Биология как наука, её история. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой природы. Признаки живых организмов презентация

Содержание

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк 1802

Слайд 1 Тема: Биология как наука, её история. Методы исследования в биологии. Уровни организации

живой природы. Признаки живых организмов.

Слайд 2Жан Батист Пьер
Антуан де Моне Ламарк
1802


Слайд 3Основные направления современной биологии

Классическая
биология
Эволюционная
биология
Физико-химическая
биология


Слайд 4Этапы развития биологии
1. Период до появления
земледелия и скотоводства
Накопление знаний о
человеке,

растениях, животных


2. Период
земледелия и скотоводства


Дальнейшее накопление знаний о
человеке, растениях, животных


Слайд 53. Появление древних
государств (Греция, Рим)

Систематизация знаний о
человеке, растениях, животных
Аристотель
Теофраст


Гален

Описал около
500 видов
животных.
Создал первую
систему их
классификации.
Заложил основы
сравнительной
анатомии. Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой

«Отец» ботаники.
Описал разные
органы растений.
Заложил основы
классификации
растений.
Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой

Выдающийся
римский врач.
«Отец» медицины.
Описал
органы человека.
Заложил основы
анатомии
человека

Основа для развития европейской
биологической науки,
не менялась до VIII в. н.э.


Слайд 64. Период
Средневековья
(V–XV ст. н. э.)

Торможение развития биологии,
преобладание религиозных взглядов


о создании материи Богом

Биология развивалась преимущественно
как описательная наука.
Накопленные факты часто были искаженными.
Например, встречаются описания различных мифических существ,
например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом,
сирен, русалок, спрутов и т.д.


Слайд 75. Период
Возрождения
(ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)

Развитие биологической науки,
изучение строения и

функций
различных биологических объектов

Роберт
Гук
(1635–1703)
Изобретение
Микроскопа, введение термина «клетка»

Антони ван
Левенгук
(1632–1723)
Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови

Карл
Линней (1707–1778)

Ввел термин «вид».
Основал современную
систематику, а также соз- дал собственную
классификацию растений
и животных. Ввел ла- тинские научные
названия видов,
родов и других сис- тематических категорий,
описал свыше 7500 видов
растений и около 4000 видов животных


Слайд 86. Создание клеточной
теории и развитие
эволюционных идей
(ХІХ ст. н.

э.)


Резкий всплеск развития биологии,
борьба материалистических и
идеалистических взглядов
о возникновении материи

Теодор
Шванн (1810–1882)
Один из авторов клеточной теории
(Шлейден и Вирхов)

Жан-
Батист Ламарк
(1744–1829)
Автор первого эво-люционного учения

Чарльз
Дарвин (1809–1882)
Автор первой эволюцион-ной теории

Эрнст
Геккель (1834–1919)
Ввел термин «экология». Заложил основы филогении


Слайд 97. «Генетический» период
(с 1900 года)

Преобладание материалистических
взглядов, открытие закономерностей


наследственности и изменчивости

Томас Хант Морган
Хромосомная теория наследственности

Уотсон и Крик
Структура ДНК
(1953)

Грегор Мендель
(1822–1884)

Уильям Бетсон
(1861–1926)
Термин «генетика»
(1908)


Слайд 10Гуго де Фриз
(1848–1935)
Термин
«мутация»
сосредоточил свое внимание на практическом применении генетических

закономерностей в селекции культурных растений.

Эрих Чермак
(1871–1962)


Карл Корренс
(1864–1933)

работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.

Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г.


Слайд 11Инструменты науки биологии


Слайд 16Наука как сфера человеческой деятельности
Научный факт (греч. factum - сделанное) им

является лишь тот факт, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Слайд 17Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Сравнительный – выявление

сходства и различия между организмами и их частями.
Исторический – сопоставление фактов с ранее известными фактами.
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Слайд 18Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.


Слайд 19Научные методы
Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их

частями..

Слайд 20Научные методы
Исторический
сопоставление
фактов с ранее
известными
фактами.


Слайд 21Научные методы
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.


Слайд 241. Молекулярный – это уровень сложных органических веществ – белков и нуклеиновых

кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.
2. Клеточный. На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.
3. Органно-тканевой (тканевой) – характерен только для многоклеточных организмов.
4. Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.
5. Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.
6. Биогеоцентический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, а так же саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.
7. Биосферный. На этом уровне происходит глобальный круговорот веществ и превращение энергии, а так же взаимодействие живого и неживого вещества планеты.


Слайд 25Уровни организации живой материи.
Каждый уровень обладает всеми основными свойствами живого.

Эти системы

специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования.

Выделение уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

Слайд 26 Организм (лат. оrganizo- «устраиваю», «придаю стройный вид») — это самостоятельно существующая единица

органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения внешней среды.

Слайд 27 Организм может существовать лишь при постоянном взаимодействии с окружающей его внешней

средой и самообновляется в результате такого взаимодействия

Слайд 28Признаки живых организмов
Сходный химический состав.
Клеточное строение.
Обмен веществ и энергии.
Питание.
Дыхание.
Выделение.
Движение.
Рост и развитие.
Раздражимость.

Размножение.


Слайд 29СХОДНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ
В состав живых организмов входят те же химические элементы,

что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. Элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, алюминием и натрием. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента — углерод, кислород, азот и водород.
Только в живых организмах можно выделить органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Организмы способны накапливать отдельные химические элементы.


Слайд 30КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ


Слайд 31ОБМЕН ВЕЩЕСТВ


Слайд 32ПИТАНИЕ


Слайд 33ДЫХАНИЕ


Слайд 34ВЫДЕЛЕНИЕ


Слайд 35ДВИЖЕНИЕ


Слайд 36РОСТ И РАЗВИТИЕ


Слайд 37РАЗДРАЖИМОСТЬ


Слайд 38РАЗМНОЖЕНИЕ


Слайд 39ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Ответить на вопросы:
Существует мнение, что химический состав объектов живой

и неживой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.
Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма?
Всегда ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Приведите примеры.
Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один (например, только обмен веществ.)

Слайд 402. Заполнить таблицу: «Уровни организации живой материи»


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика