Детские вопросы о биологии для взрослых презентация

Содержание

ВОПРОС 1: ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ОБЕЗЬЯНЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЧЕЛОВЕКА?

Слайд 1ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ О БИОЛОГИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ


Слайд 2ВОПРОС 1: ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ОБЕЗЬЯНЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЧЕЛОВЕКА?


Слайд 3ЧЕЛОВЕК – ВЕРШИНА ЭВОЛЮЦИИ?
ЭВОЛЮЦИЯ – в биологии это изменение живой
материи в

ходе развития организма или в последовательности поколений организмов.

Слайд 4
ЭВОЛЮЦИЯ
Эволюционный прогресс:

Арогенез — появление новых особенности строения тела или протекания каких-либо метаболических

реакций, приводящих к повышению уровня их организации. 

Аллогенез – у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общее строение остается прежним.

Катагенез – резкое упрощение строение тела и образа жизни в связи с проникновением в более простую среду обитания (общая дегенерация).




Слайд 6человек
дельфин
Что отличает нас от других млекопитающих? Почему человека называют «Царь животного

мира»?

Недостатки большого головного мозга:

1. Потребляет много калорий, следовательно животным с таким мозгом надо больше пищи.

2. Затрудняет роды, что приводит к высокой смертности у детей и матерей.


Слайд 7Есть ли шанс, что существующие сейчас шимпанзе, гориллы и орангутанги (семейство

Гоминиды) когда-нибудь станут людьми?

Слайд 8ВОПРОС 2: ПОЧЕМУ МОЗГ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО НА 10 % И КАК

ВСЁ-ТАКИ МОЖНО ЗАСТАВИТЬ ЕГО РАБОТАТЬ НА ВСЕ СТО?

Слайд 9Передача нервных импульсов по нейронам в головном мозге
Строение нейрона
Нейрон «ленится» -

не передает импульс

Нейрон «работает» - создает импульс и передает его


Слайд 10Способ нейровизуализации зон активации головного мозга, ответственных за ходьбу
Различия в активации

мозга здоровых мужчин и женщин в состоянии покоя.
Красный – зоны повышенной активации женского мозга. желтый мужского.

Слайд 11Сенсорные – место сбора информации об ощущениях, которая приходит с рецепторов

(прикосновения, температура и т.д.)

Моторные – управление движением

Когнитивные – реализуют процессы мышления

Эмоциональные – реализация эмоционального восприятия и ответа

ОБЛАСТИ МОЗГА


Слайд 12ВОПРОС 3: ПОЧЕМУ КОГДА МЫ ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА, ТО ВИДИМ ЦВЕТНЫЕ ПЯТНА?


Слайд 13палочки — воспринимают яркость;
колбочки — воспринимают цвет.


Слайд 14Желтое пятно – зона наибольшей остроты зрения, так как в этом

месте на сетчатке нет палочек, а располагаются только колбочки.

Слепое пятно – место выхода зрительного нерва из глаза, в этом месте нет светочувствительных элементов поэтому оно не дает зрительных ощущений.

Слайд 15ФОСФЕНЫ – ложные зрительные ощущения, которые возникают без действия света на

глаз

Слайд 17ВОПРОС 4: ПОЧЕМУ НОЧНЫЕ БАБОЧКИ ЛЕТЯТ НА СВЕТ? ЕСЛИ ОН ИМ ТАК

НРАВИТСЯ, ЖИЛИ БЫ ДНЕМ, КОГДА ЕГО МНОГО.

Слайд 18ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША – место, которое занимает в составе биоценоза


Слайд 19Преимущества ночной жизни?

Отсутствие конкуренции с дневными видами.

Большинство насекомоядных птиц спит, в

связи с чем снижается угроза быть съеденными.

Существуют растения, которые испускают сильный аромат, привлекающий опылителей именно ночью.

Бражник Xanthopan morgani и мадагаскарская орхидея ангрекум полуторафутовы (Angraecum sesquipedale).


Слайд 20

Cвет — один из важных факторов, позволяющих насекомым ориентироваться в пространстве.

У насекомых описан

феномен направленного перемещения к источнику раздражения под определенным углом (то есть насекомое не летит прямиком на раздражитель!), который получил название менотаксис.

Слайд 23Ловля насекомых


Слайд 24Поза покоя насекомых
Световое загрязнение – причина смерти миллионов насекомых каждый год.

Кроме того, оно наносит ущерб и перелетным птицам, которые используют свет для ориентации.

Слайд 25ВОПРОС 5: ПОЧЕМУ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВЕСНОЙ ОБРАТНО? И КАК ОНИ ВООБЩЕ

ЗНАЮТ, КУДА ЛЕТЕТЬ?

Слайд 261. Каков механизм этого явления?
2. Зачем птицы это делают — в чем значение

(функция) этого поведения?

3. Как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются?


Слайд 27Каков механизм этого явления?
Миграционное поведение птиц запускается изменением соотношения темного и

светлого времени суток, т.е. фотопериодом.

Круглая клетка Крамера для изучения миграционного поведения птиц


Слайд 28Как птицы находят дорогу?
1. Солнечный диск, т.е. ориентация по солнечному свету.



Слайд 29Как птицы находят дорогу?
2. Звездное небо, т.е. птицы ориентируются на определенные

звезды и созвездия




Слайд 30Как птицы находят дорогу?
3. Магниторецепция, т.е. по магнитным линиям земли


Слайд 31Зачем птицы это делают — в чем значение (функция) этого поведения?


Слайд 32Примеры «птиц-бунтарей»
Обыкновенная кряква (слева самка, справа самец).

Гнездится по всей Северной Америке и Евразии
Гавайская кряква

(слева) и лайсанский чирок

Черный шелковистый свиристель (слева самец, справа самка)

Выводит потомство, т.е. гнездится, 2 раза в год.
Летом в Калифорнии, а осенью в Колорадо.


Слайд 33Как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются?


История расселения видов:
Все наши перелетные птицы – выходцы из Африки и Южной Азии. Поэтому считается, что пути миграции в общих чертах повторяют пути расселения вида.

Овсянка-дубровник — азиатский вид, недавно расселившийся в Европу, вплоть до Прибалтики.

Гнездовой (красный) и зимовочный (зеленый) ареалы овсянки-дубровника


Слайд 34ВОПРОС 6: ЕСТЬ ЛИ У МУРАВЬЯ УШИ? ЧЕМ СЛЫШИТ МУРАВЕЙ?


Слайд 35Мирмекологи знают, что муравьи слышат!

Хордотональный орган муравья
Каждый сколопидий состоит из трех клеток, одна

из которых — нервная.
Если поверхность, к которой прикасается муравей, станет колебаться, то кутикула начнет тянуть сколопидий. Когда сколопидий растягивается, то нервная клетка под воздействием натяжения возбуждается и отправляет импульс в соответствующий нервный узел.

Хордотональный орган обеспечивает
так же проприорецепцию, т.е. чувствует растяжение мышц и определяет положение тела в пространстве


Слайд 36Слышат ли муравьи «воздушные» звуки?

Джонстонов орган насекомых


Слайд 37Слышат ли муравьи «воздушные» звуки?
Трихоидные сенсиллы



Слайд 38Усики муравья (электронная микрофотография).

На усиках расположены джонстоновы органы, а также

много трихоидных сенсилл, но неизвестно, достаточно ли они чувствительны, чтобы слышать звуки.



Слайд 39Как муравьи используют звуковую сигнализацию
Муравьи-кампонотусы, или древоточцы, выгрызающие свои гнезда в

древесине, ударяют челюстями или брюшком по стенкам гнезда, чтобы призвать сородичей на его защиту.

Многие муравьи умеют стрекотать, потирая брюшком о специальные «тёрки» на стебельке между грудью и брюшком.


Слайд 40Оказалось, что у муравьев-листорезов вибрация брюшка передается к челюстям (мандибулам). Когда

мандибулы режут лист, то вибрируют с частотой около 1 кГц (тысячу раз в секунду!). Благодаря этому лист режется если и не быстрее, то ровнее и аккуратнее.


Маленький муравей защищает собрата от нападения мух


Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика