Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Щегловой Елены Константиновы
____________________________________________________МБОУ Наримановского района
«Средняя Общеобразовательная школа № 2»
На тему: «Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
«Мир под микроскопом»
(форма реализации – кружок)»
____________________________________________
Слайд 2Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Мир под микроскопом» учителя
химии, биологии, обж МОУ СОШ с. Рыбушка Саратовского района Саратовской области Кабардиной О.В. и направлена на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность с учётом региональных, в том числе экологических, особенностей, на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также на развитие креативных качеств – гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличию своего мнения, коммуникативных качеств; охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия (программа рассчитана на 17 аудиторных часов).
Слайд 3Цели и задачи реализации программы
Цели и задачи реализации программы:
Цели:
вовлечение учащихся в
процесс познания живой природы;
формирование самостоятельной познавательной деятельности и поисково-исследовательских и коммуникативных умений учащихся.
Задачи:
познакомить учащихся с многообразием мира живой природы;
развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Слайд 4Формы и методы работы
Познавательные беседы, поисковые и научные исследования, постановка и
решение проблемных вопросов, проекты, наблюдения, поиск и фиксация информации, лабораторные работы, просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, плакатов, моделей и макетов.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений учащихся.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Слайд 5Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Биологическая лаборатория и правила работы в
ней (1 ч)
Цели и задачи, план работы кружка. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Тема 2. Методы изучения живых организмов.
Увеличительные приборы (2 ч)
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Лупа. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1 «Ознакомление с устройством микроскопа, овладение приёмами пользования им».
Слайд 6Содержание программы
Тема 3. Клетки растений под микроскопом.
Изготовление микропрепаратов и их
изучение (6 ч)
Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение строения растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, арбуза, шиповника, клубня картофеля, листа элодеи, кожицы листа и их изучение под микроскопом.
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи луковицы лука, рассматривание его под микроскопом».
Лабораторная работа № 3 «Рассматривание пластид под микроскопом».
Лабораторная работа № 4 «Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Слайд 7Содержание программы
Тема 4. Бактерии, грибы, лишайники под микроскопом (7 ч)
Бактерии. Приготовление
сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Плесневые грибы. Выращивание белой плесени мукора и изучение её под микроскопом. Дрожжи. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.
Лабораторная работа № 5 «Изучение культуры сенной палочки под микроскопом».
Лабораторная работа № 6 «Рассматривание мукора под микроскопом».
Лабораторная работа № 7 «Строение дрожжей под микроскопом».
Слайд 8Содержание программы
Исследовательская работа № 1 «Изучение бактериологического состояния рук».
Исследовательская работа №
2 «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.)».
Тема 5. Подведение итогов работы факультатива
(1 ч)
Представление результатов работы. Анализ работы.
Слайд 9Требования к уровню подготовки учащихся
Знать методику работы с биологическими объектами и
микроскопом, понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Выделять объект исследования.
Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.
Работать в группе.
Пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Вести наблюдения окружающего мира.
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Мир под микроскопом» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения учащихся.
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
- аргументировать свою точку зрения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться увеличительными приборами, лабораторным оборудованием;
- готовить микропрепараты растительных тканей, плесневых грибов,
дрожжей;
- выращивать культуры бактерий сенной палочки, навозного настоя, загнивающих семян гороха и изучать их под микроскопом;
- готовить питательную среду для выращивания микроорганизмов,
проводить «посев» микроорганизмов.
Слайд 10Результаты изучения программы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Мир под микроскопом» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения учащихся.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Слайд 11Результаты изучения программы
Познавательные УУД:
формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
аргументировать свою точку зрения.
Слайд 12Результаты изучения программы
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
называть методы изучения живой природы;
проводить биологические опыты
и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться увеличительными приборами, лабораторным оборудованием;
готовить микропрепараты растительных тканей, плесневых грибов,
дрожжей;
выращивать культуры бактерий сенной палочки и изучать её под микроскопом;
готовить питательную среду для выращивания микроорганизмов,
проводить «посев» микроорганизмов.
Слайд 13Уровни результатов внеурочной деятельности
1уровень – приобретение социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта
2 уровень – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде.
Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, в Интернет).
Портфель достижений школьников.
Слайд 14Информационно-методическое и ресурсное обеспечение
Биологический эксперимент в школе: Кн.: для учителя /
А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя биологии).
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 192 с.: ил.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Д.В. Григорьев, П.В.Степанов М.: Просвещение, 2013.
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы для учащихся по биологии: Растения: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб.– М.: просвещение, 1988. – 144 с.: ил.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013 г.