Клиническая анатомия, физиология звукового и вестибулярного анализаторов презентация

Содержание

По данным ВОЗ к 2020 году до 30% населения земного шара будет страдать от нарушения слуха

Слайд 1Клиническая анатомия, физиология звукового и вестибулярного анализаторов
Кафедра оториноларингологии


Слайд 2
По данным ВОЗ к 2020 году до 30% населения земного шара

будет страдать от нарушения слуха

Слайд 3Звуковой анализатор – дистантный экстерорецептор (позволяет производить анализ звука на расстоянии)
1.

Периферический отдел

2. Проводниковый отдел

3. Центральный отдел


Слайд 4Периферический отдел слухового анализатора
Наружное ухо
Среднее ухо
Внутреннее ухо


Слайд 6Эндофотография барабанной перепонки в норме
Правое ухо
Левое ухо


Слайд 7Вид среднего уха изнутри


Слайд 8Типы пневматизации сосцевидного отростка
1. Пневматический тип
2. Диплоэтический тип
3. Склеротический тип
4. Смешанный

тип

Слайд 14Особенности клинической анатомии наружного и среднего уха детей грудного возраста
Ушная раковина

мягкая, рельеф слабо выражен, завиток и мочка не отчетливые.
Отсутствует костный отдел наружного слухового прохода.
Вход в слуховой проход щелевидный, верхняя стенка почти вплотную прилегает к нижней.
Барабанная перепонка располагается более горизонтально. Она толще, краснеет при крике.
К моменту рождения у ребенка имеется только пещера, сосцевидный отросток отсутствует, он формируется к 2-3 годам жизни ребенка.
Барабанная полость и антрум представляют собой узкие щели, выполненные эмбриональной миксоидной тканью.
На крыше барабанной полости имеется незаращеная щель (sutura petro-squamosa), где слизистая оболочка барабанной полости контактирует с твердой мозговой оболочкой.
Слуховая труба короче, шире, глоточное отверстие расположено на уровне твердого неба.

Слайд 15ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОПРОВЕДЕНИЯ


Слайд 17Диапазон воспринимаемых ухом частот делится на:


Слайд 19

звуковосприятие
звукопроведение


Слайд 20Наружный слуховой проход проводит звуки в направлении к барабанной перепонке. Звуковые

волны вызывают её колебание вместе с тем колебания всей цепи слуховых косточек. Под влиянием колебаний звукопроводящей системы подножная пластинка стремени то втягивается в овальное окно, то выпячивается из него. В результате происходят колебания внутрилабиринтных жидкостей (эндо- и перилимфы)

Слайд 21Вместе с внутрилабиринтными жидкостями колеблется и основная мембрана ушного лабиринта. Колебания

передаются на нервно-рецепторный аппарат – кортиев орган.

Слайд 22Строение улитки (Волосковые клетки)


Слайд 24 Роль барабанной перепонки и слуховых косточек состоит в том, что благодаря им

воздушные колебания большой амплитуды и относительно малой силы трансформируются в колебания ушной лимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением. Звуковая волна, пройдя систему среднего уха, многократно усиливается.

Слайд 25

Закон разницы площадей : С уменьшением площади усиливается давление на эту площадь. Площадь барабанной перепонки превышает площадь овального окна примерно в 20 раз. Следовательно, по закону разницы площадей, звук при прохождении через систему косточек среднего уха усиливается также в 20 раз.












Площадь барабанной перепонки










Площадь овального окна





Слайд 26 И молоточек и наковальня со своими отростками являются своеобразными рычагами. По

закону рычага, во сколько раз одно плечо рычага больше другого, во столько раз происходит выигрыш в силе. По закону рычага, происходит выигрыш в силе в 2 раза.

Слайд 27
Трансмиссионный механизм

(рычаг цепи слуховых косточек)

+ 2 dB


Слайд 28
А. Воздушная
проводимость
Б. Костная
проводимость
(компрессионный и инерционный

механизмы)



Слайд 31ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВОСПРИЯТИЯ


Слайд 34Герман-Людвиг-Фердинанд
фон Гельмгольц
(H..F. Helmholtz)
1821-1894

Выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог
базилярная мембрана

представляет собой набор «струн» разной длины и натянутости. «Струны» резонируют и реагируют на соответствующие им частоты звуковой волны. Теория Гельмгольца подтверждается морфологическим строением основной мембраны основания улитки струны короче (0,16 мм), резонируют на высокие звуки, а у верхушки - они длиннее (0,52 мм) и реагируют на низкочастотные сигналы.

Слайд 35

Резонаторная теория слуха





Слайд 36
Георг Бекеши
(Georg von Békésy )
3.06.1899 – 13.06.1972 


Лауреат Нобелевской
премии по физиологии

и медицине - «за открытие физических механизмов восприятия
раздражения улитки»,
(1961)


Слайд 37

Теория  « бегущей волны »






Барабанная лестница
Лестница преддверия
Улитковый ход




Слайд 38

mm 5

10 15 20 25 30






Hz 8000 4000 2000 1000 500 16




Слайд 39Теория «физиологического резонанса клеток» Ухтомского заключается в неодинаковой физиологической лабильности волосковых

клеток, которые избирательно реагируют на разные частоты звуковых волн. При большой лабильности волосковых клеток, они реагируют на высокочастотные звуки и наоборот.

Слайд 41Центральные теории РЕЗЕРФОРДА и ЭВАЛЬДА в отличие от предыдущих отрицают возможность

первичного анализа звука в улитке. По телефонной теории основой передаточного механизма для всех частот является кортиева покрышка наподобие телефонной мембраны с микрофонным эффектом. При давлении на волосковые клетки мембрана передает микрофонные потенциалы в синхронные по частоте сигнала в центры головного мозга, где происходит их анализ.

Слайд 42Дуалистическая теория Ребула пространственная теория
+
телефонная теория

Низкочастотные звуки передаются сразу

в высшие слуховые центры, а высокие звуки имеют свою точную локализацию в определённом месте основной мембраны.

Слайд 43СТРОЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗАТОРА


Слайд 44

Проводящие пути
слухового анализатора


кора височной

доли
медиальное коленчатое тело
нижние холмики пластинки крыши
верхняя олива
дорсальные улитковые ядра
переднее вентральное улитковое ядро
заднее вентральное улитковое ядро

улитковый корешок
преддверно-улиткового нерва

улитковый узел

слуховой рецептор












Слайд 46Вестибулярный анализатор
- Адекватным раздражителем отолитового аппарата является - прямолинейное

ускорение, центробежная сила и сила земного притяжения
полукружных каналов - угловое ускорение.

- Непосредственной причиной возбуждения нервных окончаний в перепончатых полукружных каналах, является смещение купулы в результате движения эндолимфы при вращении.

- Движение эндолимфы в перепончатых полукружных каналах обуславливает возникновение лабиринтного нистагма.

Слайд 47Рефлекторные пути

1.Вестиболо-окуломоторный
2.Вестибулоспинальный
3.Вестибуловегетативный
4.Преддверно-мозжечковый

5.Вестибуло-кортикальный


Слайд 48Лабиринтные рефлексы
1.Мышечные, соматические (нистагм, реакции мышц рук и туловища);

2.Вегетативные (рвота, бледность

или гиперемия кожи, усиленное потоотделение, изменение артериального давления, пульса);

3.Сенсорные (ощущение вращения и противовращения, головокружение, дезориентация в пространстве и времени).

Слайд 49Законы Эвальда.
Первый закон Эвальда: реакции возникают только с того полукружного

канала, который находится в плоскости вращения, несмотря на то, что какое-то менее сильное смещение эндолимфы происходит и в каналах, не находящихся в плоскости вращения.
Следствие: реакция с полукружных каналов (нистагм, отклонение конечностей etc.) всегда происходит в плоскости вращения.
Второй закон Эвальда: направлению движения эндолимфы всегда соответствует направление медленного компонента нистагма, направление отклонения конечностей, корпуса и головы.
Следствие: быстрый компонент нистагма (или просто нистагм) будет направлен в противоположную сторону.
Третий закон Эвальда: движение эндолимфы в сторону ампулы (ампулопетально) в горизонтальном полукружном канале вызывает в значительной мере более сильную реакцию, чем движение эндолимфы к гладкому концу (ампулофугально).
Следствие: поскольку после вращения враво эндолимфа движется в правом горизонтальном канале ампулофугально, а в левом – ампулопетально, то после вращения вправо возбуждается в основном левый лабиринт, а раздражением правого лабиринта при клиническом исследовании можно пренебречь.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика