Слайд 1Логопедия для логопедов-практиков
Слайд 2Логопедическое занятие: постановка звуков р и р’.
Выборочно приведём несколько типичных примеров
исправления дефектного произношения [р] и [рь] в центре коррекции речи. Под исправлением понимается не просто постановка звука [р], которая сама по себе редко занимает более одного 30-минутного занятия с логопедом, а полный комплекс коррекционных мер, ведущих от дефектного произношения [р] к чистой русской речи по завершению логопедических занятий. Следует также обратить внимание, что число занятий с логопедом и общее время коррекционной работы достаточно условно и в большинстве случаев выбирается самим пациентом. Есть медицинские рамки целесообразности проведения коррекционной работы, в пределах которых можно выбирать удобное расписание в зависимости от своих целей, работоспособности, наличию времени для занятий, финансовых возможностей, графика отпусков и т.д. Исправление звукопроизношения всегда предполагает совместную работу логопеда и пациента, успех которой во многом определяется работоспособностью и волевыми качествами пациента. В зависимости от многих обстоятельств исправление произношения [р] может занять от 15-ти минут до нескольких лет логопедических занятий.
Слайд 3Наташа П. обратилась в центр коррекции речи в возрасте 25 лет.
[р] и [рь] отсутствовали. Простая дислалия. Речь ускоренная, таким образом Наташа пыталась скрыть отсутствие звуков.
Исправление звукопроизношения:
Занятие с логопедом (45 минут): диагностика, комплексная проверка речи, исследование причин отсутствия звуков, выполнение упражнений на постановку звука [р].
Домашнее задание (1 неделя по 2 часа в день): выполнение задания логопеда. ДЗ выполнено.
Занятие с логопедом (30 минут): постановка звука [р]. После занятия звук [р] поставлен и автоматизирован в слогах.
Домашнее задание (4 дня по 1 часу в день): закрепление полученных на занятии навыков.
Занятие с логопедом (30 минут): автоматизация звука [р] в словах и предложениях, работа над темпом речи.
Домашнее задание (3 недели по 2 часа в день): самостоятельная автоматизация звука и работа над темпом речи по заданию логопеда.
Занятие с логопедом (30 минут): автоматизация звука [р] в стихах и текстах, постановка мягкого звука [рь].
Домашнее задание (4 недели по 2-3 часа в день): автоматизация звука [рь].
Занятие с логопедом (30 минут): дифференциация [р] и [рь].
Домашнее задание (4 недели по 2-3 час в день): самостоятельная работа по заданию логопеда.
Занятие с логопедом (30 минут): введение звуков в речь.
Домашнее задание (4 месяца постоянной работы): автоматизация звуков и введение их в речь по заданию логопеда.
Занятие с логопедом (30 минут): контрольное занятие. Речь чистая.
Итого: 7 месяцев общего времени и 7 занятий с логопедом
Слайд 4
Положение органов речи при произнесении звука «р»
Слайд 5игра
Жираф и мышонок.
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры:
Ребенок стоит
выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
Слайд 6
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить,
чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с (рис. 9).
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с (рис. 10).
Артикуляционная гимнастика
Слайд 7Игры в песочной стране
поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!
Слайд 8Что звучит?
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и
просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, им предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по сто лу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Слайд 9Чудеса в мешке
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок,
гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Цель: добиться, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.
Слайд 10магазин
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь,
п
- пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, петрушка, барабан, балалайка, буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем выбудете?» - «Покупателями», -отвечают дети. «Что делает продавец?» -«Продает». - «Что делает покупатель?»
- «Покупает».
Ведущий показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем он приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Ведущий соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Отдавая ребенку игрушку, нужно спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Слайд 11Поедем или нет
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения,
а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Слайд 12Лесная прогулка
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок,
курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Расставить игрушки на столе и попросить детей назвать их. Затем предложить детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Нужно следить, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Слайд 13повторюшки
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое
восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.