Презентация на тему Нейрофизиология. Рефлекторная теория. (Лекция 6)

Презентация на тему Презентация на тему Нейрофизиология. Рефлекторная теория. (Лекция 6), предмет презентации: Биология. Этот материал содержит 78 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Основы рефлекторной теории

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ
Лекция 6


Слайд 2
Текст слайда:

Что такое рефлекс?

Закономерная целостная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при обязательном участии ЦНС
Стереотипная реакция, направленная на приспособление к изменяющимся условиям среды или внутреннего состояния


Слайд 3
Текст слайда:

Примеры рефлексов

Сгибание руки или ноги в ответ на механическое повреждение.
Мигание при раздражении роговицы.
Кашель, при раздражении дыхательных путей инородным телом (мокротой).
Потение при перегревании.
Учащение пульса и дыхания при работе.
Выделение слюны при поступлении пищи в ротовую полость.


Слайд 4
Текст слайда:

Виды рефлексов

По числу синапсов в рефлекторной дуге: моносинаптические и полисинаптические
По регулируемой функции: двигательные (одиночные и сложные) и вегетативные
По виду поведения: защитные, познотонические и локомоторные, ориентировочные, пищевые, половые и т.д.
По происхождению: врожденные (безусловные) и приобретенные (условные)
По условию выработки: классический (при сочетании УР и Б/УР) и оперантный (путем подкрепление активного действия результатом)


Слайд 5
Текст слайда:

Одиночные (простые) двигательные рефлексы

Классические рефлексы


Слайд 6
Текст слайда:

Схема рефлекторного ответа


Слайд 7
Текст слайда:

Рефлекторная дуга

Совокупность всех образований, необходимых для осуществления рефлекса:
1.Рецепторы - 2. Сенсорный (аффе-рентный, центростремительный) нейрон - 3. Интернейроны (вставоч-ные, контактные) - 4. Эфферентный (центробежный) нейрон - 5. Рабочий орган (эффектор).

Классические рефлексы


Слайд 8
Текст слайда:

Схема рефлекторной дуги


Слайд 9
Текст слайда:

Моносинаптическая дуга рефлекса растяжения



Слайд 10
Текст слайда:

Механизм рефлекса растяжения


Слайд 11
Текст слайда:

Мышечное веретено и интрафузальные волокна


Слайд 12
Текст слайда:

Альфа- и гамма- мотонейроны


Слайд 13
Текст слайда:

Сухожильные рецепторы Гольджи


Слайд 14
Текст слайда:

Рефлекторная регуляция напряжения мышцы


Слайд 15
Текст слайда:

Механизм регуляции напряжения мышц


Слайд 16
Текст слайда:

Рефлексы спинного мозга находятся под контролем высших центров


Слайд 17
Текст слайда:

Координация рефлекторной деятельности (сгибательный рефлекс)


Слайд 18
Текст слайда:

Нервный центр (рефлекса)

Функциональное объединение интернейронов, участвующих в осуществлении рефлекторного акта.
Центральные синапсы определяют такие свойства, как центральная задержка, одностороннее проведение, пространствен-ная и последовательная суммация, постте-таническая потенциация.


Слайд 19
Текст слайда:

Мотонейроны - общий конечный путь


Слайд 20
Текст слайда:

Сложные двигательные рефлексы

Классические рефлексы


Слайд 21
Текст слайда:

Ритмические рефлексы

Потирательный рефлекс у лягушек.
Чесательный рефлекс у шерстистых животных.
Локомоторные рефлексы: попеременное сокращение сгибателей и разгибателей при ходьбе.


