Из истории анатомии презентация

Содержание

Для успешного освоения курса необходимо: 1. Понимать для чего тебе необходим этот курс. 2. Ознакомиться с программой курса. Понять требования преподавателя.

Слайд 1БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Преподаватель – к.б.н. Акопова
Юлия Семеновна, доцент
кафедры медицинской биологии


Слайд 2Для успешного освоения курса необходимо:
1. Понимать для чего тебе необходим этот

курс.
2. Ознакомиться с программой курса. Понять требования преподавателя.

Слайд 33 Анатомический атлас medical-enc.ru
4 Акопова Ю.С. Анатомия: учебно-методическое пособие для лабораторных

работ [электронный ресурс]- Красноярск, 2012
5 Акопова Ю.С. Анатомия: учебно-методическое пособие для самостоятельных работ [электронный ресурс]- Красноярск, 2012

Слайд 4Две тетради 48 листов 1 – для лекций (проверка 2 раза

в семестр); 2 – для практических работ (проверка после каждого практического занятия).
На практические занятия – белый халат, перчатки, малярная маска.

Слайд 5Домашнее задание:
1 Изучить материал в пособиях до раздела «миология»
2 Знать терминологию

к разделам «остеология», «артрология».
Ответить на вопросы к лабораторным работам (1, 2, 3, 4), а также в пособии для самостоятельных работ стр. 11, 18, 19.
Выписать из анатомического атласа, из раздела «структурные особенности человека» латинские названия частей тела – caput - голова; cranium - череп и т.д.


Слайд 6Вопросы к первому фильму:
1 Перечислите виды тканей, приведите примеры для каждой,

назовите функции. (таблица: вид ткани, пример, функция)
2 Укажите способы регуляции работы организма.

Слайд 7Из истории анатомии
Гиппократ (ок. 460 — ок. 370

до н. э.) — один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека,
описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.


Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени
были Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.).
Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной
мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.



Слайд 8 Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии

имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н. э.).
Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Слайд 9 КЛАВДИЙ ГАЛЕН (Galenus) (ок. 130 — ок. 200

н.э.), древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до 15-16 вв. Учение Галена канонизировано церковью и господствовало в медицине в течение многих веков.




Слайд 11КОРТИ (Corti) Альфонсо (1822-1876) – итальянский анатом. Впервые детально описал (1851)

строение периферической части слухового анализатора – кортиев орган (преобразует звуковые колебания в нервное возбуждение; расположен в улитке внутреннего уха). Его именем названы также клетки с ресничками в спиральном органе (кортиевы клетки), а также наружные и внутренние опорные клетки, образующие дуги (кортиевы дуги).
ЛАНГЕРГАНС (Langerhans) Пауль (1847-1888) – немецкий патологоанатом, профессор (1875). Учился в университетах Йены и Берлина. Был военным врачом, участвовал в экспедициях, изучал по приказу, строение эпителия роговицы, эпидермиса, вегетативных ганглиев. Еще в студенческие годы под руководством Р.Вирхова исследовал микроскопическое строение поджелудочной железы, где обнаружил и впервые описал (1869) особые участки, впоследствии названные островками Лангерганса.


Слайд 12ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей

нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.

  ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881), российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии. Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование. Мировую известность получил атлас Н. И. Пирогова «Топографическая анатомия»


Слайд 13СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905), российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы,

член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН. В классическом труде «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.
  УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942), российский физиолог, академик АН СССР (1935). Исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности. Создал учение о доминанте, об усвоении ритмов внешних раздражений органами и др.
  АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974), российский физиолог, академик АН СССР (1966). Фундаментальные труды по нейрофизиологии — механизмам условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы и др. Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем.


Слайд 14ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ОДА)


Слайд 15 КОСТИ являются твердой опорой мягких тканей тела и рычагами,

перемещающимися силой сокращения мышц. В состав кости входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды и суставные хрящи. Химический состав кости: 30% органических веществ (белок – коллаген, углеводы – полисахариды, лимонная кислота, ферменты), 60% минеральных веществ (99% всего кальция в организме, соли фосфора, магния) и 10% воды.


Слайд 17 ОСТЕОН – структурная единица кости, состоящая из 5

– 20 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал. Диаметр 0,3 – 0,4 мм.
Промежуточное вещество состоит из коллагеновых волокон (органическое) и минеральных солей (неорганическое). Его синтезируют остеобласты.



Слайд 21Остеоциты - имеют отростчатую форму и компактное, темноокрашивающееся ядро. Клетки лежат

в костных полостях, которые повторяют контуры остеоцитов. Остеоциты не способны к размножению.
Остеобласты – клетки, создающие костную ткань. Они округлой формы, иногда содержат несколько ядер, располагаются в надкостнице.
Остеокласты – клетки, принимающие активное участие в разрушении обызвествленного хряща и кости. Это многоядерные, довольно большие клетки.

Слайд 22Остеобласты по мере их замуровывания промежуточным веществом кости превращаются в остеоциты

(костные клетки)
Третий вид костных клеток называется остеокластами. Они способны разрушить путем выделения ферментов, растворяющих коллагеновые волокна и минеральные соли, обызвествленный хрящ и промежуточное вещество кости.

Слайд 23В каждой кости в различные возрастные периоды имеется определенное количественное сочетание

клеточных элементов: остеобластов, остеоцитов и остеокластов, которые создают новое костное вещество, разрушают старое и обеспечивают стабильность обмена кости.

Слайд 32Строение лопатки (А); скелет пояса верхней конечности и свободной верхней конечности

(Б)

Слайд 33Плечевая кость


Слайд 34Лучевая кость
Локтевая кость


Слайд 35Кости кисти


Слайд 36 Скелет пояса нижней конечности и свободной нижней конечности (А);

состав тазовой кости (Б)

Слайд 37Бедренная кость


Слайд 38Кости голени


Слайд 39Кости стопы


Слайд 40 Применительно к анатомии конечностей анатомы часто пользуются следующими понятиями.

Супинация - вращательное движение конечности или ее части кнаружи. Если вытянуть руки вперед, то в положении супинации ладони будут обращены вверх; пронация – ладони обращены вниз.


Слайд 43
КОСТИ МОЗГОВОГО ЧЕРЕПА


Слайд 44
КОСТИ ЛИЦЕВОГО ЧЕРЕПА


Слайд 45
НАРУЖНОЕ
ОСНОВАНИЕ
ЧЕРЕПА


Слайд 46Артрология – учение о соединении костей. Непрерывные соединения костей.


Слайд 47Виды и местоположение хрящей


Слайд 48Строение сустава


Слайд 49Формы суставов: 1 –блоковидный, 2 – эллипсоидный, 3 – седловидный, 4

– шаровидный

Слайд 51Суставы пояса верхней конечности


Слайд 52Плечевой сустав. Фронтальный разрез


Слайд 53Локтевой сустав


Слайд 54Лучезапястный сустав, тыльная поверхность


Слайд 55Пястно-фаланговые суставы


Слайд 59Строение тазобедренного сустава


Слайд 60Связки таза


Слайд 61Внешний вид мужского (слева) и женского (справа) таза: а — вид

спереди; б — вид сверху

Слайд 64 Правый коленный сустав с удаленным сухожилием надколенника


Слайд 65Связки надколенника


Слайд 66Соединения костей голени, правой; вид спереди


Слайд 68 Связки голеностопного сустава, правого; вид сзади. Суставная капсула удалена


Слайд 69Связки и суставы стопы, правой; вид снизу (подошвенная сторона)


Слайд 70Схема сводов стопы (А – продольный свод стопы, Б - поперечный

свод стопы)

Слайд 72точка А - головка 1 плюсневой кости,
точка В - головка

5 плюсневой кости и
точка С - пяточный бугор.

АС - внутренний продольный свод,
ВС - наружный продольный свод и
АВ - поперечный продольный свод.


Слайд 74 В укреплении сводов стопы имеют значение связки (особенно длинная

связка подошвы) и мышечные аппараты, а также сухожилия длинных мышц голени, прикрепляющихся на стопе и образующих «затяжки» сводов. При ослаблении мышечного и связочного аппаратов возникает плоскостопие, при этом наблюдается уменьшение высоты сводов и растяжение связок, которое сопровождается болезненными явлениями.   

Слайд 75 Продольный свод стопы
На стопе выделяют пять продольных

и один поперечный своды. Продольные своды начинаются в области бугра пяточной кости, в одной и той же точке. Отсюда дуги сводов направляются к костям плюсны и проходят вдоль них, заканчиваясь в области плюснефаланговых суставов.
Продольный свод (на практике все пять анатомических сводов стопы объединяются в единое понятие) предназначен для уменьшения ударной и статической нагрузок на стопу и организм в целом во время движения и стояния. Поддержание рессорных качеств свода зависит от большого числа факторов, в том числе от состояния мышечной и соединительной тканей, от величины привычной нагрузки на стопу, от тренированности мышц стопы и голени.


Слайд 76 Поперечный свод стопы
В связи с тем, что

продольные своды имеют различную высоту, стопа в поперечном разрезе выглядит не плоской, а имеет анатомически обусловленный поперечной свод. Имея наибольшую выраженность на уровне костей предплюсны, поперечный свод кпереди уплощается и на уровне основания пальцев практически не выражен. Поперечный свод поддерживается в тонусе за счет мелких мышц стопы.
Активность работы свода зависит как от мышц и связок, его составляющих, так и от других факторов, к числу которых, безусловно необходимо отнести длительность динамических нагрузок и вес тела человека.


Слайд 77 Функции сводов стопы
Продольный и поперечный своды

стопы выполняют несколько функций, главная из которых — снижение нагрузки при движении и во время стояния на стопу и опорно-двигательный аппарат в целом. Своды в нормальном состоянии распределяют вес тела и возникающие напряжения так, чтобы наибольшая нагрузка приходилась на наиболее мощные точки стопы и была минимальной по времени. Основные опорные точки на стопе во время стояния: бугор пяточной кости, наружная группа мелких мышц стопы, головки плюсневых костей. Наибольшей площадью соприкасаются с поверхностью пяточная область и наружный край стопы.


Слайд 80Вопросы ко второму фильму:
1 Какое количество костей насчитывает скелет человека? В

скелете взрослого или ребенка костей больше?
2 Перечислите части скелета и укажите функции.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика