Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ситалова Олеся Александровна
МБОУ СОШ №12 г.Лиски Воронежская область
На тему: образовательная программа учебного курса в 6 классе «Биологическое краеведение»
Слайд 2Жанр работы
Программа учебного курса «Биологическое краеведение»
предназначена для изучения в 6-м классе и рассчитана на 35 академических часа.
Учебный курс расширяет и углубляет знания учащихся по биологии и географии.
«Культурные растения, используемые в сельском хозяйстве Воронежской области», «Грибы Воронежской области» и другие темы по краеведению, которые лишь упоминаются в курсе биологии, здесь подробно рассматриваются.
Программа учебного курса конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися на уроках биологии и географии; продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии, экологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования.
Слайд 3Характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательня школа № 12"
г. Лиски было создано 12.04.1961года. Сотрудников в СОШ - 74, учеников - 976. В школе функционирует исторический музей, кружки по баскетболу и лапте, танцевальная студия.
Слайд 4
Цель курса: изучение биологического разнообразия растений, грибов, лишайников Воронежской области на
основе краеведческого принципа.
Задачи курса:
1.формирвать и развивать умения и навыки комплексного освоения знаний в биологии;
2. систематизировать и обобщить знания по биологии растений;
3. развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных и практических работ;
4. воспитывать экологическую культуру у школьников;
5. воспитывать патриотизм на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.
Слайд 5Формы организации исследовательской деятельности
Уроки с элементами исследования (работа с различными литературными
источниками, поиск необходимой
информации в сети Интернет и т.д., проектирование и т.д.).;
Групповые, подгрупповые и индивидуальные
занятия с учащимися;.
Практические занятия (лабораторные работы, практические работы, экскурсии);
Научно-исследовательские конференции для защиты рефератов, научно - исследовательских работ и проектов по данной тематике.
Слайд 6Основное содержание
Актуальность
Курс имеет большое практическое значение; он не только углубляет знания
о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, но и учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию. Воспитательная роль курса заключается в том, что он учит и помогает бережно и рационально относится к природным богатствам, способствует воспитанию любви к малой Родине. Расширяет кругозор, формирует такие черты, как целеустремлённость, коммуникативность.
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование.
4.Описание учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательной организации.
5. Планируемые результаты изучения учебного курса.
Слайд 7Планирование
Введение в биологическое краеведение (4 ч)
№ урока 1Тема: Биологическое краеведение как
раздел науки биология. Ботаническое краеведение.
Характеристика видов деятельности обучающихся: определять цели и задачи курса, предмет биологического краеведения.
№ урока 2 Тема: Изучение природы родного края учеными натуралистами. Методы биологических исследований.
Характеристика видов деятельности обучающихся: анализировать исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение данной области (местные ученые, внесшие серьезный вклад в изучение живой природы родного края).
№ урока 3 Тема: правила сбора и гербаризации растений. Практическая работа «Сбор гербарного материала».
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы
Слайд 8
№ урока 4 Тема: экскурсия «Растительный мир моего места проживания».
Характеристика видов
деятельности обучающихся: выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы.
Многообразие мира растений Воронежской области (13 часов)
№ урока 5 Тема: основы систематики и морфологии растений.
Характеристика видов деятельности обучающихся: устанавливать классификацию растений. Определять основные группы растительного мира: низшие растения – водоросли, высшие споровые растения – мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие.
№ урока 6 Тема: низшие растения Воронежской области.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять низшие растения – водоросли.
№ урока 7 Тема: наиболее распространенные водоросли водоемов Воронежской области, их значение в природе.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять наиболее распространенные водоросли водоемов, значение.
Слайд 9№ урока 8 Тема: разнообразие представителей Подцарства Высшие растения в Воронежской
области.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять высшие споровые растения – мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие
№ урока 9 Тема: споровые растения Воронежской области. Лабораторная работа: «Изучение видового разнообразия мхов и папоротников территории проживания».
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы
№ урока 10 Тема: семенные растения Воронежской области.
Характеристика видов деятельности обучающихся: определять семенные растения: голосеменные и покрытосеменные, их многообразие и роль в природе и хозяйственное значение.
№ урока 11 Тема: принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей.
Характеристика видов деятельности обучающихся: устанавливать принадлежности растений к определенной систематической группе.
Слайд 10№ урока 12 Тема: преобладающие виды дикорастущих растений Воронежской области (поселка,
села).
Характеристика видов деятельности обучающихся: устанавливать дикорастущих растений Воронежской области, города.
№ урока 13 Тема: семинар «Зеленая аптека».
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию по теме
№ урока 14 Тема: правила сбора, хранения, заготовки лекарственных растений в нашей местности.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять правила сбора, хранения, заготовки лекарственных растений.
№ урока 15 Тема: семинар «Осторожно, они ядовиты!».
Характеристика видов деятельности обучающихся:стистематизировать информацию по теме
№ урока 16 Тема: Культурные растения, используемые в сельском хозяйстве Воронежской области.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять культурные растения Воронежской области.
Слайд 11№ урока 17 Тема: практическая работа с гербарием и определительными карточками
травянистых растений.
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы
Грибы и лишайники. (2 ч)
№ урока 18 Тема: грибы Воронежской области
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять биологическое разнообразие грибов Воронежской области. Определять практическое значение.
№ урока 19 Тема: лишайники. Практическая работа «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников».
Характеристика видов деятельности обучающихся: выявлять многообразие и значение лишайников в Воронежской области. Выполнять проектное, оценивать результаты работы
Растения и окружающая среда. (9 ч)
Слайд 12№ урока 20 Тема: взаимосвязь растений и окружающей среды. Характеристика видов
деятельности обучающихся: распределение растительности в Воронежской области.
№ урока 21Тема: сезонные изменения растений (на примере растений пришкольной территории). Фенологические наблюдения за растениями.
Характеристика видов деятельности обучающихся: сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры
№ урока 22 Тема: экскурсия «Время года (осень, зима, весна) в жизни растений, грибов, лишайников».
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание, оценивать результаты проделанной работы
№ урока 23 Тема: жизнь растений в сообществах. Характеристика видов деятельности обучающихся: искусственные сообщества растений
№ урока 24 Тема: растительные сообщества водоемов, болот.
Характеристика видов деятельности обучающихся: уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность
Слайд 13№ урока 25 Тема: Растительные сообщества лугов.
Характеристика видов деятельности обучающихся: уметь
представлять свою работу, аргументировать деятельность
№ урока 26 Тема: Растительные сообщества наших лесов.
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию об основных оболочках Земли
№ урока 27 Тема: Смена растительных сообществ. Воздействие человека на растительные сообщества.
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию по теме
№ урока 28 Тема: Экскурсия «Природные сообщества в окрестностях школы»
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание. оценивать результаты
Охрана флоры родного края. (4 часа)
№ урока 29 Тема: Охрана растительных сообществ. Охраняемые территории Воронежской области.
Характеристика видов деятельности обучающихся: беседа с обсуждением проблемных вопросов
Слайд 14№ урока 30 Тема: красная книга Воронежской области.
Характеристика видов деятельности
обучающихся: уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность
№ урока 31 Тема: семинар «Редкие растения Воронежской области (моего района)».
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию по теме
№ урока 32 Тема: экскурсия «Изучение состояния растительного сообщества городского парка (леса)».
Характеристика видов деятельности обучающихся: выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы
Заключение. (3 часа)
№ урока 33-34 Тема: обобщающие занятия. Защита рефератов, научно- исследовательских работ.
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию по учебному курсу
№ урока 35 Тема: Задание на лето.
Характеристика видов деятельности обучающихся: систематизировать информацию
Слайд 15Планируемые результаты
Учащиеся должны знать основных представителей видового состава растений, грибов, лишайников;
особо охраняемые территории Воронежской области и т.д. Уметь характеризовать строение, значение представителей флоры области, обосновывать их взаимосвязь и т.д. Сформировать навыки проектной, учебно-исследовательской деятельности, самостоятельного применения приобретенных ЗУН, способность к аналитической, творческой.
Методы диагностики образовательного результата
Наблюдение, семинар (устный и письменный), собеседование (индивидуальное, групповое, подгрупповое) . компьютерное или письменное тестирование, анализ исследовательской или проектной работы.
Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности
Разработка учебного курса по обучению учащихся исследовательской и проектной деятельности на следующий учебный год, с включением его в учебный план школы.; разработка новых уроков с элементами исследовательской и проектной деятельности; вовлечение как можно большего числа учащихся в данный вид деятельности.