Слайд 22
Текст слайда:

Схема ритмического рефлекса


Слайд 23
Текст слайда:

Локомоторный рефлекс у спинальной кошки


Слайд 24
Текст слайда:

После травматического разрыва спинного мозга

Сохраняются:
Рефлекс растяжения
Рефлекторная регуляция напряжения мышц
Сгибательный рефлекс
Разгибательный рефлекс

Не сохраняются:
Локомоторные рефлексы (ходьба)
Произвольные движения
Произвольная регуляция мочеиспускания и дефекации


Слайд 25
Текст слайда:

Вегетативные рефлексы

Эффекторами являются гладкие мышцы внутренних органов, сердечная мышца и железы внешней секреции.
Рецепторы могут находиться в самих эффекторах либо за их пределами.
В эфферентном звене содержатся два нейрона.
Большинство эффекторов имеют двойную иннервацию (S и P/S)


Слайд 26
Текст слайда:

Безусловные и условные рефлексы

Безусловные:
Врождённые
Видовые
Образуются вне зависимости от индивидуального опыта
Сохраняются на протяжении всей жизни

Условные:
Приобретённые
Индивидуальные
Образуются только в процессе научения

Без необходимого подкрепления могут исчезнуть


Слайд 27
Текст слайда:

Безусловный и условный рефлексы

Безусловный: врождённый, видовой, сохраняется на протяжении жизни, осуществляется при замыкании существующей рефлекторной дуги.
Условный: приобретённый, индивидуальный, возникает в ходе приобретаемого опыта, когда возникает временная связь между нервными центрами; может исчезнуть без подкрепления.


Слайд 28
Текст слайда:

Правила образования УР

1. Условный раздражитель должен действовать раньше, чем безусловный
2.Условный раздражитель должен быть слабее безусловного (по степени физиологической значимости)
3.Образованию УР не должны мешать посторонние раздражители


Слайд 29
Текст слайда:

Что используется в качестве условного раздражителя?

Появление нового раздражителя вызывает ориентировочную реакцию (рефлекс «что такое?»).
При повторяющемся действии безразличных стимулов наступает привыкание, о чём свидетельствует исчезновение первоначальной реакции: стимул становится индифферентным.


Слайд 30
Текст слайда:

Схема рефлекторной дуги УР


Слайд 31
Текст слайда:

Классификация УР

Пищевые
Оборонительные
Половые
Статокинетические
Локомоторные
Ориентировочные
Гомеостатические


Слайд 32
Текст слайда:

Устройство лабораторного помещения для выработки УР


Слайд 33
Текст слайда:

Регистрация оборонительного УР

Движения левой передней конечности

Дыхание

Усл. раздражитель (метроном)

Безусловный раздражитель (ток)

Интервалы времени по 0,5 с



Слайд 34
Текст слайда:

Условнорефлекторное изменение ЧСС

ЭКГ через 30 с после включения УС (метроном)

ЭКГ в покое

ЭКГ через 30 с после введения нитроглицерина (Б/УС)


Слайд 35
Текст слайда:

Варианты соотношения во времени условного сигнала и подкрепления

Слюноотделние (число капель)

Слюноотделние (число капель)

Слюноотделние (число капель)

Условный сигнал

Условный сигнал

Безусловное подкрепление

Условный сигнал

Безусловное подкрепление

Безусловное подкрепление

Время (мин.)

Время (мин.)

Время (мин.)


Слайд 36
Текст слайда:

УР второго, третьего и т.д. порядков

УР первого порядка получается при сочетании индифферентного стимула (ИС) с безусловным раздражителем:
метроном + (пища) = слюна
УР второго порядка (УР-II):
ИС + условный стимул, вызывающий УР: свет + (метроном) = слюна
УР-III: касание + (свет) = слюна


Слайд 37
Текст слайда:

Объяснение механизма УР основано на представлении об анализаторах

«Анализатором мы называем нервный прибор, состоящий из следующих частей: известного периферического конца - глаза, уха и т.д., соответствующего нерва и мозгового конца этого нерва.»
«Мозговой конец анализатора представляет общую массу, в которой все части находятся в тесной связи и могут заменяться другими».


Слайд 38
Текст слайда:

«Главнейшие законы деятельности ЦНС …»

«В спинном мозгу … рефлекторную деятельность застаём уже сделанной, готовой»
«Другое дело … с физиологией высшего отдела ЦНС: здесь мы имеем рефлекторный акт, делающийся на наших глазах»
«Безразличные раздражители прокладывают себе постоянную, узкую дорогу к деятельному центру»


Слайд 39
Текст слайда:

«Большие полушария есть место условных, временных рефлексов»

«Приходящие в полушария раздражения связываются в одних случаях с определёнными пунктами, находящимися в состоянии раздражения, … могут в других случаях вступать во временную связь с тормозным состоянием коры»


Слайд 40
Текст слайда:

Временная связь (по Асратяну)


Слайд 41
Текст слайда:

Торможение УР

Внешнее (безусловное) торможение
Запредельное (охранительное) торможение
Внутреннее (условное) торможение


Слайд 42
Текст слайда:

Внешнее торможение

Срочное подавление текущей условно-рефлекторной деятельности при действии посторонних для неё раздражителей, вызывающих ориентировочный или другой какой-либо рефлекс.


Слайд 43
Текст слайда:

Запредельное торможение

Ослабление или исчезновение эффекта при усилении раздражения; ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергии.
Крайний случай - оцепенение (полная неподвижность), возникающее под влиянием сильного раздражения (физического или морального).


Слайд 44
Текст слайда:

Внутреннее (условное) торможение

Угасательное
Дифференцировочное
Условный тормоз
Запаздывательное


Слайд 45
Текст слайда:

Угасательное торможение

Ослабление УР, если условный раздражитель долго не подкрепляется безусловным.
Нельзя говорить «собака забыла»
Временная связь не рвётся

Угасший УР можно восстановить подкреплением, слабым посторонним раздражением - растормаживание


Слайд 46
Текст слайда:

Дифференцировочное торможение

На ранней стадии образования УР наблюдается генерализация: если выработан пищевой УР на тон 1000 Гц, то тоны 900 и 1100 Гц тоже вызывают условный рефлекс.
Если 1000 Гц подкреплять, а 900 и 1100 Гц давать без подкрепления, то прежняя реакция на них исчезнет - дифференцировка (торможение в коре)


Слайд 47
Текст слайда:

Условный тормоз

УР вырабатывают на звук метронома, подкрепляя его пищей.
Комбинация метроном+звонок оставляют без подкрепления, но на стадии генерализации условный рефлекс возникает в обоих случаях.
При дифференцировке УР на комбинацию стимулов исчезает, а условный тормоз (звонок) может тормозить другие УР.


Слайд 48
Текст слайда:

Запаздывательное торможение

Если увеличивать время между началом действием условного и безусловного раздражителей, то УР проявляется лишь к концу действия условного сигнала;
запаздывание может составить
90 - 150 с.


Слайд 49
Текст слайда:

Два типа условных рефлексов

1. Классический (Павловский) УР
2. Инструментальный или оперантный


Слайд 50
Текст слайда:

Классический УР

Безусловный стимул (пища) вызывает безусловную реакцию (выделение слюны) и применяется в качестве подкрепления условного сигнала (звук, свет и т.п.).
В результате такого научения один лишь условный сигнал начинает вызывать выделение слюны (условная реакция).


Слайд 51
Текст слайда:

Оперантный рефлекс

Образуется при научении методом проб и ошибок и представляет собой действие (движение), являющееся необходимым условием для подкрепления.
Operatio (лат.) - действие.


Слайд 52
Текст слайда:

Научение методом проб и ошибок (оперантное)

Впервые описал Эдвард Торндайк (Thorndike) в 1890 г.
Основоположник бихевиоризма (от англ. behavior - поведение


Слайд 53
Текст слайда:

«Проблемная клетка» для кошки, в которой дверца открывается после нажатия на педаль внутри клетки


Слайд 54
Текст слайда:

Кривые научения методом проб и ошибок: чем больше проб, тем меньше ошибок


Слайд 55
Текст слайда:

Оперантное поведение

Определяется характером событий, происходящих после (в результате) активных действий.
1. Если последствия совершённых действий благоприятны, то они повторяются.
2. Неблагоприятные последствия приводят к избеганию вызвавших их действий.


Слайд 56
Текст слайда:

Разновидности подкрепления

Позитивное подкрепление: предъявление приятного стимула после совершённого действия, повышающее вероятность повторения такого действия.
Наказание (аверсивное подкрепление): предъявление неприятных стимулов после совершённого действия, уменьшающее вероятность повтора этого действия (реакция избегания).


Слайд 57
Текст слайда:

Бихевиоризм: любое поведение определяется своими последствиями

Б. Ф. Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, 1904-1990
Концепция: человека формирует внешнее окружение, а не внутренние психические процессы


Слайд 58
Текст слайда:

Павлов о бихевиоризме (1922 г.)

«Деловой американский ум, обращаясь к практике жизни, нашёл, что важнее точно знать внешнее поведение человека, чем гадать об его внутреннем состоянии… и методы и решаемые вопросы … берутся с примера человека. Я и мои сотрудники держимся несколько иначе. … наша работа со стороны физиологии… всё остаётся в области фактов.»


Слайд 59
Текст слайда:

Классический и инструментальный рефлексы

Классический
Усл.сигнал+ Б/Усл. сигнал
Пассивное повед.
УС раньше Б/У стимула
Генерализация
Дифференцировка
Угасание без Б/У стимула

Инструментальный
Действие + рез-т

Активные дейст.
Действие ранее подкрепления
Генерализация
Дифференцировка
Угасание после отмены подкрепл.


Слайд 60
Текст слайда:

Формирование поведения путём последовательных приближений

Скиннер: весь путь до вырабатываемой реакции разбит на этапы; они последовательно и систематически подкрепляются (вознаграждение за каждое правильное действие)


Слайд 61
Текст слайда:

Сигнал, присутствие которого указывает на вознаграждение

Ящик Скиннера: крыса, обученная нажимать на рычаг
Сразу после этого следует звуковой сигнал, затем - еда.
В этом случае звук - различительный стимул, который препятствует угасанию.


Слайд 62
Текст слайда:

Skinner.- Verbal behavior.- N.-Y., 1957

Язык - результат подкрепления взрослыми правильных (членораздельных) высказываний ребёнка (оперантное научение).
Ноэм Хомский (Chomsky): мозг обладает врождённой способностью к овладению языком (универсальной грамматикой), которая не объясняется оперантным научением.


Слайд 63
Текст слайда:

Бихевиоризм в современной оценке (Steven Rose, 1992)

Формализация эффектов, тривиальная феноменология, перечни фактов, подобные коллекции марок. Подопытные животные, как пустые чёрные ящики, воспринимающие внешние сигналы и реагирующие на них как жёсткие схемы в компьютере. Подход, далёкий от биологии и науки о поведении вообще.


Слайд 64
Текст слайда:

Высшая нервная деятельность как теория обучения на основе последовательности цепочек УР

Ключевое положение теории Павлова (и Скиннера): ассоциативный механизм научения, где главная роль принадлежит совпадению во времени двух произошедших событий.
Для объяснения поведения человека введено представление о наличии у него двух сигнальных систем: первой, общей с животными, и второй, присущей исключительно человеку.


Слайд 65
Текст слайда:

Первая сигнальная система - элементарное конкретное мышление

Сигналы - относительные признаки предметов. Физиологическая основа мышления животных по Павлову: аналитико-синтетическая деятельность больших полушарий и генерализации УР.

Генерализация УР = обобщение раздражителей, синтетический процесс.


Слайд 66
Текст слайда:

«УР на относительные признаки - это и есть разум, мышление в действии»

Знание - отражение внешнего мира, возникающее в процессе образования временных связей.
Понимание - применение полученных знаний в новой ситуации.
Путь: раздражители - анализаторы - замыкательная функция Коры Больших Полушарий (временные связи) - мышление животных (1-я сигнальная система).


Слайд 67
Текст слайда:

У человека «чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности»

У животных только непосредственные впечатления от разнообразных агентов внешнего мира.
У человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых, видимых.


Слайд 68
Текст слайда:

«Слово - сигнал сигналов»

Другая система сигнализации прибавляется в лобных долях. Вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и, вместе с тем, обобщение бесчисленных сигналов 1-й системы. 2-я система хрупкая, прежде остального подвержена торможению (гипноз).


Слайд 69
Текст слайда:

«Физиология Павлова была откровенно механистической» (S. Rose)

«Вопреки физиологической подготовке Павлова и его подчёркнутому материализму и даже узкому редукционизму в анализе поведения, он проявлял удивительное безразличие к изучению истинно нейрофизиоло-гических механизмов, которые могли бы иметь отношение к формированию рефлексов»


Слайд 70
Текст слайда:

Материалистический подход Павлова соот-ветствовал коммунистической идеологии

«Положения Павлова соответствуют указаниям классиков марксизма-ленинизма о том, что потребность общественного человека, связанного в единый коллектив совместной трудовой деятельностью, породила способность к речевой деятельности.»
Щорохова Е.В., 1955


Слайд 71
Текст слайда:

«Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож»

В определённой обстановке и в определённый момент мы должны проявить известную деятельность, а в другой - задержать её. (Здесь Возбуждение и Торможение)
Из постоянного и правильного балансирования этих двух процессов складывается нормальная жизнь. Эти два противоположных процесса одинаково важны в нервной деятельности


Слайд 72
Текст слайда:

Индивидуальные различия возбудительных и тормозных процессов при образовании УР

1. По силе (скорости образования, и прочности временной связи).
2. По уравновешенности (способности к образованию положительных и тормозных УР в сравнении их между собой).
3. По подвижности (способности к переделке положительного стимула в тормозной и наоборот).


Слайд 73
Текст слайда:

Четыре типа нервной системы

1. Сильный уравновешенный, подвижный (сангвиник).
2. Сильный уравновешенный, малоподвижный (инертный) - (флегматик).
3. Сильный неуравновешенный (возбудимый) - (холерик).
4. Слабый (тормозимый) - (меланхолик).


Слайд 74
Текст слайда:

Стандартные методы для определения типов НС

Большой стандарт (занимает 2 года): скорость упрочения УР, применение сверхсильных раздражителей, кофеин для повышения возбудимости НС, угасание, дифференцировка, переделка дифференцировки и т.п.
Малый стандарт (6-7 месяцев): сокращённое количество методов.


Слайд 75
Текст слайда:

Павлов и ученики

«Не будет преувеличением сказать, что психология за более, чем 2000 лет своего существования не смогла сделать столько, сколько удалось сделать Павлову и его школе за 35 лет работы… Павлов открыл метод познания, метод исследования высшего отдела головного мозга - метод УР.»
Майоров Ф.П., 1949


Слайд 76
Текст слайда:

Благодаря методу УР возникли

1. Учение об анализе и синтезе в деятельности коры больших полушарий (анализаторы).
2. Учение о локализации центров в коре больших полушарий - учение о ядерных центрах и их рассеянных элементах в коре.
3. Учение о нервном механизме сна и переходных состояниях между бодрствованием и сном.


Слайд 77
Текст слайда:

… возникли

4. Учение о физиологической сущности гипноза и о гипнотических состояниях (фазах).
5. Учение о типах НС – физиологическое учение о темпераментах и характерах.
6. Учение об экспериментальных неврозах и их лечении.
…а также: объяснение нервных механизмов психических болезней...


Слайд 78
Текст слайда:

Основатель рефлекторной теории - Чарлз С. Шеррингтон

«Возможно, «простой рефлекс» является чисто абстрактным понятием, так как все части нервной системы связаны воедино и, вероятно, ни одна из них не в состоянии участвовать в какой-либо реакции, не воздействуя и не испытывая воздействие со стороны других частей, причём вся система, несомненно, никогда не находится в состоянии полного покоя».


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика