Слайд 2Понятие о темпераменте. Типологический и факторный подходы
Темпераментом называют врожденные
или формирующиеся в раннем детстве свойства личности
Слайд 3Гиппократ (IV в. до нашей эры) выделил четыре типа темперамента (считал
– обусловлены жидкостями организма):
сангвинический
холерический
флегматический
меланхолический
Слайд 5 И.П. Павлов подтвердил существование 4-х типов темперамента («типов ВНД») общих
для всех высших животных, а кроме того, описал 3 типа, свойственных лишь человеку – художественный, мыслительный и средний
Слайд 6Типы ВНД зависят от свойств нервных процессов:
Сила – устойчивость к запредельному
торможению.
Подвижность – легкость перехода от возбуждения к торможению и наоборот.
Уравновешенность – равновесие возбуждения и торможения
Слайд 7Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
Холерик –сильный,
неуравновешенный.
Меланхолик –слабый. Правильнее – чувствительный!
Слайд 8 На смену типологическому походу пришел факторный. Г. Айзенк: темперамент определяется
факторами «экстраверсия-интроверсия» (разная степень общительности ) и «нейротизм-стабильность» (разная эмоциональная устойчивость).
Слайд 9Классические типы темперамента соотносятся с факторами экстраверсии и нейротизма (по Г.Айзенку)
Слайд 10Показатели экстраверсии и нейротизма у 120 студентов физического факультета
Факторы темперамента не
зависят друг от друга и меняются в популяции монотонно
Слайд 11 Темперамент определяет успешность деятельности в определенной сфере.
Наиболее эффективен коллектив,
где представлены разные темпераменты
Слайд 12Эмоциональность и нейронные
системы
Слайд 13 По мнению ученика Айзенка Д. Грея, темперамент отражает индивидуальные различия
в предрасположенности к определенным видам эмоций.
Грей считает, что все виды эмоций порождаются тремя нейронными системами:
Слайд 14 1. Система торможения поведения (СТП). Включает:
фронтальную кору (исполняет текущую
двигательную программу);
СТ- и НА-системы
Слайд 15 СТП отвечает за восприятие пугающих аспектов действительности. При ее активации
– тревога.
Если преобладает СТ-система, активация СТП приводит к «замиранию», подчинению; если НА-система – к поисковой активности.
Слайд 162. Система “борись или убегай” (СБУ). Включает:
миндалевидное ядро (отвечает за проявления
агрессии);
холинергическую и СТ-системы
Слайд 17СБУ отвечает за реакции на безусловно опасные вызовы.
Возникающие реакции, защитная
агрессия или бегство, сопровождаются эмоциями ярости и ужаса.
Слайд 18Нарушение работы центров СБУ приводит к развитию неуправляемого страха
Слайд 193. Система приближающего поведения (СПП). Включает:
префронтальную кору;
базальные ганглии;
ДА-систему
Слайд 20СПП активируется положительными сигналами (пища, сексуально привлекательный индивид и т.д.).
Активация
СПП – в основе состояний надежды, эйфории. Структуры СПП образуют корково-подкорковую петлю положительной обратной связи. В итоге – поведение, направляемое на близость к стимулу.
Слайд 21Нарушение работы СПП приводит к депрессии
Слайд 22Индикаторы нейродинамической конституции человека
Слайд 23В основе факторов темперамента – определенная нейродинамика. Оценить ее можно с
помощью биохимических методов, но активность мозговых медиаторов неоднозначно отражена в жидкостях организма.
В то же время активность аминергических нейронов проявляется в рисунке биопотенциалов.
Слайд 24Доля ДА (А), НА (Б) и СТ (В) нейронов (%), проявляющих
положительные (белые столбики) и отрицательные (черные столбики) корреляционные связи разной интенсивности с мощностью ритмов ЭЭГ
Слайд 25Всех людей по паттерну спектра ЭЭГ можно разделить на три группы:
Слайд 26Мощный альфа-ритм (≈ 50% населения). Эмоциональная стабильность, умение переносить стресс. Однако
большинство людей этой группы имеют невысокие творческие способности.
Слайд 27Высокая амплитуда тэта- и дельта-, низкая – альфа-ритма ( ≈ 25%
населения). Низкая адаптивность, высокий нейротизм, постоянно доминирует СТП. В итоге – неврозы. Но именно к этой группе принадлежит большая часть творческих людей
Слайд 28 Альфа-ритм на уровне тэта- и дельта-ритмов (≈ 25%). Группа занимает
промежуточное положение. Такие люди испытывают трудности в адаптации, но выходят из них за счет развитых коммуникативных способностей.
Слайд 29 Паттерн ЭЭГ можно скорректировать методом биологической обратной связи по ЭЭГ
(neurofeedback, нейротерапия)
Слайд 31ЭЭГ испытуемого А.С. после проведения тренинга ЭЭГ- ОС
Слайд 33Открытие функциональной асимметрии мозга. Концепция доминантности полушарий
Слайд 34Одним из основных принципов функционирования мозга является асимметрия, которая определяется прежде
всего расположением центров речи (в основном в левом полушарии)
Слайд 35Первым обратил внимание, что афазии развиваются при поражении левого полушария французский
врач Марк Дакс в 1836 году . Те его пациенты, которые теряли подвижность правой стороны тела, одновременно теряли речь. Вывод – центр речи расположен в левом полушарии мозга
Слайд 36Вторично данный факт был установлен неврологом Полем Брока в 1865 году.
Слайд 37 П. Брока привел морфологические данные и показал, что центр речи
расположен в задней части лобной доли левого полушария
Слайд 38Речевые области мозга человека (левое полушарие)
Слайд 39В 1868 году английский невролог Джон Джексон выдвинул идею о ведущем
полушарии.
Слайд 40 В XX веке на этой основе была создана следующая концепция:
одно полушарие должно являться доминантным для высших психических функций человека, а другое – подчиненным, субдоминантным
Слайд 42Расщепленный мозг. Первые экспериментальные исследования функций полушарий
Слайд 43 Левое полушарие получает информацию от правой стороны тела и ею
управляет, и наоборот. В норме полушария обмениваются информацией, главным образом, через мозолистое тело – поперечную связку.
Слайд 46С 40-х годов XX века перерезка (расщепление) мозолистого тела применяется для
лечения тяжелых форм эпилепсии
Слайд 47Схема операции перерезки мозолистого тела
Слайд 48Исследование людей с расщепленным мозгом проводили в начале 60-х годов XX
века Майкл Газзанига и Роджер Сперри.
Применили тахистоскопическое предъявление изображений в левом и правом полуполях зрения.
Слайд 49Каждое полушарие здорового человека получает информацию от противоположного зрительного полуполя
Слайд 52 Прежде всего установили:
Стимулы, предъявленные в правом поле зрения, больной
легко опознает и в состоянии назвать.
Стимулы, предъявленные в левом поле зрения больной сознательно не опознает, но может выбрать левой рукой из ряда объектов.
Следовательно, левое полушарие связано с сознательными, правое – с бессознательными процессами
Слайд 53Z-линза позволяет предъявлять изображения любому из полушарий сколь
угодно долго
Левое полушарие лучше справляется с вербальными задачами, правое – с пространственными
Слайд 54Под влиянием исследований с Z-линзой обратили внимание на последствия повреждений правого
полушария. Больные теряют способность ориентироваться в пространстве, узнавать лица, воспринимать и сочинять музыку.
В результате к концу XX века пришли к выводу: левое полушарие – “вербальное”, а правое – “пространственно-временное”.
Слайд 56Асимметрия полушарий и стратегия обработки информации
Слайд 57Сейчас считают, что специализация левого полушария на обработке вербальной, а правого
– пространственно-временной информации, является следствием их особых когнитивных стратегий.
Слайд 58 При повреждении левого полушария больной не может перейти от многозначности
к однозначности (выделить главное в рисунке, тексте)
Слайд 59Повреждения правого полушария приводят к нарушению восприятия многозначного контекста, поэзии, юмора,
исчезают сюжетные сновидения
Слайд 60Итог: левое полушарие – аналитические процессы (в т.ч., речь), отвечает за
вербальное мышление. С ним связывают “западный техницизм”.
Правое полушарие – синтетические процессы (в т.ч. решение пространственно-временных задач). С ним связывают образное мышление, эмоции, подсознание, интуицию и “восточный мистицизм”.
Слайд 61Правое полушарие теснее связано с эмоциями, поэтому лицо асимметрично
D
S
Слайд 63Классическая точка зрения: сознание у человека одно и расщепление полушарий не
приведет к его удвоению (все человеческое “идет от речи”, поэтому сознание связано с левым полушарием).
Слайд 64Однако М. Газзанига показал, что при определенных условиях в мозгу возникает
два сознания. Основание – исследования больного П.С. с расщепленным мозгом. У этого человека из-за заболевания эпилепсией в правом полушарии сформировался дополнительный центр речи
Слайд 66 Если к правому полушарию добавляется второй центр речи, возникает новое
сознание – “второй человек”, со своими целями и системой ценностей.
В норме – все феномены культуры человечества являются продуктом единства полушарий
Слайд 67Джулиан Джейнс предполагает, что единству полушарий всего 3-4 тысячи лет: герои
античных мифов не рефлексируют, а выполняют приказания Богов. Возможно, люди слышали «глас Божий», который являлся «голосом» правого полушария.
Слайд 68Богиня Афина направляет греков на штурм Трои
Слайд 69Современное единое сознание появилось лишь с появлением письменности
Слайд 70 Расположение центра речи – методы определения
Слайд 71 1. Дихотическое прослушивание (автор: Дорин Кимура)
Слайд 7270% населения лучше воспринимают тексты при подаче в правое ухо (центр
речи в левом полушарии)
Слайд 732. Регистрация ЭЭГ или ЯМР при выполнении вербальных заданий
Слайд 75Результаты теста Вада
Центры речи в левом полушарии у 93% населения,
в том числе:
у 95% правшей,
у 70% левшей.
У остальных – основной центр речи в правом полушарии
Слайд 76IX. Доминирование руки и функциональная асимметрия полушарий
Слайд 77 В человеческой популяции правшей ~ 90%, левшей и амбидекстеров ~
10%.
Доминирование руки наследуется, есть ген “правого сдвига”.
При наличии этого гена ребёнок вырастет правшой, при отсутствии – левшой или правшей с равной вероятностью.
Слайд 78Преобладание числа правшей отмечалось ещё во времена кроманьонцев
Слайд 79Причины левшества и обратной асимметрии полушарий:
отсутствует ген доминирования правой руки
(но центр речи слева!)
часть левшей зеркально симметричны по отношению к правшам (гомозиготные близнецы, центр речи справа)
часть левшей генетические правши, но в перинатальный период из-за травмы левого полушария центр речи и ведущей руки «перебирается» в правое
Слайд 80 В ряде случаев, когда центры речи оказываются в «пространственно-временном» полушарии,
у левшей выявляются экстраординарные творческие способности (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Б. Франклин, П. Пикассо и т.д.)
Слайд 81X. Доминирование полушарий и когнитивный стиль, понятие о ведущем полушарии
Слайд 82 Индивидуальные особенности асимметрии полушарий могут не зависеть от расположения центра
речи и ведущей руки.
У человека может преобладать когнитивный стиль с опорой на функции левого или правого полушария (ведущее полушарие)
Слайд 83 Ведущее левое полушарие –мыслительный тип.
Человек с преобладанием правого
полушария эмоционален, но малоразговорчив (художественный тип).
Нет преобладания – гибкий когнитивный стиль
Слайд 84Когнитивный стиль можно определить с помощью ряда тестов:
1. Группировка объектов
1
2
I II
Слайд 852. Регистрация латеральных движений глаз.
У 60-70% взрослого населения ведущее
– левое полушарие. У 10-30% – правое. 10-20% – гибкий когнитивный стиль.
У детей в возрасте трех лет в 50% ведущее полушарие не выявляется. У 30% – ведущее правое, и лишь у 20% –левое полушарие. Однако к восьми годам – картина как у взрослых.
Слайд 87 У женщин степень функциональной асимметрии меньше за счет развития дополнительной
речевой области в правом полушарии
Афазия при инсульте у женщин ~ в четыре раза реже, чем у мужчин
Слайд 88Области мозга, вовлеченные в вербальную задачу, у женщин (слева) и мужчин
(справа)
Слайд 89Задачи с которыми лучше справляются женщины (слева) и мужчины (справа)
Слайд 90Различия в асимметрии полушарий у мужчин и женщин возникли в процессе
эволюции