Критические периоды в эмбриогенезе. (Лекция 6) презентация

2 Лекция 6. Критические периоды развития.

Слайд 1Экологическая эмбриология (спецкурс для магистров кафедры эмбриологии МГУ)
О.П. Мелехова, д.б.н., вед.н.с., +79153501293; muffs2013@gmail.com



Слайд 22
Лекция 6.

Критические периоды развития.



Слайд 33
Содержание лекции:
1. История открытия и современные представления о критических периодах

развития.
2. Креодичность как фундаментальная закономерность развития.
3. Основные положения теории П.Г. Светлова.
4. Чувствительность: повреждаемость и репарация.
5. Периодичность морфогенетической функции ядер.
6. Критические периоды в эмбриогенезе позвоночных.
7. Клеточные механизмы тератогенеза.
8. Уровни регуляции дифференцировки.


Слайд 44
Развитие всего организма и отдельных его частей проходит через периодически повторяющиеся

этапы – фазы развития.
Фазы разделяются на периоды: индифферентный, подготовительный, критический и период дифференциации.
Критический период является периодом предетерминации и детерминации.


Слайд 55
Термин «критические периоды» ввел в 1897г. ботаник П.И. Броунов. Определял как

периоды наибольшей чувствительности (у растений).
Ц.Р. Стоккард (1921г.): онтогенез представлен как ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития. Критические периоды – наибольшая скорость развития (у животных).
На ранних стадиях эмбриогенеза такие периоды являются критическими для всего эмбриона. На более поздних стадиях имеются критические стадии в развитии органов.
Критические периоды всегда предшествуют морфологической дифференциации (Б.Н. Шванвич, 1937г.).
К.-Х. Уоддингтон (1962г.): понятие «эпигенетического ландшафта».

Слайд 66
В современном представлении критические периоды онтогенеза являются периодами повышенной чувствительности организма

к внешним и внутренним факторам. Являются проявлением общей фундаментальной закономерности развития – чередования креодов (устойчивых периодов) и кризов (периодов повышенной чувствительности и повреждаемости отдельных систем и организмов в целом).

Слайд 77
Концепция критических периодов развития П.Г. Светлова - одно из ведущих обобщений

современной эмбриологии.
Критические периоды знаменуют вступление зародыша (или его зачатков) в начальную стадию крупного этапа морфогенеза, определяют направление дифференциации и конечную судьбу отдельных зачатков или всего зародыша.
В течение критических периодов проходят процессы детерминации, т.е. получение извне относительно недифференцированным зачатком специфического импульса, ответом на который является дальнейшее автономное развитие.
Высокая рецептивность клеток необходима для восприятия индукционных импульсов. В критических периодах зачатки наиболее повреждаемы.

Слайд 88
По П.Г. Светлову, минимальные дозы каких-либо воздействий в период детерминации (критический)

играют большую роль в формообразовании. Подъем чувствительности связан с пониженной репаративной способностью клеток.
Ступенчатый процесс детерминации – причина следующих за ним цепных процессов дифференциации клеток и организма в целом.
Характер тератогенных эффектов различных воздействий в критических периодах может служить инструментом изучения механизмов развития.

Слайд 99
Некоторые особенности влияния тератогенных факторов в течение критических периодов:
Чувствительность к тератогенезу

связана с генотипом зародыша (видовые вариации резистентности).
Чувствительность и эффект тератогенного действия зависит от стадии развития объекта.
Характер начальных изменений не всегда связан со специфичностью действия тератогенных агентов.
Основные механизмы начального действия: генная мутация, хромосомные, в том числе эпигенетические, изменения, нарушения пролиферации, изменения функциональной способности аминокислот, изменение пула предшественников, субстратов и пр., изменение биоэнергетики и свойств мембран, нарушения осмотического баланса, торможение активности ферментов.

Слайд 1010


Проявление нарушений развития (тератогенный эффект) является отсроченным.
Тератогенные и эмбриотоксические воздействия зачастую

не являются токсичными для организма самки.


Слайд 1111
Периодичность морфогенетической функции ядер определяет ряд критических периодов в раннем развитии.
Понятие

«тератогенный терминационный период». критический период формирования индивидуального генотипа – гаметогенез и оплодотворение.
Критический период формирования протеома – раннее развитие, активация генов. Механизмы повреждения: генные мутации.
Основные врожденные нарушения:
Транскрипции (мутации в генах рецепторов клеточной поверхности, сигнальных путей);
Сплайсинга (мутации по сайтам сплайсинга – измененные белки);
Трансляции (изменения в промоторах, в стоп-кодонах, в сроках жизни и-РНК).
Критические периоды формирования фенома – в течение гаструляции, нейруляции и органогенеза.

Слайд 1212
Клеточные механизмы тератогенеза
Основные типы поведения клеток: клеточные деления, рост, изменение формы,

миграция, секреция, адгезия, гибель, специализация (дифференцировка).
Основные нарушения морфогенеза – результат нарушений клеточных делений, миграции, избирательной адгезии.
Дифференциация последовательно проходит в течение всего эмбриогенеза. Может прекратиться на любом этапе развития (бесформенная масса клеток, гибель эмбриона, агенезия органа или системы органов и др.).
Ключевые позиции дифференцировки – дифференциальная активность генов в результате детерминации.
Основные механизмы тератогенеза на уровне тканей: гибель отдельных клеточных масс, замедление распада и лизиса клеток, нарушения адгезии.





Слайд 1313
У человека благополучно завершается около 65% беременностей.
По данным Минздрава РФ 35%

новорожденных имеют врожденные нарушения или заболевают в течение первого года жизни.
Основной критический период для всего эмбриона у млекопитающих – имплантация.
В первый лунный месяц погибает 37% (из суммарного значения гибели) эмбрионов.
На начальных стадиях активируются гены, определяющие способность к пролиферации, гены обязательного метаболизма. После формирования бластоцисты экспрессируются тканеспецифические гены.
Нейруляция является критическим периодом формирования нервной системы. У человека – от 18х до 23х сут. развития.

Слайд 1414
Регуляция процессов развития и роста обеспечивается взаимодействием генных, гормональных, иммунологических и

метаболических влияний, реакцией рецепторов тканей и органов на действие гормонов, нейромедиаторов и др., а также адекватным питанием растущего плода.
Генная регуляция складывается из влияний доминирующих генов и генотипической среды, включая ядерные факторы эпигенома, а также действия факторов окружающей среды, реализуемые через микросреду в эмбриональных клетках.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика