Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Рыбалки Галины Николаевны __________________________________
Фамилия, имя, отчество
МОБУ ООШ №18 .г .Кореновск, Краснодарский край, Кореновский район
На тему: «Определение кислотности почвы
на пришкольном участке»
Слайд 2Аттестационная работа выполнена в жанре методической разработки и представляет собой результат
исследования кислотности почвы.
Краткая характеристика ОУ
1. Общеобразовательное учреждение.
2. Основная общеобразовательная школа.
3. Контингент учащихся формируется в основном за счет детей микрорайона. В настоящее время обучается 360 человек.
4. В начальной школе работают 6 учителей, в старших классах –12.
5.Материально-техническая оснащенность образовательного процесса:
каждый класс начальной школы имеет отдельный учебный кабинет. Учебные кабинеты оборудованы мебелью, необходимой для
обучения учащихся, наглядными пособиями для начальной школы. Имеются ТСО, интерактивные доски.
6.Учащиеся имеют возможность работы в кабинете информатики. Есть постоянный выход в сеть интернет.
С 2009 года школа работает по ФГОС . Школа реализует программы дополнительного образования различной направленности.
В школе организуются интеллектуальные, спортивные и творческие соревнования, проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 3
Цель выполнения методической работы:
Научить учащихся определять кислотность почвы на пришкольном участке
для планирования и проведения мероприятий направленных на окультуривание почвы.
Задачи:
1)Изучить виды почв и их свойства.
2) Научить определять кислотность почвы различными способами .
3)Составить агрохимическую характеристику почвы пришкольного участка.
4)Выяснить, какие мероприятия необходимо проводить для окультуривания почвы и повышения её плодородия.
Слайд 4Введение.
Актуальность работы заключается в том, что изучение кислотности почвы на
пришкольном участке имеет и познавательное, и хозяйственное значение. Получить экологически чистую продукцию и украсить близлежащую территорию школы декоративными растениями, можно только тогда, когда знаешь, как сделать почву более плодородной и на основе этого, принять меры по повышению плодородия.
Работа может выполняться в форме индивидуальных или групповых учебных исследований.
Слайд 5
Методы исследования:
-Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
-Практический (изучение морфологических признаков почвы);
-
Химическое исследование (определение кислотности почвы )
Слайд 6
Этапы выполнения учащимися исследовательского проекта
1.Изучение теоретического материала
2.Выделение проблемы, постановка целей
и задач исследования
3.Формулировка рабочей гипотезы
4.Освоение методики исследования
5.Сбор собственного экспериментального материала
6.Обработка собранного материала
7.Обобщение, анализ, выводы
8.Представление исследовательской работы
Слайд 7
Оформление исследовательской работы
Содержание
Введение
1. Общая характеристика почвы
1.1 Определение понятия «почва»
1.2
Почвы, их виды и свойства
1.3 Роль почвы в природе, жизни человека
2. Исследование почвы на пришкольном участке
2.1 Описание пришкольного участка
2.2 Определение морфологических признаков почвы.
2.3 Кислотность почвы и методы её определения
2.4.Определение кислотности почвы
3.Выводы и рекомендации
4.Заключение
5.Список литературы и интернет – ресурсов
6.Приложение
Слайд 8Оформление исследовательской работы
Изучение теоретического материала лежит в основе оформления первой части
содержания.
Само исследование и выявление результатов оформляется-- во второй части содержания. Здесь же отражаются результаты применения практического метода (изучение морфологических признаков почвы).
Слайд 9Методика определения
плодородия почвы
Выкопать яму на глубину 25см. С отвесной
стенки
срезать лопатой пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. Затем ножом вырезать небольшой образец почвы и подбросить его на лопате два раза.
Если почва распалась на комочки размером от
просяного зёрнышка до горошины, значит почва на участке имеет зернистую структуру. Это говорит о высоком плодородии почвы.[1]
Для определения кислотности почвы, нужно взять пробы почвы с разных участков. Приложение 1
Слайд 10Оформление исследовательской работы
Основная часть исследовательской работы описывается во второй части: способы
определения кислотности почвы: «народным способом», с помощью уксуса, проведением агрохимического анализа почвы и в ходе проведения лабораторной работы с помощью лакмуса. Приложение 2. Если в ходе лабораторной работы выясняется, что почвы , взятые для анализа в нескольких местах на пришкольном участке кислые или слабокислые , то эти почвы требует минерализации, так как многие культурные растения не переносят «закисление почвы» и урожай становится низким.
Слайд 11Рекомендации
Для улучшения качества почв с незначительно повышенной кислотностью
осуществляют известкование: вносят соли кальция.
Известкование действует на почву многосторонне: улучшает деятельность клубеньковых и азотфиксирующих бактерий, повышает повышает эффективность минеральных удобрений; улучшает структуру почв, их водный и воздушный режим; способствуют развитию корневой системы растений.
Основное известковое удобрение – молотый известняк. большинство растений хорошо развиваются при нейтральной или слабокислой реакции почвы (диапазон pH 6.0–7.0). это такие растения как бархатцы, гайлария,: агератум, акроклинум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла и т.д. .[1]
Слайд 12Растения-индикаторы Первыми признаками повышенной кислотности, является наличие в больших количествах на
участке таких сорняков как анютины глазки, лютик и хвощ.
Растения - индикаторы кислых почв 1 — Мята полевая; 2 — Иван-да-Марья; 3 — Фиалка собачья; 4 — Белоус торчащий; 5 — Вероника длиннолистная; 6 — Звездчатка средняя; 7 — Торица полевая; 8 — Подорожник средний; 9 — Лютик ползучий; 10 — Пикульник красивый; 11 — Щавель воробьиный.
Растения — индикаторы слабокислых и нейтральных почв: 1— Клевер луговой; 2 — Горчица полевая; 3 — Хохлатка полая; 4 — Чина весенняя; 5 — Ластовень обыкновенный; 6 — ветреница лютичная; 7 — Звездчатка жестколистная; 8 — Живокость полевая; 9 — Печеночница благородная; 10 — Шалфей луговой; 11 — Бодяк огородный. Приложение3.
Растения-индикаторы слабокислых и нейтральных почв: Клевер луговой и Бодяк огородный. Но не всегда следует доверять растениям и нужно проверить кислотность другими методами. .[1]
Рекомендации
Слайд 13Выводы и рекомендации.
Многие из овощей – салат, капуста кочанная и
цветная,
свекла, огурцы, лук, спаржа и большинство цветов:
эшольция, годеция, цинерария, целозия, портулак,
петуния, гипсофилла, бессмертник, лен, настурция,
нигелла, портулак, бархацы, флоксы, рудбекия. .[1]
Учащиеся должны прийти к выводу:
Умение быстро определять кислотность почвы имеет большое практическое значение не только
для работников сельскохозяйственного производства, но и для любого человека, занимающегося выращиванием растений.
Слайд 14
Список использованной литературы и интернет – ресурсов
1.«Школа и производство». Ежемесячный научно-методический
журнал.№6.1989. Москва. Издательство «Педагогика», «Школа и производство»,1989
2.festivalnauki.ru›vystavka/6456…pochva-pod-nogami
3.http://www.zoodrug.ru/topic3567.html
Слайд 15Приложение 1
Проба почвы №1
Проба почвы №2
Проба почвы №3
Проба почвы №4
Слайд 16Приложение 2
Таблица 1.Определение кислотности почвы с помощью индикатора - лакмуса
Слайд 17Приложение 3. Растения- индикаторы слабокислых и нейтральных почв