принять на себя наиболее тяжелую часть тела – бедра и туловище пациента;
производить движения всеми членами бригады в одном ритме и по счету;
одна сестра должна выполнять роль лидера (отдает распоряжения, оценивает безопасность окружающей среды, наблюдает за выражением лица пациента, ведет счет).