Слайд 1Урок биологии в 10 классе.
Тема: Многообразие биогеоценозов
в природе
Разработала: Марченко Татьяна
Николаевна,
учитель биологии МОБУГ №2
г. Новокубанска
Краснодарского края
Слайд 2 Тема урока: Многообразие
биогеоценозов в природе.
Слайд 3Цели урока:
Изучить многообразие природных биогеоценозов.
Выяснить различие между понятиями «биогеоценоз» и «биом».
Показать
значение биогеоценозов для природы и человека.
Слайд 6Морские экосистемы
Очень разнообразны и богаты видами в прибрежной зоне, в приливно-отливной
зоне и в устья рек у места впадения в море.
Разнообразие биотопов в прибрежной части обуславливает наличие большого количества экосистем, мозаично размещающихся вдоль берега.
Слайд 8Планктон
Планктон размещается в морских водоемах на глубинах, куда проникает свет, не
глубже 180 м.
Планктон – совокупность организмов, населяющих толщу воды и пассивно переносящихся течением.
Планктон: фитопланктон
зоопланктон.
Слайд 9Планктон (1); представители бентоса: морской еж (2), голотурия (3), офиура (4),
Слайд 10Тела погибшего планктона падают на дно океана, создавая бенталь, и обеспечивая
пищей других существ, входящих в экосистемы бентоса.
Слайд 11Экосистемы открытой части.
Тесные связи с соседними экосистемами.
Размытость границ между ними.
Пищевые цепи
начинаются мельчайшими автотрофами, и заканчиваются гигантскими рыбами.
Слайд 12В теплых морях представлены богатейшие экосистемы коралловых рифов и водорослевые экосистемы.
Слайд 15Классификация озер.
По глубине:
Глубокие
Мелкие
С глубиной нет более 3-5 м.
По состоянию:
Сточные
Проточные
Аккумулятивные.
Слайд 16Эвтрофикация
Процесс преобразования водной экосистемы в результате привнесения в водоем минеральных и
органических веществ с водосбора в таких количествах, которые не могут быть усвоены и переработаны БГЦ водоема (водосбор, хозяйственная деятельность человека).
Слайд 17Индикаторы
Индикаторами чистоты или загрязнения водоема, служат доминантные виды, такие как ручейники,
веснянки, поденки.
Популяции которых резко уменьшаются при загрязнении водоема.
Слайд 18Животные — индикаторы состояния водоемов: 1 — поденка; 2 — веснянка; 3 — пиявки; 4 —
ручейники; 5 — мотыль с личинкой; 6 — дафния
Слайд 19Биогеоценозы суши
Древесные
Травянистые
Слайд 20Древесные биогеоценозы
экваториальные дождевые леса,
тропические листопадные леса,
хвойные леса холодной
зоны,
широколиственные, мелколиственные, смешанные леса умеренного климата
Слайд 23Травянистые биогеоценозы
степи,
прерии,
луга
Слайд 24Смешанные биогеоценозы
древесно-травянистые (в саваннах),
лишайниково-травянистые (в тундре),
кустарниково-травянистые (в пустынях и
болотах)
Слайд 26Степи, леса, например тайга, — это биомы (греч. bios — «жизнь»
и лат. oma — окончание, означающее «совокупность»), т. е. совокупности различных биогеоценозов в определенной ландшафтно-географической наземные сообщества, занимающие большие пространства суши.
зоне .
Биомы-это наземные сообщества, занимающие большие пространства суши.
Слайд 27Закрепление
Задание 1
Наибольшее количество видов находится в экосистемах
вечнозеленых лесов умеренного пояса
влажных тропических
лесов
листопадных лесов умеренного пояса
тайги
Слайд 28Задание 2
Какая экосистема имеет наибольшую продуктивность
степь
хвойный лес
саванна
тропический дождевой лес
Слайд 29Задание 3
Какой биогеоценоз наиболее устойчив
река
березовая роща
смешанный лес
каменистая пустыня
Слайд 30Задание 4
Как называются наземные сообщества, занимающие большие пространства суши
степи
биомы
биогеоценозы
биоценозы
Слайд 32Задание 6
Саморегуляция в экосистем тайги проявляется в том что
1) численность деревьев
сокращается в результате лесного пожара
2) волки ограничивают рост численность кабанов
3) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
4) численность белок зависит от урожая семян ели
5) популяция кабанов полностью уничтожается волками
6) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей
Слайд 34Заполните таблицу
Особенности травянистых биогеоценозов
Слайд 35Домашнее задание
Параграф 44 (по учебнику И.Н. Пономаревой Биология Профильный уровень)
Подготовить
презентацию на тему: «Смешанный лес»
Слайд 36Список использованных источников
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова "Биология Профильный уровень
10 класс" Москва, "Вентана-Граф", 2012 г.
Образовательный комплекс «1С:Образование 4.Дом» Биология 10 класс.
Интернет-ресурсы:
http://www.clow.ru/a-priroda/2160.htm
http://www.liveinternet.ru/users/vfuybnrf/post272061504