Слайд 2ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — совокупность органов, участвующих в голосообразовании.
Состоит из :
легких
с системой вдыхательных и выдыхательных мышц,
гортани с голосовыми складками
системы воздушных полостей (резонаторы и излучатели звука).
В состав входят:
ротовая и носовая полости с придаточными полостями,
глотка и гортань с голосовыми связками,
трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости,
нервная система (соответствующие нервные центры головного мозга).
Слайд 3Дыхание
ДЫХАНИЕ - один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса.
Основной
критерий правильности дыхания - качество звучания голоса.
Дыхательный аппарат:
а) лёгкие (надувные воздушные резервуары)
б) дыхательные пути - бронхи и трахея
в) диафрагма – (отделяет грудную полость от полости живота)
В дыхании также принимают участие:
- мышцы брюшного пресса (оказывают давление
на диафрагму при выдохе)
- межрёберные мышцы грудной клетки
(от сокращения одних происходит
сжатие грудной клетки, от сокращения других –
расширение и вдох).
Слайд 4Диафрагма
В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом,
при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом.
Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.
Слайд 5Звукообразование
ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ (фонация, от греч. phone – звук) – извлечение певческого и
речевого звука, результат действия голосового аппарата.
Гортань - трубка,
соединяющая трахею с глоткой
(в передней части шеи).
Состоит из 5 хрящей и мышц.
Наружные мышцы гортани поднимают,
опускают или фиксируют гортань.
Свойства гортани подниматься и опускаться
очень важны, особенно для оперных певцов.
Слайд 6Голосовые связки
Главными для образования голоса
являются голосовые связки - складки, колебания
которых и вызывают появление звука.
В спокойном состоянии голосовые связки
образуют треугольное отверстие - голосовую щель,
через которую свободно проходит воздух.
Слайд 7Резонаторы
РЕЗОНАТОРЫ (лат. resono – откликаюсь) – в голосовом аппарате – полости,
резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр.
Обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора.
Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука.
ТЕМБР (фр. timbre – метка, отличительный знак) – окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами.
Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука.
Тембр – важнейшее
выразительное средство голоса.
Слайд 8Фонация
ФОНАЦИЯ (греч. phone – звук) – продуцирование звуков речи посредством вибрации
голосовых связок, а также результат такой работы - голос, звучание речи.
Различают до 10 типов фонации, в том числе:
«звонкий» или нейтральный голос (как результат периодических колебаний голосовых связок);
«скрипучий голос» (низкочастотные колебания сведенных напряженных голосовых связок);
«придыхательный» голос (добавление гортанного шума);
шепотность (шум, возникающий при сужении голосовой щели);
громкий голос (показатель амплитуды колебаний голосовых связок).
Фонация сильно меняется под влиянием психического и эмоционального состояния индивида.
Слайд 9Типы выдоха
Физиологический выдох (дыхание во сне)
Фонационный выдох (использование дыхания для звукообразования)
Слайд 10Упражнения на фонацию гласных
Голосовые игры
1) «Стон»
2) «Страшная сказка»:
У УО
УОА УОАЭ УОАЭЫ
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ
3) «Смех Мефистофеля»
Слайд 11Артикуляция
АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulo – расчленяю) – работа органов речи, необходимая для
произнесения звуков.
АРТИКУЛИРОВАНИЕ – членораздельное произнесение звуков, производство артикуляции.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - часть голосового аппарата, формирующая звуки речи.
Это анатомо-физиологическая система органов - язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка.
ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста.
Слайд 12Упражнения на четкость согласных
«Взрываю» - п! пь! п! пь! …
т! ть! т! ть! ... к! кь! к! кь! ...
Пу! По! Па! Пэ! Пи!
Бу! Бо! Ба! Бы! Би! …
«Настольный теннис» - ппа… ппэ… ппы… ппи…
бба.. ббэ.. ббу.. ббы.. бби..
дда… ддэ… дду… дды… дди…
Телеграмма - «ла-ла-лал..! лэ-лэ-лэл..! лу-лу-лул..! лы-лы-лыл..! ли-ли-лил..!
«шта-ште-што-шту-шты»
«жда-жде-ждо-жду-жды»
«штажда-штэждэ-штождо-штужду-штыжды»
«ждашта-ждэштэ-ждошто-ждушту-ждышты»
бпа, дта, вфа, гка, зса, жша / бпэ, дтэ, вфэ, гкэ, зсэ, жшэ
Слайд 13Скороговорки
- У Феофана Митрофановича три сына Феофаныча.
- Феофанов фаворит на сапфир
сменял нефрит.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Ткет ткач ткани на платок Тане.
- Осип охрип, Архип осип.
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Все бобры добры для своих бобрят.
- Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
- Рододендроны из дендрария.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
- Меланья болтунья молоко болтала-выбалтывала, да так и не выболтала.
- Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бычка бела губа была тупа.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.
- На дворе трава, на траве – дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, дрова вдоль двора, вширь дрова – не вместит двор дров; дрова выдворить на дровяной двор.
- Купи кипу пик (пуха),
Кипу пик (пуха) купи,
Пик (пуха) купи кипу.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Слайд 14Диктор (сайт)
http://yandex.ru/video/#!/video/search?filmId=IfCwTRNxUXI&text=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&_=1455475857759&safety=1
Слайд 15Заболевания связок
Фонастения — ослабленное смыкание связок может возникнуть при голосовой перенагрузке
в результате усталости нервной системы. Першение, осиплость, плохо звучащее форте и невозможность петь пиано. Часто повторяющаяся фонастения может перейти в устойчивое несмыкание.
Кровоизлияние в связки. В момент сильного напряжения голоса (при крике, форсировке, при плохо взятой верхней ноте) может произойти разрыв кровеносных сосудов в связках - кровоизлияние. Появляется внезапная хрипота.
Певческие узелки. Частые кровоизлияния могут привести к образованию узелков на голосовых связках, как, впрочем, и неправильное использование голосовых данных и неправильные навыки пения.
Заболеваниями связок занимается фониатр.
Слайд 16Гигиена голоса
Опасно:
перенапряжение связок (нагрузка)
переохлаждение
болезни дыхательных путей
осложнения после гриппа
злоупотребления (алкоголь, курение)
сильные
эмоциональные переживания
Пища: чрезмерно соленая, кислая, сладкая, горькая, горячая, холодная
Исключить: семечки, орехи, газировку, шоколад, острую пищу, курение, алкоголь
Рекомендуют:
периоды молчания
теплое питье (молоко, травяной чай)
полоскания
«спокойная» пища
нагрузка – через 1,5 часа после сна
тишина (отсутствие напряженных звуков окружающего фона)
дышать через нос на улице, в холоде; не дышать пылью и «химией»
не выходить сразу в холод после нагрузки на голос
не «форсировать» звук