Мозг и личность презентация

Содержание

Понятие о темпераменте. Типологический и факторный подходы Темпераментом называют врожденные или формирующиеся в раннем детстве свойства личности

Слайд 1Мозг и личность
Лекция
7-8


Слайд 2Понятие о темпераменте. Типологический и факторный подходы
Темпераментом называют врожденные

или формирующиеся в раннем детстве свойства личности

Слайд 3Гиппократ (IV в. до нашей эры) выделил четыре типа темперамента (считал

– обусловлены жидкостями организма):

сангвинический
холерический
флегматический
меланхолический


Слайд 5 И.П. Павлов подтвердил существование 4-х типов темперамента («типов ВНД») общих

для всех высших животных, а кроме того, описал 3 типа, свойственных лишь человеку – художественный, мыслительный и средний

Слайд 6Типы ВНД зависят от свойств нервных процессов:
Сила – устойчивость к запредельному

торможению.
Подвижность – легкость перехода от возбуждения к торможению и наоборот.
Уравновешенность – равновесие возбуждения и торможения

Слайд 7Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
Холерик –сильный,

неуравновешенный.
Меланхолик –слабый. Правильнее – чувствительный!

Слайд 8 На смену типологическому походу пришел факторный. Г. Айзенк: темперамент определяется

факторами «экстраверсия-интроверсия» (разная степень общительности ) и «нейротизм-стабильность» (разная эмоциональная устойчивость).

Слайд 9Классические типы темперамента соотносятся с факторами экстраверсии и нейротизма (по Г.Айзенку)


Слайд 10Показатели экстраверсии и нейротизма у 120 студентов физического факультета
Факторы темперамента не

зависят друг от друга и меняются в популяции монотонно

Слайд 11 Темперамент определяет успешность деятельности в определенной сфере.
Наиболее эффективен коллектив,

где представлены разные темпераменты

Слайд 12Эмоциональность и нейронные системы


Слайд 13 По мнению ученика Айзенка Д. Грея, темперамент отражает индивидуальные различия

в предрасположенности к определенным видам эмоций.
Грей считает, что все виды эмоций порождаются тремя нейронными системами:

Слайд 14 1. Система торможения поведения (СТП). Включает:
фронтальную кору (исполняет текущую

двигательную программу);
СТ- и НА-системы

Слайд 15 СТП отвечает за восприятие пугающих аспектов действительности. При ее активации

– тревога.
Если преобладает СТ-система, активация СТП приводит к «замиранию», подчинению; если НА-система – к поисковой активности.

Слайд 162. Система “борись или убегай” (СБУ). Включает:
миндалевидное ядро (отвечает за проявления

агрессии);
холинергическую и СТ-системы


Слайд 17СБУ отвечает за реакции на безусловно опасные вызовы.
Возникающие реакции, защитная

агрессия или бегство, сопровождаются эмоциями ярости и ужаса.

Слайд 18Нарушение работы центров СБУ приводит к развитию неуправляемого страха


Слайд 193. Система приближающего поведения (СПП). Включает:
префронтальную кору;
базальные ганглии;
ДА-систему


Слайд 20СПП активируется положительными сигналами (пища, сексуально привлекательный индивид и т.д.).
Активация

СПП – в основе состояний надежды, эйфории. Структуры СПП образуют корково-подкорковую петлю положительной обратной связи. В итоге – поведение, направляемое на близость к стимулу.

Слайд 21Нарушение работы СПП приводит к депрессии


Слайд 22Индикаторы нейродинамической конституции человека


Слайд 23В основе факторов темперамента – определенная нейродинамика. Оценить ее можно с

помощью биохимических методов, но активность мозговых медиаторов неоднозначно отражена в жидкостях организма.
В то же время активность аминергических нейронов проявляется в рисунке биопотенциалов.

Слайд 24Доля ДА (А), НА (Б) и СТ (В) нейронов (%), проявляющих

положительные (белые столбики) и отрицательные (черные столбики) корреляционные связи разной интенсивности с мощностью ритмов ЭЭГ

Слайд 25Всех людей по паттерну спектра ЭЭГ можно разделить на три группы:


Слайд 26Мощный альфа-ритм (≈ 50% населения). Эмоциональная стабильность, умение переносить стресс. Однако

большинство людей этой группы имеют невысокие творческие способности.


Слайд 27Высокая амплитуда тэта- и дельта-, низкая – альфа-ритма ( ≈ 25%

населения). Низкая адаптивность, высокий нейротизм, постоянно доминирует СТП. В итоге – неврозы. Но именно к этой группе принадлежит большая часть творческих людей

Слайд 28 Альфа-ритм на уровне тэта- и дельта-ритмов (≈ 25%). Группа занимает

промежуточное положение. Такие люди испытывают трудности в адаптации, но выходят из них за счет развитых коммуникативных способностей.

Слайд 29 Паттерн ЭЭГ можно скорректировать методом биологической обратной связи по ЭЭГ

(neurofeedback, нейротерапия)

Слайд 30Исходная ЭЭГ испытуемого А.С.


Слайд 31ЭЭГ испытуемого А.С. после проведения тренинга ЭЭГ- ОС


Слайд 33Открытие функциональной асимметрии мозга. Концепция доминантности полушарий


Слайд 34Одним из основных принципов функционирования мозга является асимметрия, которая определяется прежде

всего расположением центров речи (в основном в левом полушарии)

Слайд 35Первым обратил внимание, что афазии развиваются при поражении левого полушария французский

врач Марк Дакс в 1836 году . Те его пациенты, которые теряли подвижность правой стороны тела, одновременно теряли речь. Вывод – центр речи расположен в левом полушарии мозга

Слайд 36Вторично данный факт был установлен неврологом Полем Брока в 1865 году.



Слайд 37 П. Брока привел морфологические данные и показал, что центр речи

расположен в задней части лобной доли левого полушария

Слайд 38Речевые области мозга человека (левое полушарие)


Слайд 39В 1868 году английский невролог Джон Джексон выдвинул идею о ведущем

полушарии.

Слайд 40 В XX веке на этой основе была создана следующая концепция:

одно полушарие должно являться доминантным для высших психических функций человека, а другое – подчиненным, субдоминантным

Слайд 41«Дихотомания»


Слайд 42Расщепленный мозг. Первые экспериментальные исследования функций полушарий


Слайд 43 Левое полушарие получает информацию от правой стороны тела и ею

управляет, и наоборот. В норме полушария обмениваются информацией, главным образом, через мозолистое тело – поперечную связку.

Слайд 45Мозолистое тело


Слайд 46С 40-х годов XX века перерезка (расщепление) мозолистого тела применяется для

лечения тяжелых форм эпилепсии

Слайд 47Схема операции перерезки мозолистого тела


Слайд 48Исследование людей с расщепленным мозгом проводили в начале 60-х годов XX

века Майкл Газзанига и Роджер Сперри.
Применили тахистоскопическое предъявление изображений в левом и правом полуполях зрения.

Слайд 49Каждое полушарие здорового человека получает информацию от противоположного зрительного полуполя


Слайд 52 Прежде всего установили:
Стимулы, предъявленные в правом поле зрения, больной

легко опознает и в состоянии назвать.
Стимулы, предъявленные в левом поле зрения больной сознательно не опознает, но может выбрать левой рукой из ряда объектов.
Следовательно, левое полушарие связано с сознательными, правое – с бессознательными процессами

Слайд 53Z-линза позволяет предъявлять изображения любому из полушарий сколь

угодно долго

Левое полушарие лучше справляется с вербальными задачами, правое – с пространственными


Слайд 54Под влиянием исследований с Z-линзой обратили внимание на последствия повреждений правого

полушария. Больные теряют способность ориентироваться в пространстве, узнавать лица, воспринимать и сочинять музыку.
В результате к концу XX века пришли к выводу: левое полушарие – “вербальное”, а правое – “пространственно-временное”.

Слайд 56Асимметрия полушарий и стратегия обработки информации


Слайд 57Сейчас считают, что специализация левого полушария на обработке вербальной, а правого

– пространственно-временной информации, является следствием их особых когнитивных стратегий.

Слайд 58 При повреждении левого полушария больной не может перейти от многозначности

к однозначности (выделить главное в рисунке, тексте)

Слайд 59Повреждения правого полушария приводят к нарушению восприятия многозначного контекста, поэзии, юмора,

исчезают сюжетные сновидения

Слайд 60Итог: левое полушарие – аналитические процессы (в т.ч., речь), отвечает за

вербальное мышление. С ним связывают “западный техницизм”.
Правое полушарие – синтетические процессы (в т.ч. решение пространственно-временных задач). С ним связывают образное мышление, эмоции, подсознание, интуицию и “восточный мистицизм”.

Слайд 61Правое полушарие теснее связано с эмоциями, поэтому лицо асимметрично
D
S


Слайд 62Асимметрия полушарий и сознание


Слайд 63Классическая точка зрения: сознание у человека одно и расщепление полушарий не

приведет к его удвоению (все человеческое “идет от речи”, поэтому сознание связано с левым полушарием).

Слайд 64Однако М. Газзанига показал, что при определенных условиях в мозгу возникает

два сознания. Основание – исследования больного П.С. с расщепленным мозгом. У этого человека из-за заболевания эпилепсией в правом полушарии сформировался дополнительный центр речи

Слайд 66 Если к правому полушарию добавляется второй центр речи, возникает новое

сознание – “второй человек”, со своими целями и системой ценностей.
В норме – все феномены культуры человечества являются продуктом единства полушарий

Слайд 67Джулиан Джейнс предполагает, что единству полушарий всего 3-4 тысячи лет: герои

античных мифов не рефлексируют, а выполняют приказания Богов. Возможно, люди слышали «глас Божий», который являлся «голосом» правого полушария.

Слайд 68Богиня Афина направляет греков на штурм Трои


Слайд 69Современное единое сознание появилось лишь с появлением письменности


Слайд 70 Расположение центра речи – методы определения


Слайд 71 1. Дихотическое прослушивание (автор: Дорин Кимура)


Слайд 7270% населения лучше воспринимают тексты при подаче в правое ухо (центр

речи в левом полушарии)

Слайд 732. Регистрация ЭЭГ или ЯМР при выполнении вербальных заданий


Слайд 743. Проба Джуна Вада


Слайд 75Результаты теста Вада
Центры речи в левом полушарии у 93% населения,

в том числе:
у 95% правшей,
у 70% левшей.
У остальных – основной центр речи в правом полушарии


Слайд 76IX. Доминирование руки и функциональная асимметрия полушарий


Слайд 77 В человеческой популяции правшей ~ 90%, левшей и амбидекстеров ~

10%.
Доминирование руки наследуется, есть ген “правого сдвига”.
При наличии этого гена ребёнок вырастет правшой, при отсутствии – левшой или правшей с равной вероятностью.

Слайд 78Преобладание числа правшей отмечалось ещё во времена кроманьонцев


Слайд 79Причины левшества и обратной асимметрии полушарий:
отсутствует ген доминирования правой руки

(но центр речи слева!)
часть левшей зеркально симметричны по отношению к правшам (гомозиготные близнецы, центр речи справа)
часть левшей генетические правши, но в перинатальный период из-за травмы левого полушария центр речи и ведущей руки «перебирается» в правое

Слайд 80 В ряде случаев, когда центры речи оказываются в «пространственно-временном» полушарии,

у левшей выявляются экстраординарные творческие способности (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Б. Франклин, П. Пикассо и т.д.)

Слайд 81X. Доминирование полушарий и когнитивный стиль, понятие о ведущем полушарии


Слайд 82 Индивидуальные особенности асимметрии полушарий могут не зависеть от расположения центра

речи и ведущей руки.
У человека может преобладать когнитивный стиль с опорой на функции левого или правого полушария (ведущее полушарие)

Слайд 83 Ведущее левое полушарие –мыслительный тип.
Человек с преобладанием правого

полушария эмоционален, но малоразговорчив (художественный тип).
Нет преобладания – гибкий когнитивный стиль

Слайд 84Когнитивный стиль можно определить с помощью ряда тестов: 1. Группировка объектов
1

2
I II

Слайд 852. Регистрация латеральных движений глаз.
У 60-70% взрослого населения ведущее

– левое полушарие. У 10-30% – правое. 10-20% – гибкий когнитивный стиль.
У детей в возрасте трех лет в 50% ведущее полушарие не выявляется. У 30% – ведущее правое, и лишь у 20% –левое полушарие. Однако к восьми годам – картина как у взрослых.

Слайд 86XI. Пол и асимметрия полушарий


Слайд 87 У женщин степень функциональной асимметрии меньше за счет развития дополнительной

речевой области в правом полушарии
Афазия при инсульте у женщин ~ в четыре раза реже, чем у мужчин

Слайд 88Области мозга, вовлеченные в вербальную задачу, у женщин (слева) и мужчин

(справа)

Слайд 89Задачи с которыми лучше справляются женщины (слева) и мужчины (справа)


Слайд 90Различия в асимметрии полушарий у мужчин и женщин возникли в процессе

эволюции

Слайд 91Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика