Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Сажневой Татьяны Александровны
ГБОУ «Школа №285 имени В.А. Молодцова» г. Москвы, СВАО
На тему:
Программа элективного курса «Сложные вопросы в изучении биологии»
Слайд 2Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сложные вопросы в
изучении биологии» разработана как программа эколого- биологической направленности и предназначена для более глубокого освоения наиболее сложных тем школьного курса «Биология». Материал программы рассчитан на учащихся 8-11 классов (13-17) лет. Курс спланирован на 1 год обучения, в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность программы обусловлена необходимостью более детального рассмотрения трудных вопросов разделов «Цитология», «Гистология», «Генетика» и др.
Программа предполагает практический, опытный, игровой аспекты деятельности, сочетание индивидуальной и групповой работы обучающихся с использованием ИКТ и привлечением детей к проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 3ГБОУ «Школа №285 имени
В.А. Молодцова»
Школа №285 имени В.А. Молодцова является общеобразовательным комплексом в который входят 14 отделений (8 дошкольных, 5 школьных (одно из которых для детей с ограниченными возможностями), отделение дополнительного образования и социально-психологическое отделение).
Старшие классы - 10-11 имеют профильные направленности: физико-математическую, информационно-технологическую, социально-экономическую, социально-гуманитарную, психолого-педагогическую и химико-биологическую.
Поэтому работа в области дополнительного образования, внеурочной деятельности по определенным профилям необходима для самоопределения учащихся и дальнейшего выбора профессии.
Слайд 4Цель и задачи курса
Целью программы является развитие мировоззренческих и познавательных основ
деятельности юного биолога-исследователя, расширение профильных компетенций, способствующих дальнейшей профессиональной ориентации.
Задачи:
Обучающие – повышение биологической грамотности, формирование основных понятий изучаемых дисциплин, приобретение практических знаний и умений;
Развивающие – повышение познавательного интереса и мотивации личности к творчеству и решение практических задач, развитие самостоятельного мышления;
Воспитательные – формирование у обучающегося социальной активности, культуры общения, активного поведения в социуме
Слайд 5Формы и режим занятий
Реализация основных педагогических задач программы обеспечивается учебными занятиями
в группах по 10-12 человек (формы занятий – лекции, практические работы, игровые занятия, экскурсии), также работа в мини-группах и индивидуальное консультирование (проектно-исследовательская работа).
Слайд 6Результаты образовательной программы
В результате проведенных занятий обучающиеся будут знать основные понятия,
закономерности и законы биологии; оперировать понятиями при объяснении соответствующих явлений молекулярной биологии с привлечением примеров из практики (медицины, промышленности, сельского хозяйства; уметь работать со световым микроскопом и лабораторным оборудованием, заниматься фото- и видеосъемкой лабораторных объектов выполнять проектно-исследовательские работы; работать с научной литературой и другими источниками информации, составлять презентации, подбирать и анализировать собранный материал, аргументировать собственную позицию, представлять свою работу.
Слайд 7Основное содержание
Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой курса, правила техники безопасности
при работа в кабинете, лаборатории, на экскурсиях.
Раздел I. Методы исследования живой природы. В данном разделе обучающиеся знакомятся с разнообразием методов исследования живой природы. Отрабатывают навыки работы с лабораторным оборудованием, учатся работать с научной литературой.
Раздел II. Живая материя. В данном разделе учащиеся получают сведения об уровнях организации, признаках и свойствах живой материи. На практических занятиях и экскурсиях учатся наблюдать объекты живой природы, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Слайд 8Основное содержание
Раздел III. Проектно-исследовательская работа. На данном этапе обучающиеся учатся выполнять
проектную работу с элементами исследования. Продолжают работать с научной литературой, учатся отбирать и оформлять материал, анализировать, делать выводы, составлять презентации, выступать.
Слайд 11Итоги реализации программы
могут быть представлены через:
отчет – сообщение по результатам исследования;
публичные
выступления и защита на мини - конференциях, семинарах;
оформление «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
выставки творческих работ;
участие в эколого-биологических конкурсах, олимпиадах, а также проведение мероприятий для учащихся 5-7 классов.
Слайд 12Литература:
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. 2000г.
Биология. Справочник школьника и
абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. 1999 г.
Гвоздев В.А. и др. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. 1989г.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. 1998г.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. 1981г.
Рувинский А.О.и др. Общая биология. 2001г.
Степанов В.М. Структура и функции белков. 1996г.
Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. 1999г.
Уиллет Э. Генетика без тайн. 2009г.