Нейробиология презентация

Содержание

Коммуникация животных и человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Слайд 1
Нейробиология

Коммуникация животных. Языки-посредники
Частично использованы материалы лекций З.А.Зориной
2009


Слайд 2
Коммуникация животных и человека. Первая и вторая сигнальные системы.


Слайд 3Различные формы коммуникации широко распространены в животном мире
(на фото: сорока,

павлин, гепарды, луговые собачки, волки).

Слайд 4Виляющий танец медоносной пчелы. Угол между осью танца и вертикалью соответствует

угловому расстоянию между источником пиши и солнцем.

Танец пчел не является речью (второй сигнальной системой), так как жестко задан инстинктом, очень ограничен по характеру передаваемой информации и не подлежит расширению.

Слайд 5В языках животных сигналы видоспецифичны и заданы инстинктом: в общих чертах

они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению.
Врожденные видовые сигналы непосредственно относятся к текущему моменту времени и к текущей ситуации, и тесно связаны с эмоциями и мотивациями (страх и сигналы опасности, голод и выпрашивание пищи, родительский инстинкт и забота о малышах, половое влечение и брачное поведение и т.п.).
Сигналы этого уровня коммуникации передаются и принимаются ненамеренно и бессознательно.
В частности, эмоциональная окраска человеческой речи тоже лежит на этом уровне - равно как мимика и другие выражения эмоций. Сознательно подделать выражение эмоций для внимательного наблюдателя очень сложно.

Слайд 6В узком смысле, согласно И.П. Павлову, первая сигнальная система - это

система реакции животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, которые на основе ассоциаций стали условным стимулом.

В широком смысле, первая сигнальная система - это все сигналы, которые имеют простую и однозначную связь с обозначаемым ими объектом. Связь между сигналом и обозначаемым объектом может быть:
- инстинктивной (врожденная коммуникация животных)
- условнорефлекторной (приобретается на основе опыта).

Слайд 7Собаки не способны понимать человеческую речь, а лишь воспринимают отдельные слова,

которые приобрели для них значение условных стимулов (их имя, а также набор основных команд и некоторые другие слова).

Что мы говорим собакам
Так, Джинджер! Мне это надоело! Держись подальше от мусорного бака! Понял, Джинджер? Держись подальше от мусорного бака, а не то я тебя!

Что они слышат
бла бла ДЖИНДЖЕР бла бла бла бла бла бла бла бла ДЖИНДЖЕР бла бла бла бла бла ..

Слайд 8
Подходы к исследованию зачатков второй сигнальной системы у животных


Слайд 9Существует два основных подхода к исследованию зачатков второй сигнальной системы у

животных:

♦ изучение элементарного мышления (рассудочной деятельности) животных как необходимой предпосылки второй сигнальной системы, в том числе:

- изучение некоторых процессов мышления у животных (категоризация, обобщение и абстрагирование, тесты на сходство и различие, тесты на перенос, тесты на транзитивные заключения и др.)

- проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах;

♦ обучение животных языкам-посредникам (адаптированным к их физическим возможностям).

Слайд 10Cимволизация - процесс установления тождества (эквивалентности) между нейтральными знаками (символами) –

и соответствующими предметами, действиями, а также обобщениями разного уровня, включая довербальные понятия.

Слайд 11Подходы к изучению символизации у животных:

♦ замена реальных стимулов условными метками

(например, карточками различных цветов), с последующим решением задач выбора на основе этих стимулов

♦ Модели, основанные на операции обобщения, в том числе «счет» - способность к оценке числовых и количественных параметров (numerical competence)

Слайд 12Исследование способности к символизации у ворон: использование арабских цифр для обозначения

чисел. Карточки в центре — образцы, справа и слева — карточки для выбора. А — установление соответствия между цифрами и множествами; Б — тест на «сложение»; В — контрольная серия

Слайд 13Салли Бойзен, профессор психологии Университета штата Огайо, обучала шимпанзе языку и

исследовала способность шимпанзе к «счету»

Слайд 14Вторая сигнальная система человека


Слайд 15Язык человека позволяет передавать информацию в отвлеченной форме с помощью слов-символов, которые

являются сигналами других, конкретных сигналов.

Именно поэтому И.П. Павлов называл слово - сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой.

Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события ("здесь и сейчас"), но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте ("там, прежде, потом"). Она также позволяет создавать бесконечно большое количество сообщений.

Слайд 16Значение слова, с психологической стороны, … есть не что иное, как

обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления”.
(Л.С. Выготский, 1929)

Слайд 17В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только

средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки.

Таким образом, речь и мышление человека тесно связаны друг с другом.

С другой стороны, неправильно было бы сводить мышление к речи – это привело бы к отрицанию интуитивного мышления человека, решений по типу инсайта, а также отказало бы в наличии мышления людям, лишившимся речи в результате заболеваний мозга.

Слайд 18Важнейшие ключевые свойства человеческого языка
(по Ч. Хоккету с изм.)
Семантичность -

присвоение определенного значения некоторому абстрактному символу. Сообщения слагаются из единиц, не имеющих очевидной связи с их смыслом (т.е. смыслом наделяются произвольно взятые символы); язык позволяет кодировать сообщения как угодно - если есть предварительная договоренность, то код будет понят (данному критерию удовлетворяет и большинство видов инстинктивной коммуникации, а не только человеческий язык!)
Продуктивность - способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя ограниченный запас символов; владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят.
Перемещаемость - предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения («там», «прежде», «потом»).
>см. продолжение

Слайд 19Важнейшие ключевые свойства человеческого языка
(по Ч. Хоккету с изм.) -

продолжение
Культурная преемственность – способность передавать информацию о смысле сигналов из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а не генетической преемственности.
Взаимозаменяемость - любой организм, способный посылать сообщения, должен быть способен и принимать их, т.е. отправитель и получатель сообщения могут поменяться ролями.
Специализация - коммуникативное сообщение специализировано, если ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями полученного сообщения. Общение специализировано в том случае, когда животное лишь сообщает что-то, но не действует непосредственно.
Преднамеренность коммуникации - еще один важный признак речи. Он состоит в том, что субъект имеет волевой контроль над инициацией сообщения и его содержанием.

Слайд 20Обучение животных языкам-посредникам


Слайд 21Начало ХХ в. - неудачные попытки научить антропоидов подражать человеческой речи
Уильям

Фурнесс обучил самку орангутана произносить слова «папа» и «чашка».

Эксперимент супругов Хейс: воспитывали самку шимпанзе Вики с 3-дневного до 7-летнего возраста (могла произносить всего три слова – «мама», «папа» и «чашка»).


Слайд 22В начале 1960 года думали, что шимпанзе не способны к речи.



В 1968 г. Ноэм Хомский писал "Любой, кто связан с изучением человеческой природы и человеческих способностей неизбежно должен придти к выводу, что все нормальные люди осваивают разговорный язык, тогда как приобретение даже простейших речевых навыков лежит за пределами интеллекта обезьян".

(Одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимпски, что было похоже на английское звучание имени Хомского).
Впоследствии Н.Хомский был вынужден изменить свою концепцию, признав языковые возможности антропоидов.

Слайд 23Схематическое изображение (сагиттальное сечение) головы и шеи взрослого человека (А) и

взрослого шимпанзе (Б).
Обезьяны не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова – строение их гортани и ее расположение в верхней части голосового аппарата не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков.

Слайд 24Языки-посредники представляют собой упрощенные аналоги речи человека; языки-посредники в основном воспроизводят

его структуру, но реализованы с помощью более доступных для животных средств — жестов, выбора жетонов, нажатий на клавиши компьютера и др. — и не требуют тонкой артикуляции

Слайд 25Виды языков-посредников

АМСЛЕН - американский жестовый язык – (AMErican Sign LANguage). А.

и Б. Гарднер (1969). Шимпанзе Уошо.

«ЯЗЫК» Д. Премака - пластиковые жетоны – «слова», объединенные в фиксированные фразы на магнитной доске. Шимпанзе Сара. 1970.

ЙЕРКИШ – язык значков - лексиграмм на клавиатуре компьютера. Д. Рамбо (1973) Шимпанзе Лана.
ЙЕРКИШ + понимание устной речи. Сэведж-Рамбо (1993) - бонобо Канзи. П. Паттерсон - горилла Коко.

Слайд 26Амслен


Слайд 27Беатрикс и Алан Гарднеры с Уошо


Слайд 28Уошо – первый в мире представитель другого вида, освоивший человеческую речь.


Роджер Футс работает с Уошо (Washoe).

Слайд 29Уошо родилась в 1966 г.

10.06.1967 – начало обучения
1968 г.-30 знаков
1969 г.-

85 знаков
1970 г. – 130 знаков


Слайд 30  Задачи начального этапа обучения амслену

- может ли шимпанзе запоминать и адекватно

использовать жесты;

- сколько знаков может входить в “лексикон” обезьяны;

- может ли обезьяна понимать вопросительные и отрицательные предложения (эти способности подвергались сомнению);

- !!! будет ли она понимать значение порядка слов в предложении.



Слайд 31Примеры знаков амслена, усвоенных Уошо:
"сладость и конфета", "пить", "веревка", "книга".


Слайд 32Общение шимпанзе на языке жестов: 1 - «фрукт»; 2 - «слушать»;

3 - «мяч»; 4 - «шляпа»; 5 - «бэби» (ребенок); 6 - «еще»

Слайд 33В словарь Уошо и других «говорящих» на амслене шимпанзе входят обозначения:
-

названия предметов обихода;
- имена людей и клички других обезьян;
- глаголы;
- существительные, обозначающие действия (чистка, питье);
- определения цвета, размера, вкуса, материала объектов;
- обозначения эмоциональных состояний (больно, смешно, страшно);
- оценки (жаль, хорошо, плохо)
- наречия (скорее, еще);
- отрицание (нет);
- местоимения и указательные частицы (я, ты, мой, твой, этот, тот);
- обозначения времени (сейчас и потом)

Слайд 34Профессор психологии Роджер Футс (Roger Fouts, co-director of The Chimpanzee and

Human Communication Institute) беседует с шимпанзе Moja на амслене

Слайд 35
"Time"
"Mother"
"Eat"
"Drink"
"Good"
"Because"
"Ask" 
"Baby" 
"Gorilla"
"Polite"
"Sorry"
"Love"
"Bird"
"Koko"
Некоторые из знаков амслена, используемых гориллой Коко


Слайд 36“Слово” обезьян в языках-посредниках – не простой условно-рефлекторный навык, который воспроизводится

в присутствии единичного экземпляра соответствующего предмета, а результат обобщения – формирования в мозгу отвлеченного представления обо всей совокупности сходных предметов, которое может широко употребляться в новых ситуациях.

Слайд 37Критерий «семантичности»
Жесты амслена – это действительно символы, основанные на довербальных понятиях:

“БЭБИ”

- любой ребенок,
- любые детеныши,
- и живые, и куклы,
- и на картинках.

“СОБАКА” - любые породы,
- и живые, и куклы,
- и на картинках,
- лай невидимого пса.

Шимпанзе одинаково хорошо понимали и жесты тренера, и их изображения на фотографиях.

Слайд 38«Слова» могут использоваться в переносном смысле.

Ругательства у разных обезьян «грязный»,

«орех»;

Прозвища – «птичка», «крокодил»


Слайд 39Знакомые «слова» могут использоваться в новых ситуациях

Уошо: «Собака, уходи»;
Лана: 32 раза

просила пощекотать;
Коко: наименование картинок;


Слайд 40Горилла Коко делает жест «monkey», когда видит в книге обезьяну


Слайд 41Прочность семантической памяти

Уошо назвала Гарднеров по имени после 11-летнего перерыва

Орангутан

Чантек не забыл амслен за 10 лет жизни в одиночной клетке

«Семья» Уошо общается на амслене друг с другом и с людьми более 30 лет


Слайд 42Критерии «перемещаемости»

- наименование отсутствующего объекта - ТАМ;
- передача

информации о прошлых и будущих событиях - ПРЕЖДЕ; ПОТОМ;
- передача информации, которая может стать известной только в результате употребления знаков. (Канзи, Панбэниша, Коко);


Слайд 43Критерии «перемещаемости»

Когда Люси разлучили с заболевшей собакой – ее любимицей,

она постоянно ее вспоминала, называла по имени и объясняла, что той больно.

Ф. Патерсон описала случай, когда Коко рассказал о Майкле, который безобразничал в отсутствие Паттерсон несколько дней назад.

Слайд 44Критерий «продуктивности»

изобретение собственных знаков
прятки
нагрудник

- комбинация знакомых знаков для наименования

новых объектов
лебедь – птица-вода
огурец – банан зеленый
чашка – стекло, пить, красный
редис – боль, плакать
ростки бамбука – дерево, салат


Слайд 45
Критерий «преднамеренности коммуникации»

- Тест с куклой Уошо (якобы случайно наступали

на куклу)

- Ложь Люси

Слайд 46Использование знаков амслен в общении шимпанзе Бруно и Буи между собой.

Буи изображает знак «щекотать», возможно, для того, чтобы отвлечь Бруно от лакомства и самому его съесть (рисунок Т. Никитиной).

Слайд 47Понимание роли порядка слов («синтаксиса») у амслен-говорящих шимпанзе

В большинстве случаев порядок

слов в используемых обезьянами фразах соответствовал принятому в английском языке (подлежащее-сказуемое-дополнение).

Он отражал все основные отношения: субъект-действие, действие-объект, указательная частица-объект.

Т.е. обезьяны понимали и передавали информацию о направленности действия, принадлежности предмета и о его местонахождении. Они четко различали смысл фраз: «Роджер щекотать Люси», и «Люси щекотать Роджер»; «дай мне» и «я дам тебе».

Слайд 48Даже в наиболее сложных комбинациях Уошо соблюдала правила синтаксиса.

Однажды она

приставала к Р.Футсу с просьбой дать ей сигарету, которую тот курил:

Washoe: GIVE ME SMOKE,
SMOKE WASHOE,
HURRY GIVE SMOKE.

Roger: ASK POLITELY

Washoe: PLEASE GIVE ME ТHAT HOT SMOKE.


Слайд 49Критерий «культурной преемственности»

Лулис, приемный сын Уошо, перенял от нее и других

обезьян 55 знаков (никто из персонала не показывал ему знаков, и в его присутствии люди старались не использовать жестов).

Майкл легче обучался новым знакам, подражая Коко, а не когда его специально обучал тренер.

Слайд 50Критика экспериментов по обучению антропоидов амслену
и эксперименты с другими языками-посредниками


Слайд 51Серьезным возражением против результатов работ с обучением обезьян языку жестов явилось

то, что действия обезьян могли оказаться слепым подражанием жестам экспериментаторов (т.е что обезьяны в ответ просто выдавали те же и сходные жесты в другом порядке).

В связи с этим вскоре были проведены аналогичные эксперименты с другими языками-посредниками – более искусственными, но позволяющими снять ряд важных возражений.

Кроме того, создавали ситуации, в которых обезьяны должны были понимать один язык (устную речь), а отвечать на другом языке либо производить непосредственные действия с изображениями и предметами

Слайд 52«ЯЗЫК» Д. Премака - пластиковые жетоны. Пример вопроса, который задавали шимпанзе

Саре посредством пластмассовых жетонов. Сара могла отвечать, выбирая один из изображенных внизу вариантов ответа. (По Premack, 1976.)

Слайд 53Методика обучения Сары понятию «называется». А. Символ «называется» помещают между символом

яблока и настоящим яблоком. Б. Символ «называется» помещают между символом банана и настоящим бананом. В. Между символом банана и яблоком помещают символ «называется», а перед ним - символ «нет». (По Premack, Premack, 1972.)

Слайд 54Проф. Дэвид Рамбо (D.Rumbaugh), head of Language research centre in Georgia

St. Univ. (Atlanta) Автор языка “yerkish”, “Lana Project” (1973). Сравнительное изучение когнитивных способностей приматов: - обучение йеркишу; - формирование установки на обучение; - «счет».

Слайд 55Лана и ее клавиатура с лексиграммами


Слайд 56В начале 1970-х гг. было показано, что антропоиды способны усваивать разные

формы незвуковых аналогов человеческого языка («языков-посредников») и понимают их синтаксис.

Слайд 57Пенни Паттерсон, доктор психологии и президент Gorilla Foundation, с гориллой Коко.


Слайд 58Сью Севидж-Рамбо, профессор биологии Университета Штата Джорджия с шимпанзе по имени

Канзи (на фото слева) и Ньёта (справа)

Слайд 59Канзи родился 28.10.1980, а в возрасте 6 месяцев был усыновлен самкой

шимпанзе-бонобо по имени Матата.

Слайд 60Канзи спонтанно усвоил «йеркиш», которому обучали его приемную мать Матату, и

в возрасте 2,5 года пользовался лексиграммами без всякого дополнительного обучения

Слайд 62Канзи спонтанно манипулирует с новой клавиатурой, усваивая лексиграммы и звучащие слова


Слайд 64Спонтанное понимание звучащей речи

В возрасте 2.5 лет Канзи начал понимать не

только отдельные слова, но и целые фразы устной речи окружающих


Слайд 65 Тест на понимание синтаксиса устной речи включал более 600 заданий:
ОСНОВНЫЕ

ТИПЫ СТРУКТУРЫ ТЕСТОВЫХ ФРАЗ:

Существительное – глагол – объект:
Субъект – действие;
Действие – объект;
Указательное местоимение - объект


Слайд 66Канзи понимает устную речь разных людей без ситуационных подсказок

Примеры некоторых тестовых

фраз:

6. Do you see the plastic bag?...put the rubber bands in the plastic bag.
39. There is a new ball hiding at Sherman and Austin play yard.
44. Do you see the tape [TV tape]?...can you put it the hat?
96. Can you take your collar [watch] outdoors?
115. Put the oil on the TV.
138. Can you tickle Laura with the dog?
144. Get the toy gorilla… slap him with the can opener [fork].
99. I want you to put some soap on your ball.
And after several day
209. I want you to put your ball on some soap.
158. Go outdoors and find the carrot.
And after several days:
300. Find the carrot and put it outdoors .

Слайд 67Преднамеренность коммуникации:

Panbanisha told that:
“The coiffure of the women

visited laboratory yesterday resemble the mashroom”
“SHERMAN AUSTIN FIGHT” [last night]

Слайд 68«Перемещаемость» – способность передавать информацию о том, что было «ТАМ, ПРЕЖДЕ,

ПОТОМ»
Here Kanzi and Dr. S. Savage-Rumbaugh are at Lookout Point in November when it is starting to get fairly chilly. Kanzi has just told her he wants to go on to Flatrock to look for M&Ms and for a ball.

Слайд 69Культурная преемственность.
Канзи, Панбаниша и ее сын Ньёта освоили йеркиш и

устный английский спонтанно – без специального обучения, но лишь благодаря тому, что они слышали речь и наблюдали использование лексиграмм людьми и другими обезьянами.
Горилла Майкл подражал горилле Коко и использовала усвоенные от нее знаки более часто, чем усвоенные от людей.


Слайд 70
Уже за первый год Лулис, приемный сын Уошо, спонтанно освоил 30

знаков.

Слайд 71Шимпанзе оказались не только способными к допонятийному ИЛИ протопонятийному уровню обобщения,

но уже на этом уровне проявили способность к символизации, т. е. умению связывать нейтральный знак с предметом, явлением или понятием, и далее использовать этот знак в новых ситуациях.

Слайд 72По З.А.Зориной


Слайд 73Опыты И. Пепперберг по символизации с попугаем Алексом


Слайд 74«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но

лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве»
Ч. Дарвин

Слайд 75Согласно мнению антрополога и нейролингвиста Терренса Дикона, не язык приспособился к

мозгу, а напротив, мозг приспособился к языку.

- Терренс Дикон, автор книги «Символический вид» (Terrence Deacon. "The Symbolic Species. The Co-Evolution of Language and the Brain" )

Слайд 76Литература:

Зорина З.А.,Полетаева И.И.
Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.:Аспект Пресс. 2001/2003.

Зорина З.А., Смирнова

А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М.: ЯСК. 2006.

См. статью http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1305.html


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика